Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика древнегреческой философии зрелой классики





 

Философия зрелой классики занимает 4-ый век до н.э. и соответствует зрелости рабовладельческого общества. Возникновению и развитию философии зрелой классики способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в древней Греции в тот период: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах (полисах) и др. Философия этого периода достигает максимального развития во всей античности. Именно в этот период создаются обобщающие философские концепции высокого уровня теоретизации. Философы этого времени разрабатывают вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики, изучаются и углубляются вопросы теории искусства, этики, экономики, психологии. Философия зрелой классики охватывает более широкий круг проблем, чем ранняя классика - это не только природа, космос, человек, но и общество и общественные организации, государство и формы правления. Представителями философии зрелой классики являются Демокрит, Платон и Аристотель.

а) Анализ философских концепций Демокрита. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) из Абдер – крупнейший древнегреческий философ, атомист, ученый энциклопедист. В его сочинениях рассматриваются различные вопросы этики, логики, теории познания, математики, астрономии, физики, биологии, техники, литературы, поэтики, эстетики, языкознания и ряда других областей научного знания. Сохранились более 60 названий его произведений, но от них остались только фрагменты. Главными произведениями являются «Великий диакосм», «Малый диакосм», «О логике, или мерило».

Демокрит является родоначальником атомистического материализма. Он впервые создал универсальное учение на основе абстракции, а не на конкретно-чувственном материале. Началами бытия являются атомы и пустота. Но атомов он не видел, к ним он пришел мысленно. Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же – некоторое место, в котором эти тела двигаются1. Атомы (неделимое) невидимы, поскольку малы. Они неизменны, неуничтожимы, внутренне бескачественны. Атомов бесконечно много, между собой они отличаются формой порядком и поворотом. Атомы движутся в пустоте, которая также бесконечна. Возникновение вещей происходит благодаря соединению атомов, уничтожение – разъединению. Атомы соединяются по принципу «подобного с подобным».

Душа, по Демокриту, телесна и смертна, поскольку с разложением тела рассеиваются и её атомы. Демокрит ввел понятие «микрокосм», применяя его к человеку как аналогу «макрокосма» мира. Он различал два рода познания: один истинный, другой – темный. К темному относится чувственное познание: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Когда темный род познания уже более не в состоянии ни видеть слишком малое, ни слышать, тогда на сцену выступает истинный род познания. Истинное познание – это рациональное познание, т.к. мышление обладает более тонким познавательным органом.

Демокрит учил, что мудрость приносит три плода: не только хорошо мыслить, но и хорошо говорить, а также хорошо поступать. Он уверял, что излишнее богатство также мало доставляет счастья, как и бедность. Счастье человека он видел в хорошем расположении духа, которое зависит от умеренности во всем.

б) Онтологическая и гносеологическая парадигмы в философии Платона. Древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) был учеником Сократа. В 387 г. основал в Афинах Академию – первый опыт профессионального философствования. Первый философ, от которого до нашего времени дошли почти все его сочинения. Написал более 36 работ (диалогов), среди которых «Пир», «Федр», «Федон», «Парменид», «Государство», «Политика» и др. Основными проблемами в философии Платона являются онтокосмологическая, познавательно-методологическая, социально-политическая, этическая.

Онтологическая парадигма сводится к пониманию мира и бытия. В объяснении реальности Платон исходит из признания мира идей и мира вещей. От Платона начинается как бы раздвоение мира на материальный и духовный, это распространяется и на человека – тело и душа. Платон является основоположником объективного идеализма, он отрицал все, что утверждали материалисты. Истинный мир, бытие – это мир идей, это мир идеальных сущностей. Платон утверждает примат общего над единичным. Каждый предмет есть лишь отблеск общего. Мир вещей это только тень, несовершенная копия мира идей. Чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Подлинная сущность мира вещей, их причины – бестелесные внечувственные формы, постигаемые умом – идеи, эйдос. Идеи вечны, неизменны, неделимы, бесконечны. Они существуют до вещей и являются причиной вещей. Между миром идей как истинное бытие и небытие (материя как таковая) находится мир чувственно воспринимаемых вещей, видимый мир.

Если И.Кант считал Платона отцом всякой мистики в философии, то Гегель был более высокого мнения о нем. Он отмечал, что подобно тому, как Фалес был творцом философии природы, Сократ – моральной философии так Платон был творцом третьей науки, относящейся к философии, - диалектики. Древние считали это величайшей его заслугой1. В диалогах Платона встречаем массу классических образцов древнегреческой диалектики, как например, взаимоотношение единого и многого, конечного и бесконечного. Диалектика Платона исходит из тождества противоположностей: бытие предполагает небытие, единое – многое, покой – движение, тождество – различие. Разделами диалектического метода являются познание, рассуждение, вера, уподобление. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего – идей. Диалектик тот, кто может ставить вопросы и давать правильные ответы на них. Диалектика, по мнению Платона, является как бы оглавлением наук, стоит наверху и что никакая другая наука, по справедливости, не может стоять выше её, ею должны заканчиваться все науки2.

Своеобразна гносеологическая парадигма Платона. Он делает четкое разделение познания и мнения, познания рационального и чувственного. Предметом чувственного познания является видимый мир, мир вещей. Чувственное познание дает нам не знание, а мнение (докса). Истинное познание – это рациональное познание, которое имеет своим предметом мир идей, это непосредственное, интуитивное познание в основе которой находится теория воспоминаний (анамнезис).

Душа, по Платону, вечна и бессмертна, после смерти тела (темницы души) душа попадает в мир чистых идей, созерцает их, потом перевоплощается в другое тело. Поэтому познание есть воспоминание того, что душа созерцала в мире чистых идей. Высшие формы научного знания – математика и диалектика. Истинное знание доступно не всем и не выразимо письменно, в понятиях. Доступное только философу истинное знание есть восприятие целого в гармоническом единстве его частей, мистический синтез мысли, чувства, мифа и логоса, есть стремление души в мир идей. Познание необходимо для правильного образа жизни и воспитания.

Душа человека бестелесна и бессмертна. Она состоит из трех частей: разум, воля и благородные желания и низшая часть – влечения и чувственность. Люди отличаются, друг от друга тем, какая часть души преобладает у них. Те, у которых преобладает разум, являются философами, они могут созерцать красоту и гармонию идей, они могут быть правителями. А те, у которых преобладают воля, смелость, мужество – это воины и стражники. Низшая часть души преобладает у работников физического труда.

Платон формулирует концепцию идеального государства – это схема утопического государства, в котором функционирование общества подчинена строгому государственному контролю. Оно основывается на перечисленные выше трех сословиях – работники, воины и правители. Каждый должен четко выполнять свои обязанности в зависимости от своих способностей. Управляют государством умные люди - философы, воины обеспечивают общественный порядок, а работники производят материальные блага. Философы и воины не должны быть обременены частной собственностью. Все граждане идеального государство вместе отдыхают, едят. Все жены и дети общие. В этом государстве действует хорошо продуманная система воспитания. Ближе всего к идеальному государству является аристократическая республика. Худшими формами правления – демократия, тирания, диктатура.

В этике Платон учит о четырех благах: мудрость, смелость, умеренность и справедливость. Мудрость связана с разумной частью души, она присуще правителям и философам. Мужество связано с волей и свойственна воинам. Умеренность ассоциируется с чувствующей частью души и характерна для основной массе работников. Гармоническое сочетание этих трех добродетелей образует справедливость. Последняя является свойством государства, регламентирует взаимоотношения людей.

В эстетике Платон сформулировал идею красоты, прекрасного, наметил социальные функции искусства. Однако искусство им недооценивалось, поскольку это копия с копии. Вещи, природа есть копия идей, поэтому нет смысла изображать конкретную вазу, лошадь, женщину, а надо сразу переходить к общему, идеальному. Прекрасное понимается Платоном с позиции примата общего над единичным. Познание прекрасного начинается с выделения красивого в отдельных вещах. На основе этих наблюдений возникает представление о прекрасном. Затем человек открывает прекрасное в других явлениях, в результате чего его представление о прекрасном расширяется, становится более общим. В ходе дальнейшего познания он снова сталкивается с новыми прекрасными явлениями и опять меняет свое представление о прекрасном. И так продолжается до тех пор, пока человек не достигнет знания всеобщего, знания прекрасного самого по себе. Единственный вид искусства, который признавал Платон - это музыка.

б) Общая характеристика философии Аристотеля. Выдающийся древнегреческий философ Аристотель (384-322гг. до н.э.) родился в г. Стагире (Македония), был учеником Платона и слушателем его академии. После смерти Платона покинул его академию, став воспитателем Александра Македонского. Когда ему было около 50 лет вернулся в Афинах. Основал свою собственную школу – Ликей. Является создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Написал более 150 научных трудов. Из них наиболее значимые – «Органон», «Метафизика», «Физика», «О душе», «Никомахова этика», «Политика», «Экономика», «Риторика», «Поэтика» и др.

Аристотель впервые начал выделение философии из единой науки в самостоятельную область, которая имеет свой предмет - изучение сущности мира, соотношение бытия и сознания. Его философия строится на иных (материалистических) принципах. Поэтому он критикует Платона за допущение мира идей, что эти идеи Платон оторвал от существующей объективной реальности. Аристотель показывает, что концепция Платона о мире идей не способствует пониманию реального бытия, но, скорее, наоборот, его затемняет, а с точки зрения логики эта теория во многих отношениях спорна.

Аристотель считает, что объективно существует материальный мир, а идеи есть их сущность. Материальный мир первичен, однако это не идентично понятию материи. Материя – это материал из которого создаются вещи. Конкретные вещи есть сочетание материи и формы. Материя пассивна, форма – активное начало. Форма предшествует материи во времени. Возникновение вещей есть «оформление» материи, процесс в котором участвуют четыре вида причин: материальная, формальная, производящая и целевая. Например, архитектор строит дом, в этом случае материал – это материя, план дома – это форма, архитектор – это производящая причина, а законченное здание – это цель. Неподвижным перводвигателем и формой всех форм выступает Бог.

Познание Аристотель понимает как отражение. Первым уровнем он считает чувственное познание. При его посредстве мы познаем конкретное бытие, первые сущности, единичное. Но большее значение он придает познанию общих закономерностей. Постижение общего является привилегией разума. Познание есть развивающийся процесс, переход от простейших чувственных отражений к предельным абстракциям. Научное познание есть вершина познания. Научное познание (эпистеме) отличается от мнения (докса). Аристотель считал, что ошибки в человеческом познании связаны не с восприятием, а с абстрактным мышлением, с процессом образования понятий, суждений и умозаключений. Внес огромный вклад в развитии многих наук.

Аристотель разрабатывает учение о человеке. По его мнению, человек по природе своей – существо политическое (зоон политикон)1. Человек состоит из души и тела. Душа понимается как организующая форма, которая дает смысл и направленность жизни. Душой обладают все живые существа. Выделяются три вида души: растительная, животная и разумная. Человек разумное существо, этим он отличается от животных. Человек предназначен для жизни сообща, в коллективе, только в обществе могут формироваться его нравственные качества.

В биологии он дал первую классификацию видов. В медицине Аристотель развивал гуморальную идею Гиппократа (о роли четырех жидкостей организма – крови, слизи, желтой желчи и черной желчи). Интересны его выводы о структуре и функции органов, о здоровье, врачебном искусстве. Последнее есть знание о содействии здоровью и о том, какой образ жизни вести. Врачу надо изучать как здоровье, так и жидкости организма, с которыми здоровье связано. Аристотель высказал гениальную догадку об инфекционных заболеваниях: «Почему от некоторых болезней заболевают, когда соприкасаются с больным, а от соприкосновения со здоровым никто не выздоравливает? Почему, когда соприкасаются с чахоточными или страдающим чесоткой, то воспринимают их болезнь, а от соприкосновения с больными водянкой или апоплексией никто никогда не заболевает?».

Понятия государства и общества Аристотель по сути отождествляет. Он отмечал, что всякое государство – продукт естественного возникновения и что оно уподобляется в этом отношении первичным общениям – семье и селению2. Государство Аристотель понимает как сообщество общин, а общину – как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносит на государство. Сущность государства Аристотель видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Существуют три хорошие и три плохие формы государственного правления, последние возникают как деформация хороших. Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. К плохим относится тирания, олигархия и демократия. Задачами государства Аристотель считал предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергал спекулятивное «идеальное государство» Платона. Идеальным Аристотель считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политическими бесправными.

Аристотель является основателем формальной логики с её принципами и законами. Но логику он понимал не как отдельную науку, а как орудие (инструмент) познания. Логика для него - это наука о доказательствах, формах мышления, применяемых в познании. Аристотель сформулировал законы мышления – закон тождества, противоречия и исключенного третьего. Большой вклад он внес в создании теории категорического силлогизма.

Внес Аристотель определенный вклад и в развитии эстетики. Как известно, Платон из всех видов искусства признавал только музыку, противопоставлял искусство и познание. Искусство, согласно Аристотелю, воспроизводит действительность, используя творческие возможности. Самым важным видом искусства является трагедия, которая путем катарсиса очищает человека и облагораживает его чувства.

 

 

Date: 2015-09-19; view: 1313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию