Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Механизмы межличностного восприятия
Это способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Механизмы социальной перцепции можно поделить на две группы в зависимости от объекта восприятия: 1. Механизмы межличностного восприятия. 2. Механизмы межгруппового восприятия. Эффективность общения зависит от способности партнеров соотносить свое поведение с интересами, потребностями и состоянием других. В процессе межличностного восприятия каждый из партнеров по общению не только ориентирован на понимание мотивов, потребностей, установок другого, но также должен принимать во внимание то, как другой понимает его собственные потребности, мотивы, установки. Это становится возможным в результате осознания себя через другого. Данный процесс включает в себя следующие стороны: идентификацию, эмпатию и рефлексию. Идентификация. Данный способ познания другого человека предполагает умение поставить себя на его место, взглянуть на вещи с его точки зрения. Когда мы хотим, чтобы нас поняли, мы говорим: «Встань на мое место», «Побудь в моей шкуре». Отождествление себя с кем-то позволяет построить свое поведение так, как строит его другой. Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка формируются многие личностные черты, поведенческие стереотипы, ценностные ориентации, тендерная, этническая и другие аспекты идентичности. Кроме общих способностей и жизненного опыта большое значение имеет такое свойство человека, как эмпатийность. Эмпатия (сопереживание) – умение правильно представлять себе, что происходит во внутреннем мире другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Эмпатия – это аффективное понимание другого. Эмоциональная природа проявляется в том, что ситуация партнера по общению не столько продумывается, сколько прочувствуется. Развитая способность к эмпатии – необходимое условие для развития такого профессионально значимого качества практического психолога, как проницательность. Эмпатия – способность сопереживания и сочувствия партнёру по общению, чувствования его состояния, это понимание человека на эмоциональном уровне. Выделяют 3 типа эмпатии: эмоциональную (перенесение на другого человека своего эмоционального состояния), когнитивную (рациональное сравнение состояний, вспоминание аналогичных у себя), предикативную (способность предсказывать эмоциональные реакции другого). Наряду с идентификацией и эмпатией одним из основных механизмов межличностного познания и понимания является социальная рефлексия. Социальная рефлексия – это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом. Рефлексия – способность воспринимать себя глазами партнёра по общению и иметь представление о том, как сам выглядишь в его глазах. Аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного участия. Каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Это также и область социальной психологии, занимающаяся изучением содержания, механизмов и эффектов межличностного восприятия. Приписывание причин как своему поведению, так и поведению другого человека. С каузальной атрибуцией связывают следующие особенности поведения: • человек склонен по-разному объяснять свои и чужие поступки; • возможна нелогичность и субъективность; • неудачные результаты обычно приписываются внешним причинам и обстоятельствам, а удачные - внутренним (личностным). Приписав другому человеку какие-то качества личности или причины поведения, сам наблюдатель будет относиться к нему исходя из них, приписанных им же, т. е., возможно, неадекватно. Интерпретация своего и чужого поведения выступает составной частью межличностного восприятия. Она может быть основана на знании причин этого поведения. Однако в обыденной жизни люди не всегда или недостаточно знают действительные причины поведения другого человека. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и чувства, намерения и качества личности. Приписывание осуществляется либо на основании сходства поведения воспринимаемого лица с каким‑то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции). Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует попытки «рядового человека» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. В ряде исследований было показано, что люди избирают разные типы атрибуции в зависимости от того, являются они сами участниками какого‑либо события или его наблюдателями. Г. Келли выделил три таких типа: - личностную атрибуцию (когда причина приписывается личностным склонностям совершающего поступок), - объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие); - обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Эффект ореола (гало-эффект) – приписывание человеку набора связанных между собой качеств, когда на самом деле наблюдается лишь одно качество из этого набора. (* душевный, добрый, честный, хороший). Стереотипы – упрощенные и стандартизованные концепции характеристик или ожидаемого поведения членов определенной группы. (* национальность, профессия, субкультура). Date: 2015-09-05; view: 742; Нарушение авторских прав |