Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 31 Охлаждение электрических машин⇐ ПредыдущаяСтр 48 из 48
§ 31.1. Нагревание электрических машин и трансформаторов Работа электрической машины или трансформатора всегда сопровождается ее нагреванием, что является следствием происходящих потерь энергии. Все виды потерь энергии в итоге преобразуются в теплоту, которая частично отдается в окружающую среду, а частично идет на нагревание машин. Для выяснения закона нагревания электрических машин условно считают, что нагрев происходит равномерно по всему объему машины, а теплота одинаково рассеивается со всей ее поверхности. Напишем уравнение теплового баланса при указанных условиях: Qdt = Gcdx + Sλτdt, (31.1) где Qdt — количество теплоты, выделяемой в машине за время dt; Q — количество теплоты, выделяемой в машине в единицу времени; t — время; Gcdx — количество теплоты, поглощаемой частями машины и расходуемой на их нагревание; G — масса нагреваемой машины; с — удельная теплоемкость, т. е. количество теплоты, необходимой для нагревания 1 кг данного вещества на 1 °С; τ -превышение температуры машины над температурой окружающей среды; Sλτdt — количество теплоты, рассеиваемой с поверхности машины в окружающее пространство; S — площадь поверхности, с которой рассеивается теплота; λ— коэффициент теплового рассеяния, который представляет собой количество теплоты, рассеиваемой с единицы поверхности машины в 1 с при повышении температуры на 1 °С. В начальный период работы машина имеет температуру, практически не отличающуюся от температуры окружающей среды, т.е. т≈0. В этом случае Sλτdt≈ 0, а поэтому вся теплота, выделяемая в машине, идет на повышение температуры ее частей. Затем количество теплоты, рассеиваемой в окружающую среду, увеличивается. И наконец, через некоторое время машина настолько нагревается, что вся теплота, выделяющаяся в машине, будет рассеиваться в окружающую среду. При этом дальнейшее повышение температуры машины прекратится и наступит режим теплового равновесия, при котором вся теплота, выделяемая в машине, рассеивается с ее поверхности в окружающую среду: Qdt = Sλτycтdt, (31.2) где туст — установившаяся температура перегрева машины, т. е. наибольшее возможное превышение температуры машины над температурой окружающей среды 0i в данных условиях, °С; τуст == θуст-θ1 где 9уСТ — установившаяся температура нагрева машины, °С. Из (31.2) следует, что τуст = Q/(Sλ), (31.3) т. е. установившаяся температура перегрева машины не зависит от массы.машины, а определяется количеством: теплоты, выделяемой в машине в единицу времени, площадью охлаждаемой поверхности и коэффициентом рассеяния. Зависимость температуры перегрева машины τ от времени τ выражается равенством τ = τуст (1 –e-t/T), { (31.4) где е = 2,718 — основание натуральных логарифмов; Т — постоянная нагревания, показывающая то время, в течение которого данное тело нагревалось бы до наибольшей установившейся температуры, если бы не было рассеяния теплоты. Кривая нагревания т = f(t), построенная в соответствии с (31.4), показывает, что электрическая машина достигает установившейся температуры перегрева лишь по истечении длительного времени (рис. 31.1,а). Проведя касательную к кривой x — f(t) в ее начальной части, получим отрезок, численно равный постоянной 'нагревания Т. Если прекратится нагревание машины, например при отключении машины от сети, то уравнение теплового баланса примет вид 0 = Gcdt + Sλτdt, или — Gcdt = Sλτdt, (31.5) т. е. излучение теплоты с поверхности машины будет происходить за счет теплоты, накопленной в ней, и поэтому машина начнет охлаждаться. Изменение температуры перегрева в процессе охлаждения машины происходит согласно выражению τ= τустe –t/T(31.6) Кривая охлаждения х == f(t) представлена на рис. 31.1,6. Изложенные законы нагревания и охлаждения электрических машин применимы и для трансформаторов. Рис. 31.1. Кривые нагревания (а) и охлаждения (б) электрической машины Наиболее чувствительна к перегреву электрическая изоляция обмоток. Под действием высоких температур происходит тепловое старение изоляции, проявляющееся в ухудшении ее электроизоляционных и механических свойств. Электроизоляционные материалы, применяемые в электрических машинах и трансформаторах, делят на пять классов нагревостойкости. Каждому классу соответствует допустимая предельная температура нагрева, при которой изоляция может надежно работать в течение длительного времени (см. § 8.4). При превышении указанной температуры срок службы изоляции резко сокращается. Сильный перегрев машины может отрицательно повлиять и на другие ее элементы. Так, например, при значительном перегреве коллектор может потерять цилиндрическую форму, могут нарушиться пайки в «петушках» или же могут выйти из строя подшипники. Стандарты устанавливают предельно допустимые превышения температуры частей электрических машин и трансформаторов. В соответствии с ГОСТ 183—74 за температуру окружающей газообразной среды принята температура 40°С. Исходя из этого превышание температуры какой-либо части машины (°С) определяется выражением τуст = θуст - 40, (31.7) где θуст —установившаяся температура нагрева данной части машины, °С. Определение установившейся температуры нагрева обмотки 0уСт методом сопротивления состоит в измерении активного сопротивления этой обмотки до включения машины Г\ и после ее работы в течение времени, за которое температура нагрева обмотки достигнет установившегося значения г2. Продолжительность этого времени зависит от режима работы машины и ее массы и может составлять от 2 до 5 ч. Температура нагрева обмотки (°С) θyct=[(r2-r1)/αr1]+ θ (31.8) где 0i — температура обмотки до включения машины, °С; а — температурный коэффициент, для меди и алюминия а = = 0,004 1/°С. При расчете электрической машины или трансформатора следует выбирать удельные нагрузки (плотность тока, магнитная индукция) такими, чтобы превышения температуры частей этой машины или трансформатора были достаточно близки к установленным стандартом предельным значениям. Если удельные нагрузки принять заниженными, то превышение температуры окажется намного ниже установленной стандартом, что приведет к худшему использованию активных материалов в проектируемом изделии, т. е. к неоправданному увеличению его размеров. Если же принять завышенные значения удельных нагрузок, то превышение температуры проектируемого изделия окажется недопустимо высоким, что вызовет снижение его КПД и сократит срок его службы. Поэтому основная задача при проектировании электрических машин и трансформаторов — выбор оптимальных (наилучших) соотношений удельных электромагнитных нагрузок, с тем чтобы получить надежное изделие с высокими технико-экономическими показателями. § 31.2. Номинальные режимы работы электрических машин В зависимости от характера изменения нагрузки различают три основных номинальных режима работы электрических'ьмашин. Продолжительный номинальный режим. Это режим работы при неизменной номинальной нагрузке, продолжающийся столько времени, что превышение температуры всех частей машины при неизменной температуре окружающей среды достигает установившихся значений туст (рис. 31.2, а). Условное обозначение режима S1. Кратковременный номинальный режим. Это режим работы, при котором периоды неизменной номинальной нагрузки чередуются с периодами отключения машины; при этом периоды нагрузки /„ настолько кратковременны, что температура всех частей машины не достигает установившегося значения, а периоды отключения машины настолько длительны, что все части ее успевают охладиться до температуры окружающей среды (рис. 31.2, б). Условное обозначение режима S2. Повторно-кратковременный номинальный режим. Это режим работы, при котором кратковременные периоды неизменной номинальной нагрузки t„ чередуются с периодами отключения машины (паузами) 4, причем за период нагрузки превышение температуры всех частей машины не успевает достигнуть установившихся значений, а за время паузы части машины не успевают охладиться до температуры окружающей среды. При этом общее вре- мя работы разбивается на периодически повторяющиеся циклы tц — tн+tп. Условное обозначение режима S3. При повторно-кратковременном режиме работы кривая нагревания машины имеет пилообразный вид (рис. 31.2, б). При достижении частями машины установившихся значений превышения температуры, соответствующих повторно-кратковремен- ному режиму Туст.к, превышение температуры этих частей продол- Рис. 31.2. Графики т = f{t) для продолжительного (а), кратковременного (б) и повторно-кратковременного (в) режимов работы электрических машин
жает колебаться от tmin до ттах меньше установившейся температуры перегрева при продолжительном режиме работы туст- Повторно-кратковременный режим характеризуется относительной продолжительностью включения (%) ПВ = (tн/tц) 100. ГОСТ 183—74 предусматривает номинальные повторно-кратковременные режимы с ПВ, составляющими 15; 25; 40 и 60%. Для продолжительного режима ПВ = 100%. Так как при номинальных кратковременном и повторно-кратковременном режимах температура перегрева машины ниже, чем при номинальном продолжительном режиме, то при переводе машины из продолжительного режима в кратковременный или повторно-кратковременный режим работы ее полезная мощность может быть увеличена. Например, при ПВ = 60% полезная мощность машины может быть увеличена до 1,ЗР∞; при ПВ = — 40 % — до 1,6Р∞; при ПВ = 25 % — до 2Р∞, где Р∞— номинальная мощность машины при продолжительном режиме. Кроме перечисленных трех основных номинальных режимов еще возможны: повторно-кратковременный с частыми пусками с ПВ=15, 25, 40, 60 % и числом включений в час 30, 60, 120, 240, условное обозначение режима S4; повторно-кратковременный с частыми пусками (по режиму S4), но. еще и с электрическим торможением, условное обозначение режима S5; перемежающийся с продолжительностью нагрузки НП=15, 25, 40, 60 % и продолжительностью одного цикла 10 мин, условное обозначение режима S6; перемежающийся с частыми реверсами и электрическим торможением с числом реверсов в час 30, 60, 120, 240, условное обозначение режима S7; перемещающийся с двумя (и более) частотами вращения с числом циклов в час 30, 60, 120, 240, условное обозначение режима S8. § 31.3. Охлаждение электрических машин Из уравнения теплового баланса Qdt= Gcdτ+ Sτdt=Q1 + Q2 следует, что теплота, выделяемая в электрической машине, лишь частично затрачивается на ее нагревание (Q1 = Gcdτ), а частично (Q2) рассеивается с поверхности машины, главным образом путем конвекции — переносом потоками воздуха. По способу охлаждения электрические машины разделяют на два вида: машины с естественным охлаждением и машины с искусственным охлаждением. Машины с естественным охлаждением. Эти машины не имеют вентиляторов или каких-либо других устройств, способствующих охлаждению машины. Охлаждение происходит в основном естественным путем за счет теплопроводности и конвекции. Теплопроводность — это передача теплоты внутри твердого тела. Например, пазовые части обмотки статора, нагреваясь, передают теплоту через слои пазовой изоляции в сердечник. Через места крепления сердечника теплота передается в корпус статора. Передача теплоты теплопроводностью происходит от более нагретых сЛоев твердого тела к менее нагретым. Конвекция состоит в том, что частицы газа (воздуха), соприкасающиеся с поверхностью нагретого тела (лобовые части обмоток, сердечники, корпус), нагреваются, становятся легче и поднимаются кверху, уступая свое место менее нагретым частицам, и т.д. Такая конвекция называется естественной. Во вращающейся машине имеет место еще и искусственная конвекция, обусловленная вращением ротора (якоря), который создает принудительную циркуляцию газа (воздуха), что усиливает эффект конвекции внутри машины. Естественное охлаждение обычно применяют либо в открытых машинах большой мощности, либо, в закрытых машинах небольшой мощности, работа которых не сопровождается значительным нагревом. Например, в двигателях постоянного тока серии 2П закрытое исполнение с естественным охлаждением применено при мощности до 8 кВт. Машины с искусственным охлаждением. В этих машинах применяют специальное устройство, обычно вентилятор, создающий движение в машине газа, охлаждающего нагретые части машины. Значительную группу машин с искусственным охлаждением составляют машины с самовентиляцией, у которых вентилятор закреплен на валу машины; в процессе работы он, вращаясь, создает аэродинамический напор, необходимый для «прогона» охлаждающего газа через машину. Самовентиляция может быть наружной и внутренней. При наружной самовентиляции воздухом обдувается внешняя поверхность корпуса статора (станины). Машина в этом случае имеет закрытое исполнение с ребристой поверхно- стью (для увеличения поверхности охлаждения). Устройство асинхронного двигателя с наружной самовентиляцией (наружным обдувом) показано на рис. 10.2. При внутренней самовентиляции в корпусе и подшипниковых щитах машины делают специальные отверстия, через которые воздух из окружающей машину среды проникает внутрь машины, охлаждает ее, а затем выбрасывается наружу. Рис. 31.3. Принцип внутренней самовентиляции электрической машины Принцип внутренней самовентиляции, получивший в электрических машинах преимущественное применение, иллюстрирует рис. 31.3. На валу машины закреплен центробежный вентилятор. Вращаясь вместе с валом машины, он затягивает через отверстие в правом подшипниковом щите воздух, создавая внутри машины аэродинамический напор, под действием которого воздух прогоняется через внутреннюю полость машины. Воздух проходит через вентиляционные каналы, зазор и межполюсное пространство (при явнополюсной конструкции машины). При этом он «омывает» нагретые части машины: сердечники статора и ротора (якоря), лобовые части обмоток, полюсные катушки. В результате воздух отбирает теплоту от нагретых частей (тепловые потоки показаны на рисунке красными и зелеными стрелками) и в нагретом состоянии выходит через специальные отверстия (жалюзи) в левом подшипниковом щите со стороны, противоположной вентилятору. Температура воздуха на выходе машины 02 больше температуры воздуха на входе машины 0ь Повышение температуры воздуха (или другого газа) при прохождении через машину (°С)можно определить, если известны расход газа V (м3) и его удельная теплоемкость cv [Дж/(м3 • °С) ]: τr= ΣPi/(Vcυ), (31.10) где 2 Pi — суммарные потери, теплота которых удаляется охлаждающим газом, Вт. Удельная темплоемкость для воздуха и водорода с„= 1,Ы03 Дж/ (м3• °С). Рис. 31.4. Аксиальная (а) и радиальная (б) системы вентиляции: 1 — статор; 2 — ротор
Для более эффективного охлаждения в магнитопроводе некоторых электрических машин делают вентиляционные каналы, через которые проходит охлаждающий газ. Вентиляционные каналы называют аксиальными, если они расположены параллельно оси ротора (рис. 31.3), и радиальными, если они расположены перпендикулярно оси машины. Вентиляцию, при которой охлаждающий газ перемещается вдоль оси машины, называют аксиальной (рис. 31.4, а), если же газ перемещается перпендикулярно оси машины по радиальным каналам, то вентиляцию называют радиальной (рис. 31.4,6). Радиальные вентиляционные каналы получаются делением общей длины сердечника на пакеты по 40—60 мм. Между пакетами оставляют промежутки по 10 мм, которые и являются радиальными каналами. Иногда в машинах применяют радиально-аксиаль- ную вентиляцию. В двигателях с регулировкой частоты вращения вниз от номинальной при малой частоте вращения самовентиляция становится малоэффективной. Это ведет к чрезмерному перегреву машины. Поэтому в таких двигателях целесообразно применение независимой вентиляции, когда вентилятор имеет собственный привод (частота вращения последнего не зависит от режима работы машины). Независимую вентиляцию применяют также для охлаждения электрических машин, работающих во взрывоопасной или химически активной среде. В этом случае вентилятор 4 (рис. 31.5, а) через трубопровод 3 нагнетает воздух в машину 1 и по трубе 2 выбрасывает его наружу. Такая система независимой вентиляции называется разомкнутой в отличие от замкнутой системы (рис. 31.5,6), когда один и тот же объем газа циркулирует в замкнутой системе, состоящей из двигателя (объект охлажде- Рис. 31.5. Разомкнутая (а) и замкнутая (б) независимые системы вентиляции Все способы охлаждения электрических машин принято обозначать буквами 1С, являющимися начальными буквами английских слов /nternational Cooling, остальные буквы и цифры обозначают способ охлаждения машины. Сначала указывается буква, обозначающая вид хладагента: А — воздух, Н — водород, W— вода и т. д. Если хладагентом является только воздух, то буква опускается. Затем идет несколько цифр: первая цифра условно обозначает устройство цепи охлаждения для циркуляции хладагента, например воздуха, вторая — способ перемещения хладагента. Если машина имеет несколько цепей охлаждения (например, внутренняя вентиляция и наружный обдув), то в обозначении может быть четыре цифры: две — для обозначения наружной цепи охлаждения и две — для внутренней. Ниже приведены примеры обозначения наиболее распространенных способов охлаждения электрических машин: IC01 — защищенная машина с самовентиляцией; вентилятор расположен на валу машины. IC37 — закрытая машина с подводящей и отводящей трубами; машина охлаждается вентилятором с приводным электродвигателем, не установленным на машине. IC0041 — закрытая машина с естественным охлаждением. IC0141 — закрытая машина, обдуваемая наружным вентилятором, расположенным на валу машины. § 31.4. Охлаждение крупных электрических машин В крупных электрических машинах применяют замкнутую систему вентиляции с использованием водорода в качестве охлаждающего газа. Особые свойства водорода обеспечивают водородному охлаждению ряд преимуществ: 1. Технический водород более чем в десять раз легче воздуха, что способствует снижению потерь на вентиляцию, а следовательно, повышает КПД машины. Например, в турбогенераторе мощностью 150 тыс. кВт потери на вентиляцию при воздушном охлаждении составляют 1000 кВт, а при водородном охлаждении турбогенератора такой же мощности эти потери составляют всего лишь 140 кВт, т. е. более чем в семь раз меньше.Благодаря повышенной теплопроводности водорода, которая в 6—7 раз больше, чем у воздуха, он интенсивнее охлаждает машину. Это дает возможность при заданных габаритах изготовить машину с водородным охлаждением мощностью на 20— 25 % больше, чем при воздушном охлаждении. Водородное охлаждение снижает опасность возникновения пожара в машине потому, что водород не поддерживает горения. Водородное охлаждение увеличивает срок службы изоляции обмоток, так как при явлении короны благодаря отсутствию азота в машине не образуются нитраты — соединения, разъедающие органические составляющие изоляционных материалов. Эффективность водородного охлаждения повышается с ростом давления водорода в машине. Но на ряду с перечисленными достоинствами водородное охлаждение имеет и недостатки, сущность которых сводится к тому, что водородное охлаждение ведет к усложнению и удорожанию как самой машины, так и ее эксплуатации. Объясняется это в первую очередь необходимостью содержания целого комплекса устройств водородного хозяйства, обеспечивающего подпитку, очистку и поддержание требуемого давления водорода в системе охлаждения машины. Однако в машинах большой единичной мощности (турбогенераторах, гидрогенераторах, синхронных компенсаторах) водородное охлаждение оправдано и дает большой экономический эффект. Рассмотренные способы охлаждения машин являются косвенным и, так как происходят без непосредственного контакта охлаждающего вещества с наиболее нагретыми элементами машины — обмотками. Отбор теплоты от обмоток при этих способах охлаждения происходит через электрическую изоляцию (в лобовых частях) и сталь магнитопровода, что снижает эффективность процесса охлаждения. Поэтому более эффективным является непосредственное охлаждение обмоток и других нагреваемых элементов машины. Для осуществления этого способа охлаждения в проводниках обмотки и сердечниках делают внутренние каналы, по которым циркулирует охлаждающее вещество — водород, вода, масло. Непосредственный контакт охлаждающего вещества с проводниками обмоток и внутренними слоями магнитопроводов повышает интенсивность теплоотвода и позволяет существенно увеличить удельные электромагнитные нагрузки машины (плотность тока и максимальное значение магнитной индукции). Обычно непосредственное охлаждение применяют в электрических машинах весьма большой мощности — турбо- и гидрогенераторах, что позволяет значительно увеличить единичную мощность этих машин. Так, благодаря использованию непосредственного способа охлаждения были созданы турбогенераторы единичной мощности 800 и 1200 тыс. кВт. Дальнейшее совершенствование систем охлаждения позволит создавать электрические машины еще большей единичной мощности с высокими технико-экономическими показателями. § 31.5. Охлаждение трансформаторов Отсутствие у трансформаторов вращающихся частей уменьшает нагрев трансформатора из-за отсутствия механических потерь, но это же обстоятельство усложняет процесс охлаждения, так как исключает применение в трансформаторах самовентиляции. По этой причине основной способ охлаждения трансформаторов — естественное охлаждение. Однако в трансформаторах значительной мощности с целью повышения удельных электромагнитных нагрузок применяют более эффективные методы охлаждения. Наибольшее применение получили следующие способы охлаждения трансформаторов. Естественное воздушное охлаждение. Все нагреваемые части трансформатора непосредственно соприкасаются с воздухом. Их охлаждение происходит за счет излучения теплоты и естественной конвекции воздуха. Иногда такие трансформаторы снабжают защитным кожухом, имеющим жалюзи или же отверстия, закрытые сеткой. Этот вид охлаждения применяют в трансформаторах низкого напряжения при их установке в сухих закрытых помещениях. Естественное масляное охлаждение. Магнитопровод с обмотками помещают в бак, заполненный трансформаторным маслом, которое омывает нагреваемые части трансформатора, путем конвекции отводит теплоту и передает ее стенкам бака, последние, в свою очередь, охлаждаются путем излучения теплоты и конвекции воздуха. Для увеличения охлаждаемой поверхности бака его делают ребристым или же применяют трубчатые баки (см. рис. 1.13). "В трансформаторах большой единичной мощности трубы объединяют в радиаторы (радиаторные баки). Нагретые частицы масла поднимаются в верхнюю часть бака и по трубам опускаются вниз. При этом, соприкасаясь со стенками труб, масло охлаждается. Трансформаторное масло обладает высокими электроизоляционными свойствами, поэтому, пропитывая изоляцию обмоток, оно улучшает ее свойства и повышает надежность трансформаторов при высоких напряжениях. Это особенно важно для трансформаторов, устанавливаемых на открытых площадках. Следует заметить, что масляное охлаждение усложняет и удорожает эксплуатацию трансформаторов, так как требует систематического контроля за качеством масла и периодической его замены. Масляное охлаждение с дутьем. Трансформаторы снабжают электрическими вентиляторами, которые обдувают радиаторы трансформатора. Конвекция масла внутри бака остается естественной. Этот вид охлаждения позволяет увеличить единичную мощность трансформатора на 40—50%. Обычно масляное охлаждение с дутьем применяют в трансформаторах мощностью свыше 10 ООО кВт. При снижении нагрузки трансформатора с дутьевым охлаждением на 50—60 % вентиляторы можно отключить, т. е. перейти на естественное масляное охлаждение. Масляное охлаждение с дутьем и принудительной циркуляцией масла. С помощью насоса 1 (рис. 31.6) создают принудительную циркуляцию трансформаторного масла через специальные охладители 2, собранные из трубок. Одновременно необходимое число вентиляторов 3 создает направленные потоки воздуха, обдувающие поверхность трубок охладителя. дение (рис. 31.7). Нагретое в трансформаторе / масло посредством насоса 2 прогоняется через охладитель 3, в котором циркулирует вода. Это наиболее эффективный способ охлаждения, так как коэффициент теплопередачи от масла в воду значительно выше, чем в воздух. Одновременно масло проходит через воздухоохладитель 4 и фильтр 5, где освобождается от нежелательных включений. § 31.6. Новые принципы выполнения электрических машин В настоящее время резервы по усовершенствованию электрических машин традиционной конструкции во многом исчерпаны. Исследования показали, что дальнейшее увеличение единичной мощности этих машин возможно лишь до значений, не превышающих (2-h3) X Воздух Воздух Маспо х трансформатору
Рис. 31.6. Масляное охлаждение трансформатора с дутьем и принудительной циркуляцией масла XI О6 кВт, в то время как в ближайшее десятилетие потребуются машины значительно большей мощности. В этих условиях оказывается целесообразным переход к машинам нового принципа выполнения. За последние годы достигнут определенный прогресс в создании подобных машин. Рассмотрим два вида машин нового принципа выполнения: криогенные электрические машины и магнитогидравлические машины. Криогенные электрические машины. В криогенных электрических машинах обмотки выполняют из сверхпроводников или химически чистых металлов (гиперпроводников). При снижении температуры удельное электрическое сопротивление сверхпроводников вначале плавно снижается, а затем при температуре кри- Рис. 31.7. Масляно-водяное охлаждение трансформатора
температуре абсолютного нуля (кривая 2). У химически чистых металлов (гиперпроводников) также нет состояния сверхпроводимости, но при глубоком охлаждении их удельное электрическое сопротивление уменьшается до значения, в 5—7 тыс. раз меньшего, чем при комнатной температуре (кривая 3). Это свойство сверхпроводников и чистых металлов позволяет по проводам небольшого сечения пропускать значительные токи,.■доводя плотность тока до 100 А/мм2 и более. Электрические потери на нагрев обмоток при этом либо отсутствуют, либо незначительны. Все это дает возможность получать в криогенных машинах сильные магнитные поля с магнитной индукцией В = = 5-МО Тл (в машинах традиционного выполнения В = = 0,8-Ь 1,5 Тл). Криогенная машина не содержит ферромагнитного сердечника, который, обладая свойством магнитного насыщения, не позволил бы получить столь высокие значения магнитной индукции, так как вызвал бы в машине значительные магнитные потери. Снижение потерь (электрических и магнитных) позволяет повысить КПД машин и более эффективно использовать их габариты, создавая машины весьма большой единичной мощности. Необходимым элементом криогенной машины является крио- стат, представляющий собой теплоизолированную от внешней среды емкость, заполненную хладагентом (например, жидким гелием). Внутри криостата располагают охлаждаемую обмотку или же электрическую машину целиком. Рассмотрим конструктивную схему криогенного турбогенератора со сверхпроводящими обмотками статора 4 и ротора 3 (рис. 31.9). Вся машина помещена в криостат, заполненный жидким гелием при температуре 10 К (—263 °С). На валу 2 расположено четыре металлических «полюса» 5, на каждом из которых укреплена многовитковая полюсная катушка 3 из сверхпроводника. Статор заключен в магнитный экран 7 из сверхпроводящего сплава. Поверхность экрана имеет множество отверстий, через которые внутрь машины проникает жидкий гелий. «Полюсы» ротора 5 и «сердечник» статора 6, а также другие элементы конструкции машины не обладают ферромагнитными свойствами, а используются надежного закрепления обмоток. Вся машина заключена в металлический кожух 8, образующий стенки криостата. Затем следует толстый слой теплоизоляции 9. Выделяющаяся за счет потерь теплота, а также теплота, проникающая в криостат из внешней среды, отбирается жидким гелием. Криогенная машина снабжена рефрижератором 10, подающим в криостат охлажденный гелий взамен испаряющегося. Контактные кольца 11 находятся в холодной зоне, а подшипники 1 к 12 вынесены за пределы криостата. Рассмотренная конструкция криогенного генератора обладает существенным недостатком — значительные потери энергии в обмотке статора, вызванные переменным током в обмотке • статора и переменным магнитным1 полем, наведенным этой обмоткой. Эти потери происходят главным образом из-за явления гистерезиса в сверхпроводящей обмотке. Пока еще не найдены эффективные способы ослабления этих потерь, вызывающих интенсивное испарение хладагента (жидкого гелия). Поэтому помимо электрических машин с криогированием обеих обмоток создаются
Рис. 31.9. Конструктивная схема криогенного турбогенератора со сверхпроводящими обмотками на статоре и роторе
и исследуются криогенные машины с криогированием только обмотки возбуждения. Эта обмотка питается постоянным током и защищена алюминиевым (демпфирующим) экраном от воздействия переменного магнитного поля обмотки статора, поэтому в ней не происходят явления, вызывающие магнитные потери. 06мотка статора в такой машине имеет обычную конструкцию, т. е. она вынесена за пределы криостата. Исследования показали, что КПД криогенного синхронного турбогенератора с учетом всех дополнительных расходов энергии на собственные нужды (включая гелиевое охлаждение обмотки возбуждения) на 0,8 % выше, чем у обычного синхронного генератора с водородным охлаждением мощностью 1200 тыс.. кВт. При этом криогенный генератор имеет массу в четыре раза меньше. Уменьшение размеров криогенного турбогенератора 2 по сравнению с обычным 1 иллюстрирует рис. 31.10. Рис. 31.10. Сравнительные размеры обычного I и криогенного 2 турбогенераторов мощностью 1200 тыс. кВт
В последнее время получены проводниковые материалы, обладающие сверхпроводимостью при температуре кипения жидкого азота (—196°С) —хладагента более дешевого, чем жидкий гелий (температура кипения —268,9 °С). Ведутся работы по созданию проводниковых материалов с еще более высокой температурой сверхпроводимости. Применение этих материалов в криогенном электромашиностроении упростит конструкцию крио- статов и снизит стоимость криогенных электрических машин. Исследования показали, что в ближайшие 10—20 лет криогенное электромашиностроение станет одним из ведущих направлений при создании электрических машин особо большой мощности, выполнение которых по традиционным принципам технически невозможно. Магнитогидродинамические электрические машины. Рассмотрим прицип действия магнитогидродинамического (МГД) генератора, в котором тепловая энергия преобразуется непосредственно в электрическую. Принцип действия основан на том, что при движении рабочего тела, обладающего достаточной электропроводностью (электролита, жидкого металла, ионизированного газа), поперек силовых линий магнитного поля в этом рабочем теле индуцируется ЭДС и возникает ток, который через соответствующие электроды отводится во внешнюю электрическую цепь. Для пояснения воспользуемся упрощенной схемой МГД-генератора (рис. 31.11,а), в котором рабочим телом являются продукты сгорания топлива с присадкой, усиливающей их электропровод- ность. Топливо 1, воздух 2 и присадка 3 подаются в камеру сгорания 4. Образующийся при этом ионизированный газ выходит из сопла 5 и проходит через внутреннюю полость электромагнита 6 поперек магнитных силовых линий поля. В соответствии с явлением электромагнитной индукции в ионизированном газе наводится ЭДС, которая снимается двумя электродами 7 и подается во внешнюю цепь к потребителю г„. Ионизированный газ,
пройдя через магнитное поле, выходит из генератора. Таким образом, в МГД-генераторе теплота, образуемая при сгорании топлива, непосредственно преобразуется в электрическую энергию, а поэтому необходимость в получении механической энергии отпадает (не нужны паровой котел и паровая турбина). Исследования показали, что МГД-генераторы приобретают существенные преимущества перед тепловыми электростанциями традиционного действия лишь при условиях значительной единичной мощности (более 100 МВт) и изготовлении обмотки электромагнита из сверхпроводника, помещенного в криостат. МГД-генераторы обратимы и могут работать в двигательном режиме. Обычно МГД-двигатели применяются для перемещения электропроводных жидкостей, их принято называть МГД-насоса- ми. Для пояснения принципа работы МГД-насоса обратимся к рис. 31.11,6. Электропроводная жидкость, проходя через канал /, попадает в пространство между полюсами N и S электромагнита. При этом через жидкость от электрода 2 к электроду 3 проходит электрический ток, который взаимодействует с магнитным полем и создает электромагнитные силы, которые и «проталкивают» жидкость через межполюсное пространство электромагнита. Подобные МГД-насосы могут применяться для транспортировки различных электропроводных жидкостей. Например, их можно использовать для перемещения расплавленного металла в литейном производстве. Рассмотренные МГД-машины называют кондукционными, так как их конструкция предусматривает обязательное наличие электродов для съема или подачи электрического тока. Созданы также МГД-машины индукционные (асинхронные), в которых отсутствуют электроды, а ЭДС или электромагнитные силы возникают в результате взаимодействия перемещаемой электропроводной жидкости с бегущим магнитным полем [1]. Контрольные вопросы Что такое режим теплового равновесия в электрической машине? Можно ли машину, рассчитанную для работы в повторно-кратковременном режиме, использовать в продолжительном режиме? Перечислите способы охлаждения электрических машин и дайте каждому из них характеристику. Каковы особенности водородного охлаждения? Какой способ охлаждения электрических машин является наиболее эффективным? Перечислите способы охлаждения трансформаторов и дайте им сравнительную оценку. Что такое сверхпроводимость и какие материалы ею обладают? Почему в криогенной машине допускаются очень высокие значения магнитной индукции?
Date: 2015-09-05; view: 2802; Нарушение авторских прав |