Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Р ЕВ ОЛ ЮЦ ИИЧ ЕТ ВЕ РТ Ь В ЕК А 9 page
или чтобы поднять какую-либо проблему Кубы. К счастью, наша страна сегодня единственная страна Латинской Америки и Карибского бассейна, защищенная от кризиса. Наш долг в обратимой валюте —минимальный, всего лишь 300 долларов на душу населения. У нас нет никаких трудностей ни в наших финансовых, ни в наших торговых отношениях с социалистическим содружеством, на которое, к счастью, приходится, как я уже говорил, 85 процентов нашего торгового обмена. За период 1981—984 годов наш валовой общественный продукт увеличился на 24,8 процента, а в расчете на душу населения он возрос на 22,6 процента. Наши планы общественно-экономического развития на ближайшие 15 лет обеспечены, а на таком этапе, как нынешний, это настоящая привилегия для любой страны. Если бы не принципы нового экономического порядка, которые, как я уже объяснил, мы установили с социалистическим содружеством, то нашего годового экспорта сахара, несмотря на то что он составляет более 7 с половиной миллионов тонн, не хватило бы даже на 25 процентов нашего импорта горючего при действующих на так называемом международном рынке ценах на сахар и исходя из предположения, что на этом рынке можно было бы разместить такой объем экспорта. Если страны Латинской Америки хотят взяться за проблемы внешней задолженности, им нужно добиться единодушия, чтобы по-настоящему идти к достижению цели, поставленной многими их руководителями, вести политический диалог со стра- нами-кредиторами, потому что, как верно сказано, это проблема не технического, а политического порядка, а судя по тому, как идут дела, она превращается и в революционную проблему. Хочу кое-что добавить о промежуточных формулах, которые иногда упоминаются, или о подобных им, которые могли бы возникнуть. В математических выкладках, которые я приводил, можно заметить, что формула выплаты долга только за счет 20 процентов стоимости годового экспорта, даже в том случае, когда выплата ограничивается 20 миллиардами долларов в год, не решает вопроса. Без учета новых займов за 20 лет было бы выплачено 400 миллиардов долларов, и в конце концов при ставке, равной 10 процентам, оставался бы долг 1161850 м ил ли он овдолларов. Даже при снижении ставки до 6 процентов и получении моратория на 10 лет, включая проценты,—кстати, эта теоретическая формула является самой благоприятной,—нужно было бы платить в последующие 10 лет 857 471 миллион долларов. Применение промежуточных формул, вроде сведения выплаты к 20 процентам стоимости годового экспорта или простого снижения банковского процента без моратория на срок не менч'е чем на 10 лет, не дало бы даже передышки. Такие промежуточные формулы не привлекают, не сплачивают, не убеждают, не воодушевляют и не мобилизуют никого просто потому, что они абсолютно не решают проблемы. Вопрос огромной важности: что делать с этими ресурсами? На мой взгляд, опираясь на меры экономии, уже принятые многими правительствами, следовало бы большую часть этих ресурсов направить на экономическое развитие, которое является прочной основой для преодоления безработицы, голода и многих других социальных бедствий. Сколь бы неотложными ни были проблемы, нельзя думать только о том, чтобы распределять и тратить эти средства, о том, чтобы сразу же повысить жизненный уровень. Определенный процент этих ресурсов —20 процентов или максимум 30 процентов, смотря по обстоятельствам,—можно было бы выделять на самые безот 540 лагательные нужды в области здравоохранения, образования и жилья. Многое можно сделать на 20 процентов от 400 миллиардов долларов, выделив их в дополнение к ныне используемым на эти цели средствам. Для всего этого потребуется очень высокое сознание и большое национальное единство на уровне вызова, который бросают нам обстоятельства. Решение проблемы задолженности было бы не более чем первым шагом. Необходимо идти к действительным глубинным причинам внешнего долга и экономического кризиса, к факторам, которые породили долг. Решение проблемы задолженности всего лишь начало. Нужно требовать отмены неравных условий обмена, прекращения протекционистской политики, несправедливой и противозаконной валютной политики, практики демпинга, чрезмерных процентных ставок, завышения стоимости доллара и других дьявольских методов, препятствующих развитию наших стран. Нужно требовать установления справедливых цен на наши основные экспортные продукты. Мы не можем и дальше поставлять кофе, какао, бананы, сахар, мясо, руды и другое основное сырье, производимые за нищенскую зарплату, которая часто не достигает и 80 долларов в месяц, и приобретать в обмен товары, оборудование, лекарства и другие промышленные товары, которые производятся в развитых индустриальных странах на основе высоких прибылей и зарплаты свыше тысячи долларов в месяц, то есть в 12, 15, а иногда и в 20 раз большей, чем та, что получают рабочие и техники в странах Латинской Америки. Наши безработные не получают никаких пособий, и огромная часть населения не имеет доступа даже к медицинскому обслуживанию и образованию. Нынешний кризис, как это ни парадоксально, дает первую настоящую возможность странам Латинской Америки и всего ≪третьего мира≫ добиться надлежащего отношения к своим требованиям. Уже в течение десятков лет мы добиваемся в ООН, в рамках Движения неприсоединившихся стран, во всех международных организациях установления более справедливого экономического порядка, лучших цен на наши товары, займов и средств для развития. Не столь далеко то время, когда после VI Конференции глав государств и правительств стран —участниц Движения неприсоединившихся стран мы от имени этого движения выдвинули вопрос о необходимости выделения 30 миллиардов долларов в виде помощи для развития ≪третьего мира≫ в этом десятилетии. Сейчас речь идет не о том, чтобы мы стали на колени с мольбами о предоставлении средств или о выделении на цели развития скромной доли в размере 0,7 процента валового продукта промышленно развитых стран, о чем взяли на себя обязательство только некоторые государства. Сейчас, когда от нас требуют, чтобы только мы, страны Латинской Америки и Карибского бассейна, выплатили 400 миллиардов долларов эа 10 лет, решение перешло в наши руки. В наших силах объявить, что мы просто не согласны с этим грабежом, что мы не будем платить эти 400 миллиардов долларов. Они даже не могут пригрозить нам прекращением займов. Эти 400 миллиардов долларов, которые нас заставляют извлечь ценою пота и жертв латиноамериканских народов, если бы они были хорошо использованы, могли бы стать источником финансирования развития Латинской Америки на предстоящие 10 лет. Каждая страна может одолжить себе все то, что выплачивает в виде процентов. Если промышленно развитые страны подойдут к этому разумно, они выиграют не только от прироста нашего экспорта. Их банки, используя предложенную формулу, которая обеспечивает им возврат выданных кредитов, смогут предоставлять новые займы, что в конечном счете и является их функцией в международных финансах и торговле. Если действительно удастся ввести новый международный экономический порядок, то этим будет создана прочная основа для получения и выплаты новых займов. С момента, когда страны ОПЕК добились повышения цен на нефть примерно с 2,5 доллара до 30 долларов за баррель, промышленно развитые страны —европейские, США, Япония: и другие — только за 11 лет выплатили в счет этой дополнительной цены на нефть сумму, превышающую триллион долларов, намного больше, чем вся аккумулированная внешняя задолженность ≪третьего мира ≫, и это не разорило их экономики и даже не повлияло на их огромные военные расходы. 90 процентов этих денег в конце концов пришло в банки тех же стран, откуда они и вышли. Эти страны также собрали деньги, истраченные на импорт нефти странам ≪третьего мира≫, не производящим нефть. Цены на товары их экспорта повысились. Многочисленные западные предприятия, в том числе производители оружия, извлекли баснословные барыши из нового уровня покупательной способности своих клиентов —нефтяных стран. Было введено много технологических новшеств, приняты многочисленные меры в целях экономии горючего. Были использованы старые и новые источники энергии. Значительно уменьшилось расточительство. Только для развивающихся стран, не имеющих собственной нефти, это обернулось катастрофой во всех смыслах, для них возник новый вид неравного торгового обмена. Отмена задолженности ≪третьего мира≫ несравненно более справедливое и экономически выгодное для всех стран дело, несравненно более жизненное и несравненно менее дорогое дело, чем осуществление требований, которых в свое время добились экспортеры нефти, требований, которые для большинства стран ≪третьего мира≫ будут полностью оправданными и сбалансированными только тогда, когда к статьям их основного экспорта будут подходить с позиций равенства. Новый мировой экономический порядок должен означать справедливые условия торгового обмена для всех стран ≪третьего мира≫, и это действительно должно повлечь за собой для промышленно развитых и богатых держав ≪жертву≫ в виде незначительного сокращения растраты средств на вооружения. Несправедливо платить за какао, чай, кофе, кешью, арахис, кокосовый орех, волокно, которые нужно собирать по листику, по зернышку, за минеральную руду и другое сырье нищенские цены, чтобы производить авианосцы, стратегические ракеты, ядерные подводные лодки и к тому же еще выделять средства на ≪звездные войны≫. Эти средства нужно использовать на борьбу с голодом, причем именно здесь, на Земле. Если страны Латинской Америки и всего ≪третьего мира≫ займут твердую, сплоченную позицию, они впервые будут иметь реальную возможность добиться этих целей, начиная с вопроса о внешней задолженности. Если же полная неспособность понять нас приведет державы к односторонним решениям в отношении задолженности, они не смогут угрожать нам прекращением торговли, так как не смогут существовать без торгового обмена с ≪третьим миром≫, не смогут обойтись без нашего горючего и нашего сырья. Они даже не смогут чувствовать себя счастливыми без нашего кофе, без нашего чая, нашего какао, наших креветок, наших лангустов и других деликатесов наших тропиков. В настоящее время абсолютно невозможно установить экономическую блокаду ≪третьего мира≫; или совершить интервенцию из-за вопросов задолженности, как это сделали в первые десятилетия нашего века в Гаити, Доминиканской Республике и других странах; или поделить снова мир, чтобы обеспечивать себя сырьем и рынками, как это было в другие эпохи. На новых латиноамериканских руководителях лежит огромная ответственность. Повторяю, я уверен в том, что, если не будет решен вопрос о задолженности, если попытаются добиться оплаты долга любой ценой, если будут проводить в жизнь формулы Международного валютного фонда, это вызовет огромные социальные потрясения. Я не опасаюсь возврата к волне репрессивных фашистских военных переворотов правого толка, которые лишь в виде исключения могут произойти в отдельных странах. Наоборот, я предвижу возможность того, что в случае больших социальных потрясений в некоторых странах из той же военной среды могут выйти патриотически настроенные лидеры с реалистическим взглядом на вещи, готовые проводить социальные перемены вместе с народом. В менее критической ситуации руководители, вышедшие из рядов военных, такие, как Омар Торрихос в Панаме и Веласко Альварадо в Перу, высоко подняли знамя справедливых национальных требований и социальных реформ. Борьба за осуществление столь разумного требования, как решение проблемы внешней задолженности и установление справедливых экономических отношений между странами ≪третьего*мира≫ и промышленно развитым миром, настолько важна для существования и судеб народов Латинской Америки, что она несомненно получила бы поддержку всех социальных слоев и породила бы большое внутреннее единство во всех странах и наверняка единство всех латиноамериканских стран, а также, вне всякого сомнения, встретила бы решительную и воодушевленную поддержку всех развивающихся стран Азии и Африки. Я нисколько не сомневаюсь, что даже многочисленные промышленно развитые страны поддержат эти требования. Точно так же я не сомневаюсь, что идеальным и конструктивным решением этих проблем являются политический диалог и переговоры. Это было бы наиболее подходящей формой продвижения вперед на основе порядка к главным решениям. В противном случае бесспорно, что группа стран, попавших в безвыходное положение, окажется вынужденной принять односторонние решения. Такой поворот нежелателен, но, если бы это случилось, я также нисколько не сомневаюсь, что к этой группе присоединились бы все другие страны Латинской Америки и остальной части ≪третьего мира≫. Castro Fidel. La Impagable Deuda Externa de America Latina y del Tercer Mundo, Сото Puede y Debe Ser Cancelada y la Urgente Necesidad del Nuevo Orden Economico International. Entrevista Concedida al Periodico ≪Excelsior≫ de Mexico. Editera Politica. La Habana, 1985. Date: 2015-09-05; view: 270; Нарушение авторских прав |