Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние личностных факторов на карьеру госслужащих
? .4. Критерии и факторы карьерного успеха Окончание табл. 14
Глава 1. Теория и практика карьеры 1.5. ТЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ КАРЬЕРЫ (мужская и женская карьера) В этой части книги вы познакомитесь с характеристиками стилей управления мужчин и женщин-руководителей. Поймете, чем отличается мужская и женская стратегии в практике трудоустройства и как эти особенности можно учитывать при построении успешной карьеры. В практической части раздела приведены различия в карьерных ориентациях («якорях» карьеры) мужчин и женщин. ТЕОРИЯ В современной теории кадрового менеджмента тендер рассматривается как социальный пол, представляющий собой комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины. Из всего набора перечисленных атрибутов в данном случае наиболее интересны проблемы реализации тендерных особенностей поведения личности в трудовой деятельности, в первую очередь связанных с карьерой как с профессиональным ростом и должностным продвижением. В условиях рыночной экономики актуализация новых ресурсов управления, составляющих потенциал тендерных отношений, становится одним из путей повышения качества работы персонала. Тендерные исследования последних лет, посвященные изучению различий между мужчинами и женщинами в управлении, убедительно доказали, что организационное поведение во многом обусловлено тендерными ролями. В то же время тендерные аспекты мотивации карьеры остаются малоизученными. Исследователями тендерных факторов трудового поведения установлено, что в сфере карьеры различия мужского и женского образов действия характеризуются неравенством возможностей. Тендерное пространство определяет карьерные притязания и стратегии их реализации. На модели трудового поведения оказывают влияние устойчивые стереотипы мужской и женской карьеры. При этом представления о женской карьере формируются, как правило, в сравнении с мужской карьерой, противопоставлении карьеры и личной жизни, семьи. Существенные тендерные различия проявляются в сфере целеполагания людей относительно профессиональных и личностных достижений: мужчины и женщины по-разному воспринимают и оценивают успех. Мужчины склонны распространять профессиональный успех на успешность жизни в целом, в то время как женщины четко дифференцируют профессиональные достижения и благополучие в других сферах жизни. Мужчины воспринимают успех как должностное продвижение и рост материального благосостояния, а профессиональный неуспех — как тотальную /.5. Тендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера) жизненную неудачу. Для женщины успех ассоциируется с ситуацией, когда «все хорошо и в личной жизни, и в семье, и на работе», то есть присутствует гармония всех сторон жизни. В выборе карьерных стратегий женщины также проявляют большую гибкость. Обобщение различных отечественных и зарубежных исследований тендерных аспектов мотивации карьеры позволяет выявить особенности мужской и женской карьерной стратегии и предложить рекомендации по учету данных особенностей в практике трудоустройства и построения карьеры в любой организации (табл. 15,16). Табл ица 15 Реализация мужской карьерной стратегии в практике трудоустройства
3ак. 4139
Глава?. Теория и практика карьеры Окончание табл. 15
Таблица 16 Реализация женской карьерной стратегии в практике трудоустройства
1.5. Гендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера) Таким образом, женская мотивация карьеры в большей степени, чем у мужчины, имеет подвижный характер и может изменяться под влиянием различных факторов. Мужчины в карьерном продвижении более жестко ориентируются на статус и внешнее подтверждение карьерного успеха, а в карьерном поведении чаще проявляют стремление к сохранению ритуальных форм делового общения и реализации властных полномочий. Наиболее полно гендерные особенности карьеры были изучены докторами Маргарет Хеннинг (1996) и Анн Жарден (1996), удостоенными ученой степени Гарвардской школы бизнеса. Проведенные ими исследования позволили выявить целую группу факторов успешной карьеры руководителей-женщин. 1. Порядок рождения этих женщин в родительской семье (младшая, средняя или 2. Социально-экономический статус родительской семьи. 3. Образовательный уровень отца и матери в родительской семье. 4. Отношение к ребенку в родительской семье. 5. Характер отношений с отцом женщины-руководителя. 6. Специфика интересов и увлечений женщины-руководителя в детстве. 7. Отношение к учебе, статус в классе женщины-руководителя в период ее 8. Выраженность личностных качеств, определяющих успех в карьере. 9. Базовая карьерная стратегия, в том числе характер решений по карьере,
10. Стиль взаимоотношений с коллегами — представителями противоположного 11. Фактор непосредственного руководителя. Далее будет раскрыто содержание каждого из приводимых факторов. Порядок рождения ребенка. Большинство из принявших в исследовании руководителей-женщин (80%) были единственным или старшим ребенком в семье. Оставшиеся 20% попали в положение родившегося первым ребенка в результате сложившихся обстоятельств (развод родителей, смерть старших братьев и сестер). Социально-экономический статус семьи. Все участники исследования родились в «стремящихся вверх» семьях так называемого среднего класса. Отцы всех опрошенных являлись руководителями высокого уровня, 90% из них занимали руководящие должности в экономике, оставшиеся 10% были директорами колледжей. 95% матерей были домашними хозяйками. Образовательный уровень родителей. Уровень образования 90% матерей был не ниже уровня образования отцов опрошенных женщин. Отношение к ребенку в семье. По мнению авторов исследования, данный фактор относится к ключевым. Маргарет Хеннинг и Анн Жардэн (1996) предполагают, что решающее значение в достижении участницами исследования успеха в карьерном продвижении имело особое отношение к ним в детстве со стороны родителей. Все опрошенные испытали отношение к себе как к первенцам. Их появления ожи- Глава I. Теория и практика карьеры дали и ему очень радовались, им отводился особый статус в семье. Подобные ощущения собственной уникальности и исключительного положения глубоко запечатлеваются в психике ребенка. Все опрошенные женщины вспомнили о том, что имели счастливое детство и что родители в их жизни играли очень важную позитивную роль. Характер отношений с отцом. Все участницы исследования имели хорошие отношения со своими отцами и поддерживали с ними доверительные открытые отношения начиная с самого раннего возраста. Специфика интересов и увлечений в детстве. Отцы и дочери разделяли интересы, традиционно характерные для отцов и сыновей: спортивные состязания, деятельность, связанная с определенными физическими нагрузками, настойчивое стремление к успеху, готовность к конкуренции и твердая установка на победу. Отношение к учебе, статус в классе. Все опрошенные относились к учебе с большим прилежанием и ответственностью, входили в число хороших учениц и являлись лидерами в своих классах. Во время обучения в колледже они выработали для себя эффективную стратегию поведения, в которую входило следующее: □ постановка цели, □ определение приоритетов, □ разработка программы действий, позволявшей выявлять ложные пути и кор Следовательно, уже в колледже их поведение принципиально не отличалось от поведения преуспевающего, стремящегося достичь вершин менеджера. Выраженность карьероориентированных личностных качеств. Все опрошенные женщины-руководители обладали основополагающими (сточки зрения зарубежных исследователей психологии) качествами, обеспечивающими любой успех, в том числе и карьерный. В число этих качеств входили: □ стремление к успеху (мотивация достижений), □ ориентация на качественное выполнение профессиональных задач, □ желание, благодаря своему профессионализму, быть уважаемым лицом в О радость от состязания, О готовность идти на риск. Последнее из перечисленных свойств требует особого внимания. Преуспевающие в карьере женщины очень рано научились у своих отцов трезво оценивать степень риска, иными словами, сознательно взвешивать и анализировать свои шансы на победу или проигрыш. В этом отношении все участницы исследования существенно отличались от подавляющего большинства женщин, для которых риск означает прежде всего утрату, потерю, и потому они стремятся избегать его (см. табл. 16). Базовая карьерная стратегия. Все опрошенные еще на ранних стадиях своей профессиональной деятельности решили осуществить карьеру в одной фирме. Все они достаточно рано пришли к выводу, что женщина только в том случае может /.5. Тендерные аспекты карьеры (мужская и женская достичь ответственной и высокой должности руководителя, если с выполняемой работой она будет справляться на порядок лучше, чем любой сотрудник-мужчина этой фирмы. Стиль взаимоотношений с коллегами — представителями противоположного пола. Этот стиль выдерживался в подчеркнуто деловых взаимоотношениях без смешивания личного и профессионального. Фактор непосредственного руководителя. Первый руководитель играл исключительно важную роль в карьере всех опрошенных женщин. Он исполнял роль наставника, мудрого покровителя. Но в то же время сами женщины не оставались исключительно в роли исполнителей, они активно занимались самообразованием и развитием. Как только подходил момент и руководитель поднимался выше по карьерной лестнице, он уже мог взять с собой на более высокую должность и женщину-сотрудницу, которую воспитал. Стиль управления первого руководителя оказывал решающее влияние и на управленческий стиль самих женщин. Отечественный автор Инна Шифанова (1997) образно нарисовала карьерную ситуацию, характерную не только для зарубежной, но и для отечественной практики достижения профессионального и карьерного успеха мужчинами и женщинами. Представьте, что на карьерную дорожку выходят двое — мужчина и женщина. Для мужчины это бег налегке, можно сказать, в удовольствие. А для женщины — «бег в мешке», да еще с «грузом» семейных, домашних обязанностей. Совершенно справедлив вывод: «Трудно поэтому решить, кто лучше бегает». У российской безработицы «женское лицо»: 70% из всех зарегистрированных безработных — представительницы действительно слабого в этой конкуренции пола. Из этого числа 60% женщин — старше 35 лет. 90% скрытых безработных, то есть тех, кто не имеет постоянного места работы и перебивается случайными заработками, — женщины. На рынке труда процветает дискриминация по половому признаку: при прочих равных условиях на работу возьмут мужчину, а не женщину (даже на традиционно женские должности бухгалтеров и операционисток в банке). За одну и ту же работу мужчине почти всегда платят больше, чем женщине, мотивируя тем, что «он же кормилец». Не соперничают мужчины с женщинами только за низкооплачиваемую и неквалифицированную работу, выполнять которую считают ниже своего достоинства. Американский исследователь Уэндела Френч (1997) определяет причины непропорционального представительства женщин среди руководителей (в конце 90-х годов в США: доля женщин — 40% от всех работающих, они занимали 24,6% руководящих и административных должностей, в основном в среднем и низшем звене управления). Эти причины имеют глубокие корни в культуре и выражаются в целом ряде предрассудков и стереотипов, сложившихся у мужчин-руководителей по отношению к женщинам. К таким предрассудкам относятся следующие: D женщины, выходя замуж, покидают работу; П женщины не будут работать, пока у них маленькие дети; П женщины неуютно чувствуют себя в мире мужчин, а когда они в него попадают, то мужчины начинают чувствовать неудобства; Date: 2015-09-19; view: 1334; Нарушение авторских прав |