Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. В своем реферате я бы хотела освятить тему «оттепели» в культурной жизни страны
В своем реферате я бы хотела освятить тему «оттепели» в культурной жизни страны. Для этого, я бы хотела сначала рассказать с чего же началось это время, его исток. 13 января 1953 г. газета «Правда» поместила передовую статью под сенсационным заголовком «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей». В статье сообщалось, что арестованы девять «врачей-вредителей» (профессора Вовси, Виноградов, Фельдман, Этингер, Гринштейн и др.). «Правда» писала: «Участники террористической группы, используя своё положение врачей и злоупотребляя доверием больных, злодейски подрывали здоровье последних... Жертвами этой банды человекообразных зверей пали товарищи Жданов и Щербаков. Преступники признались, что они, воспользовавшись болезнью товарища Жданова, умышленно скрыли имевшийся у него инфаркт миокарда, назначили противопоказанный этому тяжёлому заболеванию режим и тем самым умертвили товарища Жданова». «Презренных наймитов, продавшихся за доллары и стерлинги, советский народ раздавит, как омерзительную гадину», — говорилось в заключение. Об атмосфере следствия по «делу врачей» писал позднее один из арестованных Яков Рапопорт: «М. С. Вовси и В. Н. Виноградов говорили мне, что они признали все свои вымышленные преступления. М. С. Вовси даже рассказал мне, как от него потребовали признания в том, что он был ещё и немецким шпионом и что он при этом расплакался, сказав: „Чего же вы ещё от меня хотите, ведь я же признался, что был американским и английским шпионом, неужели этого мало? Немцы расстреляли в Двинске всю мою семью...". В ответ он получил матерную ругань и требование: „Профессор, нечего запираться, признавайся, что был и немецким шпионом!". С. Вовси подписал, что был и немецким шпионом тоже». Сам Я. Рапопорт «признаваться» отказался, как и некоторые другие арестованные. На общество «дело врачей» произвело сильное впечатление, особенно тот факт, что большинство из них носили еврейские фамилии. Люди отказывались лечиться у врачей-евреев. Пустовали поликлиники и аптеки. Хирург Борис Петровский рассказывал о своём рабочем дне 13 января: «В большой 12-местной палате меня встретил гул голосов спорящих, возбуждённых больных. Когда я вошёл, все смолкли, выжидательно и настороженно уставились на меня. Я по возможности спокойно сказал, что после публикации в сегодняшних газетах мы вполне понимаем волнение,но у нас в коллективе вредителей нет. Тем не менее, учитывая происходящее, хотим отменить операции. Каково: было моё облегчение, когда больные твёрдо, почти хором закричали: „Мы вам верим! Не надо отменять операции!". Но в некоторых клиниках всё же произошли неприятные эксцессы: нескольких врачей избили». Дочь Якова Рапопорта Наталия, бывшая в то время школьницей, вспоминала: «Широко обсуждался вопрос, как будут казнить преступников. Информированные круги в моём классе утверждали, что их повесят на Красной площади. Волновались: б дет туда открытый доступ или только по пропускам. Сходил» на том, что по пропускам: иначе любопытствующие подавят друг друга и могут снести Мавзолей. Кто-то утешал: ничего, наверняка будут снимать кино. А я видела во сне повешенного Вовси просыпалась с криком...». Ходили слухи, что во время публичной казни разгневанная толпа вырвет осуждённых из рук палача и сама расправится ними. После этого повсюду пройдут еврейские погромы, и всех евреев, «спасая их от народного гнева», вывезут в Сибирь. «Правда» уже будто бы заготовила статью об этих событиях под заголовком «Русский народ спасает еврейский народ». Но развязка оказалась совершенно неожиданной. 5 мар 1953 г. скончался Иосиф Сталин. Его соратники с самого начала были настроены против «дела врачей». Они хорошо помнили, что на процессе Бухарина в 1938 г. тоже судили «убийц в белых халатах». Теперь они опасались, что «вдохновителями врачей-вредителей» окажутся они сами. Поэтому сразу после смерти Сталина решено было дело прекратить. 4 апреля 1953 г. было опубликовано «Сообщение МВД ССС о том, что, как выяснилось, 15 врачей, привлечённых по этому делу, «были арестованы бывшим МГБ неправильно, без каких-либо законных оснований». «Показания арестованных, якобы подтверждающие выдвинутые против них обвинения, полученных путём применения недопустимых и строжайше запрещённых советскими законами приёмов следствия». Все арестованные в тот же день были освобождены. Писатель Илья Эренбург упомянул освобождение врачей своей известной повести «Оттепель» (1954 г.). Конец «дела врачей» стал первым признаком общего смягчения режима в стране — «оттепели». Литература. «Оттепель» — так называлась повесть Ильи Григорьевича Эренбурга, напечатанная в журнале «Знамя» в 1954 г. В ней рассказывалось о жизни большого завода. Главные герои довольно чётко делились на положительных и отрицательных, а их поступки — на плохие и хорошие. Автор во многом следовал правилам социалистического реализма (см. статью «Литературная борьба 20-х годов»): положительный персонаж обязан быть не только высоконравственной личностью, но и замечательным работником; личное должно отступать перед общественным и т. д. Но немало в «Оттепели» было и непривычного для литературы тех лет. Главная героиня повести, Лена, уходила от мужа-директора, равнодушного и мстительного человека. Однако первым толчком к охлаждению стало то, что супруг не разделил возмущения Лены «делом врачей» и заметил, что «доверять никому нельзя». Моральный облик отрицательного героя связывался с приверженностью его к казённой сталинской идеологии. Покидая «плохого» мужа, героиня как бы расставалась с «плохим» прошлым своей страны. Среди персонажей повести — два приятеля-живописца. Один стремится к быстрому успеху и рисует на заказ портреты знатных передовиков; другой не гонится за славой и предан истинному искусству. Тем самым Эренбург защищал право художника на свободу творчества и на его независимость от требований идеологии и сиюминутной государственной пользы. А это, по тем временам, тоже было довольно дерзко. На повесть обрушился шквал сердитой критики и не менее сердитых читательских писем. В «Литературной газете» появилась статья Константина Симонова, в которой «Оттепель» называлась «огорчительной для нашей литературы неудачей автора». Эренбург ответил Симонову полемической репликой, где утверждал, что тот неправильно понял его произведение. Интерес к повести резко возрос — ведь шёл спор между Симоновым, любимцем Сталина, и Эренбургом, чьё имя после «Оттепели» стало связываться с антисталинскими настроениями в обществе. В 1956 г. в журнале «Новый мир» был напечатан роман Владимира Дмитриевича Дудинцева (1918— 1998) «Не хлебом единым». Главный герой, талантливый изобретатель Лопаткин, почти восемь лет безуспешно пытался внедрить в производство свою машину для литья труб. Он сталкивался с бюрократической стеной и даже попадал в тюрьму по вине противников-интриганов. Кончался роман, как и «Оттепель», полной победой добра над злом. Крупицы правды о жизни советского общества принесли автору огромную популярность. За романом выстраивались очереди в библиотеках, ему посвящались конференции, школьники спорили о книге с учителями. В то же время официальная критика, признавая, что в романе изображены «некоторые отрицательные явления периода культа личности», упрекала автора в явном сгущении красок В одной из рецензий говорилось, что «положительное начало утонуло в бесконечных страданиях одиночки-изобретателя, который представлен неким мучеником». В том же 1956 г. увидели свет повести Павла Филипповича Нилина (1908—1981) — «Жестокость» (см. статью «Детектив и шпионский роман») и Сергея Петровича Антонова (1915-1995) — «Дело было в Пенькове». Их герои резко отличались от шаблонных положительных персонажей: они ошибались, совершали неправильные поступки — привлекали живыми характерами. В конце 50-х гг., кажется, вся страна спорила. На кухнях коммунальных квартир, в семьях, на улице, даже на танцплощадках... Главная тема дискуссий — пойдёт ли страна назад, по пути удушения всякой неофициальной мысли, или произойдёт «мягкая» революция и люди начнут дышать более или менее свободно? Абсолютное большинство не отказывалось от социалистических идей, а только пыталось как-то их «очеловечить» (позднее это стало называться борьбой за социализм «с человеческим лицом»). И лишь немногие, как Александр Солженицын (см. статью «Александр Исаевич Солженицын»), начинали понимать гибельность коммунистического пути. Споры проникали и на страницы печати. Границы дозволенного были очень зыбкими, поэтому литература стала наиболее удобной областью для критических высказываний. Ещё со времён полулегендарного древнегреческого баснописца Эзопа существовал так называемый эзопов язык с его системой «обманных средств», когда идея произведения зашифровывалась в разного рода намёках, символах, аллегориях и т. п. Во времена «оттепели» эзопов язык позволял авторам создавать нечто среднее между художественной прозой и откровенной публицистикой. Парадоксальным образом это определило и силу, и слабость «оттепельной» прозы. Её сила была в том, что она непосредственно «врезалась» в жизнь, становилась частью самой жизни. Слабость же состояла в том, что веления времени не позволяли литературе углубляться в вечные темы: в чём смысл человеческого бытия, есть ли Бог, существует ли не классовая, не национальная, а общечеловеческая мораль и в чём она заключается и т. п. Литература понемногу освобождалась от государственной зависимости. Однако — ирония судьбы! — она впадала в новый «грех», пусть не столь тяжкий, но всё же серьёзный. Читатели по большей части интересовались не тем, хорошо или плохо написано произведение, а тем, способствует оно переменам или нет. Знаменитые слова М. Горького «С кем вы, мастера культуры?» (см. статью «Максим Горький») отныне приобретали иной, прямо противоположный смысл, но не теряли своего значения. «Оттепель» Эренбурга популярной оставалась недолго. Date: 2015-09-05; view: 606; Нарушение авторских прав |