Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерии и факторы карьерного успеха
более перспективных [Вудкок М., Френсис Д., 1991; Hall D., Mirvis P., 1995; Attwood M., Dimmoch S., 1996; Ладанов И. Д., 1 997; Гусева А. С, 1 998, Кричев-ский Р. Л., 2003, 2005; Невструева Т. X., 2006]. Среди личностных факторов есть достаточно большое количество особенностей, влияющих на эффективность карьерного продвижения. Для комплексного исследования, проведенного автором книги среди госслужащих высшего и среднего уровня управления в 1998-2005 годах, была выбрана совокупность личностных факторов карьеры, в которую входили: □ самоэффективность (в предметной деятельности и в общении), □ эмоциональная стабильность, □ психотизм, О мотивация к карьере. Выбор для более глубокого изучения именно этих личностных факторов карьеры был обусловлен рядом причин. 1. Факторы, которым уделяется внимание в исследовании, являются централь 2. По результатам отечественных и зарубежных исследований профессиональ 3. Отечественные исследователи только начинают рассматривать мотивацию к 4. Обширная группа личностных факторов карьеры, не вошедшая в приведенное Глава 1. Теория и практика карьеры обучению и т. д.); эмоционально-волевые качества (уровеньтревожности); волевые качества (энергичность, выдержанность, настойчивость, терпеливость, решительность и т. д.); коммуникативные характеристики (эмоциональная окрашенность и динамика межличностного общения, ориентация на командное взаимодействие, групповые нормы и др.). Особое внимание в приведенном исследовании уделено изучению мотивации к карьере (рис. 6). Американские исследователи Раймонд А. Ноэ, Энн Виггинс Ноэ и Джулия А. Бах-хубер в статье «Исследование взаимосвязей в мотивации карьеры» (1990) высказывают теоретические положения, касающиеся такого аспекта карьеры, как «мотивация карьеры» сотрудников, а также приводят результаты проведенного ими исследования основных ее характеристик — карьерного инсайта, карьерной причастности и карьерной устойчивости. МОТИВАЦИЯ КАРЬЕРЫ КАРЬЕРНАЯ ИНТУИЦИЯ - ведущий компонент, определяет, насколько у человека реалистичны ожидания его карьеры, насколько велики знания, касающиеся его сильных и слабых сторон, каковы его специфические цели в карьере Ж КАРЬЕРНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - содержательный компонент, включает способность человека адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и справляться с негативными ситуациями. Способность сотрудника проявить инициативу, умение структурировать проблемы, желание сохранить высокий уровень эффективности и качества работы в ситуациях давления со стороны, недостатка ресурсов, ограниченного количества времени для выполнения конкретного задания ж. КАРЬЕРНАЯ ПРИЧАСТНОСТЬ - направляющий компонент, характеризует степень вовлеченности человека в поиск возможностей для продвижения и получения признания, способность отказаться от деятельности, не связанной с работой, для достижения цели организации Рис. 6. Основные компоненты мотивации карьеры I 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
Мотивация карьеры — комплексная характеристика, свойственная каждому человеку. Она индивидуальна, на нее влияют различные рабочие ситуации, она проявляется в решениях, принятых работником в отношении собственной карьеры и профессионально ориентированного поведения. Мотивация карьеры включает в себя три основных измерения: 1. Карьерная интуиция (карьерный инсайт). 2. Идентификация с карьерой (карьерная причастность). 3. Карьерная устойчивость. Карьерный инсайт (карьерная интуиция) — ведущий компонент мотивации карьеры — определяет, насколько у человека реалистичны ожидания его карьеры, насколько велики знания, касающиеся его сильных и слабых сторон, а также каковы его специфические цели в карьере. Карьерный инсайт выступает в виде подсознательных импульсов восприятия сотрудником своих интересов, способностей, преимуществ и недостатков в стремлении достичь стоящих перед ним целей. По сути — это система психологических установок на работу, закрепившихся в подсознании на базе ассоциативных связей с карьерным восхождением. Сотрудники, обладающие развитым карьерным инсайтом, отличаются реалистичным уровнем карьерных ожиданий, интуитивно знают свои сильные и слабые стороны в отношении профессионального и должностного продвижения, умело модифицируют собственные карьерные цели и активно действуют в направлении достижения этих целей. Низкий уровень развития карьерной интуиции характерен для работников, недостаточно эффективно использующих свои личностные ресурсы для продвижения по службе. Такие работники могут иметь неадекватные (или заниженные, или завышенные) карьерные ожидания. Они не очень охотно схватывают и усваивают новые методы работы. Карьерная причастность — направляющий компонент мотивации карьеры — включает в себя степень вовлеченности человека в поиск возможностей для продвижения и получения признания, а также способность отказаться от деятельности, не связанной с работой, для того чтобы достичь организационных целей. Высокий уровень развития карьерной причастности характерен сотрудникам, готовым работать с максимальной отдачей ради достижения, прежде всего, целей организации. Работники с высокой карьерной причастностью, по мнению И. Д. Ла-данова (1 998), так сильно привыкают к своей работе, что безоговорочно соглашаются принять на себя любое бремя организации, в том числе и наиболее тяжелое, которое она вынуждена нести в современных осложненных обстоятельствах. Такие сотрудники могут долго работать безвозмездно, не щадить себя и даже рисковать своим здоровьем, им очень хочется «делать свое дело». Низкий уровень развития карьерной причастности свойственен работникам, реализующим в карьере приоритетно личные цели, недостаточно учитывающих интересы организации. Такие сотрудники не склонны «выкладываться» на работе, предпочитая направлять свою активность в другие сферы жизни — развлечения, отдых, хобби, спорт и т. д. Глава 1. Теория и практика карьеры Карьерная устойчивость (гибкость) — содержательный компонент мотивации карьеры — включает в себя способность каждого человека адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и справляться с негативными ситуациями на работе. В понятие «гибкость карьеры» входят: способность сотрудника проявить инициативу в деле, умение структурировать проблемы, возникающие на службе, желание сохранить высокий уровень эффективности и качества работы даже тогда, когда возникают некие ограничения, вызванные определенными ситуациями (такими как давление со стороны, ограниченное количество времени для выполнения конкретного задания, недостаток ресурсов, в том числе информационных, или не очень четкие или противоречивые указания со стороны коллег или подчиненных). Работники с развитой карьерной устойчивостью характеризуются высокой степенью гибкости и настойчивости в разрешении проблем, тормозящих их профессиональное развитие и карьерное продвижение. Они способны достаточно успешно преодолевать трудности, связанные с инновациями, ужесточением производственных требований. Такие сотрудники организации охотно усваивают новые методы и технологии работы, адаптируют свои умения к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Для работников с низкой карьерной устойчивостью представляет определенную сложность сохранение высокого качества исполнения работы в ситуациях давления фактора времени, нехватки материально-технических ресурсов, отсутствия информации от коллег и вышестоящего руководства. Они менее склонны проявлять инициативу, недостаточно настойчивы в разрешении проблем, тормозящих их профессиональный и должностной рост. В 2004-2005 годах Е. Шестакова под руководством автора книги провела исследование с целью выявить уровень мотивации карьеры и особенности ее построения у сотрудников таможни (Дальневосточный регион). Результаты исследования показали, что удовлетворенность работой и взаимоотношениями с коллегами имеет довольно тесную взаимосвязь с двумя характеристиками мотивации карьеры. Чем больше сотрудники удовлетворены самим содержанием выполняемой работы, а также условиями труда и социальным пакетом, тем более высокие показатели они демонстрируют по таким аспектам мотивации карьеры, как карьерная причастность и карьерная устойчивость. Такие сотрудники проявляют высокую степень гибкости и настойчивости в разрешении проблем, тормозящих их профессиональное развитие и карьерное продвижение. Они способны достаточно успешно преодолевать трудности, связанные с инновациями, ужесточением производственных требований. Сотрудники организации, относящиеся к этому типу, охотно усваивают новые методы и технологии работы, адаптируют свои умения к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Также в ходе исследования была выявлена взаимосвязь между уровнем карьерной интуиции и занимаемой должностью. Чем ближе занимаемая должность находилась к конечной цели карьеры, тем ниже были показатели по карьерной интуиции. Более низкий уровень данного показателя выявлен у руководителей высшего управленческого уровня. Этот факт можно объяснить тем, что эти сотрудники уже достиг- 1 .4. Критерии и факторы карьерного успеха ли удовлетворяющей их должностной позиции в организации и на данном этапе своей карьеры больше озабочены проблемой сохранения собственного авторитета и признания со стороны подчиненных, нежели дальнейшим карьерным продвижением и развитием своих профессиональных навыков, усвоением каких-то новых технологий работы. Вместе с тем специалисты, имеющие небольшой опыт работы в организации, наоборот, стараются максимально применять профессиональные навыки в различных сферах и ищут разнообразные пути для своего дальнейшего продвижения в рамках данной организации. Они умело пересматривают и перестраивают собственные карьерные цели в зависимости от складывающихся обстоятельств и активно действуют в их достижении. В ходе исследования установлено, что определенная стадия карьеры имеет взаимосвязь с таким аспектом мотивации карьеры, как карьерная интуиция. Сотрудники, находящиеся в испытательной стадии (работники в возрасте от 20 до 35 лет), имеют более высокие показатели карьерной интуиции, чем сотрудники, находящиеся в стадии стабилизации (35-45 лет) и поддержания карьеры (сотрудники старше 46 лет). К интересным закономерностям можно отнести и тот факт, что не было обнаружено значимых различий между уровнем мотивации карьеры у мужчин и женщин. В целом исследование показало, что уровень мотивации карьеры в большей степени зависит от психологических факторов (удовлетворенность трудом, его содержанием и взаимоотношениями в коллективе), чем от социально-демографических (возраст, пол, занимаемая должность и стаж работы). Чем больше сотрудники удовлетворены самим содержанием выполняемой работы, а также условиями труда и социальным пакетом, тем более высокие показатели они демонстрируют по всем трем аспектам мотивации карьеры — карьерной причастности, карьерной устойчивости и карьерной интуиции. Эти сотрудники реально оценивают свои карьерные перспективы, умело модифицируют собственные карьерные цели с учетом возникающих обстоятельств в ходе работы и активно действуют для их достижения. Они проявляют высокую степень гибкости и настойчивости в разрешении проблем, тормозящих их профессиональное развитие и карьерное продвижение, и способны достаточно успешно преодолевать трудности, связанные с инновациями, ужесточением производственных требований. Такие сотрудники организации охотно усваивают новые методы и технологии работы, адаптируют свои умения к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что для организации уровень мотивации карьеры сотрудников прямо пропорционален уровню их внутренней мотивации. Чем выше удовлетворенность человека выполняемой деятельностью, тем более высокие показатели у него по всем трем аспектам мотивации карьеры. Соответственно, для повышения уровня мотивации карьеры сотрудников таможни необходимо внедрение программы управления внутренней мотивацией персонала. Изучение феномена мотивации карьеры, на мой взгляд, одно из наиболее перспективных и интересных направлений в области психологии карьеры. Дальнейшие Глава I. Теория и практика карьеры исследования мотивации карьеры могут быть сфокусированы на взаимосвязи мотивации карьеры с ее планированием, сопоставлением цели карьеры с самонаблюдением и с поведением сотрудника, ориентированным на длительность работы в организации (а именно — с проявлением креативности и инициативности в работе, готовностью рисковать, участием в развитии деятельности организации). Необходимы также исследования, направленные на поиск связи между мотивацией карьеры каждого сотрудника и степенью достижения значительных положительных результатов в деятельности всей организации. Отдельного внимания заслуживает связь мотивации карьеры и лояльности руководства к карьере персонала, а также лояльности (приверженности) самого персонала по отношению к организации. В 2005-2006 годах в одной из крупных дальневосточных бизнес-организаций Н. Красновой под руководством автора книги было проведено исследование лояльности (приверженности) персонала и ее связи с мотивацией карьеры сотрудников и их успехом в карьере. Базой для проведения исследования выступила компания, деятельность которой связана с предоставлением услуг сотовой связи населению Дальнего Востока. Компания молодая, динамичная, быстро развивающаяся, дающая возможность самореализации и карьерного роста сотрудникам. Ее руководство заинтересовано в проведении серьезных исследований и получении обратной связи по проблемам мотивации и развития карьеры персонала. В исследовании приняли участие сотрудники компании в возрасте от 25 до 30 лет, занимающие различные должностные позиции и проработавшие в организации от двух до трех лет. Н. Краснова выделила следующие типы организационной приверженности: 1. Приверженность организации как единому целому. 2. Приверженность корпоративному духу. 3. Приверженность коллективу. 4. Приверженность топ-менеджменту организации. Все перечисленные компоненты представлены в структуре личности приверженного сотрудника, но в разной степени выраженности. Приверженность организации как системе (единому целому) — это внутреннее принятие сотрудниками целей и ценностей организации, отождествление себя и интеграция с ней. В данный вид приверженности входит эмоциональный компонент, что обусловлено внутренними стимулами человека. Приверженность организации как системе опосредует развитие самосознания личности, процессы ее самоактуализации и саморазвития. Сотрудник активно участвует в реализации целей организации, сознательно усваивает ее нормы, идентифицируется с ее ценностями. Приверженность именно этой, а не какой-либо другой организации становится ведущим фактором в регуляции отношений, развитии инициативы и ответственности. Организационная среда приобретает смысл своеобразной духовной атмосферы, значимой и необходимой в жизнедеятельности человека. Формируется устойчивое восприятие себя как члена и сотрудника только этой, а не иной организации, «фирменный патриотизм». 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха Приверженность корпоративному духу — различные формы причастности к идеалам, социальной миссии организации, общественным сверхзадачам и целям ее деятельности в виде профессионально или организационно обусловленных традиций. Это приверженность социально-психологической «культуре организации». Приверженность коллективу — принадлежность к значимой группе внутри организации, степень референтной включенности, определенная степень силы непосредственных коммуникативных и социально-эмоциональных связей. Сотрудника устраивает та роль, которую он играет в коллективе, он доволен общением и нахождением в среде своих коллег. Рабочий коллектив — та среда, где удовлетворяются его потребности в признании, уважении и самореализации. Приверженность топ-менеджменту организации — принятие системы мировоззрения руководителя организации, эмоциональная преданность и верность своему начальнику. Работники, приверженные руководству организации, обычно очень хорошо знают характер своего начальника, его интересы, устремления и привычки. Такие сотрудники преданы идее, которую поддерживает сам вышестоящий человек, они ценят личностные характеристики своего руководителя и готовы следовать его системе принципов и убеждений. Может наблюдаться также изначальное соответствие и тождественность системы ценностей и устремлений сотрудника и руководителя организации. Необходимо отметить, что данная классификация основана исключительно на эмоциональном или аффективном компоненте феномена организационной приверженности, так как только внутренне обусловленная приверженность сотрудника своей организации является подлинной и устойчивой. Именно в этом случае приверженность может способствовать карьерному росту. Исследование показало, что высокие показатели мотивации карьеры, обеспечивающие, в свою очередь, успешность карьерного продвижения в компании, характерны для сотрудников с выраженной приверженностью организации как системе и приверженностью топ-менеджменту организации. Приверженность рабочему коллективу и корпоративной культуре организации способствуют карьерному росту в меньшей степени. Максимально выраженная приверженность корпоративной культуре способствует успешности карьеры в самой минимальной степени. Высокая мотивация карьеры и карьерная успешность у сотрудников, приверженных организации как системе, обусловлена их стремлением закрепиться в данной организации и реализовать себя в ней. Это приводит к проявлению таких качеств работников, как самоотдача и интеграция с образом жизни компании, вовлеченность в рабочий процесс, готовность отдаваться работе ради успехов организации. У сотрудников, приверженных топ-менеджменту организации, карьерный успех обусловлен наличием менеджерского потенциала, то есть готовностью нести бремя власти и ответственности. Продвижение по карьерной лестнице у этой группы работников проходит гораздо быстрее, чем у приверженных организации как единому целому. Глава 1. Теория и практика карьеры Низкие показатели по уровню мотивации карьеры и невысокие карьерные успехи у сотрудников, приверженных рабочему коллективу и корпоративной культуре, можно объяснить тем, что для данной группы работников карьерное продвижение в конкретной организации не является доминирующим. Для таких сотрудников на первый план выходят эмоциональные, личные связи с командой коллег, а также процесс их совершенствования и жизни в целом. В отношении остальных факторов карьеры эмпирические данные, полученные в результате целого ряда исследований [Клиников С, 2005; Кульбаба А., 2005; Шестакова Е., 2005; Ефремов М., 2004], проведенных под руководством автора книги, позволили составить психолого-акмеологическую модель, дающую возможность проанализировать влияние личностных факторов на профессиональную карьеру (табл. 14). С целью реализации больших возможностей по использованию настоящей пси-холого-акмеологической модели в практической деятельности по планированию и развитию карьеры государственных служащих с учетом разнонаправленных векторов влияния личностных факторов на карьеру в модель включены развернутые характеристики как способствующих, так и препятствующих карьерному продвижению факторов. Табл и ца 14 Date: 2015-09-19; view: 1992; Нарушение авторских прав |