Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 30





Тест «Социометрия»

Для исследования личных взаимоотношений учащихся в классе применяется социометрическая методика. Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Методика разработана Дж. Морено.

 

Цель: Диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между учащимися, членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

 

Подготовка исследования.

Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольника, имеющая опыт взаимодействия и общения. Для обследования необходимо: список членов группы (класса), социоматрица.

В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от возраста изучаемой группы. Формируются критерии социометрического выбора. Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы.

Лучшим из социометрических критериев считаются такие, которые личностно значимы для опрашиваемых, прямо или косвенно затрагивают их интересы.

Школьникам младших классов можно задать следуюший социометрический критерий:

1. С кем ты хочешь сидеть за одной партой?

2. Кого ты хотел бы пригласить к себе на день рождения?

3. С кем бы ты хотел играть на перемене?

 

Школьникам старших классов ответить на такой вопрос:

1. Кого из ваших одноклассников вы хотели бы видеть в составе вновь организованного класса?

2. С кем бы вы хотели пойти в поход?

 

Порядок исследования.

Перед началом опроса - инструктаж тестируемой группы. В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответ.

 

Примерный текст инструкции.

При формировании вашей группы (класса), естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе (классе) достаточно определились. Для вас выгодно, чтобы учитывались ваши пожелания при организации деятельности вашего класса (группы). С этой целью вам будет предложен вопрос, на который необходимо дать искренний ответ. Никому, кроме вас и меня, он не будет известен. Для этого на подписанном листочке нужно ответить на вопрос.

Например: При создании нового класса, кого из одноклассников вы обязательно бы включили в новый класс? Нужно выбрать трех человек, перечислив их в порядке предпочтения, кого бы выбрали в первую очередь, затем во - вторую и так далее.

Обработка данных

По данным опроса составляется социометрическая матрица. По горизонтали и по вертикали в одном и том же порядке перечислены всех членов исследуемой группы. Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сделанных каждым членом группы. Цифра три (3 балла) ставится в столбце того члена группы, которого испытуемый выбирает в первую очередь, 2 (2 балла) – кого выбирают во вторую очередь, 1 (1 балл) – тому, кого выбирают в третью очередь.

 

Социоматрица

 

ФИО                       Общее количество
выборов очков
1. И-ва                          
2. П-в                          
3. С-ва                          
4. Г-в                          
5. Д-ва                          
6. З-в                          
7. Л-на                          
8. К-ва                          
9. Ж-ва                          
10. Р-в                          
11. Т-н                          

 

Начисляются очки: за 1 выбор – 3 очка

2 выбор – 2 очка

3 выбор – 1 очко

Число выборов, полученных каждым учащимся, является мерилом положения его в системе личностных отношений, измеряет его «социометрический статус».

Чтобы лучше представить положение каждого учащегося, на основе данной таблицы составляется карта групповой дифференциации. Она имеет вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей. Каждый круг определяет положение учащегося по результатам данного исследования. В первом круге располагаются учащиеся, получившие 6 и более выборов, их именуют «звездами»; во – втором круге – 3-5 выборов - «предпочитаемые»; в 3 круге – 1-2 выбора «терпимые, принятые»; если не получили ни одного выбора, то к категории «изолированных».

Анализируя полученные данные, студенты должны ответить на следующие вопросы:

1. Является ли «звезда» фактически лидером данной группы? Чем объясняется ее влияние в данной группе?

2. Чем объясняется положение в коллективе тех, кого никто не выбирал?

3. Влияет ли положение отдельных ребят на коллектив в целом?

4. В каком отношении находятся официальные и действительные структуры группы?

5. Кто входит в круг «предпочитаемых» и «принятых»? Почему они занимают именно такое положение в данном коллективе?

 

Социометрическая методика имеет недостатки, которые необходимо учитывать при ее использовании:

а) пригодна для исследования групп, число которых не превышает 40 человек;

б) остаются в тени мотивация, причины тех или иных отношений индивидов;

в) фиксируются эмоциональные отношения, выраженные в симпатии, антипатии, безразличия.

 

Date: 2015-09-19; view: 307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию