Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Устав князя Ярослава
165 Памятники русского права. Вып. первый, с. 257-285. Памятники русского права. Вып. первый, С 257. Щапов Я. Н. Редакции Устава кн. Ярослава Владимировича. — Проблемы источниковедения. Т. 1. М., 1963, с. 481- 513; Он же. Церковь в системе государственной власти Древней Руси,— Древнерусское государство и Ђio международное значение. М, 1965, с. 279-352; Он же. Устав кн Ярослава и вопрос об отношении к византийскому наследию на Руси в середине XI в.— Византийский временник. Т. 31. М., 1971, с. 71-78. I68 Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь.., с. 301-302. Щапов Я. Н. Указ. соч, с. 257. Законодательство Древней Руси
использовал в качестве основы один из старейших (начала XIV в.) списков Краткой редакции — список Крестининского вида из Кормчей из собрания Плигина в Библиотеке АН СССР (публикуется ниже в качестве основного списка Краткой редакции). Концепция Я. Н. Щапова получила признание не только в отечественной науке, но и за рубежом. Недавно (в 1980 г.) вышла работа американского историка права Даниэля Кайзера «Развитие права в средневековой России»172, автор которой разделяет основные взгляды Я. Н. Щапова на Устав кн. Ярое-лава173. В заключение следует отметить, что Устав кн. Ярослава представляет собой памятник русского церковного права, значительно отличающийся от византийских церковно-правовых образцов — номоканонов, а также и от светских законодательных сводов. Это отличие проявляется в нескольких направлениях: во-первых, многие преступные, согласно Уставу, деяния в Византии карались светскими законами. Правда, наряду со светскими санкциями применялись и собственно церковные наказания. На Руси же перечисленные в Уставе деяния отнесены непосредственно к церковной юрисдикции, и некоторые из деяний, вероятно, прежде вообще не преследовались княжеской властью. Во-вторых, в Устав были включены новые составы преступлений, не известные византийскому праву. В-третьих, — и это, пожалуй, главное, — церковь на Руси, карая непреступные с точки зрения обычаев русского народа деяния, стала применять обычные имущественные наказания, а не членовредительные византийские санкции и тем более не смертную казнь, принятую в Византии. Все это свидетельствует о стремлении церкви учитывать национальные особенности Руси путем приведения чуждых языческой Руси церковно-правовых требований в соответствие с русской действительностью. Ниже приводятся Краткая редакция Устава, известная более чем в 60 списках, и Пространная редакция, известная в 19 списках. КРАТКАЯ РЕДАКЦИЯ Введение Устав князя Ярослава. Краткая редакция В основе издания Краткой редакции — список из Кормчей первой четверти XVI в. из собрания Плигина в Библиотеке Академии Наук СССР — БАН, 21.5.4, собр. Плигина №14, лл. 481 об. — 483. Нумерация статей и буквенный шифр списков даются в соответствии с изданием: Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. (издание подготовил Щапов Я. Н.) (М., 1976). Указаны существенные смысловые разночтения по спискам 5 изводов: извода Кормчих, Фроловского, Академического, Бальзеровского, Белозерского. I. Извод Кормчих объединяет списки трех видов: Крестининского, Овчинниковского и Уваровского. а) Из списков Крестининского вида использованы: 1. СлД — ГПБ, собр. Соловецкого монастыря № 475, третьей четверти XVI в., лл. 440—441 об. 2. ИИ — ГИМ, Музейское собр. №3471, 1591/1592 г., лл. 452—453 об. 3. Рж — ГБЛ, Рогожское собр. №251, XVII в., лл. 448—450 об. 4. X — ГИМ, собр. Хлудова Д. 154, XVII в., лл. 535 537. 5. Кс — ЦНБ АН УССР, собр. Киево-Софийского собора №223 (52), XVII в., лл. 608—610 об. 6. Р — ГБЛ, собр. Румянцева № 238. XVII в. (между 1620 И 1661 Г.),ЛЛ.ЗО8 Об. — 310. б) Из списков Овчинниковского вида использованы: 7. ЕА — ГБЛ, собр. Егорова № 472, кон. XV - нач. XVI в., лл. 527—529. 8. Ус — ГИМ, собр. Успенского собора №21/1072, кон. XVI в., лл. 466—468. 9. У I — ГИМ, собр. Уварова № 296, XVII в., лл. 604— 607 10. 3 — ГИМ, собр. Забелина № 236/399, XVII в., лл. 412 об. —414 об. в) Из списков Уваровского вида использованы: 11 у П— ГИМ, собр. Уварова № 11, XVII в., лл. 266 об. —271. 12. ПК — ГПБ, собр. Погодина №237, XVII в. (не позже I664 г.). лл. 597 об.— 599 об. П. Из списков Фроловского извода использованы: 13. ДП — ЦГАДА, ф. 135, отд. V, рубр. I, №2, 1621/1622 г., лл. 8 об. — 12 об. Законодательство Древней Руси 14. Тт —ГПБ, собр. Титова №3756/1687, XVII в., лл. 7—10. 15. Е — ГБЛ, собр. Егорова № 254, перв. пол. XVI в., лл. 455—456. III. Академический извод известен в одном единственном списке: 16. Ак — ГБЛ, Синодальное собр. № 363, нач. XVI в., лл. 155—157. IV. Из списков Бальзеровского извода использован один список: 17. АрБ — ЛОИИ СССР, собр. Археографической комиссии № 23, втор. пол. XV в., лл. 102 об. — 104 об. V. Из списков Белозерского извода использован один список: 18. Белоз — ГПБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря №9/1086, 1470-х годов, лл. 106—110 об. Текст /|74. Се яз, князь великыи Ярослав, сын Володимерь, по данию отца своего с.гадал есмь с митрополитом с Ларио-ном 7, сложил есмь греческыи номоканун; аже не подоба-еть сих тяжь судити князю и бояром, дал есмь митрополиту и епископъм те суды, что писаны в правилех, в номакануне, по всем городом и по всей области, где християнственое17Я. 2179. Аже кто умчить'ы девку или насилить, аже боярь-ская дчи, за сором ей 5 гривен золота, а епископу 5 гривен золота; а менших бояр гривна золота, а епископу гривна золота; добрых людей за сором 5 гривен серебра, а епископу 5 гривен серебра162; а на умычницех по гривне серебра'*3 епископу, а князь казнить их184. 3. Аще кто пошибаеть боярьскую дщерь или болярскую жену, за сором ей 5 гривен золота, а епископу 5 гривен золо-та'Й5; а менших бояр — гривна золота, а епископу — гривна золота; а нарочитых людей 3 рубли, а епископу 3 рубли'я6; а простои чади 15 гривен'67, а епископу 15 гривен, а князю казнити'м. 4. Аже пустит болярин велик жену без вины, за сором ей 300189 гривен190, а епископу 5 гривен золота; а нарочитых людии 3 рубли, а епископу 3 рубли'9'; а '92простои чади'93 15 гривен, а епископу 15 гривен, а князь казнить194. 5. Аже у отца и у матери дчи девкою'95 детяти добу- деть'96, обличив, ю поняти в дом церковный. 6. Тако же и женка, |97а чилсь198 ю род окупить. 7. Аже девку умолвить к себе кто и дасть в толоку, на умолвьнице'99 епископу 3 гривны серебра, а девце за сором 3 гривны серебра200; а на толочнех по рублю, а князь казнить. 8. Аже муж от жены блядеть, епископу в вине, а князь казнить. 9. Аже муж ожениться иною женою, с.старою не20' роспус- тився, муж тъи епископу в вине, а молодую в дом церковный, а с старою жити. 10. Аже жене лихии недуг болить, или слепота, или долгая болезнь, про то ее не пустити. 11. Тако же и жене нельзе пустити мужа. 12. Аже кум с кумою створить блуд, епископу гривна золо- 204 204 та, и во опитемии. 13. Аже кто зажжеть двор, или гумно, или что иное, епископу 100 гривен, а князь казнить. 14. Аже кто с сестрою сырешить, епископу 100 гривен а во опитемии и в казни по закону. 15. Аже ближний род поиметься, епископу 80 гривен206, а их разлучити, а опитемию да примут. 16. Аже две жене кто водить, епископу 40 гривен207, а которая подлегла, та поняти в дом церковный, а первую дер- опо 9 1 П 911 9 9 Устав князя Ярослава. Краткая редакция П 9 лихо водити ю, казнию жить по закону. А иметь казнити его 17. Аже муж с женою по своей воли роспуститься2'4, епископу 12 гривен215, а буде не венчалныи, епископу 6 гРивен2'ь. 18. Аже кто сблюдить с черницею, епископу 100 гривен, а с животиною 12 гривен, а во опитемию вложить. 19. Аже свекор с снохою сблудить, епископу 100 гривен217, а опитемия по закону. 20. Аще кто с двема сестрома падеться, епископу 30 гривен2'*. 21. Аже девер с ятровью падеться, епископу 30 гривен. 22. Аже кто с мачехою сблудить епископу 40 гривен2'9. 23. Аже два брата будуть220 со одиною женкою22', епископу 100 гривен222, а женка в дом223. 24. Аже девка не восхочеть замуж, а отець и мати силою дадут, а что створить над собою — отець и мати епископу в вине, а истор има платити. Тако же и отрок. 25. Аже кто зоветь чюжу жену блядию великих бояр, за сором ей 5 гривен золота, а епископу 5 гривен золота, а князь казнить; а будеть менших бояр, за сором ей 3 гривны золота, а епископу 3 гривны золота; а буде городцких людии, за сором ей 3 гривны серебра, а епископу 3 гривны серебра224, а селских людии за сором ей гривна серебра, а епископу гривна серебра225. 26. Аже пострижеть226 голову227 или226 бороду229, епископу 12 гривен230, а князь казнить. 27. Аже муж иметь красти конопли, или лен, и всякое жито, епископу в вине с князем наполы. Тако же и женка, аже иметь то красти. 28. Аже муж крадеть белые порты23', или полотна, и пор-тища, поневы23, тако же и женка, епископу в вине с князем наполы. 170 29. Свадебное и сгородное234 бои и убийство, аже что учи- Законодательство питься и душегубьство, платят виру князю с владыкою Древней наполы. Я). Аще мужа два бьетася женскы, или укусить, или одереть, епископу три гривны 31. Аже муж биеть чюжу жену, за сором ей по закону237, а пискупу 6 гривен23^. 32. Аже сын бьеть отца или матерь, да казнять его волос-телскою казнию, а епископу в вине. 33. Аже девка восхощеть замуж, а отець и мати не дадят, а что створить, епископу в вине отець и мати. Тако же и отрок. 34. Аже чернец, или черница, или поп, или попадия239, или проскурница впадуть в блюд, тех судити епископу оприсно мирян и во что их осудить волен. 35. Аще поп или чернець упиются без времене, епископу в вине. 36. Аще чернец или черница рострижеться240, епископу в вине, во что их обрядить2*1. 37. А что дееться в домовных людех, и в церковных, и в самех манастырех, а не вступаются княжи волостели в то, а ть ведают их пископли волостели и безатщина их пископу пои-деть. 38. А кто уставление мое порушить, или сынове мои, или внуци мои, или правнуци мои, или от рода моего кто, или от бояр кто, а порушать ряд мои и вступяться, в суды митропо-личи, что есмь дал митрополиту и церкви и пископьям по всем градом по правилом святых отець, судивше, казнити по за-, кону. 39. А кто иметься в тыя суды в церковныя вступатися,, християнско имя не наречется на том, а от святых отець > 318242 да будеть проклят243. j РАЗНОЧТЕНИЯ Е в начале А се уставь князя Ярослава сына Владимира глава; на поле другой рукой Суд митрополит; 175—176 СлД, У 1, Увар., Рж Иларионом; 177 СлД, Рж разложил; Увар кристьяньствьно есть, Ус, У I, У II христианьство есть; 179 Овчин, Увар А се о судех; 180 АрБ умучить; Увар десять; Ак далее а князь казнить; 183—184 Овчин князю казнить умычника; Ак далее а князь казнить; Ак далее а князь казнить; 187 Белоз далее серебра; 188—194 ПК статьи 4 нет; 189 АрБ, Белоз 3; 190 X далее золота; 215 ИИ далее а в опитемию вложить; Ак далее сребра, а князь казниiи 216 Ак далее злата, а князь казнить Устав князя Ярослава. Краткая редакция Ак далее а князь казнить; Ак далее сребра, а князь казнить; 192—193 3 простых людии; 195—196 Ак дитя родить; 197—198 Белоз или пакы;- 199 Овчин умолвьце; 200 Ак далее а князь казнить; 201 ПК нет; 202 Ак далее а князь казнить; 203—204 Ак а князь казнить; 205 Ак далее золота; 206 Ак далее а князь казнить; 207 Ак далее сребра, а князь казнить; 208 Р, ЕА подлеглая; Ус держати; 210—211 ПК ли ходити; 212 Ус а князю; 213 Кс их; 214 ПК розпистятся; 218 Ак далее злата; Ак далее сребра, а князь казнить; 220 Ус, 3, У I влудятъ; 221 Рж женою испр. в женкою; 222 Ак далее сребра, а князь казнить; У II далее церковный; 224 Ак далее а князь казнить; 225 Ак далее а князь казнить; 226 Белоз далее кто кому; У II далее жена; Белоз далее за посмех; 228 У II далее муж; 229 ДП далее свою; 230 Ак далее сребра; 231 Тт ризы; 232—233 Белоз нет; Законодательство Древней Руси По данию — в соответствии с установлением. Неволин К. А. О пространстве церковного суда... с. 300 и ел. Щапов Я. Н. Княжеские уставы I церковь.., с. 306 Е городное; 235 Ак жет ких; Бе лоз женкъ 236 Ак далее золота, а князь казнить; Белоз далее 6 гривен сребра; Ак далее серебра, а князь казнить;
242 Белоз 300 и 18 иже в Никси; Бглоэ далее и в си век и в и всех святых. Аминь. КОММЕНТАРИЙ Статья I Статья содержит указание боярам, а также собственное обязательство князя не вмешиваться в дела, отданные на рассмотрение митрополиту и епископам. Данный Устав был разработан в соответствии с Уставом кн. Владимира. Указание на митрополита Илариона как на соавтора Устава позволяет определить время возникновения памятника. Согласно Повести временных лет, Иларион возглавил русскую православную церковь в 1051 г. Ярослав же умер в 1054 г. Следовательно, Устав был составлен в период между 1051 и 1054 гг. Сложнее объяснить упоминание в данной статье греческого номоканона. С одной стороны, оно должно было служить авторитетным обоснованием того, что нижеперечисленные дела отдавались на рассмотрение церкви. С другой стороны, знакомство с системой наказаний Устава кн. Ярослава убеждает в том, что она противоречит византийскому церковному праву. На это противоречие впервые обратил внимание К. А. Неволин. Помимо применения не свойственной Византии системы наказаний, Устав относил исключительно к церковной юрисдикции дела, которые по византийским законам были подсудны светским властям. Правда, светские законы в Византии были сами по себе насквозь пронизаны церковным духом. Византийская же церковь карала преступников собственно церковными наказаниями: епитимиями, отлучением от церкви. В Уставе кн. Ярослава наряду с епитимиями указываются денежные взыскания в пользу епископов, а также в пользу пострадавших, что роднит Устав кн. Ярослава с Русской Правдой, применявшей почти исключительно меры имущественной ответственности. Существенное отличие Устава кн. Ярослава от византийских источников права позволило Я. Н. Щапову высказать предположение о том, что фраза сложил еемь греческыи номоканун может оз-начать «отверг греческий номоканон». 1 ак или иначе, но система уголовных и гражданско-правовых мер ответственности, закрепленная в Уставе, действительно существенно отлича- ется от византийской и представляет собой традиционно русскую систему денежных взысканий. Возможность закрепления в законе типично русской системы наказаний открылась благодаря тому, что митрополичью кафедру возглавил русский по происхождению Иларион. Вряд ли подобная акция могла быть осуществлена раньше, когда русскую православную церковь возглавляли воспитанные на образцах византийской правовой мысли греческие митрополиты. Возможно, именно поэтому в Уставе кн. Владимира отсутствуют указания на меры ответственности за деяния, перечисленные в его ст. 9. Византийская система наказаний оказалась непригодной на Руси, а закрепить в законе обычно правовую русскую систему не позволяли, по-видимому, убеждения митрополитов из Византии и их зависимость от константинопольского патриарха. Но, стремясь укрепить свои позиции в русском обществе, церковь вынуждена была пойти на ряд компромиссов с русской действительностью: карая непреступные с точки зрения обычного права поступки, церковь применяла наказания, соответствующие русскому обычному праву. Статья 2 Статья направлена против языческого брачного обычая умыкания невесты. В ней предусматриваются, по-видимому, два случая: добровольное умыкание и насильственное умыкание. Обращает на себя внимание то, что добровольное умыкание приравнивается к насильственному по тем последствиям, которые наступают для жениха, причем на женщину возлагается роль союзницы церкви в борьбе с языческими браками, так как в любом случае женщина получала вознаграждение, равное сумме штрафа в пользу епископа. Анализ этой и других норм Устава показывает, что церковь ставила задачу воспитания новых психологических установок, способствующих усвоению взгляда на законность лишь церковного брака. Церковная санкция носит здесь имущественный характер, причем взыскания налагаются не только на жениха, но и на соучастников умыкания, которые обязывались платить по гривне серебра епископу. Слова а князь казнить их очень трудны для понимания. По мнению В. О. Ключевского, под казнию следует понимать простое телесное наказание246. В частности, такое наказание следовало применять, согласно Правилам митрополита Иоанна И (1080—1089 гг.), к волхвам, которых надлежало яро казни-ти навъзбраненье злу, но не до смерти убивати, ни обрезати сих телесе 47. К. А. Неволин расценивал их как свидетельство двойного наказания за церковные преступления: денежные взыскания, обозначенные в статье, налагались епископом, а князь или устанавливал по своей воле денежное наказание вдобавок к церковному, или судил на основании греческих законов, на которые делается ссылка в ст. 1248. Последнее мало- Устав князя Ярослава. Краткая редакция У мнить — похитит для вступления в брак. Дни — дочь. Сором — срам. Умычницех - соучастниках похищения. Ключевский В. О. Соч., т. 1, с. 256. РИБ, т. VI, Спб., 1908, стб. 331-332. Неволин К. А. О пространстве церковного суда.., с. 301. Законодательство Древней Руси Древнерусские княжеские уставы, с. 144. Неволин К А. О пространстве церковного суда.., с. 304 См.: Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь.., с. 298-299. Там же, с. 268-269. вероятно, если вспомнить неудавшийся опыт отца князя Ярослава с введением на Руси византийской системы наказаний. А в подтверждение того, что князь налагал денежные взыскания, можно сослаться на многие списки извода Кормчих (в частности, во всех списках Овчинниковского вида), в которых указывается, что князь применял по отношению к умычнику казнь в виде штрафа размером в гривну серебра. Правда, в других списках, число которых не меньше количества списков Овчинниковского вида, прямо говорится, что эта гривна серебра должна уплачиваться епископу. Таким образом, предположение К. А. Неволина остается лишь предположением. В пользу этой версии может служить уставная грамота смоленского князя Ростислава Мстиславовича церкви Богородицы и епископу. В ст. 11 этой грамоты говорится: Аже уволочет кто девку, што возметь князь с епископом наполы, или посадник ' 249 V что възметь свои тяжи, то с епископом наполы. гч.ак видно из этой грамоты, уволочка вообще относилась здесь к юрисдикции князя или посадника. Последующие авторы стали расценивать слова а князь казнит как указание на двойную подсудность дел епископу и князю, причем князь тоже налагал денежные взыскания. Сам К. А. Неволин, однако, не считал свое объяснение достаточно убедительным и возлагал надежды на других исследователей. Действительно, такое понимание плохо согласуется с наказом князю, его потомкам и боярам не вершить суд по делам, отданным церкви. А ведь этот наказ содержится как в Уставе князя Ярослава, так и в Уставе князя Владимира. Видимо, все-таки законодатель расценивал некоторые деяния заслуживающими не только церковного, но и княжеского наказания, что должно было свидетельствовать о единстве усилий церкви и князя в деле установления нового порядка. Но возможно, что слова а князь казнит указывают лишь на то, что исполнение решений епископа о денежных взысканиях возлагалось на государственный аппарат князя, поскольку церковь своим аппаратом не обладала251. Размер денежных взысканий, обозначенных в ст. 2 Устава, устанавливался в зависимости от социального положения женщины, причем женщины только свободного состояния. В данной статье не упоминается дочь родителей из простой чади, о которой говорится в следующей статье. Видимо, такая умыч-ка расценивалась бы как посягательство на собственность господина. Обращают на себя внимание непомерно высокие ставки денежных взысканий. Я. Н. Щапов, специально исследовавший денежный счет Устава, выявил, что гривна золота равна по ценности слитку золота весом в 160 граммов252. По предположению В. О. Ключевского, денежные взыскания взимались лишь в том случае, если умычка не сопровождалась церковным браком. Обоснованием этого взгляда В. О. Ключевский считал появление ст. 7 Пространной редакции Устава кн. Ярослава, в которой говорится аже девка засядет, т. е. не выйдет замуж за своего похитителя. В случае же завершения истории с умычкой церковным браком умычник и его жена наказывались только епитимией, занеже не по закону божию съчеталася, как об этом говорится в Поучении духовенству новгородского архиепископа Ильи — Иоанна (XII в.)253. Бояре и меньшие бояре — по мнению А. А. Зимина, это члены болгарского Боярского совета и рядовые бояре254. Неясно, однако, почему Устав князя Ярослава, рассчитанный на действие на Руси, должен защищать от умычки дочерей болгарских бояр. Более рационально мнение В. О. Ключевского, согласно которому это члены старшей и младшей княжеской дружины. Date: 2015-09-05; view: 1500; Нарушение авторских прав |