Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Карьера молодого специалиста





кризисов и профессиональной и личностной успешностью молодых специалистов, мерой реализации их потенциала. В данном случае речь идет о том, что особен­ности прохождения кризиса влияют на профессиональную успешность молодых специалистов, на степень раскрытия ими собственного делового и личностного потенциала. Те из них, кто отличаются постоянными, устойчивыми, высокими ре­зультатами в деятельности (при адекватной самооценке и высокой экспертной оценке), имеют общий алгоритм прохождения кризисов, раскрытый выше в реко­мендациях (см. последнюю колонку таблицы 23).

Таким образом, приведенный алгоритм успешного прохождения кризисов в карьере направлен на поиск и нахождение карьерных ресурсов человека. Он дает своего рода психологический инструмент по развитию карьеры и максимально полному раскрытию делового и личностного потенциала специалиста на ранних этапах его становления.

Предлагаемый алгоритм относится к способам самостоятельного разрешения (преодоления или профилактики, что еще актуальнее) карьерных кризисов. Поми­мо этого можно предложить способы, связанные с активной помощью специали­стов — управленческих психологов, карьерных консультантов, тьюторов, коучей (тренеров).

Основной формой психологического сопровождения при возникновении кри­зиса молодого специалиста является психологическое консультирование. Именно в этом виде психологической помощи сконцентрирован весь накопленный на сего­дняшний день спектр обоснованной информации, методов и универсальных техник для эффективной работы с проблемами и кризисами. В случае карьерного кризиса консультация направлена на оказание помощи в разрешении проблемной карь­ерной ситуации, то есть положения, когда человек сталкивается с необходимостью использования новых средств, способов поведения и перемен в деятельности для овладения этой ситуацией и реализации целей карьеры.

Во время консультирования специалист помогает клиенту рационализировать требования жизненной (деловой, профессиональной) ситуации, более четко осоз­нать возможные альтернативы и их последствия. Помощь клиенту становится ре­альной, если тот сам соответственно мотивирован, убежден в возможности прак­тического решения возникших трудностей и не находится в плену дистрессовых переживаний, а консультант умеет адекватно определить психологическое значе­ние ситуации для клиента.

Основной метод психологического консультирования — беседа. Как уже было определено ранее, кризис — это, главным образом, противоречие объективной реальности и предыдущего опыта. Чтобы приступить к работе с кризисом, важно нацелить человека на работу с самим собой, подойти к обсуждению его собствен­ных трудностей. Иными словами — помочь человеку признать наличие у него са­мого проблем. В этом случае достаточно эффективен метод сказкотерапии (ав­тор — Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева).

Нередко молодой человек, особенно в начале своей профессиональной карь­еры, страдает оттого, что, как ему кажется, он ничему не научился «серьезно», а времени на эффективный «карьерный старт» у него уже не осталось. Тем более, в


3.2. Карьерные кризисы на ранних этапах профессионализации и технологии их преодоления

гонке за карьерным и жизненным успехом он не одинок, его «подпирают» такие же молодые, но более «резвые» конкуренты. Обострению негативных переживаний способствует и стремительное возрастание в нашей стране в последнее время ценностей внешнего благополучия и успеха и, возможно, — неадекватно завышен­ные требования к себе. Поэтому важно помочь молодому человеку провести «ин­вентаризацию достижений», осознать то важное и ценное, что он уже осуществил. Например, блестяще защитил дипломный проект по востребованной и практически значимой теме, освоил в период основного обучения в вузе дополнительные про­фильные программы. Также целесообразно наметить перспективы дальнейшего развития имеющегося делового и личностного потенциала.

На этом этапе консультирования можно использовать упражнение «Похвальное слово самому себе» (автор — Дж. Рейнуотер) или его модификацию «Доска поче­та». Суть этого упражнения сводится к припоминанию каждого достижения, каждой заслуги, каждого совершенного дела, которыми молодой человек может гордиться. После того как список достижений сформирован, дальнейший коучинг может стро­иться на основе этого списка и творчестве консультанта.

Типичные проявления кризиса —депрессивные переживания: отсутствие радости от жизни в настоящем, страх перед будущим. Поэтому очень важно помочь чело­веку увидеть те существующие источники радости, которые он не замечает; показать, что счастье — это состояние души и оно не определяется немедленным удовлетво­рением всех желаний или уровнем материального благосостояния; помочь в реф­лексии всех накопленных и возможных ресурсов с целью их оптимального исполь­зования в дальнейшем.

Если работа по подведению итогов и нахождению источников радости, счастья в настоящем проведена достаточно тщательно, можно перейти к поиску новых возможностей, новых путей, предоставляемых кризисом. Здесь требуется большая тонкость консультанта в понимании индивидуальных особенностей клиента, поэто­му трудно давать универсальные рекомендации.

Консультации клиентов по эффективному преодолению кризисов карьеры можно построить в рамках обучения технологии самопланирования карьеры и реализа­ции карьерного потенциала личности (карьерный самоменеджмент, автор — Е. А. Могилёвкин, 2003). Данная технология основана на следующем принципи­альном положении: обеспечивая собственное карьерное продвижение, специалист выступает не только как объект карьеры (сама организация, безусловно, задает векторы карьерного роста и профессионального развития своих сотрудников), но и ее субъект. Клиенту предлагается технология выстраивания индивидуальной тра­ектории жизненного успеха в профессиональной и организационной сферах, в основе которой — определение всего спектра личностных ресурсов для достиже­ния целей и планов карьеры. Определение спектра ресурсов и основная часть работы в данной технологии обеспечивается тремя крупными блоками вопросов и заданием для самостоятельной работы, что все вместе позволяет проанализировать основные аспекты жизненного пути человека и определить «местонахождение» в профессиональной сфере с точки зрения эффективности развития и управления собственной карьерой. Эти позиции перекликаются с предыдущими, вышеописан-



Глава 3. Карьера молодого специалиста

ными этапами консультирования, поэтому могут использоваться как самостоятель­но, так и в контексте указанной структуры.

В ходе психологического консультирования молодых людей, переживающих кризисы в карьере, можно также использовать следующие упражнения и методы (причем как самостоятельно, так и интегрированно с другими технологиями):

1. Парные сравнения — упражнение, направленное на прояснение личных
приоритетов через их парное сопоставление и выявление наиболее важного. Мо­
жет использоваться как базовое или первостепенное в комплексе упражнений.
Помогает осознать генеральные приоритеты и цели в иерархических отношениях.
Это упражнение может стать отправным шагом при консультировании по кризису,
поскольку оно универсально и может быть «развернуто» на достижение карьерных
целей и приоритетов, а также других важных жизненных интересов.

2. Для психологической поддержки клиента в кризисе можно использовать сеть
поддержки (SEN), предложенную К. Гроф и С. Гроф. Авторы придерживаются сле­
дующей точки зрения: существует множество форм кризиса, характеризующихся
разной степенью интенсивности, а мера требуемой помощи зависит от ситуации.
В некоторых случаях она может ограничиваться специфической поддержкой человека,
переживающего кризис, а в другой раз не исключено участие родных, друзей или
групп поддержки. Однако если процесс протекает особенно остро, может оказать­
ся необходимой и круглосуточная профессиональная терапевтическая помощь.

Основные идеи сети поддержки таковы. Огромную помощь человеку в кризисе оказывает пребывание в окружении людей, имеющих, по крайней мере, общее представление о динамике духовного раскрытия личности. Исход и протекание кризиса существенно зависят от того, будут ли отношения и взаимодействия в узком кругу родственников и друзей заботливыми и поддерживающими либо наполнен­ными страхом, осуждением и попытками оказывать давление.

В идеале семья, близкие и друзья с самого начала включаются в сеть поддерж­ки и снабжаются как можно большей информацией о характере ситуации. Кого именно, как и в какой момент следует подключать, зависит от индивидуальных обстоятельств. К числу наиболее важных критериев, которыми следует руководство­ваться при принятии решения о включении в сеть, принадлежат характер взаимо­отношений с человеком, переживающим кризис, общая совместимость личностных черт потенциальных помощников и их отношение к процессу. В контексте такой работы сеть может использоваться как вспомогательная, фоновая методика, обес­печивающая качество процесса.

Подход к людям, переживающим кризис, должен быть гибким и творческим. Специалисту-психологу необходимо основываться на оценке индивидуальной природы кризиса и использовать все доступные ресурсы. Важнее всего давать людям, находящимся в кризисе, достаточную информацию о характере процесса, через который они проходят. Необходимо, чтобы они перестали считать его болез­ненным и смогли увидеть целительную природу своего кризиса. В этом смысле неоценимую помощь может оказать хорошая литература и возможность общения с людьми, понимающими суть происходящего, особенно с теми, кто успешно пре­одолел аналогичный кризис.


3.2. Карьерные кризисы на ранних этапах профессионализации и технологии их преодоления


       
 
 
   


В качестве конкретного примера, иллюстрирующего возможности и роль об­ратной связи от тех профессионалов, кто преодолел карьерные кризисы и добился значительных результатов в профессиональной деятельности, приведу результаты опроса, проведенного С. В. Клиниковым (2005) среди 30 успешных руководителей предприятий и организаций различной формы собственности в г. Владивостоке. Результаты проведенного эмпирического исследования были обобщенны следующим образом:

О Более половины респондентов (60%) заявили о том, что в их судьбе были

жизненные кризисы.

d 80% из них оценили силу кризиса в 6 баллов по 7-балльной шкале, пояснив свою оценку субъективным ощущением «опустошенности, оторванности от реальности, чувством потери основной цели жизни и общим хаосом». О Половина респондентов заявила о прямой связи возникновения кризиса с профессиональной деятельностью и продвижением по карьерной лестнице. О Основными причинами возникновения кризиса опрошенные считают:

• несвоевременное завершение накопившихся дел и в связи с таким на­
коплением — невозможность их качественного выполнения;

• накопление напряжения — невозможность психологической разрядки из-за
давления уровня ответственности;

• «некоторая затяжная расслабленность», своего рода головокружение от
успехов и чувство эйфории после достижения значимой цели и в связи с
этим — «выключение» из реального, изменяющегося мира.

О Основными интересами в предкризисный период респонденты, связывающие возникновение кризиса с карьерой, называют полностью определяющиеся профессиональной сферой деятельности (сами опрошенные считают это «профессиональной зацикленностью»).

О Большинство опрошенных заявляют о том, что в период до кризиса у них практически отсутствовали интересы и увлечения, приносящие им эмоцио­нальное удовлетворение и при этом не связанные с основными зонами их профессионального внимания. В период до кризиса они длительное время не меняли род занятий.

□ Контент-анализ (анализ наиболее часто встречающихся в речи респондентов прилагательных, характеризующих предкризисный период) показал, что участники опроса характеризовали многие жизненные процессы этого вре­мени как «тянущие за собой массу негативных последствий» («как испачкан­ная скатерть после праздничного стола») и несущие ощущение иррациональ­ности происходившего.

D Анализируя предкризисный период сточки зрения возможных шагов по его предотвращению и профилактике, респонденты заявляли о принципиальном существовании такой возможности. Они рассматривали в качестве вероятных вариантов такие действия, как постоянное пошаговое решение актуальных проблем, их прогнозирование, концентрация внимания на сохранении фи­зических и психических сил для адекватного реагирования на подобные ситуации.


Date: 2015-09-19; view: 649; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию