Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высадка





В.Г.Волович. На грани риска

------------------------- Москва, "Мысль", 1985 OCR Васильченко Сергей -------------------------

СОДЕРЖАНИЕ

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ

На шлюпке в океане Глоток воды

ЗНАКОМЬТЕСЬ, АКУЛЫ!

С ПАРАШЮТОМ НА ПОЛЮС "ПОЛЯРНАЯ МАРКИЗА" МЫ ЖДЕМ ВАС, КОСМОНАВТЫ

НА ГРАНИ РИСКА

Пролог Глава 1. На Север Глава 2. Дневник Глава 3. Новая кают-компания Глава 4. Предложение Глава 5. Будни ледового лагеря Глава 6. Потоп Глава 7. В преддверии Нового года Глава 8. Дела житейские Глава 9. Дневник (продолжение) Глава 10. Великое торошение Глава 11. Дневник (продолжение) Глава 12. На новой льдине Глава 13. Дневник (продолжение) У каждого, кто сам не является врачом, может возникнуть вопрос о смыслеэкспериментов, которые врачи проводят на себе. Наше время ставит передврачами новые вопросы, на которые они могут дать ответ, если будут наблюдатьнад собой, то есть на основании опытов на себе. Г. Глязер. Драматическая медицина

НА ШЛЮПКЕ В ОКЕАНЕ

Риск только тогда имеет право на существование, если он необходимобществу, для которого мы работаем и живем. Всякий другой риск бессмыслен иаморален. Человек должен знать, на что он идет, уметь в самой опаснойситуации поступать сообразуясь с разумом, со знаниями, опытом. Тогда онсможет не только одерживать победы над опасностью, но одерживать во имявысокой цели. Ю. Гарнаев. Слово о риске

ПРОЛОГ

Говорят, что наша Земля из космоса кажется голубой. Может быть, этоморя и океаны придают планете такую окраску, ведь они занимают почти тричетвертых ее поверхности? Многие века океаны разделяли человечество. Многиевека европейцы и не подозревали, что там, за синей чертой горизонта, лежитдругой, неведомый мир, что эти неизвестные материки, острова и архипелагинаселяют многочисленные народы со своими заботами и надеждами, радостями итревогами, с богатой культурой, со своими злыми и добрыми богами. Но вот в океан, в неизвестность устремились широкогрудые каравеллыКолумба и Кабрала. Ведомые Магелланом, обогнули земной шар португальскиемореходы. А Васко да Гама, миновав южную оконечность Африки, проник вИндийский океан. Начался новый стремительный разворот в историичеловечества. И вот уже почти пять столетий океаны объединяют людей различныхконтинентов, связывая их бесчисленными нитями. Тысячи и тысячи кораблей везут "за море и обратно" пассажиров, лес ируду, нефть и зерно. Бесчисленные флотилии рыболовных судов денно и нощнопашут голубую ниву, собирая живой урожай. Все безопаснее становится мореплавание. Все надежнее средства связи инавигации. Но по-прежнему грозен океан, и каждый год сотни судов исчезают вего пучине. Их губят штормы, пожары и столкновения, скалы и мели. Их губят ичеловеческая алчность, и легкомыслие. Если сложить тоннаж всех судов,затонувших только в 1979 году, получится огромная цифра - 2,3 миллиона тонн!А ведь сюда не входят ни рыболовные суденышки, ни катера, ни яхтыводоизмещением менее пятисот тонн. На перекрестке между оживленными лондонскими улицами Лайм-стрит иБилитер-стрит возвышается, словно крепость из светло-серого камня, зданиеЛлойда. Своим рождением эта одна из крупнейших страховых корпораций обязанамаленькой скромной кофейне на Тауэр-стрит, одной из многочисленных кофеен,что, как грибы после дождя, появились в Лондоне в конце XVII века. Застоликами в ее небольшом уютном зале можно было встретить и бородатыхкапитанов с загорелыми, продубленными ветрами всех румбов лицами, истепенных арматоров - владельцев могучих бригов и быстроходных клиперов, ипронырливых дельцов, и расчетливых фрахтовщиков. Мерно текли беседы, поднимались к закопченному потолку кольца дыма изпрокуренных трубок, бесшумно скользили между столиками официанты. Здесьможно было узнать последние морские новости, заключить выгодный фрахт,подписать контракт. Хозяин кофейни Эдуард Д. Ллойд, человек деловой ипредприимчивый, быстро оценил пользу этих стихийных собраний, и вскоре поего инициативе возникло общество, занявшееся страхованием и классификациейморских судов. В 1696 году вышел первый номер газеты "Ллойд ньюс". На еестраницах сообщалось о выходе судов из всех портов мира и времени ихприбытия, о морских катастрофах, о маяках и фрахтах. Прошли годы, исегодняшний посетитель Ллойда, миновав важного швейцара в длинной чернойливрее, оказывается в просторном, длиной 102 и шириной 36 метров, зале,именуемом "Андеррайтер рум". Облицованные черным мрамором пилоны тянутся пообеим сторонам зала, а все пространство между ними перегорожено деревяннымицерковными скамьями с высокими спинками, образующими бесчисленныеячейки-боксы. Здесь, уместившись на крохотном пространстве у стола,вооруженные лишь телефоном, калькулятором и авторучкой, представителикорпорации - андеррайтеры ведут неторопливые беседы с брокерами - посланцамилюдей, жаждущих обезопасить свое имущество от воды, огня, землетрясений илюбых других неожиданностей. Среди деловой толпы издалека можно заметитьлюдей, одетых в старинные черные ливреи с красными отложными воротничками,точь-в-точь как официанты в кофейне старика Ллойда. Их и теперь поукоренившейся традиции зовут официантами. Только вместо кофе они готовы попервому требованию попотчевать нуждающегося деловым советом. В центре залана возвышении, напоминающем университетскую кафедру, восседает клерк,облаченный в красную мантию с черным шалевым воротником. Неподалеку наспециальном аналое лежит внушительного размера фолиант в кожаном переплете -"Книга аварий". Каждое утро клерк, вооружившись гусиным пером, старательнозаносит в нее аварии или катастрофы, происшедшие за минувшие сутки в океане. Прямо над кафедрой к чугунной решетке замысловатого литья подвешенбольшой медный колокол. Это знаменитый колокол-рында с фрегата "Лютин"*,некогда затонувшего у берегов Голландии. В прошлом удар колокола означал, что судно опаздывает с приходом впорт. Ныне его звоном оповещают о важном известии: один удар - плохом, дваудара - хорошем. Впрочем, при современных средствах связи в этом нет никакойнеобходимости. Но англичане верны традициям. Стучат телетайпы, надрываютсятелефоны, и со всех концов света то и дело приходят сообщения о трагедиях вокеане: "В 215 милях к востоку от Бермудских островов затонулозападногерманское судно "Элма Трес". Экипаж в двадцать четыре человека,покинувший судно, не обнаружен"; "Японское судно "Сиокай Мару" затонуло вовремя шторма в 18 километрах от острова Окусири. Погибло пятнадцатьморяков"; "В Яванском море потонуло индонезийское судно-паром "Тампонас-2".Четыреста с лишним человек спасти не удалось"; "В 90 милях от восточногопобережья Канады во время шторма загорелось греческое торговое судно"Эфтимис". Двадцать шесть моряков покинули судно. Судьба их неизвестна";"Штормы у южного берега Сулавеси потопили четыре судна. Утонули пятьдесятдва человека". * 10 октября 1799 года английский порт Ярмут тайно покинул фрегат"Лютин". Это был тот самый "La Lutine", который англичане захватили шестьлет назад во время удачного набега на французскую морскую крепость Тулон. С той поры быстроходный тридцатидвухпушечный красавец фрегат участвовал во многих морских сражениях. Но на этот раз его миссия была иной. Лишь немногие высокопоставленные чины Адмиралтейства знали, что в трюмах корабля,тщательно укрытые от любопытных глаз, покоятся золотые и серебряные монеты и слитки на баснословную по тем временам сумму 20 миллионов фунтов стерлингов. Незаметно, под покровом тумана, миновав стоящие на рейде суда, корабльвышел в открытое море, держа курс на Гамбург. Но не прошло и нескольких часов, как разразился страшный шторм. Ураганный ветер сорвал паруса, сломал мачты. Искалеченное судно выбросило на мель Тершеллинг у берегов Голландии.Вскоре волны и ветер довершили начатое дело, и фрегат затонул, унося с собой сотню человеческих жизней и сокровища Британского казначейства. Шли годы. Много раз предприимчивые дельцы и искатели приключений безуспешно пытались добраться до подводного клада. В 1859 году наконец удалось извлечь из морской пучины часть золотых слитков на несколько сот тысяч фунтов стерлингов, заржавевшие пушки, часы, некогда принадлежавшие капитану фрегата, руль, из которого сделали кресло и стол для библиотеки Ллойда, и позеленевший медный колокол-рынду, ныне висящий над кафедрой в "зале страхования". И каждый год тысячи людей оказываются за бортом против своей воли. Ночто особенно печально, многие из них умирают, уже добравшись до спасательныхлодок, плотов, погибают, имея запасы воды и пищи. Что же послужило причиной их преждевременной гибели? Этот вопрос всякийраз задавал себе молодой французский врач Ален Бомбар. И каждый раз передего глазами возникала картина Теодора Жерико. Полуразбитый плот. Свесились вводу тела умерших. Лишь несколько уцелевших обитателей плота протягиваютруки к кораблю, виднеющемуся на горизонте. Это полотно художник написал последам трагедии, разыгравшейся в Атлантическом океане. После падения империи Наполеона во Франции утвердились Бурбоны. Со всехсторон ко двору стекались эмигранты-монархисты. Среди них был отставнойкапитан граф де Шомаре. Бездарный моряк не ступал на корабельную палубудвадцать лет и все-таки получил под свое командование эскадру. Онанаправилась к берегам Западной Африки для смены гарнизонов. В путинезадачливый флотоводец растерял в тумане корабли своей эскадры и посадилфлагманский фрегат "Медуза" на Аргенскую мель, что протянулась на 60 - 80километров от берегов Мавритании. Вода быстро заполняла трюмы. Началасьпаника. В шести спасательных шлюпках с трудом разместилось двести пятьдесятчленов экипажа и пассажиров. Для остальных ста сорока девяти сколотили плот.В центре его укрепили мачту с парусом. Здесь же привязали канатами пятьбочек с вином и ящик с продовольствием. Плот взяли было на буксир. Но гребцывыбивались из сил, и, лишь только тропический сумрак окутал океан, капитанШомаре приказал обрубить буксирный трос. Полторы сотни людей оказалисьброшенными на произвол судьбы. Океан штормил. Волны то и дело перекатывалисьчерез плот. Нелегко было удержаться на скользких бревнах. В первую же ночь двадцать человек упало в море. И никто даже непопытался им помочь. На следующее утро трое пассажиров покончили с собой,бросившись за борт. Весь день то вспыхивали, то затихали ссоры, перешедшие к вечеру внастоящий бунт. Недовольные нападали на офицеров, сгрудившихся в серединеплота. В ход пустили ножи, палки. Драка продолжалась всю ночь, а на утро недосчитались еще двух десятков пассажиров. Людей охватило какое-то безумие.Одни, упав на колени, взывали к богу. Другие, обессиленные страхом, ползалипо палубе, кусая друг друга за ноги. Третьи с яростным воплем бросались насоседей. На четвертый день в живых осталось всего шестьдесят три человека. А когда наступил одиннадцатый день, озверевшие люди выбросили в морераненых, чтобы воспользоваться их скудными порциями пищи. Прошла еще одна страшная ночь, затем другая. Когда утром тринадцатогодня плот заметили с "Аргуса" и обессилевших страдальцев одного за другимосторожно подняли на борт, их оставалось всего семнадцать. Семнадцать из стасорока девяти. Два года трудился художник над огромным - семь на пять метров -полотном. Он разыскивал по всей Франции уцелевших участников трагедии, и всеновые и новые персонажи, все новые и новые детали возникали под его кистью.И наконец в 1819 году картина,, получившая название "Плот "Медузы"", былазавершена. У картины, выставленной в галерее, непрерывно толпился народ,потрясенный трагедией в океане. Семнадцать из ста сорока девяти. И это всего за двенадцать дней. Призапасах, правда небольших, воды и пищи. Нет, не жажда и не голод сталипричиной их смерти. Их убил страх. Все, что читал и видел Бомбар, убеждало его в правоте своих выводов."Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, - записал он всвоем дневнике, - я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила нежажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха!" Страх. В нем разгадка. Это он повинен в гибели людей в океане. В общем-то страх вполне естественная реакция любого человека наопасность. "Не верю, что есть люди, не ведающие страха... Другое дело, когдаты перебарываешь страх духовной силой своей, с этим можно согласиться, это вприроде человеческой", - утверждает участник Великой Отечественной войны,командир дальнего бомбардировщика Александр Згеев. Действительно,эмоциональная реакция человека на ту или иную опасность зависит во многом отего воли. Поддавшись страху, человек теряет способность управлять своимидействиями. Любую, даже самую незначительную трудность он превращает впроблему, зачастую непреодолимую. И в то же время страх подавляемый иуправляемый оказывается стимулятором его активности, сообразительности,обостряет восприятие, умножает физические силы. Как говорил Оноре де Бальзак, "страх - явление столь сильно иболезненно действующее на организм, что все способности человека достигаютлибо крайнего напряжения, либо приходят в упадок". А бесстрашный итальянецжурналист и путешественник Вальтер Бонатти считает: "Бывает два рода страха- контролируемый страх и бесконтрольный. Ты контролируешь свой страх -значит, осознаешь опасности, которые могут встретиться тебе, и пытаешьсяизбежать их. В этом случае всегда найдешь выход. А бесконтрольный страх -это просто паника". Но как доказать эту истину маловерам и откровенным противникам этойидеи? Как вселить мужество в сердца тех тысяч людей, что оказались волеюслучая на утлых лодочках и плотах среди безбрежного океана? Как убедить их вуспешном исходе борьбы? - Надо самому отправиться в океан на спасательной лодке и насобственном примере доказать правоту своей идеи, - решил Бомбар. 19 октября 1952 года Лас-Пальмас покинуло крохотное резиновоесуденышко, нареченное "Еретиком", с единственным человеком на борту. Впередипростиралось безбрежное синее пространство. Он страдал от одиночества, от болезней, от всепроникающей сырости, отпалящего солнца. Вся его пища состояла из рыбы, выловленной самодельнойснастью. Жажду он утолял рыбьим соком - жидкостью, которую выжимал из тушек спомощью специального ручного пресса. Шестьдесят пять суток длилось это беспримерное плавание. 23 декабряБомбар высадился на песчаный берег острова Барбадос. Он похудел на 25килограммов, лишился ногтей на ногах, ослабел. Но он победил. Это был подвигво имя человека. И наверное, пример Бомбара, спас жизнь не одному моряку,оказавшемуся в беде. Да, воля и мужество помогают человеку выдержать тяжелейшие испытания.Но, увы, возможности человеческого организма не безграничны. Существуютпределы, за которыми изменения функций органов и тканей становятсянеобратимыми, и тогда наступает гибель. Как долго жара и холод в сочетании с голодом и жаждой могутвоздействовать на человека? Как лучше защитить человека от опасностей вокеане? Чтобы ответить на эти вопросы, исследователи не раз уходили в океан итам, покинув судно, превращались на время в терпящих бедствиемореплавателей. На зыбкой спасательной шлюпке, на тонком резиновом плотикеони испытывали себя зноем и жаждой, голодом и одиночеством, балансируя поройна грани риска, для того чтобы на каждом их совете и каждой рекомендациистояло: проверено на себе.

ВЫСАДКА

- Доброе утро, товарищи. Сегодня пятнадцатое февраля. Судовое время -семь часов. Наши координаты - два градуса северной широты, сто двадцатьшесть градусов пять минут восточной долготы. Температура воздуха - двадцатьсемь градусов. Температура воды - двадцать восемь. Штиль. - Вахтенныйштурман помолчал немного и затем продолжил: - Передаю объявление. Сегодня вдесять ноль-ноль в кают-компании состоится собрание участников шлюпочногоэксперимента "Дельфин". Участников просят не опаздывать. В десять часов утра в кают-компании собралось человек пятнадцать.Доктор Ракитин вместе с тремя сотрудниками отряда, именовавшегосямедико-биологическим, сидел во главе стола. Было десять минут одиннадцатого,когда он поднялся и, постучав карандашом по стакану, сказал: - Дорогие товарищи, прежде чем кто-либо из вас даст согласиеучаствовать в эксперименте, я хотел бы рассказать вам, в чем он состоит идля чего нужен... Несмотря на успехи современного мореплавания и достижениякораблестроителей, число аварий и катастроф в океане еще очень велико. Посведениям небезызвестной страховой корпорации Ллойда, с шестьдесятчетвертого по шестьдесят восьмой год затонуло семьсот пятьдесят судов. Атолько в семидесятом погибло триста пятьдесят два. Как видите, цифрывпечатляющие. После кораблекрушений немало людей, оказавшись на спасательных лодках иплотах, подолгу скитаются по волнам в ожидании помощи. По данным Бомбара,автора книги "За бортом по своей воле", ежегодно пятьдесят тысяч человекгибнут, уже находясь в спасательных судах. Задача нашего эксперимента -изучить изменения в организме человека, которые возникают при воздействиижары и укачивания, голода и жажды. Это поможет ответить на вопросы, каксохранить и продлить жизнь потерпевших кораблекрушение при минимальныхзапасах воды и пищи. Работать мы будем автономно. Нас высадят на шлюпке, оставят, таксказать, один на один с океаном, а судно уйдет продолжать исследования поэкспедиционному плану и вернется только через пять дней. Питаться будем специальным аварийным пайком. Норма воды - пятьсотграммов в сутки. Вот вкратце и все условия эксперимента. Так что обещаю вамжару, голод, жажду и немного романтики. Есть ко мне вопросы? - Лапин Игорь, гидролог, - сказал, поднимаясь, коренастый круглолицыйблондин, - у меня вопрос. Что это за аварийный паек, которым мы будемпитаться? - Три баночки по сто граммов мясной тушенки, три плитки шоколада,девяносто граммов галет и сто тридцать сахара. - Понятно. Не густо. - Скажите, Виктор Петрович, сколько воды мы здесь, на судне, пьем,чтобы сравнить с экспериментом? - спросил метеоролог Сашков. - Если учесть супы, чай, компоты и, конечно, сухое вино, то, думаю,литра четыре, а то и пять будет. - А на шлюпке всего пятьсот граммов. Маловато. Да, при такой норме водывраз ноги протянешь, - сказал молодой матрос, который за день до этогоуговаривал Ракитина взять его с собой на шлюпку. Вопросов было много. Интересовались, можно ли будет на шлюпке курить,ловить рыбу, читать книги и даже играть на гитаре. Наконец вопросы иссякли. Ракитин обвел взглядом всех сидевших застолом. - Вот что, друзья, - сказал он. - Работа будет нелегкая. Теперь вызнаете, что вас ждет. Поэтому прошу обдумать свое решение, взвесить своисилы. Всего требуется человек десять-двенадцать. Поэтому, если ктопередумал, мы в обиде не будем. Наступило молчание. Потом нерешительно поднялся и вышел один, за ним -второй, третий. В кают-компании осталось одиннадцать человек. Ракитин попросил оставшихся сесть поближе. - Высадка назначена на восемнадцатое, - начал он. - Значит, не считаясегодняшнего, осталось всего два дня. Придется поторопиться. Завтра всем сутра прибыть в лабораторию на медицинский осмотр. Бориса Семеновича, - онповернулся ко второму штурману, - попрошу заняться подготовкой шлюпки. С утра восемнадцатого каюта-лаборатория, которую занимал ракитинскийотряд, превратилась в склад всевозможного имущества: анкерки с водой,свертки байковых одеял, ящики с оборудованием, полиэтиленовые фляги длясбора мочи, медицинские приборы. Ракитин разрывался на части. Один анкерокплохо помыли, и вода в нем отдавала плесенью. Часть продуктов забылипринести из холодильника. Аккумуляторы не успели подзарядиться. Казалось,что высадку сегодня придется отменить. Но часам к двенадцати все утряслось.Имущество перенесли в спасательную шлюпку номер два, и боцман Володя Романюкотдавал последние приказания. Шлюпку вывалили за борт, и она повисла нашлюпбалках, поддерживаемая толстыми, с руку, стальными тросами. Романюкдернул рукоятку стопора. Тяжелая пятидесятиместная посудина плавно пошлавниз и без всплеска легла на воду. Все участники эксперимента в отглаженных голубоватых комбинезонах, снадетыми поверх ярко-оранжевыми спасательными нагрудниками, в белых шапочкахс огромными козырьками и прорезиненными мешками с личным имуществом в рукахвыстроились на корме. Капитан произнес прочувствованную напутственную речь,и члены экипажа "Дельфина" под громкие звуки марша, доносившегося издинамиков, один за другим стали спускаться по шторм-трапу. Все расселись набанках. Матросы взяли багры и по команде боцмана "Отваливай!" оттолкнулишлюпку от борта судна. Шлюпка качнулась и отошла. Через несколько минутмежду кораблем и шлюпкой образовалась широкая синяя полоса воды. За кормойсудна вскипел бурун. Провожающие замахали руками. Корабль басовито гуднул и,набирая скорость, двинулся к югу. Вскоре он растворился в голубоватой дымке,окутывавшей горизонт. - Вот мы и одни, - сказал Ракитин. - Давайте наводить порядок. Каждыйразберитесь в своих вещах, а то повернуться негде. Аварийные продукты ианкерки с водой - под корму. Иванчиков с Лебедевым, занимайтесьблагоустройством. Положите брезент на дно шлюпки, а поверх настелите одеяла.Вы, Слава, со своей радиостанцией устраивайтесь возле мачты. ВадимСергеевич, - обратился он к Савину, - давайте на корму. Там для вашейлаборатории самое удобное место. В общем, ребята, располагайтесь поудобнее.Жить предстоит почти неделю. - С новосельем, начальник. Неплохо бы и стопочку поднести, - сказал,весело подмигивая, Коля Лялин, - ну хотя бы водички холодной. Но, к сожалению, в первый день терпящим бедствие по инструкции неположено ни воды, ни пищи. За хлопотами время летело быстро, и Демин едва не прозевал срок выходана связь с судном. Он поспешно вытянул на всю длину телескопическую антенну,щелкнул тумблером и повернул ручку настройки, прислушиваясь к посвистамэфира. Наконец, настроившись на нужную волну, он поднес к губам микрофон и,нажав кнопку передатчика, стал вызывать "Академика": - "Дельфин", "Дельфин". Я "Дельфин-два". На связь... Судно отозвалось сразу, и в репродукторе послышался знакомый, неискаженный помехами голос начальника судовой рации Коли Щетинкина. - "Дельфин-два", "Дельфин-два". Я "Дельфин". Как слышите? Прием. Демин передал, что все в норме. Работа началась, настроение хорошее, иакул пока нет. Щетинкин напомнил, что на связь надо выходить каждые три часаи, пожелав успеха, отключился. Судно бродило где-то там, за горизонтом,отрабатывая очередной гидрологический полигон, а шлюпка тем временем, чутьпокачиваясь на легкой волне, начала свой пятидневный дрейф к югу. К вечеру океан разгулялся. На волнах появились белые барашки. Шлюпкастала зарываться носом в волну. Зазвенели растяжки мачты. Несколько человекуже лежали пластом. Ветер продолжал усиливаться, и Ракитин тревожновглядывался в небо, пытаясь угадать, чем грозит непогода.

Date: 2015-09-05; view: 306; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию