Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мир и человек в западноевропейском реалистическом романе первой половины XIX века (диккенс, Теккерей, стендаль, Бальзак)





Реализм — это правдивое, объективное отражение действительности. Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей- реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Во Франции в 30-40-е гдоды создают свои лучшие реалистические произведения. Оноре де Бальзак, написавший 95-томную «Человеческую комедию»; Виктор Гюго - «Собор Парижской богоматери», «Девяносто третий год», «Отверженные» и др. Постав Флобер - «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо», Проспер Меримо - мастер новелл «Матео Фальконе», «Коломба», «Кармен», автор пьес, исторических хроник «Хроника времен Карла X» и др. В 30-40-е годы в Англии Чарльз Диккенс - выдающийся сатирик и юморист, произведения «Домби и сын», «Тяжелые времена», «Большие ожидания», являющиеся вершиной реализма, Уильям Мейкпис Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия», в историческом произведении «История Генри Эсмонда», сборнике сатирических эссе «Книга снобов», образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.

Бальзак Оноре(1799-1850), Французский писатель, воссоздавший целую картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу «де» а 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет. (1806-1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816-1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 и 1824 Опоре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж.Ж.Руссо, В.Скотта и «романов ужасов». В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толкам. Попытка сколотить состояние на издательско-тилографическом деле (1826-1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман «Последний Шуан». Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей «Физиология брака» (1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые «Сцены частной жизни», с несомненным шедевром «Дом кошки, играющей в мяч», в 1831 году выходят первые «Философские повести и рассказы». В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве: внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как «Человеческая комедия».

Договор об издании первой серии «Этюдов о нравах» Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать сто отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен - частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенский жизни. «Сцены частной жизни», посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту: зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались з точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей «Человеческой комедии».

Помимо стремления отобразить социальную историк Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в «Философских этюдах» Этюды о нравах должны были представить «следствия», а «Философские этюды» выявить «причины».

Третий главный раздел цикла должны были составить «Аналитические этюды», посвященные «принципам», но Бальзак так и не прояснил сови намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую «Физиологию брака» и «Мелкие невзгоды» супружеской жизни (1845-1846).

Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы.

В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднею класса: конторских служащих - Чиновники, судейских клерков и адвокатов - «Дело об опеке»(1836), «Полковник Шабе» (3832); финансистов — «банкирский дом Нусингсна» (1838); журналистов - «Утраченные иллюзии» (1837-43); мелких фабрикантов и торговцев - «История величия и падения Цезаря Биротто» (1837). Среди «Сцен частной жизни», посвященных чувствам и страстям, выделяются «Покинутая женщина», «Тридцатилетняя женщина» (1831-1834). «Дочь Евы» (1838). В «Сценах провинциальной жизни» не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные «бури в стакане воды», которые нарушают мирное течение привычной жизни - «Турский священник» (1832), «Евгения Гранде» (1833), «Пьереттэ» (1840). В романах «Урсула Мируэ» и «Баламутка» (1841-42) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь «борьбу за жизнь» с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимых авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляют «Темное дело» (1843), где на мгновение возникает фигура Наполеона. «Сцены военной жизни» включают всего два романа: «Шуаны» и «Страсть в пустыне» (1830). «Сцены деревенской жизни» в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как «Сельский врач» (1833) и «Сельский священник» (1839). Значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов.

Бальзак был первым великим писателем, удивившим пристальное внимание материальному фонду и облику своих персонажей, уделившим пристальное внимание материальному фону и облику своих героев, до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Сюжеты его романов часто основаны на финансовых интригах и спекуляциях. Он прославиился также своими «сквозными персонажами»: лицо, игравшее ведущую роль в доном из романов, затем возникает в других, раскрываясь с новой стороны и в иных обстоятельствах. Примечательно также, что в развитии своей теории мысли он населяет свой художественныйый мир. безумный художник в «Неведомом шедевре» (1831),скряга в «Евгении Гранде», химик-маньяк в «Поисках абсолюта», ослепленный любовью к дочерям старик в «Отце Горио», мстительная старая дева и неисправимый бабник в «Блеске и нищете куртизианок»(1838 -1847}. Подобная тенденция наряду с оккультизму и ужасам ставит под сомнение взгляд на Человечексую комедию как высшее достижение реализма в прозе.

Ближайшие преемники Бальзака во Франции Г.Флобер, Э.Золя и натуралисты М.Пруст. Его влияние сказалось и позже, уже в двадцатом веке, когда классический роман стали считать устаревшей формой. Совокупность почти ста названий Человеческой комедии свидетельствкет об удивительной многогранности этого плодовитого гения, который предвосхитил чуть ли не всех последующих открытий.

 

4) СОЦИАЛЫЮ-ПСПХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И НРАВСТВЕННО-

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА, ХУДОЖЕСТТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ В РУССКОЙ И УКРАИНСКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (ПУШКИН, ЛЕРМОНТОВ, МАРКО ВОВЧОК, П. КУЛИШ)

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 — 1841). В июле 1838 в «Современнике» появилась (аношмно) сатирич.поэма «Тамбовское казначейша» (под усеченным цензурой назв. «Казначейша»). Он создает три новые редакции «Демона», в т ч. Шестую, которую готовит к печати; пишет стих «Кинжал», «Дума» и др; начинает работать нал «Героем нашего времени».

К концу 30-х гг. окончательно определились осн. направления лермонтовского творчества. Вольнолюбивые настроения и горький скептицизм в оценке современности нашли выражение в его граждаиско-философ. лирике («Дума», «Поэт», «Не верь себе», «Как часто пестрою толпою окружен» и др.); они своеобразно преломились и романтич. и фантастич. образах «кавказских» поэм - «Мцыри», «Демон», над которыми поэт работал в течении всей жизни (начиная с 1829), наконец критическое и реапистич. изображение совр. жизни оказалось характерным для зрелой прозы Лермонтова. В марте 1839 г в «Собрании повестей», о которых здесь говорится, образовало роман «Герой нашего времени». В феврале 1840 в журнале была опубликована «Тамань», а в опреле вышел отдельным изданием весь роман, явившийся как бы итогом раздумий автора о современном обществе и о судьбах своего поколения.

Уже юношеская лирика Лермонтова была проникнута страстной мечтой о свободе, отрицанием всякой косности застоя, содержала призывы к действию («Жалобы турка», «Монолог»). Герой его ранних стихов, поэм и драм, в к-рьх заметим отклики идей утопического социализма, мучительно размышляет о своем призвании, о невозможности приложить избыток сил к живому делу, мечте о подвиге. Следуя поэтам-декабристам, молодой Лермонтов обращается к истории, прошлому России, воспевает борьбу народа против угнетения. Его Вадим Новгородский (Поэма «Последний сын вольности» 1831) - республиканец, восстающий против деспотизма Рюрика, подобно тому как декабристы подняли руку против деспотизма Николая I. Эта параллель не случайна, она подчеркнута и начале поэмы, где упоминаются изгнанники («Есть поныне горсть людей»), которые в далекой глуши «не перестали помышлять...как вольность пробудить опять». Есть у Л. и прямые обращения к сосланным декабристам («Сыны снегов, сыны славян, зачем вы мужеством упали» жестком упали?» 1830). Современные политические события также приковывают к себе напряженное внимание поэта. Крестьянские бунты 1830 наводят его на мысль о тех временах, «когда царей корона упадет». Революционные брожение в Западной Европе вызывает у него восторженные отклики: он посвящает стихи Июльской революции 1830 во Франции, радуется падению монархии Карла X. Тема франц. революции прочно входит в сознание Л. и в разных вариациях возникает в позднейших его соч.; так, в поэме «Сашка» упоминается с иронической интонацией некий «богатый маркиз», к-рый «жертвой стал народного волненья: на фонаре однажды он повис, как было в моде, вместо украшенья». Далее Л. набрасывает картину революц. событий 1 789 («Сборища народные», «Святых голов паденье» и т. д.).

Однако наиболее совершенное воплощение давний замысел получил в зрелой поэме «Мцыри» (1839); в основу этой романтич. поэмы Л. положил реальный сюжет, типчный для кавказкой жизни того времени, и острую идейную коллизию: вольный горец взят в плен царским генералом и заточен в гнета и подавления личности. Сюжетную канву поэмы обогащают мысли об историч. судьбах Грузии, мотивы народных легенд и песен.

Сходную эволюцию претерпела поэма «Демон». В разных ее редакциях менялись место действия, подробности сюжета, условно-романтич. обстановка уступала место жизненно конкретным описаниям. И с каждым новым вариантом поэмы все более прояснялась гл. цель автора - стремление выразить переполнявшую его жажду свободы, истины и борьбы, создать в Демоне — фантастич. образе могучей силы - грандиозное аллегорическое воплощение мятежа против несправедливости «мирового порядка», «гордой вражды» с землей и небом. Передовые современники Л. именно гак восприняли философ, смысл «Демона», явившегося вершиной рус. романтич. поэзии. Белинский, по свидетельству Пушкина.

В поэтич. мир Л. вторглись большие вопросы современности, думы о судьбе целого поколения, о трагич одиночестве свободолюбивого человека, о нравств. состоянии об-ва. В зрелых своих творениях ок явился поэтом-трибуном, не только гневным обличителем «света», но сознательным противником дворянско-крепостнич. об-ва. В «Смерти поэта» он бесстрашно обличил верхушку гос. аппарата николаевской империи; в «Думе» (1838) осудил бездействие своих сверстников, равнодушных «к добру и злу»; в стих. «Как часто, пестрою толпою окружен» (1840) поэт бросил в лицо аристократии, черни свой «железный стих, облитый горечью и злостью». В стих. «Поэт» (1838) Л. провозгласил высокие идеалы гражд. поэзии, к-рая должна воспламенять «бойца для битвы», а в стих. «Журналист, читатель и писатель» (1 840) утверждал необходимость для лит-ры обрести «язык простой и страсти голос благородный».

В лермонтовской лирике тесно переплелись общественно-гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Лермонтов ввел в рус. поэзию интонации «железного стиха», отмеченного героич. звучанием, небывалой прежде энергией выражения мысли, что характерно не только для ораторского пафоса «Смерти поэта», но и для элегич. строк «Думы», и для страстных монологов героя поэмы «Мцыри».

В украинской литературе начала XIX столетия много внимания уделялось эгнографичному бытоонисанию и также формировался жанр социально-бытовой прозы (М. Вовчок. А. Свидницкий). Эта тенденция усиливалась под влиянием Кулишевых заветов «этнографической достоверности». В это время формируются основные литературные жанры. Особенным разнообразием отличается поэзия - от лирических стихотворений до эпических форм. Характерной чертой является циклизация рассказов(Кулиш, Вовчок, Стороженко). В реалистических произведениях снижается абстрактность идидактизм, усиливается аналитическое начало.

 

РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН В РУССКОЙ И УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА (ТУРГЕНЕВ, Л. ТОЛСТОЙ, ДОСТОЕВСКИЙ («БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»), НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ, П. МИРНЫЙ, И. КАРПЕНКО-КАРЫЙ).

Огромное значение в общественной и культурной жизни России II половины XIX в. приобрела литература. Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века».

Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова- Щедрина, А. П. Чехова.

Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818- 1883). Представитель старинного дворянского рода, проведший детство в родительском имении Спасском-Лутовинове близ г. Мценска Орловской губернии, он как ни кто другой смог передать атмосферу русской деревни - крестьянской и помещичьей. И Принесшей ему славу серии рассказов, первый из которых «Хорь и Кал иным» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. «Современник» печатал рассказы один за другим. Выход их вызвал большой общественный резонанс. Впоследствии вся серия была издана И. С. Тургеневым в одной книге, получившей название «Записки охотника». Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе «Дворянское гнездо» (1858 г.). Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г.).

На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828—1910). Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант. В 1863 году выходит повесть «Казаки», ставшая важным этапом в его творчестве. Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863-1869 гг.) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Картины семейного быта, любовная линия, характеры людей переплетаются с масштабными полотнами исторических событий. Следующий роман Л. Н. Толстого — «Анна Каренина» (1874-1876 гг.). В нем история семейной драмы главной героини сочетается с художественным осмыслением острых социальных и нравственных вопросов современности. Третий великий роман великого писателя — «Воскресение» (1889-1899 гг.), названный Р. Ролланом «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании».

Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные, иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот»).

Роман «Братья Карамазовы» имел огромное влияние на российскую интеллигенцию. С каждым из братьев ассоциируется тот или иной мотив, связанный с проблематикой религиозности и атеизма. Дмитрий олицетворяет собой жертвенную личность, Иван - «бунтарь», богоборец, Алеша же воплощает образ инока в миру, кроме того, с ним связана житийная линия романа.

Иван, второй сын Федора Павловича, рос в чужой семье угрюмым отроком и рано обнаружил блестящие умственные способности. Алеша признается Ивану в трактире: «Брат Дмитрий говорит про тебя: Иван - могила. Я говорю про тебя: Иван загадка. Ты и теперь для меня загадка» (1, 277). Алеша чувствует, что Иван занят чем-то внутренним и важным, стремится к какой-то цели, может быть, очень трудной.

Опытный, умеющий понимать людей Зосима сразу отгадывает тайну молодого философа. Ивана «Бог мучает»; в его сознании происходит борьба между верой и неверием. Старец говорит ему: «Идея эта еще не решена в вашем сердце и мучает его... В этом ваше великое горе, ибо настоятельно требует разрешения... Но благодарите Творца, что дал вам сердце высшее, способное такою мукой мучиться, «горняя мудрствовати и в горних искати, наше бо жительство на небесах есть» (1, 105). Иван не самодовольный безбожник, а высокий ум, «сердце высшее», мученик идеи, переживающий неверие как личную трагедию. Зосима заканчивает пожеланием: «Дай вам Бог, чтоб решение сердца вашего постигло еще на земле, и да благословит Бог пути ваши» (I, 105). Праведник благословляет «неустанное стремление» грешника и предсказывает ему падение и восстание. Автор «Легенды о Великом инквизиторе» не погибает. В эпилоге Митя пророчествует «Слушай, брат Иван всех превзойдет. Ему жизнь, а не нам. Он выздоровеет» (2,486), в нем есть «такая сила, что все выдержит» (1, 315). Это «карамазовская... сила низости карамазовской» (1,315). Иван - традиционная для Достоевского трагически раздвоенная личность. Он, логик и рационалист, делает удивительное признание. «Я знаю заранее, - говорит он, - что паду на землю и буду целовать камни и плакать над ними... Собственным умилением упьюсь» (1, 279). Атеисту Ивану доступны слезы восторга и умиления! И он, как Алеша, способен пасть на землю и обливать ее слезами. Но карамазовская любовь к жизни сталкивается в его душе с безбожным разумом, который разлагает и убивает ее. Он отрицает умом то, что любит сердцем, считает свою любовь бессмысленной и неприличной. Разве достойно человека любить «нутром и чревом» то, что разумному сознанию его представляется «беспорядочным, проклятым и, может быть, бесовским хаосом»? В Иване завершается многовековое развитие философии от Платона до Канта... «Человек есть существо разумное» - это положение для Ивана важнее всего на свете. Иван горд своим разумом, и ему легче отказаться от Божьего мира, чем от разума. Рационалист не желает примиренья с какой-то «ахинеей». Здесь-то и начинается трагедия. В мире есть иррациональное начало, зло и страдание, которое непроницаемо для разума. Иван строит свою аргументацию на самом выигрышном виде несправедливости - страдании детей, которые не успели в своей жизни совершить никаких грехов, за которые их могла бы наказать кара Божья. «Не стоит она [мировая гармония] слезинки, хотя бы одного только замученного ребенка, который бил себя кулачками в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «Боженьке» (1,294), - заявляет Иван и насмешливо заключает: «Слишком дорого оценили гармонию, и не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно... Не Бога я не принимаю, Алеша, я только билет Ему почтительнейше возвращаю» (1, 295). Иван допускает существование Бога: «Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, Им созданного, мира-то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять» (1, 284). Он принимает Бога, но лишь для того, чтобы возложить на него ответственность за созданный Им «проклятый хаос» и чтобы с невероятной «почтительностью» возвратить Ему билет. «Бунт» Ивана отличается от наивного атеизма XVIII века: Иван не безбожник, а богоборец. Он обращается к христианину Алеше и вынуждает его принять свой атеистический вывод. «Скажи мне сам прямо, - говорит он, - я зову тебя - отвечай: представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой; но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь только крохотное созданьице, вот того самого ребеночка, бившего себя кулачком в грудь, и на неотмщенных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги!» (1, 295). И Алеше, истинно верующему человеку, приходится ответить: «Нет, не согласился бы». Это означает, что принять архитектора, построившего мир на слезах детей, нельзя; в такого Творца верить нельзя. Иван торжествует: своей логической цепочкой он «затягивает» «инока» в сети своих рассуждений и заставляет его согласиться с идеей «бунта». Ведь Алеша не мог ответить по-другому, иначе он бы не имел права называться Человеком. Иван отрицает Бога из любви к человечеству, выступает в роли адвоката всех страждущих против Творца. Однако в этом самозванстве кроется обман, так как в устах атеиста воззвания к благородным человеческим чувствам - это чистая риторика. Иван говорит: «На всей земле нет решительно ничего такого, чтобы заставляло людей любить себе подобных... если есть и была до сих пор любовь на земле, то не от закона естественного, а единственно потому, что люди уверовали в свое бессмертие...» (I, 290). Иван не верует в бессмертие, а потому не может любить людей. Он, надевая маску человеколюбия, пытается поставить себя на место человеколюбца-Творца. Якобы он бы создал более справедливое устройство мира. Что же означает «бунт» на самом деле? Существование зла в мире доказывает, что Бога нет. Христианство признает грехопадение и верит в наступление Страшного Суда; Иван отрицает первое и отвергает второе: он не желает возмездия за невинные страдания. В христианстве все человечество грешно: все «зачаты в беззаконии и рождены в грехах». Иван отрицает наличие первородного греха, считая, что человек рождается невинным. Поэтому страдания детей несправедливы и Страшный Суд бессмыслен. Ответственность за зло возлагается на Бога. Но злой Бог не есть Бог, - что и требовалось доказать. Вся сила христианства и личности Христа, победителя греха и смерти. Но если нет греха, то нет и искупления. Диалектика неизбежно ведет атеиста к столкновению с Богочеловеком. Алеша, подавленный аргументами Ивана, вынужденный разделить его «бунт», вспоминает, что «есть Существо, которое может все простить, все и вся и за все, потому что само отдало неповинную кровь свою за всех и за все»... (1,296). Иван ждал этого «напоминания»; он знал, что все его доказательства окажутся бессильными, если ему не удастся ниспровергнуть дело Христа.

В украинской литературе этого периода также доминирует эстетика реализма. Теоретически ее обраабтывает в своих студиях И. Франко, реализируя потом их на практике своих произведений. Важными считаются общественный, биопсихический и культурно-исторический факторы. Идея историзма образует детерминистского понимания сути реализма. Человек рассматривается несколько под влиянием натурализма, в частности исследования его «звериной стороны» (П. Мирный «Х1ба пеяуть ноли як яспя пот и» (Ьпанко «Пепехпесн! стежки» V

Представителем драматургии того времени является Иван Карпенко-Карый) (псевдоним; настоящая фамилия Тобилевич) драматург, актёр, театральный деятель, один из основоположников реалистического народного театра на Украине. Родился в семье управляющего помещичьим имением. Свыше 20 лет служил чиновником в канцеляриях. С 1863 принимал участие в любительских спектаклях, позже, с 1883, в труппах М. П. Старицкого, М. Л. Кропивницкого и своего брата М. К. Садовского. Участвовал в нелегальных кружках, был уволен в 1883 со службы как политически неблагонадёжный. В 1884-87 политический ссыльный (Новочеркасск). Вернувшись в Киев, К.-К. вместе с П. К. Саксаганским в 1890 организовал труппу, получившую название "Товарищество русско-украинских артистов". Играл роли в пьесах собственного соч.: Пузырь ("Хозяин"), Иван ("Бесталанная"), Шмигсльский ("Савва Чалый"), Терешка Сурма ("Суета"), а также в пьесах Т. Г. Шевченко, М. П. Старицкого, И. П. Котляревского.

Мировоззрение К.-К. формировалось в условиях общественной жизни 60-70-х гг. под влиянием Т. Г. Шевченко и русских революционных демократов. К.-К. начал печататься в середине 70-х гг. как театральный критик. Первый рассказ "Новобранец" (1883) рисуеттяжёлое положение крестьян. Пьесы К.-К. составляют классическое наследие украинской драматургии. Автор драм "Бурлака" (написана 1883, опубликована 1895), "Наймичка" (1885, опубликована 1887), "Бесталанная" (1886), трагедии "Савва Чалый" (1899). Социальные сатирические комедии "Мартын Боруля" (1886, опубликована 1891), "Хозяин" (1900, опубликована 1902), "Суета" (1903, опубликована 1905) - вершина критического реализма. В них отразилось обострение классовых противоречий внутри украинского общества 2-й половины 19 в., рост сельской буржуазии. Драматург создал галерею образов, раскрывающих глубокие социальные конфлиюы его времени. ("Наймичка", "Мартын Боруля", "Сто тысяч", "Суета"), где человек борется со своими стастями.

Литература:

 

Date: 2015-09-05; view: 938; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию