Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению классного коллектива





Одним из заданий, которое получают студенты педагогического вуза в период прохождения педагогической практики, является написание психолого-педагогической характеристики классного коллектива. Цель этой работы – развитие у студентов умения выявлять и анализировать особенности межличностных взаимодействий в классном коллективе (что способствует глубокому проникновению в психологические причины поступков детей, нахождению мотивов и движущих сил их поведения в классе).

Психолого-педагогический анализ классного коллектива, проводимый студентами в период практики, должен строиться на научных основах, то есть на позициях современной психологии и педагогики. К ним можно отнести:

- во – первых, принцип объективности. Студенты должны раскрыть путем психолого-педагогического анализа объективно существующие связи и отношения между школьниками, а не опираться на смутное субъективное впечатление о классе. Основные методы исследования, такие как целенаправленное наблюдение, анкетирование, социометрия, дают богатый объективный материал, при анализе которого студент сможет верно понять и описать изучаемое психологическое явление.

- во-вторых, необходимо рассматривать психологические явления в классе в их связи и взаимоотношениях. Такой подход к явлениям позволит студентам не только описать их, но и, что гораздо важнее, вскрыть причинно-следственные связи между ними, т.е. объяснить. Объяснение взаимосвязи психологических явлений необходимо для правильного определения путей учебной и воспитательной работы с данным классом.

- третий принцип – принцип развития, с позиции которого понять сущность любого психологического явления можно, лишь рассматривая его в развитии. При написании психолого-педагогической характеристики студентам надо выяснить основные тенденции развития, направление тех изменений, которые имеют место в классном коллективе. Поэтому очень важны беседа с учителями и воспитателями, знакомство с содержанием ранее проводившихся в классе мероприятий, вызвавших интерес у учеников, анализ участия класса в общественной жизни школы. Все это должно стать материалом для составления вывода относительно тенденций развития коллектива учащихся.

В социальной психологии утвердилось понимание коллектива как высокого уровня развития группы людей, организованных для решения социально ценных задач, «где межличностные взаимодействия и взаимоотношения опосредованы общественно ценным и личностным содержанием совместной деятельности» (А.В. Петровский). В связи с этим и разрабатывается проблема его поэтапного становления. Считается, что не всякая группа является коллективом, а лишь та, которая прошла в своем развитии известные стадии и приобрела особые качества в ходе взаимосвязанной деятельности. Это положение нашло отражение в концепциях развития коллектива А.В. Петровского, Л.И. Уманского, К.К. Платонова.

Л.И.Уманский характеризует поэтапное качественное изменение признаков группы до интеграции ее в коллектив как результат развития «общественной активности личности и группы» (место личности в группе; влияние группы на личность и личности на группу). Ученический коллектив рассматривается им как малая группа, которая выступает одновременно и как среда (условие), и как средство всестороннего развития личности ребенка.

Особую актуальность приобретает рассмотрение этого вопроса в подростковом возрасте, т.к. важнейшим фактором развития личности здесь становится общественное мнение, требования коллектива. Желание утвердить себя среди сверстников, занять подобающее место становятся ведущими мотивами поведения подростка.

Психологи отмечают, что традиции классного коллектива, отношение сверстников к положительным или отрицательным качествам ученика определяют характер его поведения. Эти требования бывают настолько сильны, что иногда ребенок отказывается от чего-то личного, дорогого ему. Так, чтобы не слыть «маменьким сынком», заботливый сын начинает проявлять грубость и невнимательность к родителям; успевающий ученик демонстративно заявляет учителю о невыполненном домашнем задании, чтобы не слышать на перемене от одноклассников прозвища «зубрилка».

Именно в подростковом и юношеском возрасте детский коллектив является одним из основных факторов воспитания. Исследования показывают, что для изменения поведения школьника необходимо изменить оценку его действий классным коллективом. Нельзя избавиться от грубостей, упрямства и дерзости в том коллективе, где эти качества не осуждаются всеми, а наоборот, почитаются доблестями. В таком коллективе дерзость, грубость становятся для некоторых подростков средством утверждения собственного «Я» среди сверстников. Коллектив, где существуют положительные традиции (стыдно обманывать, списывать, грубить, обижать слабых и др.) является могучим фактором воспитания и формирования личности ребенка.

Безусловно, воспитывающая функция коллектива во многом определяется уровнем его развития. В результате длительного изучения многих групп школьников и студентов, Л.И.Уманский выделил следующие уровни поэтапного формирования коллектива:

1. Номинальная группа. Это начальный этап развития коллектива, когда группа получает номинальный статус коллектива. Цели и задачи, режим работы, все виды деятельности определяет классный руководитель.

2. Группа-ассоциация. На этом уровне развития происходит объединение целей и задач, начинают складываться определенные взаимоотношения, но деятельность каждого носит преимущественно индивидуальный характер. В такой группе не развиты ни организационное, ни психологическое единства. В группах-ассоциациях классный руководитель зачастую сам предлагает актив, какие-либо мероприятия, четко контролирует исполнение поручений.

3. Группа-кооперация характеризуется организованностью, высокой эффективностью труда. Межличностные отношения в группе носят, как правило, дружеский характер. Все это может создать иллюзию совершенства классного коллектива. Но надо иметь в виду, что на этом уровне развития психологические связи между членами группы еще недостаточно выражены (нет, например, устойчивости в отношениях, единства мнений, в поведении преобладает конформизм).

Дальнейшее развитие группы-кооперации, как показывают исследования, может идти как по восходящей линии – к коллективу, так и по нисходящей. Л.И.Уманский подчеркивал, что от кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации – довольно высокого внутреннего единства по всем параметрам. Члены группы отчетливо осознают свою принадлежность к ней («мы», «наш класс» в отличие от «они»), эмоционально переживают за коллективные победы и неудачи. Однако при нисходящей линии дальнейшего развития, когда обособление приводит к замкнутости, возникновению «группового эгоизма», группа превращается в корпорацию, т.е. в лжеколлектив.

4. Коллектив – это высокоорганизованная социально-зрелая группа. Она отличается высоким уровнем идейно-нравственной направленности, подготовленной к выполнению общественно-значимой деятельности, эмоциональным благополучием каждого из его членов. Коллектив – это группа, в которой хорошо развиты все виды психологических связей – интеллектуальных, эмоциональных и волевых. Здесь каждый выполняет какую-либо роль, которая четко вырисовывается в соответствии с индивидуальными особенностями данной личности; каждый выполняет какую-либо деятельность для достижения общей цели. Взаимоуважение и сотрудничество – главные характеристики коллектива.

Классный руководитель не ослабляет своего внимания группе школьников и на уровне коллектива, но характер его взаимодействия с классом уже меняется: все чаще инициатива в тех или иных делах принадлежит классу, который осуществляет и многие организационные, планирующие, контрольные функции. Классный руководитель оставляет за собой дела, которые требуют именно опыта взрослого. Его авторитет в классе высок и устойчив.

Психолого-педагогический анализ классного коллектива включает в себя, наряду с определением уровня его развития, характеристику психологической общности.

Психологическая общность проявляется в первую очередь в наличии таких социально-психологических параметров, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов) как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др.

В характеристике психологической общности школьного коллектива особое значение имеет уровень развития групповой сплоченности учащихся, а также характер психологического климата класса.

Групповая сплоченность связывается с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. В этом случае эмоциональная привлекательность группы для входящих в нее индивидов достаточно высока.

Групповая сплоченность рассматривается также в связи с совместной деятельностью членов группы. Тогда процесс формирования группы и ее дальнейшего развития предстает как процесс все большего сплачивания этой группы, но отнюдь не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности.

Сплоченность группы в этом случае означает, что в ней достигнута особая степень развития отношений, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. Таким образом, основой развития групповой сплоченности является сходство, совпадение взглядов членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям (ценностно-ориентационное единство группы). На этой основе достигается согласие членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т.д., которое происходит в процессе совместной деятельности. Данный подход представлен в работах А.В. Петровского и В.В. Шпалинского (1978).

Рассмотрим «теорию деятельностного опосредования межличностных отношений в группе» А.В. Петровского. Основная идея заключается в том, что всю структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех основных слоев:

Слой В — непосредственные эмоциональные контакты

Слой Б — ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство)

Слой А — «ядро» (совместная групповая деятельность и ее цели)

Рис. 1. Структура малой группы в теории А.В. Петровского

Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития группы, в частности, три уровня развития групповой сплоченности (рис. 1). На первом уровне (что соответствует поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов (В). На втором уровне (что соответствует второму слою — ЦОЕ) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности (Б). На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внутригрупповых отношений) сплоченность группы проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности (А).

Следующей важной характеристикой психологической общности является психологический климат группы — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата — доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности в совместную деятельность и взаимопомощь; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

Таким образом, характер психологического климата в целом зависит от уровня группового развития, от эффективности совместной деятельности членов группы.

Для изучения групповой сплоченности учащихся и психологического климата класса применяются различные методы: наблюдение особенностей межличностного общения ребят в разнообразной совместной деятельности, анкетирование, тестирование и др.

Изучение классного коллектива, его уровня развития и воспитательных возможностей, необходимо проводить на всем протяжении педагогической практики (не откладывать это задание на «потом»).

Уже на первой неделе у студента есть максимальные возможности для сбора информации о классном коллективе. Во-первых, это анализ классной документации, содержание проводимых ранее мероприятий (их направленность и степень заинтересованности учащихся), беседы с классным руководителем. Во-вторых, одним их основных методов изучения на первых неделях педагогической практики является наблюдение за деятельностью учащихся.

Степень организационного единства класса определяется студентами на всем протяжении педагогической практики. Для этого целесообразно использовать различные методы психологического исследования, основным из которых будет наблюдение. Есть ли в классе актив, обладающий необходимыми организаторскими качествами, пользуется ли он симпатиями и уважением учащихся класса – ответить на эти вопросы можно при организованном сплошном наблюдении.

Важным является и метод социометрии, который помогает выявить психологические аспекты человеческих отношений (симпатии, антипатии, безразличие, отвержение) и может быть использован студентами при исследовании межличностных отношений в классном коллективе (Приложение 30). В ходе таких исследований у школьников следует спрашивать не об их взаимоотношениях, а об их желании совместно участвовать в определенной деятельности. Это принципиально важно, так как в этом выражается истинное отношение к товарищам.

В характеристике необходимо указать, совпадают ли полученные данные социометрии с результатами наблюдения.

 

Изучение взаимоотношений внутри коллектива

- степень психологического единства класса можно определить в процессе целенаправленного наблюдения, в процессе коллективного решения каких либо задач, поставленных перед классом. Целесообразно также выявить уровень развития групповой сплоченности учащихся, а также характер психологического климата класса (Приложения 31, 32, 33).

- Изучение взаимоотношений между мальчиками и девочками; товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива, их внутренняя основа осуществляется на протяжении всей педагогической практики, основной метод - наблюдение.

- Эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива; эмоциональный климат в коллективе в целом оцениваются на основе результатов наблюдения, а также с помощью методики «Цветозапись настроения» (Приложение 34).

 

Date: 2015-09-19; view: 1064; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию