Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культовое и гражданское зодчество в Новгороде ХIV-ХV вв





Заказчиками в этот период выступают бояре, посадники, купцы, а также горожане. Большое количество построек — церковных, гражданских — осуществляет владыка (митрополит).

 

В старые, традиционные композиции храмов вводятся новые приемы, новые конструктивные решения. Применение для кладки стен грубо отесанного известняка с неровной поверхностью приводит к потере четкости линий и форм и, как следствие, к скульптурной пластичности фасадов. Появляется иная система завершения фасадов, уничтожаются боковые апсиды, вводится стрельчатое завершение окон.

 

Церковь Николы на Липне была сооружена в 1292 году среди безбрежной равнины, к юго-востоку от Юрьева, по другую сторону Волхова. Это единственная постройка, сохранившаяся от Николо-Липенского монастыря. Отсюда и название церкви.

В этом памятнике архитектуры наблюдается переход к следующему этапу развития новгородского зодчества. Здесь впервые появляется новая строительная техника — кладка из волховской плиты на растворе извести с песком. Кирпич получает иную форму — становится более удлиненным. Такие строительные материалы будут преобладать вплоть до конца XV века.

Посводное покрытие больше не применяется. Отныне излюбленным типом покрытия становится трехлопастное завершение — фасады церкви заканчиваются вверху трехлопастной декоративной аркой с пояском свисающих полуциркульных арочек. Исчезают боковые апсиды, а центральная понижается до половины высоты фасада.

Церковь была расписана, но в годы войны, когда храм был почти до основания разрушен, роспись полностью погибла. В настоящее время церковь восстановлена в первоначальных формах.

 

Церковь Спаса на Ковалеве стоит вблизи дороги на Москву, неподалеку от реки Малый Волховец, где когда-то находился Ковалевский монастырь. Построена боярином Онцифором Жабиным в 1345 году.

Этот храм является промежуточным звеном в переходе к новому стилю в новгородском зодчестве. В архитектуре церкви отразились новые приемы и старые традиции. Как в церкви XII века, она имеет посводное покрытие, но на фасадах отсутствуют лопатки. Нет и традиционных трех апсид, осталась лишь одна. Отличительной особенностью Церкви является наличие трех притворов — пристроек с западной, северной и южной сторон.Южный притвор служил фамильной усыпальницей Жабиных.

Роспись церкви была осуществлена в 1380 году. Она покрывала купол, алтарь, северную и южную стены, столбы, арки, западный притвор. В 1941—1943 годах церковь была разрушена фашистами, погибла и роспись, казалось бы, безвозвратно, но художники-реставраторы из мелких кусочков штукатурки с росписью воссоздали 130 квадратных метров древней живописи. В 1980 году некоторые фрагменты росписи вернулись на свои места.

Церковь Федора Стратилата построена в 1360—1361 годах посадником Семеном Андреевичем на берегу Федоровского ручья.

Храм является классическим памятником новгородского зодчества XIV века. Это кубического типа четырехстолпная постройка, имеющая одну главку. По своим пропорциям, архитектурному решению, мастерству церковь — высокохудожественное произведение. По-новому решена здесь пластика фасадов, имеющих трехлопастное завершение — то есть три арки, соединенные друг с другом, средняя возвышается над боковыми. Фасады украшены лопатками и многочисленными декоративными элементами.

Новый прием наблюдается в оформлении окон, порталов. Они получают стрельчатое завершение, а над окнами появляются так называемые бровки.

Столбы внутри приближены к стенам, что привело к расширению подкупольного пространства. На хоры ведет лестница, но она находится не в толще стены, как это было раньше, а внутри здания, в северо-западной части церкви. В стенах несколько потайных камер для хранения ценностей.

При расчистке поздней побелки были выявлены фрагменты древней росписи, выполненной, как предполагают искусствоведы, либо известным византийским художником Феофаном Греком, либо его учениками. В основе росписи лежит красно-коричневый цвет. Рисунок — темно-коричневый. В живописи много общего с художественными приемами росписи другой церкви — Спаса Преображения на Ильине улице.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, построенная в 1374 году, по планировке, общему объемному решению близка к церкви Федора Стратилата.

Отличительная черта внешнего облика церкви — декоративные элементы, заполнившие стены, барабан, апсиду. К ранее применявшимся украшениям добавлены вставные каменные скульптурные кресты причудливых форм. Впервые применена декоративная композиция из трех окон и двух ниш, объединенных многолопастной бровкой. В дальнейшем этот элемент встречается на фасадах других храмов.

Церковь знаменита фресками. Они производят сильнейшее впечатление как по прорисовке, так и по цвету. Поражают смелость композиции, отточенность форм, монументальность. Как и в церкви Федора Стратилата, живопись построена на сочетании различных оттенков красно-коричневых тонов. Для Феофана Грека характерна манера письма короткими, энергичными мазками. Реальность создается наложением белил. Отсутствует детализация. Живопись плоскостная, условная. Роспись сохранилась не полностью, в основном в северо-западной камере, на хорах, в куполе, алтаре и западной части церкви под хорами.

 

Церковь Дмитрия Солунского была построена в 1381—1382 годах, но, по сообщению летописи, «за мало дней рассыпася» и заново отстроена в 1383 году. В 1462 году она была разрушена и возобновлена на старой основе.

Отличительная черта церкви — богатая декорировка в кирпиче в средних частях южного и восточного фасадов. По своим основным архитектурным приемам она не отличается от церквей XIV — XV веков. Во время Великой Отечественной войны храм был разрушен, восстановлен он в послевоенные годы.

 

Церковь Рождества на кладбище, как свидетельствует название, расположена на Рождественском кладбище. Она построена в 1381—1382 годах.

Ее формы предельно просты, архитектура скромна. Храм четырехстолпный, с трехлопастным завершением. Наблюдается отказ от декора. На западном фасаде сохранился древний портал со стрельчатым завершением. Роспись церкви исполнена в 80-х годах XIV века. Фрески отличаются тщательной деталировкой, они реалистичны и красивы.

 

Церковь Иоанна Богослова в Радоковицах стоит на Торговой стороне, к северу от земляного вала, на территории нынешнего парка. Построена в 1383—1384 годах. Это один из наиболее сохранившихся памятников XIV века. Она стройна, пропорции ее удачны. В древности имела трехлопастное завершение.

При реставрации обнаружен древний портал, над которым находилась декоративная композиция из трех окон с двумя нишами между ними. Вся композиция завершалась декоративной пятилопастной бровкой.

 

Церковь Петра и Павла в Кожевниках находится на Софийской стороне, сразу же за валом на Дмитриевской улице. Это удивительное сооружение построено в 1406 году. Церковь отличается законченностью архитектурного образа и представляет собой образец зодчества XV века. Она сложена из крупных камней известняка, а декоративные элементы выполнены из кирпича. Из него же сделаны своды, главка, лопатки. Церковь кубического типа, одноглавая. Фасады имеют трехлопастное завершение.

Для украшения фасадов использованы орнаменты из кирпича, аналогичные встречающимся ранее в новгородских церквах: пояски из треугольных впадинок, круглые и пятиугольные нишки-розетки, аркатурный фриз, кресты и другие. Апсида декорирована вертикальными тягами-валиками.

Внутреннее пространство выдержано в традиционном стиле второй половины XIV века.

Церковь Власия, построенная в 1407 году, расположена на перекрестке трех улиц сегодняшнего Новгорода — Чернышевского, Солецкой и Мерецкова. Свое название она получила от Волосовой улицы, впоследствии именуемой Власьевской. Предполагается, что в древности здесь стоял идол Волоса-покровителя скота.

Это типичный памятник начала XV века. Постройка квадратная в плане, однокупольная. Фасады имеют трехлопастное завершение. Древние своды и купол не сохранились. Церковь реставрирована в послевоенное время, При этом были обнаружены и восстановлены древние перспективные, то есть уступчатые, порталы со стрельчатым завершением.

Церковь Двенадцати апостолов на Пропастех расположена на Десятинной улице.Время ее постройки — 1454 год, хотя церковь с таким названием упоминается в летописи под 1230 годом в связи с устройством возле нее «скудельницы», то есть могилы, куда свозили умерших во время эпидемии — «мора».Церковь миниатюрна, имеет изящные пропорции. Является одним из лучших образцов зодчества XV века.

Наряду с церквами в Новгороде сохранились и гражданские постройки. В северо-западной части кремля с древнейших времен располагался Владычный двор, где жил митрополит. Здесь были многочисленные постройки хозяйственного, жилого и иного назначения. Особенно большое строительство велось в XV веке архиепископом Евфимием — яростным противником объединения с Москвой. Парадной обстройкой Владычного двора он как бы подчеркивал стремление укрепить новгородский патриотизм, поднять свой престиж.

Важнейшим сооружением Владычного двора была палата с «тридцатью дверьми», именуемая Грановитой.

 

Грановитая палата построена в 1433 году. Здесь заседал владычный суд — совет господ. Предназначалась она также и для торжественных приемов. В 1478 году в Грановитой палате было объявлено о присоединении Новгорода к Москве.

Здание трехэтажное. В верхнем этаже имеется главный зал, перекрытый сводами на нервюрах, опирающимися на единственный столб посредине.

Грановитая палата неоднократно перестраивалась. Нижний этаж в результате наслоения грунта стал подвальным. Архитектура имеет налет готики, так как в постройке принимали участие немецкие мастера.

К южной стороне здания в XIX веке был пристроен вестибюль. На древней стене палаты, обращенной к вестибюлю, сохранилась фреска XV века, на которой изображен Христос, держащий раскрытое Евангелие. На странице книги запечатлен текст, напоминающий совету господ о том, чтобы он решал дела справедливо и нелицеприятно.

В XIV — XV веках кроме вышеуказанных сооружений были построены и сохранились церкви Михаила Архангела (1300—1302 гг.), Успенья в Коломне (1310 г.), Николы Белого (1312—1313 гг.), Троицы (1365 г.), Рождества богородицы на Михалице (1379 г.), Покрова Зверина монастыря (1335—1339 гг.), Иоанна Милостивого (1422 г.), Уверения Фомы на Мячино (1465 г.), Симеона Зверина монастыря (1468 г.) и другие.

Date: 2015-09-19; view: 570; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию