Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медицинская психология 3 page





В отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут оставаться на всю жизнь. Например, можно получить удовольствие (удовлетворение) от выполненного задания, т. е. испытать положительную эмоцию, а можно быть удовлетворенным своей профессией, иметь к ней положительное отношение, то есть испытывать чувство удовлетворенности.

Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства выражаются через эмоции в зависимости от того, в какой ситуации находится объект их выражения. Например, мать, любя своего ребенка, переживает по отношению к нему в разных ситуациях разные эмоции: она может злиться на него, испытывать гордость за него, нежность к нему и т. д. Данный пример показывает, что, во-первых, эмоции и чувства – это не одно и то же, и, во-вторых, нет прямого соответствия между чувствами и эмоциями: одна и та же эмоция может выражать разные чувства и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.

 

25. Основные положения психологии личности.

 

26. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Понятие “ человек ” содержит в себе общие черты, качественно отличающие человека, как представителя рода от других живых существ:

1 Универсальность. Основана на способности человека следо­вать логике любого объекта, а не только своей собственной. У че­ловека имеется способность, сущность любого предмета и суще­ства.

2 Природность. У человека имеется генотип, телесная струк­тура, потребности, влечения.

3 Социальность. Человек может реализовать себя только в об­ществе. Человек представляет собой совокупность всех отноше­ний.

4 Сознание – способность осмысливать происходящее во вне и внутри себя на абстрактно-логическом уровне.

5 Свобода – возможность удовлетворять свои потребности и реализовывать способности.

Понятие “ индивид ” фиксирует наличие отмеченных выше свойств в каждом представителе человеческого рода. Понятие «индивид» шире чем понятие «человек», поскольку оно применя­ется и к животным особям, и даже к молекулам (химический инди­вид), минералам. Индивид – это единица, атом, частица, элемент, носитель общего.

Понятие индивидуальности выявляет неповторимое, уникаль­ность каждого человека, как со стороны физического, так и со сто­роны духовной, это сложное системное качество.

Личность – понятие в котором фиксируется только социальное качество человека.

Личность представляет собой диалектику между стремлением быть как все и стремлением быть самим собой.

 

27. Индивид и личность. Органические предпосылки становления и развития индивида.

Понятие "индивид" выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного "слаживания".

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не "полипняк". Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза из менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздних продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Социальный индивид – это преобразованная природа. природный опыт дан, а культурный опыт содержит возможность присвоения. Природный индивид обладает свойствами, как фактами. Культурный индивид создает свойства, артефакты. Организм не винен, а личность ответственна.

воспроизведение природного опыта имеет готовые механизмы. Культурный опыт – нет, нужно продуктивное воспроизведение. Культурный опыт воссоздается личностным поступком. Это происходит каждый раз в неопределенной ситуации.

Организм порождают, а личность возрождается. Возможно функциональное смешение природы и культуры: культура – исходные данные, мои собственные природные нужды – принципы ее преобразования.

 

28. Личность и индивидуальность.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира.

Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе.

 

29. Понятие структур в учении о личности. Черта как элемент анализа строения личности.

Понятие структур понимается как объективно существующего взаимодействия реально существующего психического явления, взятого за целое (в частности, личности), а также реально существующих его подструктур, элементов и их всесторонних связей.

Черта - то, что определяет действия человека при столкновении с определенной ситуацией.

Черты личности представляют собой гипотетические психологические конструкты. Они обнаруживаются в поведении и обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и различное время. Т.о. черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.

Сторонники применения факторного анализа для изучения черт считают также, что люди обладают стойкой предрасположенностью реагировать определенным образом и что основные элементы личности имеют строго упорядоченную иерархическую структуру. Ключевая особенность данного подхода к изучению личности состоит в количественном измерении черт личности. Лидером развития факторных теорий является Раймонд Кеттел.

Целью исследований Кетелла было раскрыть основные черты личности с помощью точных эмпирических методов исследования. С этой целью он использовал метод факторного анализа.

В своей теории он стремится объяснить взаимодействия между: личностью как системой, с одной стороны, и социокультурной средой, с другой стороны.

 

30. Детерминистический подход к исследованию личности.

 

31. Психоаналитические концепции личности.

По Фрейду, в основе психоаналитической структуры личности лежит бессознательное, в терминологии самого автора - Оно (латинизированный вариант - Id). Бессознательное - это врождённые инстинкты, неизменные по своей сути. Инстинктов много, но наиболее значимые для жизнедеятельности личности два из них - инстинкт жизни (инстинкт любви, или, говоря языком древнегреческой мифологии, Эрос) и инстинкт смерти (инстинкт разрушения, Тана- тос - бог смерти в древнегреческой мифологии). Борьба этих двух противоположных инстинктов определяет развитие сознания, всю жизнь личности. Это только на первый взгляд кажется, считает Фрейд, что есть сугубо миролюбивые люди, у которых отсутствует инстинкт агрессии - в действительности же он присутствует у всех, хотя и в разной степени.

Второй элемент структуры личности - сознание, в терминологии Фрейда - Я (в латинском варианте - Ego). Как видим, сознание теряет свои лидирующие позиции, переносится на периферию.

Третий элемент структуры личности - СверхъЯ (Superego). Это моральные нормы, которые действуют в обществе и которые вошли в структуру личности в качестве внутренних запретов.

32. Теории бихевиоризма. Современные направления бихевиоризма.

Э. Торндайк
Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике. Законы образования конвекции (связи), т.е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок.

Д. Уотсон
Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи. Доказательство прижизненное образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание.

Э. Толмен
Изучение деятельности системы организм - среда, формирование целостного, молярного подхода к проблеме поведения. Внутренняя переменная, опосредующая связь S - R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении.

К. Халл
Формирование гипотстико-дедуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R. Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения.

Б. Скиннер
Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения. Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения.

Д. Мид
Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я». Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении «Я».

А. Бандура
Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения. Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения.

 

33. Трансперсональная психология.

Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания,изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология — недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье.[1][2][3]

Трансперсональная психология включает в себя ряд психотерапевтических теорий и практик, таких какпсихосинтез и трансперсональная терапия,[4] ряд техник самоанализа и личностного роста, таких как медитация и визуализация,[4] а также заимствует ряд идей из философии, теологии, феноменологии, антропологии,социологии, восточных религиозно-философских учений,[4] западных духовных традиций, оккультизма ипарапсихологии.[5] Она также фокусируется на типологии духовного опыта и изучении его влияния на мысли и поведение людей.[6] Данное направление было создано в 1960-х годах, преимущественно на основегуманистической психологии, его основоположниками были А. Маслоу, С. Гроф, К. Уилбер и другие.

 

34. Аналитическая теория личности.

Это - качественно другой подход, основанный на ряде новых теоретических положений. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг.

Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи - "архетипы".

Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства также часто называют чертами характера. Например, свойства архетипа " персона" (маска) - это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ; свойства архетипа "тень" - это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа "анимус" (дух) - быть мужественным, твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться и т.д.; свойства архетипа "анима" (душа) - нежность, мягкость, заботливость

В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы, личности:

Коллективное бессознательное - основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.

Индивидуальное бессознательное - совокупность "комплексов", или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить "комплекс власти", когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.

Индивидуальное сознательное - структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.

Целостность личности достигается за счет действия архетипа "самость". Главная цель этого архетипа - "индивидуация" человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что "самость" организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа, две установки такой интеграции:

экстраверсия - установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект);

интроверсия - ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект).

Кроме того, Юнг выделял четыре подтипа переработки информации: мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный, доминирование одного из которых придает своеобразие экстравертивной или интравертивной установке человека. Таким образом, в типологии Юнга можно выделить восемь подтипов личности:

Экстраверт-мыслительный - сфокусирован на изучении внешнего мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший ученый.

Интроверт-мыслительный - заинтересован в понимании собственных идей, рассудителен, бьется над философскими проблемами, ищет смысл собственной жизни, держится на расстоянии от людей.

Согласно аналитической теории, личность - это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной и интравертированной установок личности.

 

35. Социологизаторские теории личности.

 

36. Факторные теории личности.

Теории стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. В психол. исследованиях Ф. т. л. были ориентированы на эмпирич. исследования индивид, различий личн. Ч. Спирмен разработал двухфакторную модель анализа, Л. Тэрстоун ввел в психологию многофакторный анализ, позволивший оперировать групповыми факторами. К. Барт обосновал существование генеральных факторов (определяющих проявление по всем показателям), групповых факторов (значимых при описании более чем одного фактора), специфич. факторов (относящихся лишь к одному показателю) и случайных, ошибочных факторов как артефактов. Наиболее популярные Ф. т. л. разработаны Кэттеллом, Айзенком и Дж. П. Гилфордом.

Теория Р.Б.Кэттелла исходит из "теории черт" и построения на их основе личност. профиля. Мотивационным конструктом пространства личност. сферы явл. динамич. черты, структура которых формирует сущность личн. (черта описывается как "ментальная структура", отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность).

Теория Г.Ю.Айзенка. Построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамич. свойств (экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархич. организации структуры личн. На следующем уровне находятся черты, ниже – уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение.

Теория Дж.П.Гилфорда. Теория изложена в книге Гилфорда "Личность" (1959), хотя его исследования по факторному анализу восходят к началу 30-х гг. XX ст. По мнению ученого, факторно-аналитич. исследования черт личности явл. единственно адекватными для измерения индивидуальных различий, в т.ч. в области интеллекта и креативности.

 

37. Темперамент как форма интерграции первичных индивидных свойств.

Темперамент— одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности:

общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т.д.

особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений и т.д.

эмоциональность: впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

К.Гален выделил четыре типа темперамента, которые в наше время рассматриваются как основные:

холерик (бурный, порывистый, горячий и резкий);

сангвиник (живой, подвижный, эмоциональный и отзывчивый);

флегматик (спокойный, вяловатый, медлительный и устойчивый);

меланхолик (грустный, подавленный, робкий и нерешительный).

 

38. Классические теории темперамента.

Гуморальные,

Энергетические (Свойства темперамента сопоставили с энергетичностью работы нервной системы. У каждого темперамента разная интенсивность эмоциональных и энергетических затрат. Типология Вундт. Темперамент для эмоций – то же самое что возбудимость для ощущения. Чем активнее темперамент, тем сильнее и чётче протекают эмоции. Вундт выделил 2 факта 2 свойства темперамента: сила – слабость, лабильность – стабильность (быстрота - медлительность).)

Конституциональные, концептуция – это совокупность врождённых свойств. Индивид (анатомических, физиологических, психических). Эти теории пытаются связать между собой телесные и психические признаки.

Факторные (психологические), Идея факторного анализа – статистически сгруппировать сходные свойства и свести их к одному общему фактору → стремились придать объективность категоризации. Перестали увязывать психические свойства с физическими особенностями тела. Факторные теории темперамента называли психологическими, в противовес конституциональным.

Психофизиологические.

 

39. Основные свойства нервной системы, их сочетания и типы высшей нервной деятельности.

свойства нервной системы — устойчивые особенности нервной системы, влияющие — при прочих равных условиях — на индивидуальные психологические особенности человека. Наиболее общее психологическое проявление С. н. с. — особенности темперамента человека, однако существуют корреляции и с индивидуальными особенностями познавательных процессов, формирования навыков и др. С. н. с. были открыты И. П. Павловым и легли в основу типологии высшей нервной деятельности, разработанной в экспериментах с животными. Согласно его концепции, выделяются три основных С. н. с.: сила, подвижность, уравновешенность.

В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух нервных процессов: возбуждения и торможения. Согласно взглядам И.П.Павлова основными являются три свойства нервных процессов:

1) Сила процессов возбуждения и торможения (связана с работоспособностью нервных клеток).

Сила процессов возбуждения характеризуется: высокой работоспособностью; инициативностью; решительностью; смелостью; мужеством; упорством в преодолении жизненных трудностей; способностью решать без срывов нервной деятельности сложные ситуации.

Сила процессов торможения характеризуется: самообладанием; терпеливостью; высокой способностью к сосредоточиванию, к дифференцированию допустимого, возможного от недопустимого и невозможного.

Слабость нервных процессов характеризуется: низкой работоспособностью; повышенной утомляемостью; слабой выносливостью; нерешительностью в сложных ситуациях, и быстрым наступлением при этом неврогенных срывов; стремлением избегать трудности, препятствия, активной работы и напряжения; малой инициативностью; отсутствием настойчивости.

2) Уравновешенность нервных процессов (связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе).

Уравновешенность нервных процессов характеризуется: ровным поведением и отношением к людям; сдержанностью; способностью к самообладанию, сосредоточенности, ожиданию; способностью легко и быстро засыпать; ровной речью, с правильной и выразительной интонацией.

Неуравновешенность с преобладанием возбуждения характеризуется: повышенной впечатлительностью; нервозностью поведения, причём по сильному типу это выражается в склонности к крику, по слабому типу – в уходе в себя, в слезливости; беспокойным сном с частыми сновидениями кошмарного содержания; быстрой речью (скороговоркой).

3) Подвижность процессов возбуждения и торможения (связана со способностью нервных процессов сменять друг друга).

Подвижность нервных процессов характеризуется: достаточно лёгким и быстрым переходом к новому делу; быстрой переделкой привычек и навыков; лёгкостью засыпания и пробуждения.

Инертность нервных процессов характеризуется: трудностью перехода к новому делу и переделки привычек и навыков; трудностью пробуждения; спокойным сном со сновидениями без кошмаров; замедленной речью.

По классификации И.П.Павлова выделяют четыре основных типа ВНД, отличающихся по устойчивости к невротизирующим факторам и адаптивным свойствам.

1) Сильный, неуравновешенный, («безудержный») тип характеризуется сильными процессами возбуждения, которые преобладают над торможением. Это человек увлекающийся; с высоким уровнем активности; энергичный; вспыльчивый; раздражительный; с сильными, быстро возникающими эмоциями, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.

2) Сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный или живой) тип отличается сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и способностью к лёгкой смене одного процесса другим. Это человек с большим самообладанием; решительный; преодолевающий трудности; энергичный; умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке; подвижный; впечатлительный; с ярким выражением эмоций и лёгкой их сменяемостью.

3) Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью, но низкой подвижностью нервных процессов. Это человек весьма работоспособный; умеющий сдерживаться; спокойный; медлительный; со слабым проявлением чувств; трудно переключающийся с одного вида деятельности на другой; не любит изменять свои привычки.

4) Слабый тип отличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Это человек слабовольный; унылый; тоскливый; с высокой эмоциональной ранимостью; мнительный; склонный к мрачным мыслям; с угнетённым настроением; замкнут.

 

40. Типология темпераментов. Психологическая характеристика типов темпераментов.

Айзенк

Холерик – страстный, непостоянный, деятельный, активный, устойчив к стрессам, экстраверсирован, много страстных желаний.

1. На грубость отвечать грубость., воспитывать на париететных условиях

2. Активная деятельность, вместо отдыха – занятие другим видом деят-ти

3. Успокаивает голубой, желтый цвет

Сангвиник – сильный уравновешенный подвижный, эможиональный, социально-уютны, экстраверсирован, непостоянны, не надежны, не любят трудяг, любят красивые вещи, подвижны, красиво и хорошо говорят, устойчивы к стрессу.

1. Проверять, заставлять

2. Приучать заботиться о других

3. Работа с постоянными переменами в обстановке(актеры, артисты, педагоги)

Флегматик – сильный уравновешенный инертный, ленивый, заторможен, страстны, но страсть зреет долго, надежные,интроверт, не любят разнообразия, монотонная речь, лицо – маскообразно

1. Проверять, заставлять заниматься активной деят-тью

2. Приучать к общению

Меланхолик – замкнуты, необщительны, хотя есть потребность, стеснительны, чувствительны, ранимы, высказывают чувства знаками, мрачные отношения, активны на короткие интервалы времени, работают над собой, хорошие профессионалы

1. Поддерживать его

2. Индивидуальная работа

3. Приучать к деят-ти, постепенно увеличивать задания

 

41. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

 

42. Подходы к изучению индивидуального характера.

Учение о характере называется характерологией. Важнейшей задачи данной науки является установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях. Характер – прижизненное образование личности.

Известны различные попытки создания типологии характеров на основе: гороскопов; влияния имен; физиогномики (учение и связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу личности). Например, Аристотелем и Платоном делаются попытки создать аналогию, внешнее сходство того или иного человека с животными по тем или иным признакам; форме ноздрей, тонкости или жесткости волос и соответствующего характера. Лафатер в своей «физиогномике» особое внимание уделял описанию уст, которые, по его мнению, содержат целый мир характеров. Именно в них отражен разум и глупость, сила и слабость, добродетель и порок, деликатность и грубость человеческая. мериканские ученые Дж.Глайв и Э, Клери сделали попытку доказать зависимость характера ребенка от цвета глаз. Более ценной в изучении характерологических различий можно считать графологию – науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. При этом важно помнить, что наибольшую достоверность о характере человека говорят не его внешние признаки и показатели, а сознательное поведение.

 

43. Общее представление о строении характера.

Характер – индивидуально-психологические особен-ти лич-ти, харак-щие отношение чел-ка к миру, другим людям. Х-р – содержательная сторона лич-ти, т к отражает качество отнош-ний (смысл, мотивы). Структура характера: По Ананьеву: Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности: В отношении к другим (общительность, замкнутость, лживость, правдивость, тактичность, грубость). В отношении к делу (ответственность, безответственность, трудолюбие, леность). В отношении к себе (скромность, гордость, самоуничижение). В отношении к собственности (жадность, щедрость, аккуратность, неряшливость). Характер обнаруживается в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Различают черты (в общих особен-тях повед-я) и типы характеров (общие способы взаимодействия со средой).

 

44. Проблема выделения индивидуальных психологических типов: теоретические и эмпирические основания.

 

45. Акцентуированная черта как основа классификации характеров.

Карл Леонгард предложил типологию характера по принципу доминирования черт. Он выделил 12 типов акцентуации. Акцентуация – это черта, которая колеблется от нормы. Чем дальше от границ нормы, тем больше выражены типологические черты. Акцентуация – это симбиотическое образование личности, пространство между нормой и патологией, в структуре которого лежит темперамент.

Date: 2015-09-19; view: 394; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию