Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медицинская психология 2 page





 

Потребности – субъективные явления, побуждающие к Деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

биологические (витальные);

информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями. Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми.

 

16. Виды мотивов и основные критерии их классификации.

Мотив (от лат. приводить в движение, толкать) – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. Т.е. это стимул к действию, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Мотивы могут быть осознанные и неосознанные.

Осознанные – это когда человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Неосознанные – это когда человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности.

Мотивы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним (ситуативным или узким мотивам) относятся такие побудители как: наказание и награда, угроза и требование, давление группы и ожидание будущих благ и т.д. Внутренние мотивы (широкие) такие, которые побуждают человека к деятельности как к своей цели. Например, интерес к самим занятиям, любознательность, потребность в информации и т.д.

Попытки классифицировать мотивы делались неоднократно и с разных позиций. Вообще же общепризнано, что единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов нет.

1) На основании критерия подразделения различных видов потребностей человека на биологические и социальные выделяют: биологические и социальные мотивы, мотивы самоуважения, самоактуализации, мотивы-стремления к результату (мотивы достижения), мотивы-стремления к самой деятельности, мотивы к успеху и избеганию и т.п.

2) В зависимости от принадлежности стимулов, вызывающих потребности, мотивы подразделяются на внешние и внутренние.

3) В зависимости от установок личности, ее нравственности и направленности выделяют: личностные и общественные мотивы (эгоистические и общественно значимые мотивы) (Л. И. Божович).

4) В зависимости от вида активности,проявляемого человеком, выделяются: мотивы общения, игры, учения, профессиональной, спортивной и общественной деятельности и т. д.

5) С учетом их временной характеристики, мотивы подразделяются на ситуативные и постоянно (пе­риодически) проявляющиеся мотивы, и мотивы кратковременные и устойчивые.

6) Е.П. Ильин подразделяет мотивы на основании их структуры:

• первичные (абстрактные) – с наличием только абстрактной цели;

• вторичные – с наличием конкретной цели. Они могут быть в свою очередь полными (с присутствием компонентов из всех блоков: потребностного, «внутреннего фильтра» и целевого) и укороченными (сформировавшиеся без участия блока «внутреннего фильтра»).

7) В зависимости от того, какую функцию мотивы выполняют выделяют три вида мотивов (Е. И. Головаха):

• реально действующие неосознанные мотивы, выполняющие только побуждающую функцию;

• реально действующие осознанные мотивы, выполняющие побудительную, смыслообразующую и объяснительную функцию;

• «понимаемые» мотивы,выполняющие либо объяснительную, либо смыслообразующую, либо ту и другую функции одновременно.

 

17. Определение эмоций. Условия возникновения эмоционального процесса.

Эмоции (с лат. – волную, потрясаю) – это особый класс психических состояний, который связан с инстинктами, потребностями, мотивами и выражающийся в форме чувственных проявлений.


- это безусловно-рефлекторный компонент

- они связаны с удовлетворением и неудовлетворением потребностей.

Эмоции возникают под влиянием внешних воздействий или процессов, происходящих в самом организме. Факторы, вызывающие эмоциональный процесс, можно подразделить на три класса:

1) факторы, которые могут вызывать эмоцию вследствие врожденной чувствительности к ним организма; мы будем называть их натуральными (безусловными) эмоциональными раздражителями;

2) факторы, которые приобрели способность вызывать эмоцию вследствие того, что стали сигналами важных для субъекта событий;

 

3) факторы, которые приобрели способность вызывать эмоцию вследствие того, что они соответствуют или противоречат приобретенным в опыте познавательным структурам; эти факторы были названы Берлайном «коллативными» (collative variables), или «сопоставительными»

 

18. Функции эмоций.

1. Функция положительного, отрицательного эмоционального подкрепления;

2.Функция регуляции – сокращение личностного психологического статуса человека. Это функция становления человека личностью.

3. Функция направленности на жизненно-важные потребности.

4. Функция мобилизации организма на выполнение деятельности.

5. Сигнальная Функция.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированногораздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию... Мы получаем предупреждение».

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.


Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.

Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.

Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

 

 

19. Возможные основания классификации эмоций.

Основание классификации. 1) отражаемый предмет. 2) функция. 3) уровень развития. (1) аффекты и эмоции. Если аффект переживается в самой ситуации, то эмоции могут быть и вне ее. Примеры собственно эмоций: тревожность. Рубинштейн. Три уровня эмоций: 1) “беспредметные” – состояние субъекта. 2) предметные – большинство эмоций. 3) обобщенные эмоции, связанные с мышлением. (2) а) выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации. Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно было действовать.


Эмоции. Чувства.Базовые потребности. Конкретные условия их удовлетворения.

Б) критерий: первичная оценка ситуации. Клапаред: чувства адаптивны, эмоции могут быть неадаптивными.

Липер: эмоция выполняет функцию мотива (побуждение). Мотивы: физиологические и эмоциональные (отличаются по связи с познавательной сферой). Эмоциональные процессы отделены от перцептивных, но сходны с ними по функции. (3) Леонтьев. Три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2) собственно эмоции. 3) чувства.

1. Теории эмоций в зарубежной психологии.

2. Теории эмоций в отечественной психологии.

3. Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации.

Три группы выражения эмоций. 1) поведенческие реакции. Дарвин: мимика, пантомимика. Эмоции – рудименты природы. В них ярко проявляется приспособительный характер: эмоции в своих выражениях совпадают с характерами ориентировочных и оборонительных рефлексов. Выражение эмоций в речи. 2) физиологические вегетативные реакции. Например, КГР – составная часть ориентировочного рефлекса. Участие эмоций в познавательной деятельности. Феномен эмоционального решения мыслительной задачи. Гештальтпсихология: “Творческое предсостояние”. Если решение приходит, ему обязательно предшествует эмоциональное решение. 3) биохимические изменения. Они могут приводить к необратимым последствиям, которые действительно угрожают жизни.

 

20. Феноменологическое понимание эмоций. Клиническое описание и анализ эмоций.

Феноменология эмоций

При обсуждении феноменологического аспекта понятия «эмоции» необходимо различать эмоциональное состояние человека и эмоциональную черту личности (эмоциональность). Работы Кэттелла и Спилбергера показали, что, например, состояние «тревожности» характеризуется существенно иначе, чем «тревожность» как черта личности, хотя они и не различаются по качеству (содержанию) переживания. «Эмоциональное состояние» может варьировать в широком диапазоне длительностей (от нескольких секунд до нескольких часов) и интенсивностей. «Эмоциональная черта» является характерологической чертой индивида. Например, такие эмоциональные черты характера, как «вспыльчивость» или «гневливость», относятся к особенности (склонности) индивида часто испытывать в процессе жизнедеятельности определенный комплекс негативных эмоций. В связи с этим К. Изард вводит понятие эмоционального порога, который характеризует «скорость» и «частоту» воволечения индивида в то или иное эмоциональное состояние.

Эмоциональные состояния разделяются на два класса: собственно эмоции и эмоциональные чувства.

Эмоционально окрашенные чувства (голод, жажда, любопытство, любовь, ненависть, привязанность и т.п.) характеризуются жесткой связью с биологической, социальной или культурной (у человека) потребностью и комплексом эмоций, переживаемых в процессе ее формирования и удовлетворения. Например, любопытство может сопровождаться эмоциями страха, тревоги, удивления или удовольствия. Длительность и эмоциональный состав эмоционального чувства определяются процессами формирования и удовлетворения потребностей. В свою очередь, собственно эмоции также делятся на два класса: врожденные (или фундаментальные, базисные) и приобретенные в индивидуальном, социальном или культурном опыте.

Разные авторы относят к базисным разные эмоции. Тем не менее можно выделить ряд эмоциональных наименований, которые большинство исследователей считают базисными эмоциями. Перечень наименований этих эмоций несколько различается от автора к автору, но если от лингвистического метода составления списка, базисных эмоций перейти к математическому методу и представить «содержимое» этого списка в виде геометрического пространства, то можно увидеть, что все авторы, в сущности, говорят об одной и той же структуре эмоций. Большинство исследователей соглашается с тем, что структуре эмоций можно выделить две существенные особенности, или характеристики. Первую характеристику можно обозначить как эмоциональнуюоппонентность.

К.Изард писал: «...Характеристика эмоций, которая входит в их организацию как систему, -- очевидная полярность между некоторыми парами эмоций... Радость и печаль, гнев и страх часто рассматриваются как противоположности. Другие возможные полярные эмоции - удивление и отвращение, стыд и презрение».

Вторая важная и общая характеристика эмоций - градиентная связь между отдельными эмоциями. Ч. Дарвин отмечал, что любопытство может постепенно меняться, переходя в удивление, а удивление - «в леденящее изумление». Убедительные аргументы в пользу этого положения приведены в одной из работ, где показано, что градиент звуковой стимуляции, вызывающей интерес, страх и ужас у ребенка, упорядочен по величине. При этом интенсивность стимула, необходимого для вызова «интереса», наименьшая, а для вызова эмоции «ужаса» - наибольшая.

Возможность описания фундаментальных эмоций как структуры из взаимосвязанных элементов позволяет перейти от качественного описания феноменологии эмоций к количественному математическому анализу путем представления общих характеристик эмоций как геометрических) измерений «эмоционального пространства».

 

21. Аффект. Диагностика аффективных следов.

Аффект – это недлительное эмоциональное состояние, которое характеризуется сильными, бурно протекающими эмоциональными переживаниями – это ярость, восторг, отчаяние. По физиологическим механизмам – это очаг доминантного возбуждения в определенной зоне коры головного мозга, что оказывает тормозные влияния на близ лежащие участки. Этот признак наз. суженность сознания.

 

Аффект – это ярко выраженные, кратковременные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности (в жизненно важной ситуации); аффект оставляет след, имеющий тенденцию к накоплению. Ярко выраженность – позволяет наиболее полно увидеть все корелляты эмоций, все их телесные проявления. Эти проявления имеют определенную динамику (аффект – нарушение функционирования организма) – это быстротечное состояние. Не имеет смысла его прерывать. Он должен быть выражен полностью (как негативный, так и позитивный). Непроизвольность – непроизвольна любая натуральная реакция. Защитная реакция – телесная защита, приспособительная реакция. Эта реакция закрепляет связь (оставляет следы) – с данной ситуацией и подобными ситуациями. Обобщает, организует как целое. Признаки аффекта: экстремальная ситуация; импульсивность действия (автоматизм без размышления); сужение сознания (потеря эпизодов из действия, исчезает чувствительность к боли); телесные проявления.

Одна из особенностей аффектов состоит в том, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события (Клапаред); в связи с этим их регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта — аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Такие аффективные следы («аффективные комплексы») обнаруживают тенденцию навязчивости и тенденцию к торможению. Действие этих противоположных тенденций отчетливо обнаруживается в ассоциативном эксперименте (Юнг): первая проявляется в том, что даже относительно далекие по смыслу слова-раздражители вызывают по ассоциации элементы аффективного комплекса; вторая тенденция проявляется в том, что актуализация элементов аффективного комплекса вызывает торможение речевых реакций, а также торможение и нарушение сопряженных с ними двигательных реакций (А. Р. Лурия); возникают также и другие симптомы (изменение кожногальванической реакции, сосудистые изменения и др.). На этом и основан принцип действия так называемого «лай-детектора» — прибора, служащего для диагностики причастности подозреваемого к расследуемому преступлению. При известных условиях аффективные комплексы могут полностью вытесняться из сознания

 

22. Общее представление о стрессе.

Стресс (с лат. – удар, встряска). Слово «стресс» появилось в лит-ре в1936 г. Его употребил Ганс Силье в статье «Синдром, вызванный различными побуждающими агентами».

Стресс – это вариант психического напряжения, но в структуре этого состояния имеются:

· Сверхсильные эмоциональные раздражители;

· Дебоидная симптоматика;

· Симбиоз проявлений: соматические (тремор), психологические (ссоры) и социальные компоненты (неудовлетворенность государством).

Стресс бывает:

По результативности:

· Стресс льва

· Стресс ролика – сбои активности и выполнения деятельности

По проявлению:

· Явный

· Скрытый: агрессии, тревога (когда кто-то перебивает, когда повышают голос, когда громкая музыка и др.)

По принципу объективности реальности:

· Соматический

· Социальный

· Психический

· Биологический

 

23. Тревожность, два аспекта ее изучения.

Понятие тревожности впервые было введено С. Къеркегором, последовательно разводившим конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх-тоску (Angst). Он писал о существенном влиянии тревожности на развитие личности, считая тревожность основным фактором, определяющим историю человеческой жизни.

В исследованиях тревожности выделяются физиологическое, клинико-психологическое, философско-психологическое, собственно психологическое направления. Ряд авторов: Д. Льюис, Б. Босселмен, дон Байрн связывают появление тревожности с возникновением страха, как невротическую реакцию, связанную с внешними обстоятельствами и внутренними стимулами. Общим для этих авторов является то, что речь идет не просто об эмоциональной реакции, а именно о психическом состоянии, которое выражается в своеобразии как реакции, так и мотивации, но полностью к ним не сводится. В термине "тревога" авторами выделяется компонент страха, и потому тревогу можно отнести к своеобразной форме страха. Но в тревоге заметны переживания беспокойства как нарушения покоя в виде волнения, смятения. И.П. Павлов отмечает, что "при ломке динамического стереотипа возникают отрицательные эмоции, к которым, несомненно, мы можем отнести и беспокойство, тревогу". Тревожное состояние связывается с показателем слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов.

Ряд авторов указывают на необходимость строго различать тревогу как психическое состояние и как более или менее устойчивую черту характера. Так, Г. Айзенк эмоциональную неустойчивость называет одним из проявлений тревоги; Д.Филлипс и Б.Мартин утверждают, что тревога вызывается той или иной формой стресса; Д.Филлипс с соавторами высказывают концептуальное различие между тревогой как преходящим эмоциональным состоянием и как устойчивой чертой личности. По замечанию Ч. Спилбергера, "при всем смысловом различении термина "тревога" исследователи используют его чаще всего в двух основных значениях: как состояние и как свойство личности (тревожность), но относятся они к совершенно разным понятиям".

В первом случае термин "тревога" используется для описания неприятного эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, ожидания неблагополучного развития событий. Возникает это состояние в ситуации неопределенной опасности, угрозы (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие отрицательного к себе отношения или угрозы своему самоуважению, престижу) и часто обусловлено неосознаваемым источником опасности. Во втором случае тревожность как черта, свойство личности характеризуется относительно устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему "Я" в различных ситуациях и реагировать на них усилением состояния тревоги. Ее проявления под действием различных стрессоров всегда индивидуальны: личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

Многогранность и семантическая неопределенность термина "тревога" в психологических исследованиях является следствием использования его в различных значениях. Это и гипотетическая "промежуточная переменная", и временное психическое – состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, фрустрация социальных потребностей, свойство личности, которое дается через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий. Отечественные исследования тревожности представлены работами В. Астапова, Л.И. Божович, В.В. Белоуса, В.Ф. Березина, П.Г. Вельского, О.В. Дорониной, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, Б.И. Кочубей, В.Р. Кисловской, A.M. Прихожан, Л.С. Славиной, Ю.Л. Ханина и др.

Исходная функциональная характеристика тревоги выделяется в большом количестве направлений интерпретации этого состояния. В данных работах тревожность рассматривается как разновидность "аффективного переживания". В этой связи Л.С. Выготский, Л.И. Божович под аффективным переживанием имеют в виду не просто интенсивную эмоцию, которая сопровождается ослаблением воли, потерей контроля над своими действиями, а рассматривают его как длительное, глубокое эмоциональное переживание, связанное с активно действующими потребностями и стремлениями, которые имеют для субъекта жизненно важное значение.

По мнению В. Астапова состояние тревоги предвосхищает тот или иной вид опасности, предсказывает нечто неприятное, угрожающее и сигнализирует об этом индивиду. Не столь широко разделяемая, но тем не менее достаточно устойчивая традиция толкования тревоги идет от Фрейда. В этом толковании отмечается предвосхищаемая опасность, в которой усматривается признак для дифференциации страха, вызываемого конкретной угрозой, и тревога как реакция на представленную угрозу. Поэтому тревогу иногда определяют как генерализованный, неопределенный и беспредметный страх или как состояние, вызываемое не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать в том случае, если она появится.

В большинстве понятийных определений тревожность рассматривается как унитарное состояние, не позволяющее уловить всей его сложности. Продолжая рассматривать различные точки зрения на проблему тревожности, необходимо отметить мнения авторов, которые представляют тревожность как комплекс феноменов, включающих страх, один или несколько дополнительных аффектов, различные аффективно-когнитивные структуры. В это понятие включается враждебность, страдание, стыд, вина, психофизиологическое возбуждение и т.д.

Значительный вклад в разработку проблемы тревожности в психологии внесен A.M. Прихожан. Тревожность рассматривается как характерная черта депривационного синдрома, спектр проявления которого очень широк – от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень глубоких нарушений интеллекта и личности.

Ч.Спилбергер дает следующее определение тревожности: под тревогой понимается эмоциональное состояние или реакция, характеризующиеся: а) различной интенсивностью; б) изменчивостью во времени; в) наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения; г) сопровождающееся одновременно выраженной активацией вегетативной нервной системы.

Эндлер, Мангуссон (1976), Ю.Л. Ханин (1976) определяют "ситуации, в которых возникает тревожность, следующим образом: а) ситуации межличностного общения и группового взаимодействия; б) ситуации, в которых имеется возможность и опасность получить физическую травму; в) новые и незнакомые условия, неожиданные обстоятельства; г) выполнение монотонной рутинной работы.

В психологическом словаре понятие "тревожность" определяется как "индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям эмоционального дискомфорта, неблагополучия, предчувствие грозящей опасности".

Майк Кордуэлл предлагает такое определение: "Тревожность – чувство страха и мрачные предчувствия, которые сопровождаются усиленной и продолжительной физиологической активацией". Автор отмечает, что симптомы тревожности могут присутствовать во многих психологических расстройствах, вводит такие понятия, как тревожные расстройства (фобии, посттравматические стрессы, одержимо – навязчивые расстройства), тревожные реакции (общий адаптационный синдром, предложенный Г. Селье), объективная тревожность. Последняя понимается как состояние тревожности, возникающая каждый раз, когда мы считаем, что подвергаемся реальной опасности и это побуждает к немедленным действиям для спасения жизни. Этот подход созвучен мнению А.И. Захарова.

А.И. Захаров дает следующее определение тревоге – "это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями. Таким образом, тревога возникает, как отклик на состояние неопределенности в результате предвосхищения неприятности". Определение, данное А.И.Захаровым, наиболее точно подходит под определение тревожности как состояния.

Существует мнение, что тревога может выступать как форма адаптации организма в условиях острого и хронического стресса, с точки зрения других авторов тревога представляет не столько форму психологической адаптации, сколько сигнал, свидетельствующий о ее нарушении. Длительная, интенсивная, неадекватная ситуация тревоги препятствует формированию адаптивного поведения. К. Ясперс разделяет тревогу и страх. Эпизодические реакции тревоги и страха имеют свои аналоги в виде более устойчивых психологических состояний: страх в виде боязни, а тревога – в виде тревожности. Тревога является фактором возникновения психологической защиты в целом. Рассмотрев различные подходы в определении тревожности, остановимся на изучении источников, причин возникновения этого состояния.

24. Эмоции и чувства.

Эмоции — это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний.

Чувства (в узком значении слова). В отличие от эмоций, аффектов, настроений и стрессовых состояний, имеющих ситуативный характер и отражающих отношение индивида к объекту в данный момент, в конкретных обстоятельствах, сложившихся к моменту их возникновения, чувства (в узком значении этого слова) отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направленности его личности. Поэтому чувства характеризуются устойчивостью, длительностью, измеряемой не часами и днями, а месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства имеют предметный характер, их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым субъект стабильно положительно или отрицательно мотивирован. Устойчивые мотивы только в том случае порождают систематическую активность человека, становятся постоянно действующими побуждениями к деятельности, если они становятся предметом устойчивых чувств.







Date: 2015-09-19; view: 1128; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию