Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Скульптура и Архитектура
НИКИТА ХРУШЁВ И ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ Вовремя посещения Манежа Н. Хрущёв обратился к модернистам: «Кто здесь главный?». «Главным» оказался скульптор Эрнст Неизвестный. Художник Борис Жутовский вспоминал: «Эрнст Неизвестный встал перед Хрущёвым и говорит: „Никита Сергеевич, Вы глава государства, и я хочу, чтобы Вы посмотрели мою работу". Хрущёв от такой формы обращения оторопел и недоуменно пошёл за ним. Как только Хрущёв увидел работы Эрнста, он сорвался и начал повторять свою идею о том, что ему бронзы на ракеты не хватает. И тогда на Эрнста с криком выскочил А. Шелепин: „Ты где бронзу взял? Ты у меня отсюда никуда не уедешь!". На что Эрнст, человек неуправляемый, вытаращил чёрные глаза и, в упор глядя на Шелепина, сказал ему: „ А ты на меня не ори! Это дело моей жизни. Давай пистолет, я сейчас здесь, на твоих глазах, застрелюсь"». Между скульптором и главой правительства разгорелся оживлённый спор. Э. Неизвестный рассказывал: «Хрущёв заявил, что я проедаю народные деньги, а произвожу дерьмо! Я же утверждал, что он ничего не понимает в искусстве». На это Хрущёв возражал: «Был я шахтёром — не понимал, был я политработником — не понимал. Ну вот сейчас я глава партии и премьер и всё не понимаю! Для кого же Вы работаете?». «Интереснее всего то, — писал Неизвестный, — что, когда я говорил честно, прямо, открыто и то, что я думаю, — я его загонял в тупик. Но стоило мне начать чуть-чуть лицемерить, он это тотчас чувствовал и брал верх. Вот только один пример. Я сказал: „Никита Сергеевич, Вы меня ругаете как коммунист, вместе с тем есть коммунисты, которые поддерживают моё творчество, например Пикассо, Ренато Гуттузо". Он хитро прищурился и сказал: „А Вас лично волнует, что они коммунисты?". И я соврал: „Да!". Если бы я был честным, я должен был бы сказать: „Мне плевать, мне важно, что они большие художники!". Словно почувствовав это, он продолжал: „Ах, это Вас волнует! Тогда пусть это Вас не волнует, мне Ваши работы не нравятся, а я в мире коммунист номер один". Кончилась наша беседа с Хрущёвым следующим образом. Он сказал: „Вы интересный человек, такие люди мне нравятся, но в Вас сидят одновременно ангел и дьявол. Если побелит дьявол — мы Вас уничтожим. Если победит ангел — мы Вам поможем". И он подал мне руку». Через две недели, 17 декабря, состоялась первая встреча Н. Хрущёва с творческой интеллигенцией. Режиссёр Михаил Ромм вспоминал: «Хрущев постепенно как-то взвинчивался, взвинчивался и обрушился раньше всего на Эрнста Неизвестного. Долго он искал, как бы это пообиднее, пояснее объяснить, что такое Эрнст Неизвестный. И, наконец, нашёл, нашёл и очень обрадовался этому, говорит: „Ваше искусство похоже вот на что: вот если бы человек забрался в уборную, залез бы внутрь стульчака и оттуда, из стульчака, взирал бы на то, что над ним, ежели на стульчак кто-то сядет. На эту часть тела смотрит изнутри, из стульчака. Вот что такое ваше искусство. И вот Ваша позиция, товарищ Неизвестный, Вы в стульчаке сидите". Говорил он это под хохот и одобрение интеллигенции творческой, постарше которая, — художников, скульпторов да писателей некоторых». Вскоре после этих событий Эрнст Неизвестный вынужден был написать Хрущёву письмо: «Я боюсь показаться нескромным, но я преклоняюсь перед Вашей человечностью, и мне много хочется писать Вам самых нежных и тёплых слов. Никита Сергеевич, клянусь Вам и в Вашем лице партии, что буду трудиться, не покладая рук, чтобы внести свой посильный вклад в общее дело на благо народа». После этого письма в очередном выступлении Хрущев уже примирительно говорило Неизвестном: «Мне хочется верить, что человек он честный и способный. Давайте посмотрим, как он выполнит своё обещание, покажет своим творчеством, как служит народу». Но развязка у этой истории оказалась неожиданной. После смерти Н. Хрущёва его родные обратились к Э. Неизвестному с просьбой стать автором памятника на его могиле. Скульптор согласился. Историк Г. Фёдоров вспоминал: «Эрнст Неизвестный говорил мне в пору работы над памятником: „ Покойный при жизни испортил мне несколько лет, теперь сделает это и после смерти, но заказ я выполню, я сам этого хочу. Он стоит того"». Памятник представляет собой бронзовую голову Н. Хрущёва на фоне сложного переплетения чёрного и белого мрамора. Контраст этих цветов показывает противоречивость личности Н. Хрущёва. Во второй половине 50-х гг. всё более осознавалась потребность в ясном и весомом скульптурном образе, где идея выражалась бы непосредственно через форму. Таков московский памятник В. В. Маяковскому (1958 г.) работы Александра Павловича Кибальникова (1912—1987). Появились оригинальные мемориалы, в которых собственно скульптура уступала ведущую роль хранящему историческую память ландшафту (Зелёный пояс Славы под Ленинградом) или архитектурной композиции (монумент в честь освоения космоса в Москве, 19б4 г., авторы А. П. Фай-дыш-Крандиевский, М. О. Барщ, А. Н. Колчин). Атмосфера политической «оттепели» 1956—19б4 гг. способствовала появлению в советской культуре разных, в том числе и далёких от социалистического реализма направлений. Их существование не всегда было лёгким, и свидетельство тому — судьба скульптора Эрнста Иосифовича Неизвестного (родился в 1925 г.). Его работы «Атомный взрыв» (1957 г.), «Дафна» (1963 г.), «Сердце Христа» (1973-1975 гг.) рассказывают о борьбе извечных начал — добра и зла. Они представляются художнику сверхчеловеческими силами, неким подо-5ием космических вихрей, которые создают или разрушают живую форму на глазах у зрителя. После спора с главой страны Н. С. Хрущёвым во время выставки 1962 г. в московском Манеже Неизвестный на долгие годы был лишён государственных заказов и в конце концов был вынужден уехать из СССР. Наряду с обращением к абстрактным формам, восходящим к авангарду, в скульптуре сохранялись традиции монументализма. Архитектура. В 1948—1953 гг. в столице возведена серия высотных зданий. Размещённые в узловых пунктах города, они преобразили его облик — хотя, в сущности, это было лишь «укрупнение» традиционного много башенного силуэта старой Москвы. Несмотря на послевоенные трудности, роились «советские небоскрёбы» самых дорогостоящих материалов (стальной каркас, гранитная отделка, позолота). Каждый такой дом по затратам оказывался равен нескольким обычным многоэтажным зданиям той же кубатуры. Прямым следствием смены курса культурной политики в середине 50-х гг. было вышедшее в ноябре 1955 г. партийно-правительственное постановление, осуждавшее «архитектурные излишества» и «украшательство». Основным содержанием зодчества второй половины 50-х и 60-х гг. стало массовое жилищное строительство. Новый тип жилища был сформирован в экспериментальной застройке московских окраин. Вместо традиционной строчной планировки внедрялся принцип озеленённого микрорайона с группами жилых зданий вокруг общественных и культурно-бытовых учреждений. Отделка пятиэтажных домов предельно скромна, метраж квартир сведён к минимуму. Это соответствовало сверхзадаче проектировщиков — сделать жильё действительно доступным рядовому потребителю. В 1957 г. в стране была создана сеть домостроительных комбинатов, изготовляющих стандартные детали для сборки на строительной площадке, что способствовало ускорению работ. Однако недостаточная гибкость этого производства вела к унылой однотипности зданий. В 60-х гг. зодчие нередко возвращались к архитектурным начинаниям довоенного времени. Так, в планировке московского кинотеатра «Россия» (1961 г., архитекторы Ю. Н. Шевердяев, Д. А. Солопов, Э. А. Гаджинская) угадываются формы голосовского Клуба имени С. М. Зуева. В традициях «урбанизма» 20-х гг. построен так называемый Дом нового быта (ДНБ) в одном из кварталов Новых Черёмушек в Москве (19б9 г., архитекторы Натан Абрамович Остерман и др.) — уникальный жилой комплекс с развитой общественной структурой, предназначавшийся для жильцов разных возрастов и профессий. Впоследствии он был передан под общежитие МГУ. Date: 2015-09-05; view: 398; Нарушение авторских прав |