Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зеркало стыда
Нам (нашему эго) так не хватает сочувствия к нашей боли. Со временем я понял, что чувство стыда – главное препятствие на пути к опыту сочувствия к себе. Именно стыд – самая мощная негативная человеческая мысль – не дает нам осознать нашу истинную природу. Многие из нас не различают чувство вины и стыда, но это очень разные чувства. Когда мы чувствуем себя виноватыми, мы можем придумать, как избавиться от этого чувства и загладить свою вину. Если мы просим прощения и наши извинения принимаются, мы освобождаемся от эмоционального бремени. Но когда мы чувствуем стыд, нам кажется: то, что мы сделали, нельзя простить и исправить. «Я плохой человек. Никто не может и не должен меня прощать. Я чувствую себя недостойным ничтожеством, которое нельзя любить. Я хочу спрятаться и исчезнуть». Откуда такое самоуничижение? Я помню, как несколько лет назад читал увлекательное исследование о природе реакции стыда у людей – то, что получило название экспериментов с «каменным лицом». Исследователи обнаружили, что настоящая физическая реакция стыда возникает у младенцев и детей, начинающих ходить, если они, улыбаясь, тянутся к матери, а она отвечает нейтрально, без выражения на лице. Другими словами, для роста и развития нам нужно положительное зеркало. Много лет назад в результате широко известных сейчас исследований ученые выяснили, что младенцы, оставленные сиротами, часто болеют и умирают, несмотря на хороший физический уход, если медсестры относятся к ним эмоционально отстраненно – то есть без положительного зеркала. В сущности, то, что происходит с младенцами-сиротами, происходит со всеми нами в различной степени на протяжении всей жизни. Будучи взрослыми, мы часто сталкиваемся с этим болезненным отсутствием зеркала. Вспомните те случаи, когда друг, учитель или родственник просто не был внимателен к тому, что вы говорили, или казался безучастным. Малейшее пренебрежение по поводу относительно неважной темы может глубоко ранить. Это особенно болезненно для детей, которые так беззащитны, уязвимы и готовы поверить всем сообщениям, которые передают родители – часто тоже глубоко раненные. Поистине мы так редко в жизни получаем сочувственное и безусловное отражение, что постоянно ожидаем, что нам причинят боль, если не пристыдят. Шотландский поэт Роберт Бернс написал: «О, какой великий дар – увидеть себя так, как нас видят другие!» Убеждение, что окружающие нас люди – объективное зеркало, – причина нашего ожидания, что семья, друзья, любимые и авторитетные для нас фигуры, от политиков до врачей, являются нашим зеркалом реальности. Однако врачи – тоже люди и тоже могут быть предвзятыми и не знать каких-то вещей. Даже родители могут быть положительным зеркалом только в тех наших поступках, которые свойственны им самим. Для всего остального они могут в лучшем случае показать «каменное лицо», оставляя множество наших чувств непризнанными. В юном возрасте мы приходим к выводу, что эти не отраженные опыты недостойны внимания и поэтому постыдны. Позволяя себе создавать свой образ на основе меняющихся песков мнений других людей, мы постоянно страдаем. То, что другие думают о нас, как они отражают и судят нас, становится искаженной и мучительной мерой нашего самоуважения. Вспомните наблюдение Далай-ламы, что он не знает ни одной другой культуры, где люди так плохо думали бы о себе и считали себя настолько ничтожными.
Мы можем встретить любовь и партнера на всю жизнь, но после первой вспышки чувства зеркало, которое они держат для нас, тускнеет, и наше зеркало, если мы с ними честны, тоже тускнеет для них.
Даже когда мы не можем найти это зеркало в нашей семье и друзьях, мы продолжаем надеяться, что найдем «того единственного», кто будет для нас безупречным зеркалом – кто отразит все, что в нас уникально, и с сочувствием отнесется к тому в нас, что еще не получило развития, напугано или пристыжено. Эта тоска по зеркалу настолько велика, что мы можем провести годы или всю жизнь, пытаясь исцелить любимых, частью из сочувствия к их страданиям, но кроме того, надеясь, что «если я смогу исцелить своих родителей или супруга, они тоже будут любить меня и станут моим лучшим отражением». К счастью, даже стыд не может лишить нас способности получать опыт. Более того, наставники возвращаются к нам в снах каждую ночь, воплощая те самые не получившие отражения опыты, которые мы отвергли, – опыты, которые вернут нас к целостности, – если мы изначально не стыдились этого чувства. Итак, в течение первой половины Путешествия наставники продолжают казаться врагами, до тех пор пока мы не найдем в себе сочувствие к не получившим отражения и страдающим сторонам своего «Я». Вспомните слова Рильке: «Возможно, все драконы в нашей жизни – это только принцессы, которые ждут, что мы совершим поступок, один-единственный, красивый и смелый. Может быть, все, что нас пугает, по своей сути, нечто беспомощное, нуждающееся в нашей любви». Когда мы решаемся изведать опыт, воплощенный нашими наставниками, они открывают и нашу целостность, и наши раны – которые затянутся только с помощью бальзама собственного сочувствия.
|