Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Перцептивная сторона общения
Сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Перцептивные навыки проявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации. Общающиеся люди всегда воспринимают и оценивают друг друга. Причём воспринимают не только внешнюю информацию (облик собеседника, его голос, действия), но также угадывают за этим смысл его сообщения и его личностные особенности. * Например, при формировании первого впечатления происходит достраивание образа воспринимаемого человека на основе имеющейся ограниченной информации, отсюда могут возникнуть искажения в представлениях о данном человеке. И здесь проблемой могут стать различные эффекты, фильтры и социальные стереотипы восприятия (связанные с особенностями внешности собеседника, его национальными, профессиональными, религиозными и другими особенностями) – когда происходит не «чистое» восприятие, а сквозь призму устойчивых образов и отношений. Только на основе правильного восприятия возможно взаимопонимание. Межличностное восприятие – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Особенности его: пристрастность, слитность эмоциональной и когнитивной сторон, оценочная и ценностная окраска, воспринимается не только сам по себе человек, а в совокупности его межличностных отношений. Люди почти всегда не просто наблюдают за другими, но и стараются понять причины их поведения, на основе чего делают выводы об их особенностях. В условиях дефицита информации человек приписывает наблюдаемому объекту его возможные свойства. Восприятие и понимание людьми друг друга – это одна из центральных проблем межличностного общения. В отечественной литературе также часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека». Это более широкое понимание термина связано со специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и его поведенческих характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т. д. Центральными проблемами в области социальной перцепции являются: – возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции; – условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого; – закономерности формирования первого впечатления; – влияние на эти процессы прошлого жизненного опыта, характера взаимоотношений, самооценки и личностных свойств взаимодействующих людей.
При первой встрече с другими людьми мы не можем не заметить некоторые отличительные признаки, такие как пол, возраст и национальность. Любой человек воспринимается нами в единстве внешних данных (физический облик, конституциональные особенности плюс все то, что человек делает со своей внешностью в соответствии с модой, требованиями референтной группы, ожиданиями общества, вкусами, представлениями о самом себе) и экспрессивного поведения, проявляющегося в действии. Наши первые впечатления часто складываются под влиянием этих элементов информации. Первое впечатление может служить причиной ошибочного восприятия другого человека или создания неверного представления о его целях, намерениях. Ошибки в процессе межличностного восприятия начинают влиять на возникновение приязни/неприязни, симпатии/антипатии, предположения о том, как человек относится к воспринимающему, на формирование предубеждений, т. е. на развитие взаимоотношений. Эти эффекты могут усиливать психологические особенности участников общения или закономерности самого общения. К психологическим особенностям, которые определяют успешность человека в познании партнера по общению, относят: - общие способности, - интеллект, - умение привлекать свой опыт, - наличие так называемых имплицитных теорий личности в житейском багаже человека, - развитую интуицию, - умение сопереживать (эмпатия). Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Эти качества делают человека проницательным, своеобразным провидцем в сложной сфере взаимодействия людей.
Познание личности на основании ее внешности осуществляется с помощью следующих способов: – аналитического – каждый из элементов внешности связывается с конкретными психологическими свойствами личности (например, плотно сжатые губы могут свидетельствовать о высоком уровне волевого развития личности); – эмоционального – качество личности определяется в зависимости от эстетической привлекательности ее внешности; – перцептивно‑ассоциативного – субъекту приписываются качества другого, внешне похожего на него человека; – социально‑ассоциативного – человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен на основе восприятия его внешности.
Накапливая опыт общения, мы приобретаем эталонные признаки внешности, которые выступают «пусковыми механизмами» в процессе интерпретации личностных свойств воспринимаемого человека. В. Н. Панферов определяет три класса эталонов и стереотипов интерпретации личности по внешности: – антропологические; – социальные; – эмоционально‑эстетические. К антропологическим эталонам внешности относятся конституциональные признаки, формализованные в понятиях «национального типа внешности», «полового типа внешности», «возрастного типа внешности», «анатомически похожего на знакомого человека типа внешности». Замечая во внешнем облике черту того или иного антропологического типа, познающие склонны приписывать воспринимаемому человеку качества личности, соответствующие национальности, полу, возрасту знакомого человека, похожего на познаваемого. Антропологические эталоны и стереотипы интерпретации весьма приблизительно характеризуют воспринимаемого, но все же они закрепились в практике общения, поскольку это имеет психологический смысл при установлении контактов между людьми. Эти стереотипы являются наиболее общими и известными всем. Социальные эталоны внешнего облика воспринимаются нами как признаки общественного положения воспринимаемого человека и его ролевых функций. Эти признаки заключены в конституциональных особенностях внешности, экспрессии, оформлении внешности одеждой и косметикой. *** Например, важная осанка банкира, руки шофера, выправка военного, походка моряка или балерины. Улавливая во внешнем облике признаки того или иного социального эталона, познающий причисляет воспринимаемого к определенной социальной категории людей и вслед за этим приписывает ему свои стереотипные представления о психологических особенностях этой категории людей. Кроме этого для каждого человека познаваемый в общении человек является значимым эмоциональным объектом. Эмоциональные отношения предопределены здесь особенностями физической привлекательности и экспрессией внешнего облика. Результаты опытов показали, что при первом впечатлении наблюдается зависимость оценки психологических качеств личности от эмоционально-эстетического отношения к внешности воспринимаемого человека. Человек, получивший положительную оценку внешности, получал, как правило, и положительную характеристику личности, и наоборот. Date: 2015-09-05; view: 717; Нарушение авторских прав |