Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Росписи Дионисия и его сыновей в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502)





2002 год - год 500-летия росписей Дионисия в Ферапонтовом монастыре. В его главном памятнике, соборе Рождества Богородицы, находятся самые ранние в России полностью сохранившиеся без поновлений росписи, созданные знаменитым московским художником Дионисием в 1502 году. конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (С 982). Хранителем этого уникального достояния русской и мировой культуры является Музей фресок Дионисия.

В истории древнерусского искусства до XVII в. фигура Дионисия исключительна по обилию документальных источников с упоминанием работ мастера и количеству известных нам биографических сведений о нем. Значительно и число сохранившихся до нашего времени произведений, связанных с его именем

Первое по времени известие о работе Дионисия содержится в придворном летописном своде, составленном в Москве около 1479 года. Известие это входит в рассказ о смерти игумена Пафнутия Боровского (1477 г.) и вместе с этим рассказом почти без изменений повторено позднейшими летописными сводами. Сообщив о смерти и погребении Пафнутия, летописец среди важнейших событий жизни игумена отмечает постройку им церкви Рождества Богоматери

В перипетиях сложной общественно-политической борьбы тех лет фигура Дионисия аналогично его творчеству предстает опосредованной, независимой от какой-либо узкогрупповой организации. И рассматривать действия его следует как действия иконописца-ремесленника, пусть занимавшего относительно высокое социальное и материальное положение, пользовавшегося известностью и заслужившего высокую оценку современников уровнем образованности, определившего своим именем важнейший этап в истории русской живописи.

позволяют назвать не менее 14 мастеров, чья деятельность в той или иной мере была связана с творчеством Дионисия и его сыновей.Младший сын Дионисия, Феодосий, в 1508 г. руководил работами по росписи великокняжеского Благовещенского собора в Московском Кремле. Мастера, работавшие с Дионисием - Иван Дерма, сын Ярца, Петр Тучков, Михаил Елин, Даниил Можайский упоминаются в первой четверти XVI в. как "писцы великого князя".

Ансамбль памятников Ферапонтова монастыря, основанный преподобным Ферапонтом в 1398 году, состоит из шести каменных построек XV - XVII вв., обнесенных каменной стеной XIX - XX вв.: собора Рождества Богородицы, 1490, церковь Благовещения с трапезной палатой, 1531, казенной палаты, XVI в., церкови преподобного Мартиниана, 1641, надвратной церкови Богоявления с приделом преподобного Ферапонта, 1650, колокольни, 1680-е.

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля - раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения. Она последовательно отражена в посвящении соборных, летней и зимней, церквей в XV, XVI вв. Рождеству Богородицы и Благовещению, а в XVII в. надвратной церкви Богоявлению. В 1530-х годах ростовские мастера, формируя парадный двор, ориентировали архитектурные пропорции возводящихся ц. Благовещения с трапезной и Казенной палаты на собор Рождества Богородицы, как первую постройку монастыря. Также в 1640-х годах московский зодчий, строя надвратные церкви, выравнивал их высоты по соборным церквам, используя на одном уровне однотипные детали декора (кокошники). В то же время престол церкви преподобного Ферапонта, придельной при надвратной церкви Богоявления, строго ориентирован на ц.Мартиниана, прилегающую к собору Рождества Богородицы, - они расположены на одной оси запад - восток.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника страны рубежа XV - XVI веков, Дионисия.

После разрушения немецкими фашистами в годы Второй мировой войны прославленных стенных росписей XII - XV вв. в Новгороде (Нередица, Волотово, Ковалёво, Сковородка) фрески Дионисия остались единственным полностью уцелевшим ансамблем фресок Древней Руси.

Площадь стенописи собора 600 кв.м. Она является единственной документально подтверждённой росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия - в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы для мировой культуры как выдающегося памятника русского искусства и культуры. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.Ведущаяся с 1981 г. профилактическая консервация фресок Дионисия и отлаженный специалистами Государственного научно-исследовательского института реставрации температурно-влажностный режим в соборе Ферапонтова монастыря заложили научную основу сохранения росписи Дионисия как национального сокровища России и всей европейской культуры. Музей фресок Дионисия, благодаря многолетним реставрационным работам, стал центром, где можно демонстрировать новые методики и принципы работы лучшей отечественной школы реставрацииИсторическая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяется его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV - XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого "государя всея Руси" Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.

Ферапонтов монастырь стал во второй половине XV - начале XVI века значительным культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Все шесть памятников Ферапонтова монастыря сохранили свои экстерьеры и интерьеры, архитектурные детали. Они не требуют воссоздания, каких-либо конструктивных реставрационных вмешательств. Архитектурный ансамбль монастыря плотно сформировался как единый целостный комплекс в архитектурно-строительный период с конца XV по XVII век.

Стенопись Дионисия 1502 г. в соборе Рождества Богородицы представляет собой единое целостное, единственное документально подтвержденное произведение великого мастера эпохи. Сохранилась полностью, за исключением незначительных утрат (около 1,5 % от общей площади), никогда не записывалась и не поновлялась.

С 1981 года в соборе Рождества Богородицы под контролем Научно-методического совета Министерства культуры РСФСР, затем РФ ведутся научно-исследовательские и консервационные работы на стенописи Дионисия, осуществляется надзор за состоянием температурно-влажностного режима и состояния левкасного и красочного слоев.

Ядром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря является собор Рождества Богородицы - первая каменная постройка Белозерья и монастыря, представляющая первоклассный образец оригинальной ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Крестовокупольный, трехапсидный храм имеет легкие стройные пропорции, подчеркнутые вертикалями лопаток-пилястр и постановкой здания на подклете. Его объем завершается тремя ярусами кокошников и небольшим изящным барабаном. Фасады вверху орнаментированы поясами из балясин и керамических плит с растительным орнаментом, внизу - поясом с тератологическим и растительным орнаментом, являющимся реминисценцией резьбы по белому камню владимирского зодчества. Три перспективных портала с килевидными завершениями вытесаны из белого известняка.

Внутри собор разделен четырьмя квадратными столпами на три нефа с повышенными арками под барабаном. Роспись, состоящая из 300 композиций занимает все поверхности стен, сводов, столпов, софитов окон и дверей. Наружная роспись собора располагается в центральной части западной стены и в нижней части южной над захоронением преподобного Мартиниана. Роспись осуществлялась сверху вниз порядно, о чем свидетельствуют нахлесты левкасных дневных швов. Подчиняя размеры и пропорции живописных композиций архитектурным членениям храма, Дионисий достигает неповторимой гармонии в воплощении образа храма как Царствия Небесного. Наружные росписи на западной стене, отображая на плоскости объемное распределение сюжетов внутри собора, представляют тему Царствия Небесного через образы Деисуса и Рождества Богородицы. Композиция в нижней части южной стены посвящена прославлению Богородицы, покровительницы основателей монастыря.

Внутри собора росписи выполнены в соответствии с каноном православных стенописей XIV-XV вв. сверху вниз порядно. В барабане - Христос-Вседержитель, под ним - архангелы и праотцы, в парусах - евангелисты, в щеках подпружных арок - Учение отцов церкви, в сводах - евангельские сцены, на западной стене - Страшный суд, на уровне окон четверика - композиции на текст акафистного гимна, самого раннего в русских стенописях, ниже - Вселенские соборы, на столпах - воины-мученики, в алтарных апсидах - Иоанн Предтеча, Богоматерь с Младенцем, Николай Чудотворец. Внизу, по периметру стен и столпов - полотенца с орнаментами.

Изящество и легкость рисунка, удлиненные пропорции, подчеркивающие невесомость парящих в Небесах святых, изысканные, излучающие неземной свет краски, определяют неповторимость ферапонтовской росписи Дионисия.

Наружная композиция стенописи 1502 г. на внешней стене собора Рождества Богородицы располагается в арочном проеме северной стены ц. Мартиниана над его захоронением. Здесь сохранилось очень редкое изображение еще неканонизированных основателей монастыря Ферапонта и Мартиниана. С 1981 года в соборе Рождества Богородицы на стенописи Дионисия под контролем Научно-методического совета Министерства культуры СССР, затем Российской Федерации, ведутся научно-исследовательские и консервационные работы по впервые разработанным специально для стенописи Дионисия методикам. По результатам работы по сохранению и реставрации монументального ансамбля росписей Дионисия

Date: 2015-09-19; view: 556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию