Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманистическая психология





Вопросы для подготовки к экзамену

1. Основные значения термина “психология”.

Психология - наука о психических процессах, психических явлениях, психических св-вах личности и д-ти. +

Психология – совокупность псих. процессов, обуславливающих какой либо род деятельности.

Понятие «психология» появилось в 16 веке в 1590 году, благодаря Рудольфу Гоклениусу. Статус науки получила во 2ой пол. 19 в. В 1879 нем. психолог Вильгельм Вундт организовал 1ю лабораторию психологии, кот. стала изучать психику чела с помощью эксперимента

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ – психич. св-ва. ОБЪЕКТ – человек.

 

2. Психология и философия. Представления о душе в философии Древней Греции

. От философии психология взяла важное для любой науки положение о необходимости строить свои теории на основе знания, а не веры. Стремление избежать сакральности, т. е. соединения веры со знанием, а не с разумом, стремление доказать правильность высказанных взглядов и было самым важным отличием научной, философской психологии от донаучной.

Расхождение философы имеют также и в теории идеи души. Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна.

Аристотель же считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективного поведения. Душа - энтелехия тела, то есть целеустремленная энергия, движущая сила тела, превращающая возможность в действительность. Душа по Аристотелю в противовес Платону не может существовать без тела, но она - имматериальная, не телесная. Благодаря душе мы живем, ощущаем и размышляем, она есть некий смысл и форма, а не материя и не субстрат. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него - к обобщенному представлению; от мнения через понятие - к знанию, а от непосредственного ощущаемого желания - к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

 

3. Становление научной психологии, ее основные научные направления.

Этапы становления психологии

• 1. Донаучный этап.

Длительность: с 4 века до нашей эры до конца 16, начала 17 века нашей эры.

Предметом изучения является Душа.

На данном этапе происходит развитие учения о душе в рамках философских знаний и далее в рамках анатомо-физиологических знаний. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления жизни человека, в том числе и его внутренней жизни и ее феноменов (Платон, Зенон, Демокрит, Гераклит, Августин и др.).

2. Психология как наука о сознании.

Длительность: С начала 17 до конца 19 века. Начало совпадает с эпохой Возрождения, эпохой научных открытий и перспектив. (Декарт, Гартли, Юм, Спиноза, Юм).

Предметом изучение является сознание.

Рене Декарт Начал новую эпоху в развитии психологических знаний. Он показал, что работа внутренних органов и взаимодействие организма с окружающей средой не нуждаются в душе. Он выводит понятие «рефлекс».

Основным методом исследования психики является интроспекция, а также описание феноменов психической жизни.

3. Психология как наука о поведении .

Длительность: с начала 20-го века до середины 30-х гг. 20-го века.

Предметом изучения является поведение.

Отрицание наличия внутреннего мира у человека, наблюдение за поступками и поведением. Поведение – это набор реакций организма на стимулы внешней среды. Изучать можно только то, что мы можем наблюдать со стороны, а именно поведение. Сознание – это закрытая сфера, доступная только его личному обладателю и потому не поддается общенаучным методам изучения.

 

• 4. Психология как наука о механизмах функционирования психики.

Длительность: с 30-х гг. 20-го века и по сегодняшний день.

Происходит восстановление единства сознания о поведения за счет осуществления объективного подхода к психологическому знанию.

В целом развитие психологии свидетельствует о прогрессе психологических знаний. Критерием прогресса выступает степень приближенности к изучаемому предмету, а именно психическому.


Фрейдизм и неофрейдизм:

Фрейдизм и неофрейдизм: преобладающая роль подсознания в психической жизни человека. Фрейд исходит из того, что бессознательное является самым глубинным уровнем психики, который определяется влечениями, биологически заложенными в организме. Последователи З.Фрейда, неофрейдисты К.Хорни и Э.Фромм, в понимании личности отказались от приоритета сексуальных влечений и отошли от биологизации человека. Центральной темой стала проблема отношения личности и общества, зависимости личности от соц. среды.

 

Бихевиоризм:

Бихевиоризм: поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики. Личность чел-а, с точки зрения представителей бихевиоризма, таких как Дж.Уотсон, Э.Толмен, Б.Скиннер и др. есть не что иное, как совокупность поведенческих реак-й, присущих данному индивиду. Личность рассматривается как совокупность устойчивых форм поведения и способов мышления, которые определяют приспособления индивида к среде.

 

Гештальтпсихология:

Гештальтпсихология: попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), несводимого к сумме отдельных элементов восприятия. Направление целостной психологии, возникшая в германии в 1910г., представители которых (В,Кёллер, К.Коффка, и К.ЛЕВИН) считали единицей анализа сознания Гештальт.

 

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации. С психологической точки зрения, как отмечают представители этого направления, гуманизм предполагает изучение человека как целостность, а не как совокупность его качеств и поступков. В гуманистической психологии впервые происходит обращение к нравственности, поскольку человек рассматривается так же и с этических позиций. Гумм-ая психология ориентирована на изучение тех способностей и возможностей человека, к которым не обращался ни психоанализ, ни бихевиоризм, а именно - любовь, творчество, я, высшие ценности бытия, становление, развитие, смысл, психическое здоровье. Такой подход связан с именами К.Роджерса и А.Маслоу.







Date: 2015-09-19; view: 551; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию