Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар (семинарское занятие) № 4





 

ТЕМА: Творчество Кальдерона как пример мировоззрения и стиля барокко. Пьеса "Жизнь есть сон".

 

Продолжительность – 2 часа

 

1. Учебная цель

1. Познакомить студентов с поэтикой барочного произведения.

2. Научить выявлять зависимость темы произведений от современных ему событий.

3. Показать своеобразие конфликта в пьесе. Выделить основные сюжетные линии.

4. Проанализировать тексты трагедий с точки зрения теории “быстрого разума”.

2. Вопросы, выносимые на обсуждение

 

1. Двойственный характер творчества П. Кальдерона и двойственность его оценки в веках.

2. Драма "Жизнь есть сон" как пример литературы барокко.

а). Философская и эстетическая программа барокко и ее отражение в пьесе. Теория "быстрого разума".

б). Композиция пьесы как способ барочного мироощущения.

в). Концепция личности в пьесе.

г). Черты барокко в стиле Кальдерона в соотнесенности с философскими идеями (контраст и антитеза; символика и аллегории; особенности метафор; лейтмотивы в образности пьесы; поэтический рационализм).

д). Письменный монографический анализ монолога Сихизмундо об уподоблении жизни сну (д. 2, явл. 3).

3. Место Кальдерона в драматургии его времени. Сходство и различие драм Кальдерона и Лопе де Вега.

 

 

3. Терминологический минимум к теме

Барокко, теория “быстрого разума”, оксюмарон, антиномия, антитеза, сюжетные линии, аллюзия, лейтмотив, контрреформация, контраст, символ, рационализм.

 

4. Перечень тем рефератов и докладов к семинару

 

1. Концепция человека в произведении барочных писателей.

2. Теория “быстрого разума” как основной естетический принцип барочных произведений.

3. Тема сна у Кальдерона и ее развитие в литературе.

 

5. Творческие задания

 

1. Составьте кроссворд, посвященный пьесе Кальдерона “Жизнь есть сон”.

2. Напишите альтернативную историю жизни Сехизмундо.

6. Список рекомендуемой литературы

 

1. Аникст А. Ренессанс, маньеризм и барокко в литературе и театре Западной Европы // Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейской литературе XV-XVII веков. М., 1966.

2. Балашов Н.И. На пути к неоткрытому до конца Кальдерону // Кальдерон П. Драмы в 2-х кн. Кн. 2. М.: Наука, 1989.

 

СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 5

 

ТЕМА: Теория классицизма и ее отражение в комедии-балете Мольера "Мещанин во дворянстве".

Продолжительность – 2 часа

 

1. Учебная цель

1.1. Познакомить студентов с особенностями драматургии Мольера.

1.2. Выявить особенности жанра комедии-балета.

1.3. Проанализировать образы и темы комедии Мольера. Показать их непреходящее, общечеловеческое значение.

 

2. Вопросы, выносимые на обсуждение

 

1. Жанр комедии-балета во французской драматургии XVII в. и особенности этого жанра у Мольера.

2. Взгляды Мольера на цели и задачи комедии.

3. История создания комедии "Мещанин во дворянстве" и жанровые особенности этой комедии.

4. Система образов в комедии и ее связь с правилами классицизма.

5. Образ господина Журдена и приемы создания этого образа. Господин Журден как социальное явление XVII в.

6. Социальный и этический смысл образов аристократов в комедии.

7. Приемы создания комического эффекта в комедии (проиллюстрировать примерами).

3. Терминологический минимум к теме

Комедия-балет, высокая комедия, либретто, схематизм, реплика, система образов, буффонада, стилистический конфликт, несоответствие формы содержанию, комический эффект.

4. Перечень тем рефератов и докладов к семинару

 

1. Этапы творчества Мольера.

2. “Здравый смысл” и культура аристократической Франции 17 века.

3. Приемы комического в комедии “Мещанин во дворянстве.

5. Творческие задания

5.1. Представьте, что господина Журдена решили посвятить не в мамамуши, а в русского дворянина. Каким был бы обряд посвящения?

5.2. Приготовьте сцену суда над литературным героем. Выступите с обвинением и защитой действий главного героя “Мещанина во дворянстве”.

6. Список рекомендуемой литературы

 

1. Бояджиев Г. Мольер. – М., 1989.

2. Бордонов Ж. Мольер /Пер. с фр. М.: Искусство, 1983.

3. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. – любое издание.

4. Гликман М. Мольер. – М., 1966

5. Гриб В.Р. Мольер // Гриб В.Р. Избранные работы.

 

СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 6

 

ТЕМА: Ж.-Ж. Руссо и его место во французском Просвещении.


Роман "Новая Элоиза" как образец сентиментализма

 

 

Продолжительность – 2 часа

 

1. Учебная цель

 

1.1. Познакомить студентов с эстетикой руссоизма в плане ее отражения в литературном произведении.

1.2. Определить значение и новаторство жанра сентиментального романа. Указать на его специфические особенности.

1.3. Проанализировать поэтику и особенности сюжетосложения.

 

2. Вопросы, выносимые на обсуждение

 

1. Парадоксы личности и судьбы Ж.-Ж. Руссо. Важнейшие факты личной и творческой биографии. Сложность взаимоотношений Руссо с другими просветителями и причины, которыми эта сложность обусловлена.

2. Руссоизм и его воплощение в романе "Новая Элоиза".

а). Общая характеристика понятия "руссоизм" (руссоизм как система взглядов).

б). Творческая история создания романа "Новая Элоиза".

в). Композиция романа.

г). Философия природы у Руссо (культ природы и его воплощение в романе). Особенности пейзажа в романе.

д). "Религия сердца" (культ чувствительности) в романе.

е). Проблема соотношения естественного состояния и цивилизации и ее воплощение в романе Руссо. Критика цивилизации.

3. Место Руссо в истории европейского сентиментализма.

 

3. Терминологический минимум к теме

3.1. Пейзаж души, цивилизованный человек, естественный человек, добродетельный человек, эпистолярный жанр, руссоизм, сентиментализм.

 

4. Перечень тем рефератов и докладов к семинарам

 

1. Критика Руссо основ современной цивилизации.

2. Эстетическая программа Руссо.

3. Тема природы в романе Руссо “Новая Элоиза”.

5. Творческие задания

 

1. Роман Руссо заканчивается трагически. Объясните причины такого конца.

2. Представьте, что роман на этот сюжет написал бы писатель из Индии. Что в нем изменилось?

 

6. Список рекомендуемой литературы

1. Верцман Н. Жан Жак Руссо. М.: Худож. лит., 1976

2. Дворцов А.Т. Ж.-Ж.Руссо. М.: Наука, 1980.

2. Фейххтвангер Л. Мудрость чудака. М., 1987.

 

СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 7

 

ТЕМА: Творчество Вольтера и его философские повести

 

Продолжительность – 2 часа

 

1. Учебная цель

 

1.1. Познакомить студентов с творчеством Вольтера и спецификой жанра философской повести.

1.2. Выявить особенности темы и образную систему повестей “Задиг” и “Кандид”.

1.3. Проанализировать наиболее важные отрывки повестей с точки зрения их исторической ценности и современного звучания.

 

2. Вопросы, выносимые на обсуждение

 

1. Разнообразие литературного наследия Вольтера.

2. Место Вольтера в истории западноевропейского Просвещения. Вольтерианство как система взглядов

а). Важнейшие социально-политические идеи.

б). Философские и антицерковные взгляды Вольтера.

в). Эстетические суждения Вольтера. Отношение к классицизму.

3. Философская повесть как жанр литературы XVIII в.

а). Важнейшие особенности содержания: темы, идеи, объекты критики и т.д.

б). Особенности формы.

в). Назвать самые значительные философские повести в западноевропейской литературе XVIII в.

4. Идеи и образы повести Вольтера "Задиг".


а). Тема превратности судьбы и ее философский смысл.

б). Политические проблемы в повести (гл. "Великодушные" и "Министр").

в). Осуждение религиозных распрей и фанатизма.

5. Социальная и философская проблематика повести "Кандид".

а). Эволюция отношения Вольтера к философии оптимизма.

б). Диалектика соотношения Добра и Зла в повести.

в). Социальная утопия Вольтера - страна Эльдорадо.

г). Художественные средства воплощения идеи в повести: своеобразие построения сюжета, система образов, элементы авантюрного романа, ирония и гротеск, иронический подтекст. Привести примеры из текста.

6. Вольтер в идейной жизни России.

 

 

3. Терминологический минимум к теме

Философская повесть, цепочный сюжет, парадокс, микросюжет, лейтмотив, ирония, гротеск, сатира, подтекст, лейтмотив, аллюзия, восточный колорит, фантастика.

 

4. Перечень тем рефератов и докладов к семинару

 

1. Специфика жанра философской повести в литературе французского Просвещения.

2. Человек и философская идея в повестях Вольтера.

3. Эволюция темы “предустановленной гармонии” в повестях Вольтера.

4. Реалистическое и фантастическое в повестях Вольтера.

 

5. Творческие задания

 

1. Предложите свой взгляд на идею “предустановленной гармонии”.

2. Ответьте на вопрос, чувствовал ли бы себя счастливым Кандид в каком-либо современном государстве.

3. Составьте тест на знание повестей Вольтера.

 

6. Список рекомендуемой литературы

 

1. Артамонов С.Д. Вольтер: Критико-биографический очерк. М.: Гослитиздат, 1954.

2. Акимова А.А. Вольтер. М.: Мол. гвардия, 1970.

2. Сигал Н. Вольтер, 1694-1778. М.; Л.: Искусство, 1959.

 

 

СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 8

 

ТЕМА: Дени Дидро и его эстетическая программа.

Повесть "Племянник Рамо".

 

Продолжительность – 2 часа

 

1. Учебная цель

 

1.1. Познакомить студентов эстетикой Д. Дидро на примере его повести “Племянник Рамо”.

1.2. Выявить специфику нового буржуазного мышления человека с “разорванным сознанием”.

1.3. Проанализировать наиболее важные отрывки повести с точки зрения их исторической ценности и современного звучания.

 

2. Вопросы, выносимые на обсуждение

 

1. Место Д. Дидро в истории французского Просвещения (идеолог, организатор, пропагандист). Важнейшие черты мировоззрения, эстетические суждения.

2. История создания "Энциклопедии" и ее значение для своего времени.

3. Заслуги Дидро перед русской культурой.

4. "Племянник Рамо" как маленькая энциклопедия просветительских идей в их диалектическом развитии:

а). Творческая история повести. Причины разрыва между временем написания повести и временем ее первой публикации.


б). Жанровое своеобразие повести, ее отличие от философских повестей Вольтера.

в). Смысл эпиграфа: "Рожденный для горестных перемен".

г). Герой повести как зеркало времени. Система жизненных ценностей в оценке героев повести:

- отношение к разуму (самокритика разума, диалектика разорванного сознания);

- природа человека и моральные суждения героя и автора;

- эволюция концепции личности и темы труда;

- отношение к таким понятиям, как индивидуальность и индивидуализм, эгоизм, частный интерес и личное преуспеяние;

- социальное содержание концепции личности в повести (проблема бедности и богатства);

- проблема творчества и судьба творческой личности (рассуждения о музыке);

- политические идеалы в повести и их связь с политическими идеями французского Просвещения.

5. Важнейшие особенности стиля повести. Приемы создания образа. Роль диалогов. Афористичность (выписать 10-15 афоризмов).

 

3. Терминологический минимум к теме

Просвещение, диалог, лейтмотив, мещанская драма, диалектика, вставная новелла.

 

4. Перечень тем рефератов и докладов к семинару

 

1. Теория театра в работах Д. Дидро.

2. Роль Д. Дидро в организации и издании “Энциклопедии”.

 

5. Творческие задания

 

1. Выберите любую из перечисленных в пункте г) тем и составить по тексту повести обстоятельный, логически выстроенный цитатный ответ на поставленный вопрос со своими собственными комментариями.

2. Выпишите и выучите 10-15 афоризмов из повести.

3. Ответьте на вопрос: допустимы ли поступки племянника Рамо в современном обществе?

 

6. Список рекомендуемой литературы

 

1. Акимова А. Дидро (любое издание).

2. Сент-Бёв. Литературные портреты (любое издание).

3. Кирпотин В. Лебедев и племянник Рамо // ВЛ. 1974. № 7.

 

СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 9

 

ТЕМА: Трагедия Гете "Фауст". Идейно-художественные функции прологов. Система образов и особенности стиля произведения.

 

Продолжительность – 2 часа

 

1. Учебная цель

 

1.1. Познакомить студентов с творчеством И.-В. Гете на примере трагедии “Фауст”

1.2. Выявить особенности эстетической и образной системы трагедии.

1.3. Проанализировать прологи и первую часть “Фауста” для прояснения концепции произведения.

 

2. Вопросы, выносимые на обсуждение

 

1. Идейно-художественные функции прологов к трагедии "Фауст".

 

"Пролог в театре"

1). Система эстетических суждений Гете в "Прологе в театре".

2). Воплощение эстетических суждений Гете в композиции и системе образов трагедии.

3). Идеал прекрасного в понимании Гете. Отношение Гете к современным ему литературным направлениям и отражение этого в тексте трагедии (движение "Бури и натиска", романтизм, классицизм, сентиментализм). Проблема творческого метода Гете.

 

"Пролог на небесах"

1). Тема и идея "Фауста" и их определение в "Прологе на небесах". Философско-гуманистическая проблематика.

2). Роль Мефистофеля в художественном воплощении идеи трагедии. Философский смысл образа Мефистофеля.

 

2. Образ Фауста. Поиски Фаустом смысла жизни и назначения человека и отражение в этих поисках духовных исканий немецких просветителей XVIII в.

1). Краткий обзор судьбы образа Фауста в мировой литературе (немецкие народные книги, К. Марло). Важнейшие моменты сходства и различия образа в литературе Ренессанса и трагедии Гете).

2). Тема науки в трагедии. Два типа ученых - Фауст и Вагнер. Продолжение научного поиска во второй части (спор вулканистов и нептунистов, образ Гомункула и т.д.).

3). Критика идеалов XVIII века в первой части трагедии.

4). Тема труда в трагедии.

 

3. Терминологический минимум к теме

3.1. Пьеса для чтения, интертекст, пролог, драматическая трагедия, книттельферс, гекзаметр.

 

4. Перечень тем рефератов и докладов к семинару

 

1. Образ Фауста в мировой литературе.

2. Фауст К. Марло и Фауст И.В. Гете: точки расхождения.

3. Роль античных образов в “Фаусте” И.В. Гете.

 

5. Творческие задания

 

1. Можно ли назвать Фауста “идеальным человеком”? Дайте развернутый ответ с аргументацией из текста.

2. Какие живописные и музыкальные произведения были созданы по мотивам “Фауста” И.В. Гете? Прокомментируйте одно из них.

 

6. Список рекомендуемой литературы

 

1 Аникст А.А. "Фауст" Гете: Лит. Комментарий. М.: Просвещение, 1979.

2. Вильмонт Н. Гете. История его жизни и творчества. М.: Гослитиздат, 1959.

3. Тураев С.В. И.В. Гете. М.: Учпедгиз, 1957.

 







Date: 2015-09-05; view: 1329; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.042 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию