Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А разбойное нападение. 3 page





прокурор очень интересовался нашими перспективами на успех.

Эти возможности основывались на соображениях технического и

военного характера, а также на мотивах социального порядка.

Были предприняты попытки создать миф о том, что наличие современного

вооружения делает невозможной любую открытую и

прямую борьбу народа против тирании. Военные парады и пышные

показы военной техники преследуют цель раздуть этот миф

и создать у народа комплекс абсолютного бессилия. Но никакое

оружие, никакая сила не способны победить народ, решивший

бороться за свои права. Неисчислимы исторические примеры из

прошлого и настоящего. Вы помните недавние события в Боливии,

где горняки, вооруженные самодельными бомбами из дина-

мита, разгромили полки регулярной армии.

1 Генерал Табернилья был командующим батистовской армией.

Но кубинцам, к счастью, не надо искать примеры в другой

стране, ибо мы можем привести прекрасный и красноречивый пример

из истории пашей собственной родины. Во время войны 1895

года на Кубе было около полумиллиона вооруженных испанских

солдат. Это намного больше того, что может противопоставить диктатура

народу, количественно увеличившемуся в 5 раз. Вооружение

испанской армии, разумеется, было намного современнее и

мощнее, чем то, которое имели мамбисес. Зачастую испанцы располагали

полевой артиллерией, а их пехота пользовалась винтовками,

заряжающимися с казенной части, подобными тем, которыми

еще сейчас вооружена современная пехота. Кубнпцы в основном

не располагали другим оружием, кроме мачете, ибо их

патронташи почти всегда были пусты. Имеется незабываемая

страница в истории нашей войны за независимость, написанная

генералом Миро Архентером, начальником штаба Антонио Ма-

сео, которую мне удалось переписать и принести сюда, чтобы не

приводить ее по памяти.

≪Новобранцы, которыми командовал Педро Дельгадо, в большинстве

своем имевшие только мачете, набросились на вооруженных

испанцев и были разгромлены в такой степени, что не

будет преувеличением сказать, что из пятидесяти человек половина

была убита. Они атаковали испанцев голыми руками —без

пистолетов, без мачете, без ножей! При осмотре зарослей Рио-

Ондо было обнаружено еще пятнадцать убитых кубинцев, но к

какому отряду они принадлежали, установить пока не удалось.

Не было никаких признаков, указывающих на то, что они имели

при себе оружие. Их одежда сохранилась полностью, на поясах

не было ничего, кроме жестяпых кружек. В двух шагах от них

лежала мертвая лошадь с полным снаряжением. Завершающая

часть трагедии, происшедшей здесь, понемногу прояснилась: эти

люди, следуя за своим бесстрашным командиром подполковником

Педро Дельгадо, показали образец героизма: опи бросились против

штыков с голыми руками; слабый лязг металла, который раздавался

во время рукопашной, исходил от ударов кружек для воды

но металлическим частям конской сбруи. Масео был потрясен.

Он, привыкший видеть смерть во всех ее проявлениях, произнес

такой панегирик: ≪Я никогда не видел такого: безоружные новобранцы

атаковали испанцев. Они были вооружены только жестяными

кружками! А я еще называл их обозниками!..≫

Так борются народы, когда хотят завоевать свободу: они швыряют

камни в самолеты и голыми руками переворачивают танки!

Если бы мы захватили власть в городе Сантьяго-де-Куба, то

немедленно подняли бы жителей провинции Ориенте на борьбу.

Баямо был атакован, с тем чтобы поставить наши передовые посты

У реки Кауто. Нельзя забывать, что эта провинция, которая сейчас

насчитывает полтора миллиона жителей, является, несомненно,

самой боевой и полной патриотизма на Кубе. Именно здесь

длилась 30 лет борьба за независимость, и ее жители больше всех

пролили крови и принесли жертв, они более всех проявили героизм...

В Орпенте до сих пор чувствуется атмосфера топ славной

эпопеи, и на рассвете, когда поют петухи, словно горн, сзывающий

солдат, и над крутыми горами поднимается солнце, кажется, что

снова встает день Яра или Байре.

Я уже сказал, что второй предпосылкой, на которой основывалась

наша вера в успех, были причины социальные. Почему мы

были уверены в поддержке народа? Когда мы говорим ≪народ≫,

мы имеем в виду не зажиточные и консервативные слои нации,

которым по праву любой утпетающий режим, любая диктатура,

любой вид деспотизма и которые готовы бить поклопы перед очередным

хозяином, пока не разобьют себе лоб. Под народом мы

понимаем, когда говорим о борьбе, огромную угнетенную массу,

которой все обещают и которую все обманывают и предают, но

которая жаждет иметь лучшую, более справедливую и более достойную

родипу. Мы имеем в виду тех, кто веками рвется к справедливости,

ибо поколение за поколением страдает от несправедливости

и издевательств. Мы имеем в виду тех, кто хочет мудрых

и больших преобразований во всех областях и готов отдать за это

все до последней капли крови, коща верит во что-то или в кого-то,

особенно если достаточно уверен в самом себе. Но чтобы люди

искренне и от всей души уверовали в какую-то идею, надо делать

то, чего никто не делает: говорить людям с предельной ясностью

и безбоязненно все. Демагоги и профессиональные политики

хотят сотворить чудо, сохраняя во всем и со всеми хорошие отношения,

при этом неизбежно обманывая всех и во всем. Революционеры

же должны смело провозглашать свои идеи, определять

свои принципы и выражать свои намерения так, чтобы никто не

обманывался в них —ни друзья, ни враги.

Когда речь идет о борьбе, мы называем народом те 600 т ыс яч кубинцев, которые не имеют работы и хотят честно зарабатывать

хлеб, а не быть вынужденными эмигрировать из страны в поисках

средств к существованию; 500 т ыс ячсельскохозяйственных рабочих,

живущих в жалких хижинах и работающих всего четыре

месяца в году, а в остальное время голодающих, разделяющих

нищету со своими детьми, не имеющих ни клочка земли для посевов,

людей, чье существование должно было бы вызвать сострадание,

если бы не было столько каменных сердец; 400 т ыс ячпромышленных

рабочих и чернорабочих, чьи пенсионные кассы целиком

разворованы, у них отнимают завоеванные ими права, и они

живут в ужасающих жилищах, а их заработок из рук хозяина попадает

прямо в руки ростовщика, людей, которых в будущем

ожидает понижение по работе и увольнение, жизнь которых —это

постоянная работа, а отдых —только могила; мы говорим также

о 100 т ыс яч ахмелких земледельцев, которые живут и умирают, обрабатывая

землю, не принадлежащую им, глядя на нее с грустью,

как Моисей на землю обетованную, но так и умирают, не получив

ее, обязанные заплатить за свои клочки земли, словно феодальные

крепостные, часть своего урожая; они не могут лелеять эту землю,

улучшать ее, украшать ее, посадить на ней кедр или апельсиновое

дерево, ибо сами не знают, когда придет альгвасил с сельской гвардией

и сгонит их с этого клочка. Мы говорим также о 30 т ыс яч ах самоотверженных учителей и преподавателей, принесенных в

жертву, людей, столь необходимых для лучших судеб будущих

поколений, но с которыми так плохо обращаются, им так мало

платят за труд; мы говорим и о 20 т ыс яч ахмелких торговцев, отягощенных

долгами, разоряемых кризисом и окончательно добиваемых

множеством грабителей чиновников и взяточников; о 10 т ыс яч ах молодых специалистов —врачах, инженерах, адвокатах, ветеринарах,

педагогах, зубных врачах, аптекарях, журналистах, художниках,

скульпторах и т. д.,—которые покидают учебные аудитории

с дипломами, с желанием бороться, полные надежд, а попадают

в тупик, натыкаясь повсюду па закрытые двери, безразличие

к их просьбам и требованиям. Вот это и есть парод —те, кто переживает

все несчастья и поэтому готов бороться со всей отвагой!

Этому народу, печальные пути которого вымощены фальшивыми

обещаниями и ложью,—этому народу мы не скажем: ≪Мы вам все

дадим≫. Мы ему скажем: ≪Отдай борьбе все свои силы, чтобы свобода

и счастье стали твоим достоянием!≫

В документах предварительного следствия по этому делу должны

фигурировать пять революционных законов, которые были

бы немедленно провозглашены после взятия крепости Монкада и

обнародованы по радио. Возможно, что полковник Чавиано сознательно

уничтожил эти документы, но даже если он их уничтожил,

то я храню их в своей памяти.

Первый революционный закон возвращал народу его суверенитет

и провозглашал конституцию 1940 года подлинным высшим

законом государства, если только народ не решил бы изменить ее

или заменить другой. Для введения конституции и примерного наказания

всех предавших ее лиц, в связи с отсутствием избранных

народом органов для осуществления этих задач, революционное

движение, как временное олицетворение суверенитета народа — единственного источника законной власти, должно было взять на

себя все полномочия, свойственные этому суверенитету, за исключением

права изменять конституцию: законодательные, исполнительные

и судебные.

Эта позиция не могла быть более ясной и лишенной бесплодной

болтовни и шарлатанства: правительство, провозглашенное победившим

в борьбе народом, должно было получить все необходимые

полномочия, чтобы эффективно исполнять народную волю и подлинное

правосудие. Начиная с этого момента судебная власть, которая

после 10 марта была противопоставлена конституции и находилась

вне сферы действия конституции, была бы устранена

как таковая. Она подверглась бы немедленной и полной чистке,

прежде чем ей были бы возвращены вновь полномочия, которые

предоставляет ей высший закон республики. ≫Без этих

предварительных мер возвращение к законности и передача ее защиты

в руки тех, кто над ней бесчестно надругался, явилось бы

мошенничеством, обманом и еще одним предательством.

Второй революционный закон передавал землю в неотъемлемую,

без права передачи, собственность всем арендаторам, субарендаторам

и издольщикам, имевшим участки в пять или менее

кабальерий земли. Стоимость этой земли была бы возмещена бывшим

ее владельцам государством на основе ренты, которую они

получали бы за эти участки в течение 10 лет.

Третий революционный закон предоставлял рабочим и служащим

право на 30 процентов прибылей от всех крупных промышленных,

торговых и горнорудных предприятий, включая сахарные

заводы. Из сферы действия этого закона исключались чисто сельскохозяйственные

предприятия, подпадающие под действие других

законов аграрного характера, которые должны были быть приняты.

Четвертый революционный закоп предоставлял всем колонам

право получать 55 процентов прибылей от выращивания сахарного

тростника и минимальную квоту в 40 тысяч арроб всем мелким

колонам, живущим в данном месте в течение трех или более лет.

Пятый революционный закон предусматривал конфискацию

всего имущества у казнокрадов, нажившихся при всех предыдущих

правительствах, а у членов их семей и наследников конфискацию

имущества, полученного, по завещанию или без него, нечестным

путем. Эта конфискация должна была проводиться специальными

судами с широкими полномочиями, предоставляющими им

доступ ко всем источникам, необходимым для расследования. Эти

суды должны были иметь право вмешательства в дела акционерных

компаний, зарегистрированных или действующих в стране,

если в них могли быть укрыты расхищенные средства. Они также

имели бы право требовать от иностранных правительств выдачи

этих лиц и наложения эмбарго на их имущество. Половина всего

конфискованного имущества должна была перейти в пенсионные

рабочие кассы, а другая половина использована на больницы,

приюты и дома для престарелых.

Кроме того, провозглашалось, что Куба будет проводить в Америке

политику теспой солидарности со всеми демократическими

странами континента и что политические эмиграпты, преследуемые

кровавыми тираниями, угнетающими братские народы, найдут

на родине Марти не преследование, голод и предательство, как

в настоящее время, а великодушное убежище, братство и хлеб.

Куба должна была быть бастионом свободы, а не позорным звеном

в цепи деспотизма.

Эти законы предполагалось провозгласить немедленно. За ними

должны были последовать —после завершения борьбы и предварительного

тщательного изучения их содержания и размаха — другие важнейшие законы и мероприятия, такие, как, например,

аграрная реформа, всеобщая реформа образования, национализа26

ция электрического треста и телефонного треста, возвращение народу

незаконных излишков, которые эти тресты присвоили в результате

завышенных тарифов, выплату казне всех сумм, скрытых

от министерства финансов.

Все эти и другие законы основывались бы на строгом выполнении

двух главных статен нашей конституции. Одна из них требует

уничтожения латифундий, а затем установления законом

максимального количества земли, которым может владеть каждое

лицо или организация для каждого вида сельского хозяйства, при

этом должпы быть предусмотрены необходимые меры для возвращения

земли кубинцам. Вторая самым категорическим образом

требует от государства использовать все средства, находящиеся в

его распоряжении, для предоставления работы всем, у кого ее нет,

обеспечения каждому трудящемуся, занимающемуся физическим

или умственным трудом, достойного существования. Поэтому

ни один из этих законов не может быть квалифицирован как неконституционный.

Первое же избранное народом правительство обязано

было бы уважать эти законы, и не только потому, что это его

моральный долг перед нацией, но и потому, что, если народы добиваются

социальных завоеваний, к которым стремились в течение

ряда поколений, никто уже не может лишить их этих завоеваний.

Земля, индустриализация, жилища, безработица, образование и

здравоохранение —вот те шесть проблем, шесть конкретных пунктов,

на решение которых были бы направлены наши настойчивые

усилия наряду с завоеванием общественных свобод и политической

демократии.

Изложение этой программы может показаться слишком бесстрастным

и теоретическим, если не принимать во внимание

страшную трагедию, которую переживает вся страна в связи со

всеми этими шестью вопросами, плюс ко всему этому еще самый

унизительный политический гнет.

85 п ро це нт овмелких земледельцев Кубы платят арендную

плату под постоянной угрозой изгнания со своих участков. Более

половины наиболее плодородных обрабатываемых земель находится

в руках иностранцев. В провинции Ориенте, самой обширной,

земли ≪Юнайтед фрут компании и ≪Уэст индиан≫ простираются

от северного до южного побережья. 200 т ыс ячсемей крестьян

не имеют и клочка земли, где они могли бы вырастить хотя бы

овощи для своих голодных детей, при этом 300 т ыс ячкабальерий

плодородной земли, находящейся в руках могущественных монополий,

не обрабатывается. Если Куба является преимущественно

аграрной страной, если ее население в большей своей части является

крестьянским, если город зависит от деревни, если деревня

завоевала независимость, если величие и процветание нашей нации

зависят от здорового и крепкого крестьянина, который любит

и умеет обрабатывать землю, и от государства, которое его поддерживает

и направляет, как же можно сохранять такое положение?

• 27

Если ис считать нескольких пищевых, деревообрабатывающих

и текстильных предприятий, Куба продолжает оставаться страной

—поставщицей сырья. Экспортируется сахар, чтобы импортировать

конфеты; экспортируется кожа, чтобы импортировать

обувь; экспортируется железная руда, чтобы импортировать плуги...

Все согласны с тем, что существует насущная необходимость

индустриализировать страну, что необходимы металлургические

предприятия, предприятия для производства бумаги, химические

предприятия, необходимо улучшить племенное стадо, посевы, технику

и производство наших продовольственных товаров, чтобы они

могли выдержать разорительную конкуренцию со стороны европейских

предприятий, изготовляющих сыр, сгущепиое молоко,

ликеры, масло, а также со стороны американских предприятий,

производящих консервы. Все согласны с тем, что мы нуждаемся в

торговых судах, что туризм может стать для нас огромным источником

богатства. Но владельцы капитала требуют, чтобы рабочие

терпели любое угнетение, правительство бездействует, а индустриализация

откладывается до ≪греческих календ≫.

Такой же или еще более тяжелой является жилищная проблема.

На Кубе насчитывается 200 т ыс ячлачуг и хижин. 400 т ыс ячсемей

в деревне и в городе живут в бараках, в трущобах и хижинах,

в которых отсутствуют элементарные санитарные и гигиенические

условия. 2200 т ыс ячгородских жителей платят за квартиру

от пятой до третьей части своих доходов, 2800 т ыс яччеловек, живущих

в деревнях и в городских пригородах, не имеют электрического

света. В этой области происходит то же самое: если государство

собирается снизить плату за квартиру, то домовладельцы угрожают

прекратить всякое строительство. Если государство воздерживается

от этой меры, то они будут строить, пока получают

повышенную ренту. Потом они не положат ни одного кирпича, хотя

бы все остальные люди не имели даже крыши над головой. То же

самое делает монополия, в руках которой электрическая энергия

страны: она проводит линии передачи электроэнергии лишь до

того пункта, где ей обеспечены удовлетворяющие ее прибыли.

Дальше же ее совершенно не интересует, что люди будут жить

во мраке до конца дней своих. Государство бездействует, в то

время как народ продолжает жить в лачугах и без света.

Наша система просвещения прекрасно дополняет вышеописанную

картину. Разве в деревне нужны сельскохозяйственные школы,

если крестьянин не является хозяином земли? Разве в городе,

где нет промышленности, нужны технические п промышленные

школы? Все подчинено одной и той же абсурдной логике: нет ни

того, пи другого. В любой небольшой европейской стране насчитывается

более 200 технических и ремесленных школ. На Кубе

имеется только шесть таких училищ, но и после окончания их

учащиеся не знают, куда можно вложить свой труд. Общественные

школы в деревне посещают босые, полураздетые и полуголодные

дети, да и они составляют менее половины всех детей

школьного возраста. Во мпогих случаях сам учитель должен приобретать

на свое жалованье необходимые для учебы пособия. Разве

можно в таких условиях возвеличить родину?

От такой нищеты может избавить только смерть; и уж в этом-

то деле государство действительно оказывает помощь. 90 п ро це нт ов деревенских детей страдают от паразитов, которые попадают

к ним из земли, через ногти их босых ног. Общество бывает потрясено

сообщением о похищении или убийстве какого-нибудь

одного ребенка. Но опо остается преступно безразличным к факту

ежегодного массового убийства стольких тысяч детей, которые из-

за отсутствия средств медленно умирают в ужасных муках. В их

невинных глазах, которые уже затянуло предсмертпым туманом,

как бы застыл взгляд, устремленный в бесконечность, прося прощения

человеческому эгоизму, умоляя, дабы на людей не пало проклятие

бога. Если глава семьи работает лишь четыре месяца в

году, на что он может купить одежду и лекарства своим детям?

Они будут расти рахитичными и к 30 годам не будут уже иметь

во рту ни одного здорового зуба. Они услышат 10 миллионов речей,

но умрут в конце концов от нищеты и разочарования. Доступ

во всегда переполненные казенные больницы возможен только по

рекомендации какого-либо политического босса, который потребует

за это у несчастного на выборах его голос и голоса всех членов

его семьи, дабы Куба вечно оставалась в том же или еще худшем

состоянии.

Учитывая все это, разве трудно найти объяснение тому, что с

мая и по декабрь миллион человек на Кубе не имеет работы и что

паша страна с населением 5,5 миллиона человек насчитывает сейчас

больше безработных, чем Франция и Италия с населением

более чем 40 миллионов каждая.

Когда вы судите кого-либо, обвиняемого в краже, господа

судьи, вы его не спрашиваете, сколько времени он был без работы,

сколько у него детей, сколько дней в неделю у него была еда, а

сколько пет. Вы абсолютно не интересуетесь социальными условиями,

в которых он живет; вы отправляете его в тюрьму без всяких

разговоров. Но туда не отправляют богатых, которые поджигают

магазины и торговые лавки, чтобы получить по страховым полисам,

хотя при этом погибают иногда и люди,—ведь они имеют

достаточно денег, чтобы заплатить адвокатам и дать взятку судьям.

Вы сажаете в тюрьму несчастного, который ворует, чтобы не

умереть с голоду, но ни один из сотен воров, укравших у государства

миллионы, никогда не провел и одной ночи за решеткой.

Вы ужинаете с ними в конце года в каком-нибудь аристократическом

заведении, и они пользуются вашим уважением. На Кубе,

когда чиновник становится за одну ночь миллионером и входит

в общество богатых, он может быть встречен словами одного из

персонажей Бальзака, Тайфера, который поднял тост за молодого

человека, только что получившего в наследство несметное

богатство: ≪Господа, выпьем за власть золота! Г-н ≫Валантен,

шестикратный миллионер, только что взошел на трон. Он король,

он может все, он превыше всего, как это бывает со всеми богачами.

Впредь равенство перед законом, освещенное конституцией, станет

для него мифом; не он будет подчиняться законам, а они ему.

Для миллионеров не существует ни судов, ни наказаний≫.

Будущее нации и разрешение стоящих перед нею проблем не

может продолжать зависеть от эгоистических интересов дюжины

финансистов, от хладнокровных подсчетов прибылей, которые

производят в своих кабинетах с кондиционированным воздухом 10

или 12 финансовых магнатов. Страна не может более просить на

коленях о чуде перед несколькими золотыми тельцами, которые,

как и тот из Ветхого завета, которого уничтожил гнев пророка,

не могут сотворить никакого чуда. Проблемы республики будут

разрешены только тогда, когда мы посвятим себя борьбе за их

разрешение с той же энергией, честностью и патриотизмом, с какой

наши освободители создавали республику, и не с государственными

деятелями типа Карлоса Саладригаса, чья деятельность

заключается лишь в стремлении оставить все так, как есть, бормоча

глупости об ≪абсолютной свободе предпринимательства≫, о

≪гарантиях для вложенного капитала≫ и о ≪законе спроса и предложения

≫, как будто при помощи этой болтовни могут быть разрешены

все проблемы. Во дворце на Пятой авениде эти министры

могут заниматься веселой болтовней до тех пор, пока развеется

даже прах от костей тех, кто ныне требует срочного решения этих

проблем. В современном мире ни одна социальная проблема не

решается сама по себе.

Революционное правительство при поддержке народа и доверии

всей нации после чистки учреждении от взяточников и

продажных чиновников немедленно приступило бы к индустриализации

страны, используя для этого весь бездеятельный капитал,

который составляет в настоящее время более полутора миллиардов,

с помощью Национального банка и Банка развития сельского

хозяйства и промышленности. Оно поручило бы изучение,

руководство, планирование и осуществление величественной задачи

техническим специалистам и другим компетентным людям,

совершенно чуждым политическим махинациям.

Революционное правительство после того, как оно сделало бы

100 тысяч мелких земледельцев хозяевами тех участков, за которые

они сейчас платят арендную плату, приступило бы к окончательному

решению земельного вопроса. Во-первых, оно установило

бы, как того требует конституция, максимальное количество

земли для каждого типа сельского хозяйства и экспроприировало

все из л ишки, что означало бы возвращение государству

незаконно присвоенных земель; оно занялось бы осушением заболоченных

и прибрежных земель, созданием огромных питомников

и выделением зон для лесонасаждений. Во-вторых, оно распределило

бы оставшуюся землю среди крестьян, преимущественно среди

многосемейных, стало бы способствовать созданию сельскохо30

зяйственных кооперативов для совместного пользования дорогостоящими

машинами, холодильниками для того, чтобы создать

единое специализированное руководство животноводством, предоставляя

при этом крестьянину денежные средства, машины, защиту

и необходимые знания.

Революционное правительство разрешило бы жилищную проблему,

решительно снизив на 50 процентов плату за жилье; освободив

от всякого налога дома, заселенные их собственными владельцами;

утроив налоги на домовладельцев, сдающих жилища

в аренду; уничтожив адские трущобы; построив на их месте многоэтажные

современные дома; финансируя жилищное строительство

по всему острову в невиданных масштабах. Мы считаем, что

если в деревне каждая семья должна владеть своим собственным

земельным участком, то в городе каждая семья должна жить в

собственном доме или квартире. Имеется достаточно строительного

камня и избыток рабочих рук, чтобы построить каждой ку-

бипской семье достойное жилище. Но если мы будем продолжать

ждать милостей от золотого тельца, пройдет еще тысяча лет и

проблема останется неразрешенной. Кроме того, в наше время

возможность дать электрический ток даже в самые отдаленные

уголки острова намного больше, чем когда-либо, ибо сейчас

в этой области уже используется ядерная энергия, что в огромной

степени должно удешевить стоимость производства электроэнергии.

При помощи этих реформ и начинаний проблема безработицы

автоматически исчезнет, а профилактика и борьба с болезнями

станут намного более легкой задачей.

И наконец, Революционное правительство приступило бы к

осуществлению всеобщей реформы нашего образования, приспосабливая

его к выполнению всех перечисленных выше задач, чтобы

как следует подготовить те поколения, которые будут жить на

более счастливой родине. Не забывайте слова Апостола1: ≪В Латинской

Америке совершается ужасная ошибка: народы, которые

живут исключительно продуктами деревни, воспитывают своих

детей для городской жизни, не готовят их к крестьянской жизни≫.

≪Самым счастливым будет тот народ, который лучше всех воспитает

своих детей —сумеет обогатить мысль и укажет направление

их чувствам≫. ≪Просвещенный народ всегда будет сильным и свободным

≫.

Но душой всякого просвещения является учитель, а педагогу

на Кубе платят гроши. И в то же время нет человека более влюбленного

в свою профессию, чем кубинский учитель. Кто из нас не

узнал первые буквы в маленькой народной школе? Нельзя более

платить жалкие гроши мужчинам и женщинам, которые выполняют

самую святую задачу сегодняшнего и завтрашнего дня — задачу обучения. Ни один учитель не должен получать менее

1 Имеется в виду Хосе Марти.

200 песо, а преподаватель средней школы —меньше 350, если мы

хотим, чтобы они целиком посвятили себя своей высокой миссии

и не жили под гнетом всевозможных мелких лишений. Кроме того,

нужно предоставить учителям, которые работают в деревне, право

бесплатного пользования средствами транспорта. И всех —по

крайней мере раз в пять лет —следует освобождать на шесть

месяцев с сохранением жалованья и направлять на специальные

Date: 2015-09-05; view: 294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию