Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология в действии. Студенты колледжа оценивают преимущества и недостатки исследований с использованием обмана





 

С... [начала шестидесятых годов] психологические исследования с использованием обмана приобрели популярность, и возникла дискуссия на тему об их этичности... о рекомендациях АПА... хотя и признается, что проведение таких исследований требует особого внимания к вопросам этики, однако каждому отдельному психологу предоставляется право самостоятельно выбирать наилучший способ получения научных знаний и защиты человеческого благополучия...

На практике исследователи обычно получают рекомендации по этическим вопросам из двух источников: это неформальные советы коллег и официальное одобрение или неодобрение планов исследований, которое дает этическая комиссия (institutional review board, IRB) научного учреждения. Столь же важным, но относительно мало используемым источником этических советов являются представители той социальной группы, из которой будет сформирована экспериментальная выборка...

[Наше исследование] проводилось с целью сбора информации о том, как предполагаемые участники исследования с использованием обмана оценивают... элементы этого исследования...

После получения осознанного согласия по установленной процедуре равное число мужчин и женщин по случайному закону распределили на три группы, члены каждой из которых отвечали на письменные вопросы об одном из... трех исследований...

...из журнала Journal of Personality and Social Psychology были выбраны три статьи с описаниями типичных примеров различных процедур исследований с использованием обмана...

В материалах, выданных студентам, перед описанием каждого исследования имелись однотипные вступительные разделы, предназначенные для расширения знаний студентов о плане исследования и предоставления им информации, достаточной для ответа на дальнейшие вопросы. В этих разделах сообщалось о цели исследования, его участниках, экспериментальных процедурах, методах измерения реакций участников и результатах...

Большинство студентов сочли, что социальная польза от исследований, которые они оценивали, оправдывает неудобства, причиненные их участникам... Исходя из этого, большинство также решили, что эти исследования следует проводить.

...Однако они также считали, что исследование принесет неудобства его участникам и что заранее предупрежденные участники с меньшей вероятностью согласились бы участвовать.

 

Отрывок из статьи С. В. Fisher and D. Fryberg, «Participant Partners: College Students Weigh the Costs and Benefits of Deceptive Research».

American Psychologist, 1994, 49, 417-427.

 

ЦЕЛЬЮ этой главы является ознакомление читателя с основными принципами научного изучения человеческого поведения. Поскольку объектами изучения являются люди, то перед психологами встают специфические этические проблемы, с которыми не сталкиваются ученые, проводящие исследования в других областях науки. Эти проблемы приобретают особенно важное значение, если план исследования предусматривает какой-либо обман испытуемых в ходе исследования до его завершения.

Авторы статьи, отрывок из которой помещен в рубрике «Психология в действии», говорят о том, что для решения главного этического вопроса, возникающего при планировании любого исследования с использованием обмана, необходимо взвесить, что важнее: забота о благополучии и соблюдении прав испытуемых или научная ценность исследования. Исследование Фишера и Фрайберга (Fisher & Fryberg, 1994) является одной из немногих работ, в которых авторы решают вопрос об этичности исследования с помощью исследования, а не путем философских рассуждений.

Данные, полученные Фишером и Фрайбергом от испытуемых-студентов, свидетельствуют об обоснованности аргументов, используемых психологами в свое оправдание при проведении исследований с использованием обмана (большинство испытуемых сочли, что эти три исследования стоили того, чтобы их проводить). В то же самое время эти результаты привлекают внимание к проблеме, беспокоящей многих исследователей, для которых испытуемыми являются люди. Попросту говоря, большинство испытуемых считали, что многие люди отказались бы от участия в этих исследовательских проектах с использованием обмана, если бы заранее достаточно хорошо поняли их смысл.

В психологических исследованиях используются различные формы обмана, но в любом случае главная цель обмана — избежать внесения нежелательных ошибок в процесс сбора данных. Представьте себе разницу между тем, как студенты подойдут к экзамену, если они верят, что он повлияет на их оценку по данному предмету, и тем, как они подойдут к нему, если будут заранее знать, что экзамен проводится только с целью исследования. Если исследователь, проводящий экзамен, хочет ответить на вопрос о реальном поведении во время экзамена, то маловероятно, что во втором случае он (она) получит достоверные данные.

В центре внимания этой главы находится задача планирования и проведения такого исследования, которое позволило бы собрать достоверные данные и сделать правильные выводы об исследуемом вопросе. Основным инструментом, используемым большинством ученых, в том числе и индустриально-организационными психологами, является набор принципов исследования, который называется научным методом.







Date: 2015-09-19; view: 343; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию