Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинар (семинарское занятие) № 4
ТЕМА: Творчество Кальдерона как пример мировоззрения и стиля барокко. Пьеса "Жизнь есть сон".
Продолжительность – 2 часа
1. Учебная цель 1. Познакомить студентов с поэтикой барочного произведения. 2. Научить выявлять зависимость темы произведений от современных ему событий. 3. Показать своеобразие конфликта в пьесе. Выделить основные сюжетные линии. 4. Проанализировать тексты трагедий с точки зрения теории “быстрого разума”. 2. Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Двойственный характер творчества П. Кальдерона и двойственность его оценки в веках. 2. Драма "Жизнь есть сон" как пример литературы барокко. а). Философская и эстетическая программа барокко и ее отражение в пьесе. Теория "быстрого разума". б). Композиция пьесы как способ барочного мироощущения. в). Концепция личности в пьесе. г). Черты барокко в стиле Кальдерона в соотнесенности с философскими идеями (контраст и антитеза; символика и аллегории; особенности метафор; лейтмотивы в образности пьесы; поэтический рационализм). д). Письменный монографический анализ монолога Сихизмундо об уподоблении жизни сну (д. 2, явл. 3). 3. Место Кальдерона в драматургии его времени. Сходство и различие драм Кальдерона и Лопе де Вега.
3. Терминологический минимум к теме Барокко, теория “быстрого разума”, оксюмарон, антиномия, антитеза, сюжетные линии, аллюзия, лейтмотив, контрреформация, контраст, символ, рационализм.
4. Перечень тем рефератов и докладов к семинару
1. Концепция человека в произведении барочных писателей. 2. Теория “быстрого разума” как основной естетический принцип барочных произведений. 3. Тема сна у Кальдерона и ее развитие в литературе.
5. Творческие задания
1. Составьте кроссворд, посвященный пьесе Кальдерона “Жизнь есть сон”. 2. Напишите альтернативную историю жизни Сехизмундо. 6. Список рекомендуемой литературы
1. Аникст А. Ренессанс, маньеризм и барокко в литературе и театре Западной Европы // Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейской литературе XV-XVII веков. М., 1966. 2. Балашов Н.И. На пути к неоткрытому до конца Кальдерону // Кальдерон П. Драмы в 2-х кн. Кн. 2. М.: Наука, 1989.
СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 5
ТЕМА: Теория классицизма и ее отражение в комедии-балете Мольера "Мещанин во дворянстве". Продолжительность – 2 часа
1. Учебная цель 1.1. Познакомить студентов с особенностями драматургии Мольера. 1.2. Выявить особенности жанра комедии-балета. 1.3. Проанализировать образы и темы комедии Мольера. Показать их непреходящее, общечеловеческое значение.
2. Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Жанр комедии-балета во французской драматургии XVII в. и особенности этого жанра у Мольера. 2. Взгляды Мольера на цели и задачи комедии. 3. История создания комедии "Мещанин во дворянстве" и жанровые особенности этой комедии. 4. Система образов в комедии и ее связь с правилами классицизма. 5. Образ господина Журдена и приемы создания этого образа. Господин Журден как социальное явление XVII в. 6. Социальный и этический смысл образов аристократов в комедии. 7. Приемы создания комического эффекта в комедии (проиллюстрировать примерами). 3. Терминологический минимум к теме Комедия-балет, высокая комедия, либретто, схематизм, реплика, система образов, буффонада, стилистический конфликт, несоответствие формы содержанию, комический эффект. 4. Перечень тем рефератов и докладов к семинару
1. Этапы творчества Мольера. 2. “Здравый смысл” и культура аристократической Франции 17 века. 3. Приемы комического в комедии “Мещанин во дворянстве. 5. Творческие задания 5.1. Представьте, что господина Журдена решили посвятить не в мамамуши, а в русского дворянина. Каким был бы обряд посвящения? 5.2. Приготовьте сцену суда над литературным героем. Выступите с обвинением и защитой действий главного героя “Мещанина во дворянстве”. 6. Список рекомендуемой литературы
1. Бояджиев Г. Мольер. – М., 1989. 2. Бордонов Ж. Мольер /Пер. с фр. М.: Искусство, 1983. 3. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. – любое издание. 4. Гликман М. Мольер. – М., 1966 5. Гриб В.Р. Мольер // Гриб В.Р. Избранные работы.
СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 6
ТЕМА: Ж.-Ж. Руссо и его место во французском Просвещении. Роман "Новая Элоиза" как образец сентиментализма
Продолжительность – 2 часа
1. Учебная цель
1.1. Познакомить студентов с эстетикой руссоизма в плане ее отражения в литературном произведении. 1.2. Определить значение и новаторство жанра сентиментального романа. Указать на его специфические особенности. 1.3. Проанализировать поэтику и особенности сюжетосложения.
2. Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Парадоксы личности и судьбы Ж.-Ж. Руссо. Важнейшие факты личной и творческой биографии. Сложность взаимоотношений Руссо с другими просветителями и причины, которыми эта сложность обусловлена. 2. Руссоизм и его воплощение в романе "Новая Элоиза". а). Общая характеристика понятия "руссоизм" (руссоизм как система взглядов). б). Творческая история создания романа "Новая Элоиза". в). Композиция романа. г). Философия природы у Руссо (культ природы и его воплощение в романе). Особенности пейзажа в романе. д). "Религия сердца" (культ чувствительности) в романе. е). Проблема соотношения естественного состояния и цивилизации и ее воплощение в романе Руссо. Критика цивилизации. 3. Место Руссо в истории европейского сентиментализма.
3. Терминологический минимум к теме 3.1. Пейзаж души, цивилизованный человек, естественный человек, добродетельный человек, эпистолярный жанр, руссоизм, сентиментализм.
4. Перечень тем рефератов и докладов к семинарам
1. Критика Руссо основ современной цивилизации. 2. Эстетическая программа Руссо. 3. Тема природы в романе Руссо “Новая Элоиза”. 5. Творческие задания
1. Роман Руссо заканчивается трагически. Объясните причины такого конца. 2. Представьте, что роман на этот сюжет написал бы писатель из Индии. Что в нем изменилось?
6. Список рекомендуемой литературы 1. Верцман Н. Жан Жак Руссо. М.: Худож. лит., 1976 2. Дворцов А.Т. Ж.-Ж.Руссо. М.: Наука, 1980. 2. Фейххтвангер Л. Мудрость чудака. М., 1987.
СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 7
ТЕМА: Творчество Вольтера и его философские повести
Продолжительность – 2 часа
1. Учебная цель
1.1. Познакомить студентов с творчеством Вольтера и спецификой жанра философской повести. 1.2. Выявить особенности темы и образную систему повестей “Задиг” и “Кандид”. 1.3. Проанализировать наиболее важные отрывки повестей с точки зрения их исторической ценности и современного звучания.
2. Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Разнообразие литературного наследия Вольтера. 2. Место Вольтера в истории западноевропейского Просвещения. Вольтерианство как система взглядов а). Важнейшие социально-политические идеи. б). Философские и антицерковные взгляды Вольтера. в). Эстетические суждения Вольтера. Отношение к классицизму. 3. Философская повесть как жанр литературы XVIII в. а). Важнейшие особенности содержания: темы, идеи, объекты критики и т.д. б). Особенности формы. в). Назвать самые значительные философские повести в западноевропейской литературе XVIII в. 4. Идеи и образы повести Вольтера "Задиг". а). Тема превратности судьбы и ее философский смысл. б). Политические проблемы в повести (гл. "Великодушные" и "Министр"). в). Осуждение религиозных распрей и фанатизма. 5. Социальная и философская проблематика повести "Кандид". а). Эволюция отношения Вольтера к философии оптимизма. б). Диалектика соотношения Добра и Зла в повести. в). Социальная утопия Вольтера - страна Эльдорадо. г). Художественные средства воплощения идеи в повести: своеобразие построения сюжета, система образов, элементы авантюрного романа, ирония и гротеск, иронический подтекст. Привести примеры из текста. 6. Вольтер в идейной жизни России.
3. Терминологический минимум к теме Философская повесть, цепочный сюжет, парадокс, микросюжет, лейтмотив, ирония, гротеск, сатира, подтекст, лейтмотив, аллюзия, восточный колорит, фантастика.
4. Перечень тем рефератов и докладов к семинару
1. Специфика жанра философской повести в литературе французского Просвещения. 2. Человек и философская идея в повестях Вольтера. 3. Эволюция темы “предустановленной гармонии” в повестях Вольтера. 4. Реалистическое и фантастическое в повестях Вольтера.
5. Творческие задания
1. Предложите свой взгляд на идею “предустановленной гармонии”. 2. Ответьте на вопрос, чувствовал ли бы себя счастливым Кандид в каком-либо современном государстве. 3. Составьте тест на знание повестей Вольтера.
6. Список рекомендуемой литературы
1. Артамонов С.Д. Вольтер: Критико-биографический очерк. М.: Гослитиздат, 1954. 2. Акимова А.А. Вольтер. М.: Мол. гвардия, 1970. 2. Сигал Н. Вольтер, 1694-1778. М.; Л.: Искусство, 1959.
СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 8
ТЕМА: Дени Дидро и его эстетическая программа. Повесть "Племянник Рамо".
Продолжительность – 2 часа
1. Учебная цель
1.1. Познакомить студентов эстетикой Д. Дидро на примере его повести “Племянник Рамо”. 1.2. Выявить специфику нового буржуазного мышления человека с “разорванным сознанием”. 1.3. Проанализировать наиболее важные отрывки повести с точки зрения их исторической ценности и современного звучания.
2. Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Место Д. Дидро в истории французского Просвещения (идеолог, организатор, пропагандист). Важнейшие черты мировоззрения, эстетические суждения. 2. История создания "Энциклопедии" и ее значение для своего времени. 3. Заслуги Дидро перед русской культурой. 4. "Племянник Рамо" как маленькая энциклопедия просветительских идей в их диалектическом развитии: а). Творческая история повести. Причины разрыва между временем написания повести и временем ее первой публикации. б). Жанровое своеобразие повести, ее отличие от философских повестей Вольтера. в). Смысл эпиграфа: "Рожденный для горестных перемен". г). Герой повести как зеркало времени. Система жизненных ценностей в оценке героев повести: - отношение к разуму (самокритика разума, диалектика разорванного сознания); - природа человека и моральные суждения героя и автора; - эволюция концепции личности и темы труда; - отношение к таким понятиям, как индивидуальность и индивидуализм, эгоизм, частный интерес и личное преуспеяние; - социальное содержание концепции личности в повести (проблема бедности и богатства); - проблема творчества и судьба творческой личности (рассуждения о музыке); - политические идеалы в повести и их связь с политическими идеями французского Просвещения. 5. Важнейшие особенности стиля повести. Приемы создания образа. Роль диалогов. Афористичность (выписать 10-15 афоризмов).
3. Терминологический минимум к теме Просвещение, диалог, лейтмотив, мещанская драма, диалектика, вставная новелла.
4. Перечень тем рефератов и докладов к семинару
1. Теория театра в работах Д. Дидро. 2. Роль Д. Дидро в организации и издании “Энциклопедии”.
5. Творческие задания
1. Выберите любую из перечисленных в пункте г) тем и составить по тексту повести обстоятельный, логически выстроенный цитатный ответ на поставленный вопрос со своими собственными комментариями. 2. Выпишите и выучите 10-15 афоризмов из повести. 3. Ответьте на вопрос: допустимы ли поступки племянника Рамо в современном обществе?
6. Список рекомендуемой литературы
1. Акимова А. Дидро (любое издание). 2. Сент-Бёв. Литературные портреты (любое издание). 3. Кирпотин В. Лебедев и племянник Рамо // ВЛ. 1974. № 7.
СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 9
ТЕМА: Трагедия Гете "Фауст". Идейно-художественные функции прологов. Система образов и особенности стиля произведения.
Продолжительность – 2 часа
1. Учебная цель
1.1. Познакомить студентов с творчеством И.-В. Гете на примере трагедии “Фауст” 1.2. Выявить особенности эстетической и образной системы трагедии. 1.3. Проанализировать прологи и первую часть “Фауста” для прояснения концепции произведения.
2. Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Идейно-художественные функции прологов к трагедии "Фауст".
"Пролог в театре" 1). Система эстетических суждений Гете в "Прологе в театре". 2). Воплощение эстетических суждений Гете в композиции и системе образов трагедии. 3). Идеал прекрасного в понимании Гете. Отношение Гете к современным ему литературным направлениям и отражение этого в тексте трагедии (движение "Бури и натиска", романтизм, классицизм, сентиментализм). Проблема творческого метода Гете.
"Пролог на небесах" 1). Тема и идея "Фауста" и их определение в "Прологе на небесах". Философско-гуманистическая проблематика. 2). Роль Мефистофеля в художественном воплощении идеи трагедии. Философский смысл образа Мефистофеля.
2. Образ Фауста. Поиски Фаустом смысла жизни и назначения человека и отражение в этих поисках духовных исканий немецких просветителей XVIII в. 1). Краткий обзор судьбы образа Фауста в мировой литературе (немецкие народные книги, К. Марло). Важнейшие моменты сходства и различия образа в литературе Ренессанса и трагедии Гете). 2). Тема науки в трагедии. Два типа ученых - Фауст и Вагнер. Продолжение научного поиска во второй части (спор вулканистов и нептунистов, образ Гомункула и т.д.). 3). Критика идеалов XVIII века в первой части трагедии. 4). Тема труда в трагедии.
3. Терминологический минимум к теме 3.1. Пьеса для чтения, интертекст, пролог, драматическая трагедия, книттельферс, гекзаметр.
4. Перечень тем рефератов и докладов к семинару
1. Образ Фауста в мировой литературе. 2. Фауст К. Марло и Фауст И.В. Гете: точки расхождения. 3. Роль античных образов в “Фаусте” И.В. Гете.
5. Творческие задания
1. Можно ли назвать Фауста “идеальным человеком”? Дайте развернутый ответ с аргументацией из текста. 2. Какие живописные и музыкальные произведения были созданы по мотивам “Фауста” И.В. Гете? Прокомментируйте одно из них.
6. Список рекомендуемой литературы
1 Аникст А.А. "Фауст" Гете: Лит. Комментарий. М.: Просвещение, 1979. 2. Вильмонт Н. Гете. История его жизни и творчества. М.: Гослитиздат, 1959. 3. Тураев С.В. И.В. Гете. М.: Учпедгиз, 1957.
Date: 2015-09-05; view: 1329; Нарушение авторских прав |