Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 25 Пантеизм Спинозы





Пантеи́зм — религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир

Б. Спиноза, голландский мыслитель, находился под сильным влиянием Декарта, однако не принял его дуализма и создал монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом или природой.

«Богом» Спиноза называл материальную субстанцию природы, подчеркивая этим, что она сама является самостоятельной, активной силой: «natura naturans». Поэтому как бы отпадала сама собой необходимость в понятии «Бога» тологии как творца всего сущего.

Существует только одна субстанция «Бог, или природа». Спиноза определил субстанцию как причину самой себя, самосуществующей, самопознающей. Именуя субстанцию Богом, или природой, Спиноза подчеркивал, что этой иной Бог, нежеди в теологии, он не есть личность и не творец природы. Это безличная сущность, бытие как начало и причина всего сущего.

В учении Спинозы понятие природы подразделяется на «природу порождающую» и «природу порожденную».

Порождающая природа – Бог, который существует сам через себя (т. е. причина самого себя) и сам в себе, как проявление в атрибутах. Бог не является внешним по отношению своих действий.

Порожденная природа – мир, который вытекает из необходимости природы Бога и атрибутов, т. е. мир вытекает из внешнего и по необходимости природы Бога. Мир есть порожденная природа.

Следовательно, пантеизм Спинозы заключается в том, что Бог проявляет себя во всем (в каждой вещи) и присутствует во всем, действует как имманентная причина, не являясь внешним по отношению ко всему миру. И поскольку ничего вне Бога не существует, т. к. все находится в Нем, то концепцию единой субстанции Спинозы можно назвать пантеистической.

Также мы можем понять, почему Спиноза не приписывал Богу разум, волю и любовь. Бог – есть субстанция, в то время как разум, воля и любовь являются модусами атрибута мышления.

Следовательно, Бог является причиной имманентной причиной, а модусы являются только следствиями этой причины, т. е. разум, любовь и т. д. являются только следствиями этой причины. Нельзя сказать, что Бог задумал сотворение мира разумом, что он желал его создание в результате свободного выбора или сотворил его из любви, ибо все это апостериорно Богу и от него происходит. И приписывать эти свойства Богу означало бы путать порождающую природу с порожденной.


 







Date: 2015-09-05; view: 701; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию