Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медицинская психология 4 page





1. Гипертимический тип – сильн.нервн.сист, доминир. возбуждение, сверхвозбудимый, деловой, авантюрный, решительный, мало-думающий, непостоянный, одержимый.

2. Стено-невротический тип – слабая нервн.сист., неуверен в себе, стремится к совершенству, требует покровительства

3. Дистемический (дипрессивный) – доминир.прцессы торможения, св-ва инертности, часто депрессии, печаль – выше депрессии, неверие в собст. силы, агрессивность.

4. Педантический тип – средн. сила нервн.сист, торможение, невроз навязчивости, исполнительный, верный, неуверен в себе.

5. Лабильный

5. Лабильно-эмотивный – в основе смена настроения, сильная, но не равная сила торможения, глубинные переживания, искренность,эмоциональная неустойчивость, печаль

10. Экзольтированный – объективно- обусловленный – поверхностные эмоциональн.переживания, поведение похоже на однообразную пестроту.

6. Возбудимый тип – сильн.нервн.сист, неуправляемый, асоциальное поведение, склонность нарушений, равнодушие к другим людям.

7. Застревающе-упорный тип – доминир.торможение, целеустремленность, регидность поведения,настойчивый,способен принебреч межличностными отношениями ради дела

8. Истероидный тип – доминир.возбуждение, дипломат, талантливый, поведение зависит от кол-ва внимания к его персоне

9. Циклотимический тип – 2 фазы: 1 – гипертимическая – веселый, 2 – субдепрессивная – грустный, вялый. Длительность фаз индивидуальна.

 

46. Соотношение темперамента и характера.

1. Темпер. – основа характера, он обеспечивает скорость формирования черт, активность их проявления.

2. Темп.(св-во ВНД) – можно рассматривать как биологическую модальность характера

3. Характер – это симбиотическое (социально-биологическое) свойство личности

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т. е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека.

То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами. Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

 

47. Проблема способностей в психологии. Понятие о способностях.

Способности – это симбиотические индивидуально-психологические особенности человека, которые являются требованиями определенной деятельности и являются условием ее выполнения.

Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.

В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития ребенка.

 

48. Методологические принципы исследования способностей.

 

49. Задатки как органические предпосылки способностей.

Задатки – это анатомо-морфологические образования, т.е.особенности мозга, нервной системы, которые являются генетически обусловленными или врожденно-обусловленными.

Задатки не предопределяют становление иерархичности свойств, а являются условием их выполнения.

Они являются врожденными, а способности – нет. При прочих равных условиях хорошие задатки облегчают развитие и формирование способностей.

 

50. Структура способностей.

В структуре выделяется 2 структурных элемента:

1. Биологически-обусловленный – задатки

2. Свойства личности сформированные в соц.среде

 

51. Виды способностей. Общие и специальные способности.

1. По интенсивности проявления:

a) Латентные – скрытые, с доминированием потенциала задатка, не всегда проявляются

b) Актуальные – реализуются, обеспечивают большее или меньшее качество деятельности

2. По степени принадлежности

+

3. По степени сложности

a) Элементарные, общие – присущи всем людям, хотя не в равной степени, это основные формы психического отражения: воспринимать, мыслить, ощущать

b) Элементарные, частные – св-ва отдельных личностей, напр. Критичность мысли, абсолютный слух и т.д.

c) Сложные, общие – способности к общечеловеческим видам деятельности: еде, общению; присущи всем людям, имеют сложную структуру, говорят во множественном числе

d) Сложные, частные – присущи в разной степени и вообще не всем людям, это способности к ремеслу, профессии

4. По уровню зрелости:

a) Одаренность

b) Талант

c) Гениальность

Общие способности - способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук и т.д.).

Специальные способности - способности, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения. Для их возникновения необходимы особые задатки и специальное развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

 

52. Способности и одаренность.

Б.М. Теплов (1941) понимал одаренность как совокупность способностей. При этом он считал, что они не просто сосуществуют, но приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития друг друга. Это качественно новое образование, а не сумма энного числа способностей. Однако такое образование остается, согласно Б. М. Теплову, чисто психологическим.

Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и является "одаренность", понимаемая как то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

 

Своеобразие понятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет особенно важное значение при рассмотрении вопроса о так называемой "общей одаренности"...

То соотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необходимостью содержится в самом понятии "одаренность", обусловливает исторический характер этого понятия. Понятие "одаренность" лишается смысла, если его рассматривать как биологическую категорию. Понимание одаренности существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим видам деятельности и что разумеется под "успешным" выполнением каждой конкретной деятельности

 

53. Талант его происхождение и структура.

Талант — присущие от рождения определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Слово «талант» происходит от меры веса «талант»

Воображение как составляющая таланта. Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными.

Энергопотенциал в структуре таланта. Можно представить талант как функциональную систему, счастливый результат соединения компонентов личности, в которой поступающая извне по сенсорным каналам информация перерабатывается благодаря наличию тех самых избыточных ресурсов латентной энергии.

Талант и воля. Всякое волевое действие является целенаправленным действием. Волевое действие сформировалось у человека в процессе труда, направленного на производство определённого продукта. Направляясь на определённую цель, действие в своём ходе регулируется соответствием с этой целью. Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действия.

 

54. Самосознание и место в психической организации человека.

самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “.

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.

 

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

55. Самосознание и “образ Я”.

Самосознание – высший уровень развития психики человека, связанный с осознанием и оценкой человеком своих психологических особенностей, на основе которых формируется целостная система представлений о себе.

«Я-концепция» личности – собственное представление о себе или образ самого себя, т.е. совокупность мнений о своём здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках.

Самосознание часто отождествляют с Я-концепцией, хотя иногда последнюю представляют как результат самосознания. Формируемый самосознание образ «Я» не сводится к простому осознанию своих отдельных черт и качеств

 

56. Самооценка как одно из центральных образований личности.

Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому в аюге самооценки человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб.

Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Известный автор книг по психологии ТА Рытченко приводит такое определение самооценки; «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей». Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.

Самооценка

может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.

 

57. Система понятий психологии познавательных процессов. Соотношение понятий: взаимодействие и отражение.

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление, память составляют познавательные процессы.

Именно познавательные психические процессы разного уровня сложности обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о себе самом. Нормальное функционирование познавательных процессов во многом способствует эффективности учебной и профессиональной деятельности человека. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира.
Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков и звуков, а как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, населенный людьми, имеющий перспективу. Вступая во взаимодействие с предметами окружающего мира, мы ощущаем его отдельные физические, химические и другие свойства. Но для удовлетворения потребностей нам необходимо отражать мир предметно, как совокупность свойств. Это становится возможным благодаря восприятию. Чтобы облегчить поиск предмета потребности, надо его «второй» образ сохранить в сознании – в представлении. Память позволяет фиксировать в опыте процессы познания окружающего мира. Мир развивается по определенным законам, познание их сущности, которое позволяет осуществить процесс мышления, делает возможным преобразующую деятельность человека. Мышление невозможно без речи, потому что человек мыслит словами. В постоянно изменяющемся мире человеку необходимо предугадывать по отдельным признакам будущее изменение и заранее подготавливать свое ответное действие. Это возможно благодаря воображению. Внимание позволяет сосредоточиться на тех предметах и явлениях, которые в данный момент представляются нам как наиболее значимые.
Таким образом, принятое в психологии деление единого психического процесса на отдельные познавательные процессы является условным. Все познавательные психические процессы можно отнести к двум уровням:
1) чувственные формы освоения действительности, к которым относят ощущение, восприятие, внимание, представление;
2) рациональные формы освоения действительности, к которым относят память, воображение, мышление, речь.

 

58. Сущность процесса ощущения.

Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды наличие в ней значимых биологических факторов.

Этот процесс осуществляется посредством органов чувств, или анализаторов человека, которые с рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов энергии в форме стимулов-раздражителей. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит некоторое время или латентный период, во время которого происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновения ощущения является чувство.

Ощущение — это психический познавательный процесс отражения в созна­нии человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосред­ственно воздействующих на его органы чувств.

 

59. Ощущения в свете теории отражения.

Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органыч увств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. О.— исходный пункт познания, неразложимый его элемент. Выделяя отражение качества как главный момент в О., В. И. Ленин писал, что «самым первыми самым первоначальным является ощущение, а в н е м неизбежно и качество...» (ПСС, т. 29, с. 301). Существуют многообразные виды О.: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные,обонятельные, вкусовые, болевые, О. равновесия, ускорения, мышечно-суставные и др. Особенность техили иных О. наз. их модальностью; О. различных модальностей не сравнимы между собой.

В процессе эволюции жизни О. возникает на базе раздражимости в связи с образованием нервной системы. При этом лишь для небольшого числа видов энергии выработались специфич. органы чувств. О.многих др. свойств объективного мира (напр., формы, величины, отдалённости предметов друг от друга иот наблюдателя) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.

У человека ведущую роль в чувств. познании действительности играют зрительные О., тесно связанные с осязательными О., которые расчленяются на кожно-осязательные (тактильные), температурные,болевые, мышечно-суставные. Периодич. изменение давления отражается в форме вибрационных О. Слухпредставляет собой комплекс разнородных О.: высоты звука, громкости и тембра. Важную роль играютхеморецепторы: обоняние и вкус. Характерная особенность О.— пространств. локализация объекта О.

В отличие от О. животных, О. человека опосредованы его предметно-практич. деятельностью, всемпроцессом общественно-историч. развития культуры. По словам Маркса, «...человеческий глазвоспринимает и наслаждается иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, человеческое ухо — иначе, чемгрубое неразвитое ухо, и т. д.». О. человека имеют в принципеосмысленный, осознанный характер, хотя существуют и неосознанные О.

Многообразие О. отображает качеств. многообразие мира. Ленинская теория отражениярассматривает О. как копию, снимок с действительности, как субъективный образ свойств объективногомира. Она противостоит как взглядам сторонников «физиология.» идеализма, утверждающих, что О. сутьусловные знаки, иероглифы свойств вещей, так и механич. разграничению первичных и вторичных качеств.ведущему к агностицизму и субъективному идеализму, к взгляду на вещи как комплексы ощущений.Подвергая критике представителей махизма, Ленин подчёркивал, что О. дают нам более или менее верныеобразы объективных свойств вещей, хотя различные О. обладают разной степенью адекватностивоспроизведения этих свойств.

Будучи источником знаний человека об окружающем мире, О. входят в качестве элемента в целостныйпроцесс человеч. познания, включающий восприятия, представления, ионятия.

 

60. Физиологическая основа ощущений.

Физиологической основой ощущений деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.

Анализатор — это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты.

Ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный, или рефлекторный, характер.

 

61. Психофизика ощущений.

Психофизика - это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения. Центральный вопрос психофизики — основные закономерности зависимости ощущений от внешних раздражителей. Ее основы заложили Э.Г. Вебер и Г. Фехнер.

Основной вопрос психофизики — вопрос о порогах. Существуют абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения.

Установлено, что не всякий раздражитель вызывает ощущение; он может быть настолько слабым, что человек его даже не почувствует. Чтобы вызвать ощущение, раздражителю нужна минимальная интенсивность. Такая минимальная интенсивность названа нижним абсолютным порогом.

Чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу:

Е=1/y, где Е — чувствительность, у — пороговая величина раздражителя.

Верхний абсолютный порог — максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

Для различных видов ощущений пороги различны, также они различны и для различных людей. У одного и того же человека пороги ощущения также различны в разных условиях и разное время.

Наряду с абсолютными существуют разностные пороги различения. Вебером установлено, что требуется определенное соотношение интенсивностей двух раздражителей для того, чтобы они давали различные ощущения.

Такое соотношение Вебер выразил в законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной:

DУ/у = к,

где у обозначает раздражение, DУ — его прирост, к — постоянная величина, которая зависит от рецептора.
Оказалось, что закон Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порога" величина прибавки непостоянна.

Фехнер, исходя из закона Вебера, сделал допущение, что мельчайшие различия в ощущениях можно рассматривать как равные и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму едва заметных увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. Он получил два ряда переменных величин — величины раздражителей и величины ощущений, — и вывел закон, что ощущения растут в арифметической прогрессии, а раздражители — в геометрической. Он выразил отношение этих двух переменных в логарифмической формуле:

Е = К\дУ + С,

где Е — сила ощущения, К — коэффициент пропорциональности, С — константа.

Эта формула названа психофизическим законом Фехнера-Вебера.

Пороги чувствительности сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает, дифференцируют те или иные чувственные данные.

 

62. Психофизиологические теории ощущений.

Рецептивная. Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, то есть ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория признана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.

Диалектико-материалистическая. Согласно этой теории «ощущение - есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (В.Л. Ленин).

Рефлекторная. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора.

 

63. Принцип модальности и локализации ощущений.

Каким бы ни было ощущение, его можно описать с помощью нескольких характеристик, свойств, присущих ему. Первая из них — модальность.

Модальность является качественной характеристикой, в которой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала по сравнению с сигналом нервным (Л.М. Веккер). Прежде всего, выделаются такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные и т.д. Однако и каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т.д. Характеристики ощущения могут совпадать или не совпадать с физическим описанием качеств раздражителя, которые соответствуют этим модальным характеристикам. Пример совпадения — твердость и упругость, а несовпадения — цветовой тон, соответствующий частоте электромагнитных колебаний.

Еще одна (пространственная) характеристика ощущений — их локализация. Иногда (как, например, в случае болевых и интеро-цептивных, «внутренних» ощущений) локализация затруднена, неопределенна. Другая проблема состоит в объяснении «объективированности» ощущений, их «вынесенности» вне нас, хотя вызывающие их физиологические процессы протекают в анализаторе. Этот вопрос подробно обсуждает А.Н. Леонтьев. Именно предметность, т.е. отнесенность к действительности, создает ощущение как психическое явление. Умение «проецировать» ощущения во вне приобретается, вероятно, очень рано, и решающую роль играют при этом практические действия, моторика. Сначала предметная действительность выступает как объект приспособления организма, осуществляющегося в реальных контактах с ней. Интересна в этом отношении «проблема зонда»: когда мы пишем или режем что-то, ощущения локализованы на кончике ручки или ножа, т.е. совсем не там, где зонд контактирует с кожей, воздействует на нее.

 

64. Виды ощущений.

Английский физиолог Ч. Шеррингтон предложил систематическую классификацию ощущений. На первом уровне ощущения делятся на три основных типа:
- интероцептивные,
- проприоцептивпые,
- экстероцептивные.
Интероцептивные объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Проприоцептивные передают информацию о положении в пространстве тела в целом и опорно-двигательного аппарата в частности. Экстероцептивные обеспечивают получение сигналов из внешнего мира.

Date: 2015-09-19; view: 396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию