Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Расширенное и холотропное сознание
Тема этого раздела книги чрезвычайно необычна. Во-первых, каждый достаточно образованный психолог представляет, что в науке еще не существует ни одной достаточно однозначно толкуемой классификации состояний сознания. Во-вторых, главный термин, который мы хотим взять в качестве предмета нашего исследования, слишком нов и спорен. В-третьих, если придерживаться логики Оккама, в науке и так много ненужных и бессодержательных понятий, стоит ли вводить еще и новые. Понятие холотропное состояние сознания было введено в психологическую науку совершенно недавно Ст. Грофом (Grof 1992), американским психиатром, выходцем из Чехословакии. Несмотря на все, предмет явно (на наш взгляд и надеемся, что читатели в ходе прочтения этой книги присоединятся к этому мнению) заслуживает того, чтобы быть выделенным из всех остальных состояний сознания и требует пристального анализа. Само слово означает «обращенный к цельности», или «движущийся по направлению к целостности» (от греческих слов holoV – ‘целый’, ‘весь’, и trepein – ‘движущийся к чему-либо или в направлении чего-либо’). Буквально trepw означает ‘поворачивать’, ‘вращать’, ‘обращать’, речь идёт об обращении, о возврате к целому, к изначально единому, к полноте. Между прочим, корень врат тот же, что и в слове «врач», и на древнерусском языке врачатися означало поворачиваться, а о духовном исцелении так и говорили – врачьство. В. Майков переводит это понятие «всецелообращающий». Продолжая анализ, мы можем вспомнить старинное слово «обрящать», то есть провести обряд, инициацию, посвящение. Таким образом, «холотропный», если перевести это слово на русский язык более подробно, означает «посвящающий во всецелостность», «обрящающий во всецелокупность». В силу того, что термины «холотропное дыхание», «холономный подход», «холономная парадигма» уже вплетены в ткань психологической терминологии в России, мы будем использовать понятие «холотропное» без перевода. Ст. Гроф правильно предполагает, что в своём повседневном состоянии сознания мы отождествляем себя только с одним очень маленьким фрагментом того, чем мы в действительности являемся. В холотропных же состояниях мы можем превосходить узкие границы телесного «Я» и стяжать свое полное тождество. Таким образом, мы можем предположить, что существует холотропное состояние сознания, в котором мы можем интроецировать, включать во внутренний план, любое другое психическое состояние. В холотропном сознании существует открытая возможность присоединения к любому знанию, поведению, переживанию любой сложности. При первом приближении мы можем заметить, что существует проблема включенности в холотропное состояние сознания. Во-первых, она выражается в том, насколько может распаковывать это сознание некие территории психического, некие смысловые пространства, которые существуют в реальности во внутренней и внешней вселенной. Во-вторых, это проблема методов, техник и средств, которые существуют для раскрытия «полного тождества». .В-третьих, значима проблема навыков как в работе с методами, техниками и средствами, так и в осознании распакованных пространств психического. Рассмотрим вначале эти три проблемы, а затем уже разберем саму возможность индукции холотропного состояния сознания. Ст. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно, и притом очень глубоко и основательно, но, тем не менее, оно не является сильно поврежденным и ослабленным, как в случае органических нарушений. Как правило, мы полностью ориентируемся в пространстве и времени и совершенно не теряем связи с повседневной действительностью. В то же самое время поле нашего сознания наполняется содержимым из других измерений существующего и притом так, что всё это может стать очень ярким и даже всепоглощающим. Таким образом, мы проживаем одновременно две совершенно разных действительности, «заступая каждой ногой в разные миры». В соответствии с концепцией Ст. Грофа, холотропные состояния характеризуются волнующими изменениями восприятия во всех чувственных сферах. Когда мы закрываем глаза, наше зрительное поле наполняется образами, черпаемыми из нашей личной истории или нашего личного и коллективного бессознательного. У нас могут быть видения и переживания, рисующие разнообразные виды животного и растительного царства, природы вообще или космоса. Наши переживания могут увлечь нас в царство архетипических существ и мифологические области. Когда же мы открываем глаза, наше восприятие окружающего может становиться обманчиво преображенным живыми проекциями этого бессознательного материала. Всё это также может сопровождаться широким набором переживаний, задействующих и другие чувства: разнообразные звуки, запахи, вкусы и физические ощущения. Гроф пишет, что эмоции, вызываемые холотропными состояниями, охватывают собою очень широкий спектр, как правило, простирающийся далеко за пределы нашего повседневного опыта и по своей природе, и по своей интенсивности. Они колеблются от чувств восторженного вознесения, неземного блаженства и «покоя, превосходящего всякое понимание», до бездонного ужаса, смертельного страха, полной безысходности, снедающей вины и других видов невообразимых эмоциональных страданий. Крайние формы подобных эмоциональных состояний соответствуют описаниям райских или небесных сфер, или же картин ада, изображаемых в писаниях больших мировых религий. Гроф считает, что особенно интересным аспектом холотропных состояний является их воздействие на процессы мышления. Рассудок не повреждён, но он работает таким образом, который разительно отличается от его повседневного способа действия. Тогда как мы, быть может, не всегда-то способны полагаться наверняка на наш здравый рассудок и в обыкновенных практических вещах тут же мы оказываемся буквально переполненными замечательными и убедительными сведениями по множеству предметов. У нас могут появиться глубокие психологические прозрения относительно нашей личной истории, наших бессознательных движений, эмоциональных затруднений и межличностных проблем. Мы переживаем необыкновенные откровения относительно различных сторон природы и космоса, которые со значительным запасом превосходят нашу общеобразовательную и интеллектуальную подготовку. Однако, и это гораздо важнее, самые интересные прозрения, достигаемые в холотропных состояниях, вращаются вокруг философских, метафизических и духовных вопросов. Более того, в соответствии с концепцией Грофа, мы можем переживать последовательность психологической смерти и возрождения и широкий спектр трансперсональных явлений, таких как чувства единства с другими людьми, с природой, вселенной, с богом. Обнаруживаем и то, что кажется памятью из других воплощений, встречаемся с яркими архетипическими образами, общаемся с бесплотными существами и посещаем бесчисленные мифологические ландшафты. Холотропные переживания такого рода являются основным источником существования космологических, мифологических, философских и религиозных систем, описывающих духовную природу и космоса, и всего существующего. Они представляют собою ключ к пониманию обрядовой и духовной жизни человечества, начиная с шаманизма и священных церемоний туземных племён и заканчивая большими мировыми религиями. Таким образом, даже минимальный обзор положений Грофа показывает глобализм этого подхода. Особым аргументом глобализма является анализ Грофа холотропных состояний сознания в истории человечества. Собственно, такой изначальный посыл, на наш взгляд, вполне заслуживает одобрения. Тем более что этому подходу предшествовала огромная сорокалетняя экспериментальная работа с измененными состояниями сознания и он основан на результатах более чем четырех тысяч психоделических сеансов и тридцати тысяч сеансов с холотропным дыханием. Для авторов данной книги холотропное состояние сознания является не метафизическим предположением, а вполне достоверной реальностью. В крайнем случае, феноменологические описания, которые приводит Ст. Гроф в своих книгах, вполне совпадают с содержаниями самотчетов, которые мы получали у участников тренингов с использованием расширенных состояний сознания, индуцируемых связным дыханием. В силу того, что авторами за последние 12 лет проведено около 400 тренингов с участием более 12 тысяч человек, то разнородность выборки по половому, возрастному (от 12 до 72 лет), образовательному (от школьников-подростков до профессоров вузов), национальному (участниками были представители почти всех национальностей, кроме некоторых национальных северных меньшинств), географическому (территория бывшего Советского Союза, а также дальнее зарубежье) признакам позволяет сделать этот вывод достоверным, даже в соответствии с требованиями строгой академической науки. Мы обозначили это состояние сознания расширенным, но не холотропным в силу того, что не могли им приписать того всеобщного характера, которым их наделяет Гроф. Может быть, это произошло потому, что ко всем паранормальным, трансперсональным явлениям в российской школе психологии относились, да и сейчас относятся довольно скептично. Сейчас уже причина не важна. Важны все те три вопроса, которые мы поставили в начале этого подраздела, и мы хотим их обсудить Во-первых, мы заметили, что расширенное состояние сознания может распаковывать некие территории психического, некие смысловые пространства, которые существуют в реальности во внутренней и внешней вселенной в той степени, насколько мы можем фиксировать у клиента «субкультурную испорченность трансперсональным» (СИТ). Этот термин мы используем по аналогии с термином «испорченный респондент» в экспериментальной психологии и психодиагностике. Под термином СИТ мы представляем тот факт, что современный человек в своем сознании имеет огромное количество идей, образов, мифов, символов, которые имеют сугубо надличностный характер. Реинкаранционная тематика, тема загробной жизни, НЛО, экстрасенсорики и так далее являются широко ретранслируемыми средствами массовой информации – кино, телевидением, бульварной и интеллектуальной литературами. Надличностные (трансперсональные) феномены уже являются темой обсуждения подростков и домохозяек. Мы не говорим о новом поколении «виртуальных детей», для которых мир богов, героев и демонов (надличностный, мифологический) стал более родным, чем социальное окружение. Вне сомнения, трансперсональное реально, но нельзя ли объяснить их происхождение в терминологии общей психологии, через феномены долговременной и субсенсорной памяти, специфической нейропсихологической стимуляции, механизмов воображения в условиях частичной сенсорной депривации (дыхательные процессы происходят с закрытыми глазами или в повязках), сильной тематической музыкальной стимуляции (в холотропном дыхании используется специально подобранная музыка) и гипервентиляционным стрессом. Все эти факторы используются в их синтезе. Вне сомнения, возможности человеческой психики, да и тела тоже, в измененных состояниях очень расширены. Но холотропны ли они? Анализ самоотчетов показывает, что в основном переживания осмысливаются на том уровне вербального и эмоционального конструирования, который существует у клиентов. Изложение материалов переживаний, их подробность, содержание, языковая среда, во многом зависят от личностной и субкультурной отождествленности клиентов, особенностей воспитания и образования, общей социализации. Может быть, дыхательные психотехники не дают тех обширных возможностей в стимуляции психического, которые существуют при применении психоделиков. При этом допущении термины «расширенные состояния сознания» и «холотропное состояние сознания» являются различными степенями изменения сознания, имеющими общие феномены, которые часто описывают одни и те же территории психического. Если мы возвратимся к вопросу насколько, то нужно признать превосходство холотропных состояний сознания в интенсивности и в возможностях психоделического распаковывания ресурсов психического. Что касается второго вопроса, проблемы методов, техник и средств, которые существуют для раскрытия «полного тождества», то нам уготован некий тупик. К великому сожалению, пиходелические вещества как синтетического происхождения (ЛСД, ДМТ и др.), так и природного происхождения (псилоцибиновые грибы, вытяжки из красного мухомора, пейот и др.) запрещены еще в прошлом столетии и причислены к наркотикам по первому списку. И мы здесь находимся в ситуации лисы и винограда из известной басни Крылова и нам, в качестве успокоения, только остается признать, что применение психоделиков опасно. Следует признать, что употребление психоделиков стало реальностью для многих людей на территории бывшего СССР. Несмотря на запреты, введенные государством и уголовную ответственность за хранение и распространение, употребление их стало модным, особенно в молодежной среде. На наш взгляд, существует несколько НО против психоделиков: А. Употребление психоделиков может вызвать значимый психологический или психодуховный кризис с полной дезинтеграцией личности, когда она не готова к опыту высокой интенсивности трансперсонального характера. Б. Необходимы табу использования психоделиков в групповой форме, так как это способствует взаимной индукции психических состояний, а также индукции наиболее мощных эмоциональных состояний одним из участников на других, что является негигиеничным в психологическом отношении. В. Нужны абсолютные запреты использования психоделической терапии в отношении нижней возрастной границы. Психоделики являются методом прорыва зрелой и взрослой личности за пределы своего Эго в поисках ответов на вечные вопросы человеческого существования. Именно надежная укорененность Эго в социуме, в человеческие взаимоотношения, материальные и духовные ценности является гарантом интеграции трансперсонального опыта в канву обыденной жизни. Когда Эго незрело этой гарантии нет. Г. Для проведения психоделических сессий всегда нужен надежный гид – проводник в трансперсональные области психического. Он должен не только обладать знаниями о картографии человеческого бессознательного, но и иметь хороший опыт путешествий по территории психической реальности. Кроме того, в нем должна быть хорошо развита чувствительность по отношению к тому, что происходит с клиентом психоделической терапии. Более того, он должен в совершенстве владеть навыками экстремальной и адекватной помощи ему. Гиды такого качества встречаются чрезвычайно редко. Вы можете соглашаться с нами или не соглашаться, но опыт подсказывает, что надежность, эффективность и психогигиеничность предельного изменения сознания обусловлены именно этими четырьмя основными предпосылками. Проблемы методов, техник и средств использования расширенных состояний сознания в целях личностного роста нами разрешены в настоящий момент достаточно основательно. Что касается третьего вопроса о навыках в работе с методами, техниками и средствами, а также осознания распакованных пространств психического из надличностных областей, то здесь больше вопросов, чем ответов. Вне сомнения, существует множество тренингов и даже специализаций внутри практической психологии и психотерапии, которые посвящены навыкам овладения методами, инструментарием работы с измененными состояниями сознания. Они готовят специалистов «трудовым методом», давая не только знания в соответствии с академическим стилем образования, но и глубокий опыт личностной трансформации, исследования внутреннего пространства, овладения умениями и навыками работы в качестве групп-лидера и практического психолога. Мы сделали множество положительных шагов в разработке теоретических подходов к надличностным измерениям психического. Примером такого рода может служить монография «Основы трансперсональной психологии» и серия трансперсональных текстов, которая была реализована благодаря усилиям Владимира Майкова. В России существует несколько трансперсональных институтов, которые имеют свои образовательные системы, квалифицированный кадровый состав. Но еще очень рано говорить о какой-то стройной образовательной системе. Нет единых рабочих программ, как на уровне теории, так и в обучении психотехнологиям. Как, наверное, во всей вузовской системе страны, наблюдается огромный дефицит в высококвалифицированных кадрах. Станислав Гроф считает, что каким-то таинственным и пока ещё необъяснимым способом каждый из нас несёт в себе сведения обо всём мире и обо всём существующем, обладает возможным переживаемым доступом ко всем его частям и, в некотором смысле, является всем космическим сплетением, в той же самой степени, в какой он является лишь его микроскопической частью, лишь отдельным и незначимым биологическим существом. Картография, которую разработал Гроф, отражает это обстоятельство и изображает индивидуальную человеческую психику как соразмерную в своём существе со всем космосом и всей полнотою существующего. Собственно, холономный подход в науке и сама категория холотропного состояния не новы. В конце 90-х годов на уровне концептуальном мы обозначили это состояние «изначальным состоянием психики». Эта проблема достаточно подробно раскрыта в докторской диссертации по социальной психологии В.В. Козлова. В психодуховной традиции есть удивительной красоты метафора холотропного состояния сознания, которой уже более двух тысяч лет. Она изложена в «Аватамсакасутре» индийских Ригвед: «В небесах Индры, как рассказывают, есть покрывало из жемчуга, каждая жемчужина в котором расположено так, что в нем отражаются все остальные». Есть много других не менее красивых метафор, мифов и историй, которые проявляют неистовое желание человека ко всеобщности – чтобы «быть всем». И нам до боли понятно это стремление. Собственно, оно и является базовым проявлением человеческой души – обнаружить себя во всеобщей целостности. В конце этого подраздела хочется обозначить основные качественные признаки холотропного состояния сознания и одновременно обнаружить те сопротивления в личности, которые не позволяют ей войти в это состояние. Date: 2015-09-19; view: 390; Нарушение авторских прав |