Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыка. С конца 50-х гг. в советскую музыку пришёл неофольклоризм, он пере­вернул сознание многих композиторов





С конца 50-х гг. в советскую музыку пришёл неофольклоризм, он пере­вернул сознание многих композиторов. В 30—40-х гг. народная музыка ча­сто искажалась, обработки приближали её к авторским массовым песням, отличавшимся показной жизнерадостностью. Изучение подлинных образ­цов показало, что русский фольклор пронзительно эмоционален и траги­чен. Интонации народных песен придавали звучанию классических сочи­нений остроту и свежесть, а их содержанию — реалистичность. Влияние неофольклоризма чувствуется не только в произведениях русских компо­зиторов, но и в музыке других народов, входивших в состав СССР (особен­но Прибалтики и Закавказья).

В начале 50-х гг. в творчестве Стравинского произошёл поворот к додекафонии (см. статью «Новая венская школа»). Это тем более уди­вительно, что почти всю жизнь ком­позитор относился к этой системе критически и не раз в своих стать­ях спорил с её создателем Арноль­дом Шёнбергом. Серийная техника использована в таких сочинениях, как септет (1952 г.), балет «Агон» (1957 г.), реквием (1966 г.). Стравин­ский, безусловно, не точно следовал правилам, предложенным Шёнбер­гом; чувствуется, что русский компо­зитор опирался на определённую тональность. По словам Стравин­ского, в додекафонии его привлека­ла близость к приёмам полифонии строгого стиля.

В творчестве И. Ф. Стравинского музыка предстаёт как всеобъемлю­щее искусство, не знающее строгих разграничений во времени, в стилях и национальных традициях. Компо­зитор с лёгкостью менял направле­ние работы, но тем не менее, всегда оставался очень цельным масте­ром. Символом этой цельности можно считать одно из последних его произведений — Канон для ор­кестра (1965 г.) на тему русской на­родной песни. В конце жизни Стра­винский словно перекидывает мост к истокам творческого пути. Ту же народную песню он использовал в своём первом балете «Жар-птица».

В Тринадцатой и Четырнадцатой симфониях Шостакович впервые в русской музыке воплотил опыт соединения жанра симфонии с се­рьёзным поэтическим текстом (изве­стный по Девятой симфонии Бетхо­вена, «Песне о земле» Малера и др.). Тринадцатая симфония (1962 г.) на­звана композитором «вокально-сим­фонической сюитой». Это монумен­тальное пяти-частное музыкальное полотно для мужского хора, оркес­тра и солиста-баса написано на сти­хи поэта Евгения Александровича Евтушенко. Выразительные и публи­цистически острые стихотворения затрагивают темы, о которых в нача­ле 60-х гг. говорить было небезопас­но: антисемитизм (первая часть, «Ба­бий Яр»), бедность (третья часть, «В магазине»), сталинские репрессии (шестая часть, «Страхи»), Масштаб­ная и драматически напряжённая музыка симфонии обогащает содер­жание текста. Это сочинение — ред­кий пример открытого выражения композитором своей гражданской позиции в музыке.

Самое трагичное произведение Шостаковича — Четырнадцатая симфония (1969 г.). Она посвящена размышлениям о жизни и смерти. Композитор говорил, что замысел возник у него под влиянием работы над оркестровкой вокального цикла М. П. Мусоргского «Песни и пляски смерти» — он решил создать про­должение этого сочинения. Четыр­надцатая симфония — это цикл из одиннадцати частей, предназначен­ный для двух певцов (сопрано и бас) и камерного оркестра. Шостакович обратился к стихам разных поэтов: испанца Федерико Гарсиа Лорки, француза Гийома Аполлинера, не­мецкого поэта Райнера Марии Риль­ке и друга Пушкина — Вильгельма Карловича Кюхельбекера. В музыке и стихах смерть предстаёт то, как нелепая случайность, то, как резуль­тат отчаяния или безысходного одиночества, то, как порождение осознанной жестокости. Развёрну­тые, сложные монологи чередуют­ся в музыке с короткими, внезапно обрывающимися частями; важную роль играют диалоги голоса с соли­рующими инструментами. В этом сочинении нет присущей другим симфониям Шостаковича динамики в развитии; каждая часть даёт воз­можность слушателю глубоко по­грузиться в одно состояние, что требует очень большой сосредо­точенности.

Очень интересна камерная музы­ка Шостаковича. Струнные квартеты по эмоциональной выразительнос­ти и духовной сосредоточенности не уступают лучшим симфониям. В сонате для альта и фортепиано (1975 г.) — последнем произведении композитора — сочетаются разные чувства: страдание, внутреннее про­светление, строгость мысли. В во­кальных циклах композитор обра­щался к творчеству Микеланджело, Анны Андреевны Ахматовой, Саши Чёрного.

Д. Д Шостакович, творчество ко­торого многие считали слишком сложным, работал и для массового слушателя.

Театр







Date: 2015-09-05; view: 558; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию