Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства, улучшающие память






Правильное питание для улучшения памяти

Ограничивающие диеты для похудения отрицательно сказываются на работе мозга и часто приводят к депрессиям. Они создают дефицит жизненно важных питательных веществ в вашем теле, что приводит к ухудшению памяти. Поэтому питаться надо разнообразно и качественными продуктами. Очень полезны для работы мозга витамины, улучшающие память. Это витамин С, витамин F (Омега-3) и витамины группы В. Они находятся в следующих продуктах, улучшающих память: мед, орехи, семечки, брокколи, помидоры, бананы, морепродукты.

Здоровый сон для улучшения памяти

Если человек спит недостаточно, то мозг не восстанавливается в полной мере, и снижаются все его функции, в том числе и память. Кроме того, очень важно спать именно в ночные часы, что соответствует естественному биоритму человека. В ночные часы происходит восстановление всех клеток организма из тех химических веществ, которые поступают с пищей, в том числе и строительство клеток мозга. Ночная работа и хроническое недосыпание могут серьезно расстроить здоровье.

Физическая активность для улучшения памяти

При выполнении упражнений или ходьбе увеличивается поступление кислорода ко всем клеткам, в том числе и клеткам мозга. Это улучшает работу коры головного мозга. Также при работе мышц выделяются важные гормоны, участвующие в работе мозга и улучшающие память.

Положительные эмоции для улучшения памяти

Плохое настроение, стрессы и депрессии отрицательно действуют на состояние мозга вообще и в частности, ухудшают память. Хорошее настроение и положительные эмоции, чувство счастья и благополучия, наоборот, положительно влияют на мозг и улучшают память. Поэтому нужно использовать любой повод порадоваться и улучшить свое настроение. Больше радости, смеха и улыбок!

 

86. Понятие о мышлении.

Мышление – это психический процесс ступене-логического познания, которое заключается в сознательном отражении действительности, в объективных связях, в отношениях, недоступных чувственному познанию.

1. Исходит из живого созерцания, но к нему не сводится

2. Всегда опирается на познавательные психические процессы, которые являются практически основой мышления

3. Это всегда процесс решения мыслительных задач

4. Это процесс прогностический – это всегда предвидение результата

5. Всегда выражено в речи, слово – это отражение мыслительной деятельности, это результат обобщения, это непосредственная деятельность, обличенная в буквенный ряд.

 

87. Виды мышления и их особенности.

1. по типу активности:

a) Произвольное – решение мыслительных задач в устной цели

b) Непроизвольное 0 в различных видах деятельности процессы могут проходить приторможено в различные участки коры гол.мозга.

Получение результата происходит стихийно.

2. степень обобщенности:

a) Конкретное – размышление о предмете, который мы воспринимаем или представляем

· Наглядно-действенное – с предметами

· Наглядно-образное (чтение карт, инструкций) – это оперирование представления из прошлого опыта, а не с предметами

b) Абстрактное – мышление в понятиях, обсуждениях, чаще – речевое

3. Принцип напрвленности:

a) Теоретическое – формируется в жизни, для создания чего-либо

b) Практическое – направлено на создание

4.

a) Понимание – восприятие чужих действий, мыслей и др.

b) Творческое – появляется когда человек самостоятельно опирается на жизненный опыт, это обобщение многообразия знаний, это пересечение теоретич и практич знаний человека.

88. Личностные особенности творческого мышления.

Дж.. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

А. Оригинальность, нетривиальностъ, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

В. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

 

89. Формы мышления и их характеристика.

1) Понятие – это симантика или сущность предмета – это отражение сущности или мысли о предмете или явлении, это высший продукт мозга.


Понятия:

· Единичные – индивидуальные предметы или явления (ФИО, г.Тюмень и т.д.)

· Общие – отражают сущность рода предмета или явления (психика, сознание, бакалавры, первокурсники, мозг и т.д.)

2) Суждение – отражают связи между предметами и явлениями – это соотнесение понятий и абстрагирование.

Суждения:

· Частные – конкретные

· Общие

3) Умозаключение – сочетание суждения, их анализ, обобщение, это переход:

a) От частного к общему – индуктивное

b) От общего к частному

 

90. Этапы решения мыслительных задач. Мыслительные операции.

Алгоритм решения мыслит.задач:

1. выдвижение вопроса или гипотезы

2. подбор способов из арсенала имеющихся у человека или из арсенала, которым он владеет, адекватного для решения задачи

3. это процесс решения, т.е соотнесения метода или вопроса

4. получение результата

 

Мыслительные операции (действия):

1. анализ – операция разложения целого на части

2. синтез – соединение и выделение элементов

3. сравнение – соотнесение предметов частей, элементов. Для сравнения нужен повод, признак,принцип.

4. абстрагирование – отвлечение от несущественного

5. конкретизация – операция предания предметом или явлением наглядного характера, это мысли о частном

6. систематизация – это установление предметов, явлений в определенной последовательности: временной, логической, абстракционной и т.д.

7. классификация – предание номера, порядка определенному явлению данной системы

 

91. Концепции соотношения мышления и речи.

1. Биологическая теория о 2-х сигнальных системах (нейробиологическая теория) Павлова

1923г. – сигнальная система описана Павловым

· 1-я сигн.система – чувственные сигналы, которые отражают чувства материального мира

· 2-я сигн.система – это нервные связи, возникающие в лоьных долях коры гол.мозга, взаимосвязанные со всеми мозговыми структурами, благодаря чему возникают: словесная оболочка каких-либо явлений и хар-ка его симантического содержания

2. культурно-историческая теория Л.С.Выготский

Мышление и речь имеют разные генетические корни:

· Исходная функция мышления – познание

· Исходная функция речи – коммуникация (общение)

2 года – критический момент: речь становится интеллектуальной, а мышление – речекым.

3. теория Брунера

1) Познание носит субъективный хар-р. На первых стадиях онтогенеза сенсомоторное мышление

2) Символическое отражение чувственного познания замещается символическим познанием в подростковом, юношеском, школьнов возрасте

4. Ж.Пиаже

Между организмом и мышлением взаимосвязь происходит за счет когнитивны процессов, благодаря чему на основе механизмов этого процесса формируются стадии:

1) Сенсомоторная – становление двигательного и чувственного опыта (трогает)

2) Ст. конкретных операций (символическое мышление, слова означают конкретный предмет)

3) Ст. формальных операций (14 -15 лет) – гипотезы, развивается понятийное мышление

5. Б.Г.Ананьев

Речевые процессы имеют определенные периоды функционирования – это дифференциация речи по правильности, выразительности, точности, разнообразии, понимание текста и контекста, легкости и обильности.


6. теория латерального мышления Э. Боно

7. Холнский

Человек ограниченно использует свои возможности языка, поэтому его поведенческие акты можно описать ограниченным кол-вом знаов, которые наз речевой примитив

 

92. Речь. Механизмы речи.

Речь – специфический способ формирования и формулирования мысли с помощью языковых средств.

Механизмы речи:

1. Центральные управляющие отделы в левом полушарии гол.мозга.

2. Исполнительные отделы речи: артикуляционный отдел (гортань, щеки, губы)

3. Механизмы речи – слуховая система

4. Зрительная система речи

 

93. Язык. Функции языка.

Язык – это знаковая система речи.

(Знак – любой элемент действительности, который опосредует нашу речевую, теоретическую деят – ть.

Функции языка:

1. Средство существования культуры

2. Благодаря ему передается общественно-исторический опыт

3. Средство решения мыслительных задач

4. Средство коммуникации

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО общения является общим достоянием. Он может выполнять две социальные ФУНКЦИИ - ИНТЕГРИРУЮЩУЮ И ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩУЮ. Интегрирующую функцию язык выполняет тогда, когда он используется как язык межнационального или мирового общения. Такие социальные функции осуществляет русский язык. язык, который не используется для общения между народами, выполняет дифференцирующую функцию. Это - родной язык той или иной нации или народности.

Когнитивная и аккумулятивная функции языка. Коммуникативная функция - одна из основных социальных функций языка. Вторая основная функция языка обусловлена содержанием общения. Предназначенность языка быть средством выражения, передачи и хранения содержания называют его когнитивной функцией. Функцию языка отражать и сохранять знания называют аккумулятивной.

Стилевые и речевые функции. Знание языка, его категорий и единиц необходимо при изучении языка. Необходимо оно и для преподавания языка. Для того чтобы пользоваться языком, надо овладеть им, т.е. сформировать навыки и умения говорить и читать, писать и слушать речь других. Свободное владение языком опирается на речевую практику, на превращение знания языковых средств в навыки и умения общения на том или ином языке в любых условиях коммуникации.

 

94. Классификация видов речи.

1. Система знаков

А) Устная – использует аудио-визуальные средства, контекстуальная система речи.

Функции: передача информации, общение

Показатели; точность, правильность, интонационная выразительность, ситуационная уместность, стимулирует активность.

Виды устной речи:

· Диалог – вопросно-ответное взаимодействие (Условия: наличие желания говорить у 2-х партнеров; Способность оценивать позицию партнеров; Желание воспринимать; Наличие определенной позиции, различий.).

· Дискуссия – речевое устное взаимодействие на основе доводов


· Монолог: требует обучения, подготовки, умений пользоваться языковыми и паралингвистическими приемами, умений членить актуальность высказываний

Б) Письменная речь – это знаковая система, фиксация речи, которая позволяет с помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать на расстоянии.

Хар-ка:

1.Исключение из коммуникации паралингвистического содержания;

2. Сложнее, более произвольна в выборе средств;

3. Легче организовывать речевые действия;

4. Зафиксирована, имеет более санкционированный статус, за нее надо отвечать.

2. Принцип экстераризации и интераризации:

Экстераризация – это внешняя речь (устная и письменная, функция коммуникации)

Интераризация – фаза клонирования – как процесс решения мыслительных задач; - способ взаимодействия с самим собой.

Внутренняя речь – может быть зарегистрирована через: вегетативные проявления, тремор рук, дыхание, выражение глаз, покраснение, побледнение.

 

95. Понятие о воображении.

Воображение:

· Это форма отражения, это деят-ть, направленная на создание образов

· Это психический процесс, логический процесс.

· это сложная психич. деят-ть, это симбиоз познавательных психических процессов, обусловленных опытом познания;

· необходимо как в практике, так и в теоретической дет-ти

· представляет из себя некий отход от действительности, но имеет объективную реальность

· это конструкция нового образа на основе имеющихся

· Зависит от качества и уровня знаний человека

· Компенсирует недостающую статическую и симантическую информацию

 

96. Виды воображения.

1. Характер образы:

a) Конкретное

b) Абстрактное (типизированные образы схемы таблицы)

2. Степень активности:

a) Активное (высшая форма воображения, которая преобразует в соответствии с целями)

b) Пассивное (сны, сновидения, грезы)

3. Степень произвольности:

a) Произвольное (в русле цели):

· Воссоздающее – построение постоянной картины по описанию

· Творческое – создание новых образов

b) Непроизвольное (стихийное) – без ранее поставленной цели

Мечта – это произвольное мышление, процесс не дающий немедленной удовлетворенности

 

97. Воображение и мышление.

Сходства:

· Возникают в неопределенной ситуации

· Процесс решения мыслительных задач

· Самостоятельные процессы, которые мотивируются потребностями человека

· Деят-ть основана на ассоциациях

Различия:

· Мышление - процесс решения мыслит. задач характеризуется большей определенностью и достаточным количеством условий для ее решения, в воображении неопределенность ситуаций больше велика;

 

98. Внимание и его психологические свойства

Внимание – это определенная форма отражения,это функция психики, т.к. это не самостоят.явление, а симбиоз различн.функций, ононе имеет самостоят.образа, его можно зафиксироватьв поведении, но невсегда, это определенный тип активности, это процесс апперцепции, это результат эмоцион.переживания, это результат двигательного приспособления, это результат нервного раздражения, это результат ограничения сознания и подавления.

Свойства:

1. Сосредоточенность – удержание внимания на определенном объекте, деятельности, зависит от возраста, типа нервн.сист. и психич состояния чел.

2. Устойчивость – длительность, время сосредоточения на объекте зависит от силы и подвижности нервных процессов, от типа состояний: стенических или астенических, от мотивации, цели, желания, о внешних раздражителей

3. Объем внимания – это кол-во объектов, на которые направлена психич деят-ть или кол-во видов деят-ти

Распределение зависит от скорости переключения, лабильности. При утомлении – низкое

4. Переключение – это скорость и качество перехода от одного вида деят-ти к другому, от одного объекта к другому. Снижается при депрессивных состояниях, состояниях напряжения.

 

99. Физиологические основы внимания

Физиологическими основами внимания занимались В.М Бехтерев, Л.А. Орбели, П.К. Анохин. Ведущая роль корковых механизмов в регуляции внимания установлена благодаря нейрофизиологическим исследованиям.

Установлено, что избирательное внимание основано на общем бодрствовании коры головного мозга, повышении активности ее деятельности. Оптимальный уровень возбудимости коры придает активизации внимания избирательный характер. При наличии очагов оптимального возбуждения человек постоянно к чему-либо проявляет внимание. Если же человек невнимателен в своей деятельности, значит, его внимание в это время отвлечено или направлено на что-то постороннее, не связанное с родом его деятельности.

Особенно подчеркивается важная роль лобных областей мозга в отборе информации. С помощью нейрофизиологических исследований в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие названия "нейронов внимания". Это клетки-детекторы новизны, которые наблюдаются на всей поверхности коры головного мозга и даже во внутренних структурах.

Установлено, что в глубоких отделах мозга имеется скопление нервных клеток и волокон, идущих в различных направлениях и тесно переплетающихся между собой. Это вроде сети нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга.

Скопление нервных клеток, расположенное в стволовой части мозга, получило название ретикулярной формации. Нервные импульсы, идущие от этой части мозга, возникают в результате воздействия на органы чувств сильных, новых или неожиданных раздражителей, которые и возбуждают кору больших полушарий.

Мозг активизируется неспецифической системой, которая включает ретикулярную формацию, диффузную таламическую систему, гипоталамические структуры, гиппокамп и т.д.

 

100. Основные свойства внимания.

1. Сосредоточенность – удержание внимания на определенном объекте, деят-ть зависит от возраста, типа нервн. системы и психич. состояния человека

2. Устоичивость – длительность, время сосредоточения на объекте. Зависит от силы и подвижности нервн.процессов, от типа состояний: стенических или астенических, от мотивации, цели, желаний, от внешн. раздражителей

3. Объем внимания – это кол-во объектов, на которых направлена психическая деят-ть или кол-во видов деят-ти. Зависит от скорости переключения, лабильности.

4. Переключение – это скорость перехода от одного вида деят-ти к другому, от одного объекта к другому. Снижается при дипрессивных состояниях, состояниях напряжения

 

101. Функции внимания.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большето достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

 

102. Виды внимания.

У. Джеймс 1910

1. Форма познания:

a) Сенсорное (чувственное), напр. Шитье, вязание, лепка, спорт.деят.

b) Интеллектуальное (перциптивное) – концентрация на предметах и их символике, т.е. словах

2. Механизм регуляции:

a) Непосредственное (непроизвольное): без намерений чел., без заранее поставленной цели, стихийное, объект внимания поставлен сам себе.

b) Опосредственное (произвольное): по интрукции, цельвыская степень активность, оперцептивное, объект связан с интересующим меня объектом только через цепь различных ассоциаций.

Н.Ф.Добрынин

По наличию цели:

a) Волевое, т.е. выжидательное

b) Спонтанное – объект остается в поле отражения, благодаря вызываемым интересам

c) Послепроизвольное – возникает после произвольного и несет его черты, т.е. черты эмоциональной окрашенности

У.Джеймс

3. По характеру направленности:

a) Внешнее – направлено на окружающие объекты

b) Внутреннее – направлено на собственные мысли и переживания

4. По происхождению:

a) Природное – способность внимания, обусловленная полом, возрастом, генетич.особенностями,

b) Социальное

 

103. Специфика психологии как науки.

 

104. Представление об экспериментальной психологии.
Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX (1867 г.) веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своим тезаурусом. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую лабораторию.
По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.
Экспериментальная психология – это не отдельная наука, это область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальная психология отвечает на вопрос – «как сделать эксперимент в психологии научным?».

Таким образом, экспериментальная психология – это научная дисциплина, занимающаяся проблемой психологического исследования в целом.


Объект эксп психол. – особенности психики человека и экспериментальные способы их исследования.

Предмет эксп психол. – парадигмы, подходы, методологии, методы и методики исследования.

Эксперим психол. – это обозначение различных психических явлений, посредством экспериментальных методов

Можно выделить три основных задачи экспериментальной психологии в психологическом исследовании:
1. Выработка адекватных методов обследования, соответствующих предмету исследования.
2. Разработка принципов организации экспериментального исследования: планирование, проведение и интерпретация.
3. Выработка научных методов психологических измерений. Применение математических методов.

 

105. Методы эмпирического психологического исследования.

1. Опрос - Это метод исследования, который строится на продуманном и подготовленном разговоре, целью которого является получение конкретных сведений, фактов по изучаемому, обсуждаемому вопросу.

2. Наблюдение - Это способ исследования, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

На основе наблюдения делаются выводы о тех или иных психических процессах.

3. Тестирование - Это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.

4. Анализ продуктов деятельности - Это изучение продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д....

5. Эксперимент - Это один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.

 

107. Метод наблюдения в психологии, его специфика и варианты.
Наблюдение в психологии - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.







Date: 2015-09-19; view: 425; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.042 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию