Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность римско-эллинистической философии





 

Поздняя классика или римско-эллинистическая философия просуществовала с Ш в. до н.э. до VI в.н.э. Это период распада и разложения рабовладельческого общества, период, когда достигает кульминации кризис греческих свободных полисов. Экономический и политический упадок Греции, закат роли полисов отражается и в греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира (философия Аристотеля), активное участие в политической жизни, которые проявились у греческих философов, постепенно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием, либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской философии. В римско-эллинистической философии выделяют три периода:

- ранний эллинизм (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм) – 3 в. до н.э.- 1 в.н.э;

- средний эллинизм (стоический платонизм, поздние стоики и поздний платонизм) – 1-2 в. н.э.;

- поздний эллинизм (неоплатонизм) – 3- 6 в. н.э.

а)Эпикуреизм – философская школа, основанная в 306 г. до н.э. Эпикуром (341-270 гг. до н.э.) в предместьях Афин. Представителями школы были Метродор, Гермарх, Полистрат, Филодем, Лукреций. Главное его учение – этика. Высшим благом Эпикур признавал блаженство, наслаждение (с гр. Hedone). Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в достижении душевного равновесия – спокойствия души (атараксия) и тем самым и счастья (эвдемонии).

Эпикур считал, что философия – это учение о мудрости, а мудрость есть нравственный образ жизни. Философская система Эпикура направлена на обоснование идеи о возможности и необходимости достижения индивидуумом счастливой жизни. Эти моральные требования он считал естественными, вытекающими из человеческой сущности. Эпикуреизму не повезло в смысле его адекватного понимания. Часто его рассматривали упрощенно, как теорию ничем не сдерживаемых телесных наслаждений. Это, а также атеистическая основа эпикуреизма, вызвали неприязнь и критику со стороны стоиков, скептиков и других философов эпохи эллинизма. На самом же деле наслаждение, о котором говорили эпикурейцы, было умеренным настроением души, полным благородного спокойствия и умозрительной уравновешенности. Философия для эпикурейцев – это деятельность, посредством которого приводит человека к счастливой жизни.



б)Стоицизм – философская школа, основанная Зеноном из Китиона в Ш в. до н.э. Представителями этой школы были Клеанф, Хрисипп, Сенека и император Марк Аврелий. Стоики считали философию своего рода тренировкой ума, упражнение в мудрости. Поэтому основным содержанием и методом стоиков была логика. Физика считалась философией природы, а этика – философией жизни. Стоики критикуют эпикуреизм и считают, что злоупотребление удовольствиями ведет к противоположному эффекту – к неприятностям. Цель жизни – жить в соответствии с законами природа и блага. Человек должен подчиняться космическим законам и не желать того, что не в его возможности. Для стоиков идеал мудреца – это человек, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели, это человек – достигший невозмутимого спокойствия и терпимости. Счастье состоит в том, чтобы не желать никакого счастья. Стоики утверждали, что судьба господствует во всем, что судьба ведет того, кто ей добровольно подчиняется, и тащит того, кто неразумно ей сопротивляется. Этика стоицизма есть сознательный отказ от всего и примирение с судьбой. Она отвлекает внимание человека от проблем внешнего мира и ориентирует на внутренний мир. Только в себе человек может найти единственную поддержку.

в) Скептицизм – довольно распространенная философская школа, возникла в конце четвертого века до н.э. Скептицизм основан Пирроном (365-275 до н.э), представителями были Энезидем, Тимон, Секст Эмпирик. Они ставили под сомнение правильность любого познания. К скептицизму вели идеи об изменчивом характере всех вещей (принцип Гераклита – все течет, все изменяется), об относительности воспринятых вещей, отсутствие единого достаточного критерия, который оправдывал выбор их двух противоположных суждений. Древние греки заметили противоречие между изменчивыми вещами, кажущиеся воспринятые чувствами и неизменный характер бытия, установленный разумом. Вещи поэтому не могут быть познаны. Ни чувственное, ни рациональное познание не дает нам истинное знание. Сомнение рождается из суждений, поскольку об одной и той же вещи мы можем высказать разные суждения. Поэтому о вещах нельзя высказывать никаких суждений, следовательно, нужно воздержаться от любых суждений. А это ведет к невозмутимому спокойствию (атараксия) и отсутствию страданий (апатейа). Пиррон говорил, что философ тот, кто стремится к счастью, но счастье состоит только в невозмутимости и отсутствии страданий. Энезидем сформулировал десять принципов (троп) основывающие скептицизм. Это аргументы против суждений о реальности: что вещи изменчивы, что одни и те же вещи могут вызвать разные эффекты, что люди различны и об одной и той же вещи могут высказать разные суждения, что органы чувств человека тоже различны, что вещи воспринимаются в зависимости от состояния человека и т.д.



г) Неоплатонизм – последнее цельное философское направление, возникшее в период античности (П в. до н.э. и Ш – У вв. н.э.). Основателем был Плотин (205 – 270). Неоплатонизм формируется в той же самой социальной обстановке, что и христианство. Подобно остальным иррационалистическим философским направлениям поздней античности, неоплатонизм в определенной мере есть проявление отказа от рационализма предшествующей философии. Он является специфической рефлексией социальной безысходности и прогрессирующего разложения социальных отношений, на которых основывалась Римская империя.

Плотин считал, что основой мира является сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип – Единое. Природа, по Плотину, сотворена так, что через материю (тьму) проникает божественный принцип (свет). Он создает определенную градацию существования от высшего (настоящего, истинного) к самым низшим, подчиненным. На вершине этой градации стоит божественный принцип Единое, далее идет ум (божественная душа), душа, а ниже – природа. Душа является переходом от божественного к материальному. Акцент на духовное (благо) ведет к подавлении всего телесного и материального (зла), это аскетизм. Единственное познание есть познание божественного принципа. Последний не может быть постигнут ни умственным, ни рациональным путем. Единственным способом приближения к божественному принципу Плотин считает экстаз, который достигается лишь духовным усилием – душевным сосредоточением и подавлением всего телесного. К четырем добродетелям Платона (мудрость, смелость, умеренность и справедливость) Плотин добавляет ещё три христианских добродетелей – веру, надежду и любовь. Идеи Плотина способствовали сближению философии с религией, послужили основой для христианства, оказали воздействие на развитие христианской и исламской теологии.

 

Литература

Аристотель. Метафизика. Соч. в 4 т. М., 1975.

Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.

Богомолов В.С. Античная философия. М., 1988.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. М., 1993.

Платон.Соч. в 3 т. М., 1971.

Плотин. О бессмертии души // Вопросы философии 1994. № 3.

Рассел Б. История западной философии. М., 1993.

Сенека.Нравственные письма к Луцилию. Кемерово, 1986.

Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

Filosofia în concepţii şi personalităţi. Redactor ştiinţific d.h.ş.f., prof.univ. Teodor N.Ţîrdea. Chişinău, 1995

Ţîrdea Teodor N.Filosofie şi Bioetică: istorie, personalităţi, paradigme. Chişinău, 2000

 

 

Глава 5. Средневековая философия

 

5.1. Особенность средневековой философии

 

Средневековая философия занимает целое тысячелетие – от IV - V веков до XIV – XV вв. Это период падения Римской империи и становления феодализма. Понятие средневековья в разные регионы мира различное, европейское средневековье не совпадает с восточным. На Востоке оно продолжалось ещё 2 – 3 века по сравнению с Европой. Рабовладельческое общество исчерпало свои возможности развиваться прогрессивно, достигнув вершины развития в первом веке нашей эры в Римской империи. Византия, арабский и западноевропейский мир развиваются на развалинах Римской империи. Переход к феодализму представляет собой картину глубокого упадка культуры, техники, хозяйства. Кризис рабовладельческого общества сопровождался усилением эксплуатации. Все попытки изменить существующие общественные условия терпели поражения, оставалось верить и надеяться на чудо, на помощь бога. Эту веру принесло новое религиозное течение - христианство, которая обратилась ко всем людям как равными перед богом.

Христианство возникло на основе иудейской религии, самой монотеистической из всех религий античности. Первоначально христианство становилось как движение недовольных масс, вольноотпущенников и свободной бедноты. Оно выражало протест угнетенных и одновременно давало им иллюзорное утешение – надежду на лучшее будущее в посмертной жизни. Постепенно к христианству приходят и состоятельные слои римского общества из рядов аристократии, богачи, купцы, владельцы ремесленных мастерских.

До недавнего времени средневековье рассматривалось как абсолютное господство схоластики, религиозного мракобесия. Однако период средневековья многогранный, сложный и противоречивый этап в развитии цивилизации. Средние века неоднозначны, они оставили нам великолепную архитектуру, искусство ювелиров, живопись. Для средневековой философии характерно:

Генеральная религиозная основа и направленность –теоцентризм. В центре философии стоит учение о боге.Религиозность основывается намонотеизме, в то время как в античности существовало политеизм (многобожье), каждый населенный пункт, профессия имели своего бога, боги были обычным явлением и находились среди людей и природы. В средние века осуществляется переход к единому и сильному богу, который возвышается над природой. Это имело и социальное значение: единый бог на небе и феодал на земле. Доминирование религии и церкви (а с ХI века католическая церковь создает военно-религиозные отряды, которые огнем и мечем, вносили веру и боролись с «неверными») привело к тому, что любой вопрос рассматривался сквозь призму религии, соотносился с богом и учением церкви.

Важным в средневековой философии является идея креационизма – сотворения мира и человека. Мир состоит как бы из двух частей – естественный, природный и сверхъестественный, божественный мир. Истинным является божественный мир. Идея творения является основой средневековой онтологии, а идея откровения – фундаментом учения о познании.

Человек также имеет двойственную природу– он образ и подобие бога, а с другой стороны он разумное животное, греховное существо, раб своих страстей и желаний.

Из теоцентризма и креационизма вытекает символизм и аллегоризм в понимании мира. Религиозное мировоззрение обязывало видеть во всех вещах и процессах мудрость и творчество бога. Например, болезнь понималось не как реальный патологический процесс, а как испытание или наказание человека. Задача философа состояла в том, чтобы расшифровать, разъяснять священные догматы.

Средневековая философия носит ретроспективный характер.Главным авторитетом является древность. Чем древнее, тем авторитетнее, отсюда схоластичность. Высшим авторитетом считаются священные писания, библия как свод всех истин и сочинения отцов церкви.

В средневековой философии максимально исключается субъективность из процесса творчества. Творчество рассматривается как боговдохновление, заслуги субъекта, индивидуальности игнорируется. Считалось, что не художник рисует, а бог рукой художника создает произведение искусства. Многие творения великих мастеров остались анонимны. Мы не знаем авторов многих икон, скульптур, церквей и других произведений искусств.

Средневековая философия носит характер проповеди, поучения.








Date: 2015-09-19; view: 93; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию