Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОДЗЕМНЫЕ ГОРОДА ГНОМОВ 1 page
У самых разных народов, населяющих Евразию, особенно северную ее часть, испокон веков существуют предания о живущих под землей карликах. Именовали их везде по‑разному– гномы, сиды, людки, сирти, но описывали примерно одинаково: веселые, низкорослые, искусные кузнецы и рудознатцы, а часто еще и колдуны‑лекари. Большую часть времени проводят в ими же вырытых под землей пещерах, но не гнушаются иногда выходить и на поверхность: обычно чтобы обменять свои сокровища на товары «верхних» людей, а заодно (как, бывало, на ярмарках) и поучаствовать в их празднествах. Некоторые исследователи – в большинстве, конечно, из числа «неформалов» – уже давно призывают отнестись к таким легендам внимательнее: не отражают ли они смутные воспоминания о реальном народе с достаточно высокой культурой, однако действительно низкорослом и физически слабом (известны же в тропическом поясе племена пигмеев), не сумевшем конкурировать с невесть откуда пришедшими в Евразию индоевропейцами (это мы с вами)?[16]Собственно говоря, полуподземные жилища аборигенных народов еще с XVIII века начали обнаруживаться и описываться археологами, и с существованием вплоть до Средневековья на севере Евразии коренного населения не спорят и академические историки. Однако когда погиб (или был ассимилирован) этот народ? Не могли ли остатки племен карликов под натиском завоевателей еще глубже уйти под землю и, сведя контакты с пришельцами‑завоевателями до минимума, существовать гораздо дольше «канонических» сроков? Хотя бы в отдельных малолюдных районах? Легко проследить – чем севернее, тем более реальными людьми, без сказочных и волшебных черт описывают подземных человечков предания. Ненцы, например, до сих пор относятся к живущим в пещерах сихиртям как к повседневной реальности[17]. Подобные романтические предположения выдвигали многие исследователи, в том числе и я, автор этих строк[18], однако, в основном, они базировались на этнографических и фольклорных материалах, очень редко – на археологических, полученных, как правило, случайно, – целенаправленно подземелья гномов серьезно искать никто не пытался. Планируя сезон 2001 года, четверо членов группы «Лабиринт» – автор, знакомые читателям Сергей Каминский и Татьяна Янчук и пока не знакомая другая Татьяна, Джеймс – решили попытаться если не найти пещеры карликов, то хотя бы посетить районы их местонахождения (известного из преданий), оценить перспективы поисков. Самым многообещающим районом в этом плане, конечно, является Полярный Урал и вообще Заполярье, куда мы первоначально и подумывали отправиться, но… отпуска удалось взять только в июне, когда на севере в разгаре половодье, соответственно, распутица. Да и вообще – если не рассчитывать на везение, то для поисков в малонаселенных и бескрайних предгорьях и тундре необходим либо вездеходный транспорт, либо большой запас времени. Ни того, ни другого не имелось – мы же работаем на общественных началах… В итоге выбор пал на Средний Урал – о чуди, «старых людях», «горных девках», ушедших после появления русских и татар, и здесь издавна ходили разговоры. Их упоминает еще один из первых российских географов‑путешественников, академик Паллас, а позднее П. Бажов использовал предания как основу для сказов «Малахитовой шкатулки»… Конечно, надеяться обнаружить еще живущих «гномов» в этом промышленном регионе было наивно, но пещеры‑то их, а по некоторым легендам, целые подземные города, если и вправду существовали – остались. Да и… не столь уж Средний Урал освоен, как принято думать. Достаточно посмотреть на карту, чтобы убедиться: обширных площадей, занятых тайгой, здесь хватает… Проживающее на них сельское население не очень‑то склонно заниматься археологическими и спелестологическими изысканиями. Как всегда в разведывательных экспедициях такого рода, к основной задаче прибавились и дополнительные. Одна из них – расположенный в Ульяновской области «Кудеяров городок». В конце XIX века собиратель фольклора Садовников записал о нем рассказ крестьян: «ХУДОЯРОВ ГОРОДОК находится на севере Сенгилеевского уезда. Там находили предметы земледельческие, панцири, прясла, стрелы, копья, следы каменных построек. На 30 верст лесом вымощена дорога камнем до Сенгилея, к Волге. Жил тут хан Худояр, один из дальних родственников Ивана Грозного, сосланный за убийство жены на берег Волги, где и построил два городка; В последнем он жил со всею своею челядью и защищался от набегов бурятов, кто говорит – ногайцев или калмыков»[19]. На первый взгляд, описано типичное городище (место древнего укрепленного поселения – в народе их часто связывают с разбойниками), каковое интересовать должно в первую очередь специализирующихся на копании в древнем мусоре (то бишь культурном слое) археологов. Однако – что это за «каменные постройки» и «мощеная дорога»? Для древних поселений этой зоны такое вовсе нехарактерно, особенно «дорога». Может быть, это то, что найти мечтает каждый сталкер – мегалитические сооружения?! [20] Ну и третья цель путешествия – попутно собрать сведения о не известных науке видах животных. Особенно меня интересовали рассказы о «гигантских змеях». Более всего они характерны для южных и степных районов, но… были в моей базе данных и смутные сообщения из Башкирии. Еще лет десять назад, на волне «аномального» бума времен «гласности», промелькнули о них заметки в газетах. А позднее я получил письмо от Матвея Соломатина, руководителя неформальной группы стерлитамакских аномальщиков «Факел»: в их архив уже из первых рук попало сообщение туриста, встретившего на берегу р. Белая «анаконду» – змею толщиной сантиметров двадцать! В том, что это не выдумки наших современников, можно быть уверенным – уральских суперзмей упоминал и П. П. Бажов, писавший: «…здесь издавна идет разговор, частично поддерживаемый натуралистами прошлого (Сабанеев, например), о существовании особо крупного вида змеи – полоза»[21]. Итак, трогаемся в путь. Как обычно, на попутных машинах, двумя парами. Вопрос снаряжения продумывали долго, все же автостоп при больших расстояниях – дело достаточно непредсказуемое, вдруг придется ночевать раздельно? Тащить две палатки не хотелось, а под полиэтиленовой пленкой не очень‑то переночуешь – сибирские комары… В итоге мы с Таней Янчук взяли внутреннюю часть – капроновый домик – от четырехместной палатки и небольшой кусок пленки, а вторая пара, Каминский – Джеймс – тент от той же палатки. Последний – сам по себе тоже почти палатка, только бездна, комары не пролезут… Впрочем, мы все же надеялись, что большей частью будем ночевать вместе. Стартовали рано утром от МКАДа. В Подмосковье автостопить несложно – интенсивное движение, подвозят охотно (правду, чуть ли не каждый третий остановившийся на кольцевой частник оказывается таксистом‑бомбилой, а потому здесь всегда нужно предупреждать, что надеешься на альтруизм). Обычно двойка легко проезжает по магистральным трассам километров 500–600 в день, а потому для первой ночевки место мы выбрали на берегу Волги, уже за Нижним Новгородом. Но… не всегда надежды сбываются. Большинство останавливавшихся ехали недалеко. Бывалые автостопщики иногда, попав на хорошую «позицию» (то есть место, где машины снижают скорость и имеется место для остановки), специально «вылавливают» дальнобойщиков. Возможно, и правильно. Но это был первый день, хотелось уехать от Москвы подальше, да и… не каждому откажешь. Так, когда голосовали в знакомом по шушморской экспедиции Орехово‑Зуеве, остановился ЗИЛ‑бензовоз. Сидевший за рулем парень мог подвезти лишь на несколько километров, и вначале я было отказался, но шофер обиделся: разве мы его не уважаем? Пришлось садиться, и весь короткий путь Дима (так представился водитель) рассказывал о себе, излагал свои политические взгляды, говорил, что очень уважает туристов и завидует нашему энтузиазму и т. д. Довезя до поворота, он еще несколько минут досказывал последний анекдот, угощал газировкой и сожалел, что не может подбросить дальше… Пару раз, высадившись, пришлось пережидать дождь. В довершение у спутницы серьезно разболелась голова… В общем, до Владимира добрались только часам к четырем. Последняя попутка шла в город, и возникла обычная автостопщицкая дилемма: проезжать населенный пункт на троллейбусах‑автобусах или голосовать на объездной дороге? Оба варианта (проверено!) неудобны и отнимают много времени. Решили двигаться в объезд и простояли больше часа – водители проезжавших мимо машин обычно махали рукой: «Сворачиваю!» – не понимая, что в данном случае нас устроили бы и несколько км… В конце концов понятливый шофер нашелся – на служебном автобусе мы добрались до конца объездной, где поток автотранспорта за счет выезжающих из самого города машин усиливается. Но и там, слегка замерзнув, мы сели в ближнюю легковушку – до Коврова. Сидевший за рулем пожилой мужчина, узнав о наших интересах, всю дорогу рассказывал известные ему с детства предания о золотой ладье разбойников, затопленной в разинские времена у этого города, а также об имеющихся неподалеку, никем не исследованных карстовых провалах. Последняя информация нас особенно заинтересовала, но нельзя объять необъятное, и, слегка огорчив нашего собеседника отказом посетить его древний и красивый город, мы прощаемся на повороте. До условленного места встречи больше ста километров, но уже вечер, движение слабое – так что здесь и ночуем… Утро встречает солнечным рассветом. Быстро разведя костерок и позавтракав, вышли на трассу – и сразу остановились «Жигули» с транзитными номерами. Вот это удача – теперь мы сможем добраться до спутников без пересадок. Сидевший за рулем парень оказался «лицом кавказской национальности», и мы смогли узнать из первых уст о жизни современной Армении то, что не услышишь по телевизору, причем резюме было кратким: «Вэзде бардак!» В это время я обратил внимание на странных молодых людей на обочине, стоящих чуть ли не на каждом километре, все они без устали махали руками, то широко разводя их, то скрещивая на уровне груди. Что бы это значило? Спросил водителя. – Сам удивляюсь. В Ерэване у нас руки развэдены – значит есть товар, скрещены – нэт товара, а здесь нэпонятно… За Нижним Новгородом машину пришлось покинуть – здесь у нас «точка встречи». Товарищей не видно… Кричим, зовем, перебегая с места на место, и через какое‑то время из кустов показываются наши друзья. – Как впечатления от автостопа? – интересуюсь у Татьяны Джеймс, подразумевая: «Экспедиция продолжится в полном составе?» Были у меня волнения на этот счет – для Тани это первый серьезный поход, а последние годы, она живет вообще в Англии, отвыкла от российской действительности… – Отличные! Мы здесь уже в четыре часа вчера были! Пока вас ждали, по берегу лазали, Волгой любовались – ну и «видушники»! Вот только спали под углом 30 градусов, да и такой пятачок едва нашли – вся земля дачами занята. Двигаемся дальше. Погода солнечная, и настроение прекрасное у нас и водителей – подбирают охотно. До Чебоксар подбросил перегоняющий новые пазики дальнобойщик, объехавший пол‑России и порадовавший нас новыми аномальными сведениями: по его словам, в гостиничном номере находящегося в Ярославской области санатория, оказывается, живет привидение – во всяком случае, по ночам половицы скрипят, шаги и вздохи слышатся и двери хлопают… – А прямо по трассе есть место, где машины сами в горку едут, – продолжает он, – говорят, обман зрения, но сомневаюсь – я ж шофер, машину чувствую, будто кто‑то ее тормозит или подталкивает. Еще дальше, в Октябрьском, родник интересный – вода из середины отвесной скалы выбивается. Пещера там, что ли? Сколько же у нас ресурсов для аномальщиков – страшно подумать. Впрочем, одной загадкой стало меньше – собеседник пояснил поведение «людей‑мельниц»: – А это ребята чеки продают. Вот я, к примеру, отремонтируюсь сам, вместо того чтобы механиков вызывать, или в кабине, а не в гостинице, заночую, а эти умельцы мне чек и напечатают для бухгалтерии… Откровением сказанное не было – липовые чеки продают на всех трассах, однако обычно об их наличии информируют с помощью небольшой бумажки на конце длинной «удочки», столь же своеобразная сигнализация встретилась мне впервые. Забавно преодолели очередную объездную, чебоксарскую. Покинув предыдущую машину и оглядевшись, я закричал решившей переложить рюкзак спутнице: «Бросай, бежим!» И как же было не бежать – впереди стояла здоровенная вахтовка электромонтажников, явно готовая стартовать. Увидев запыхавшихся молодых людей с рюкзаками, мужики мгновенно поняли суть и втянули нас в будку. Впрочем, интерес к туристам быстро угас, и попутчики занялись карточной игрой – при этом я отметил, что хотя были они чувашами и говорили на родном языке, название мастей и сопутствующие игре матерные выражения произносились по‑русски. До Ульяновска оставалось уже полтораста километров, когда рядом остановился икарус. Водители рейсовых автобусов часто принимают автостопщиков за «денежных» пассажиров, а нередко (при наличии мест и отсутствии контролеров) и подвозят. Подбежав к кабине и приготовившись объясняться, я услышал: «Залезайте, залезайте – будет благотворительный рейс, здесь уже двое ваших едут!» Забавно, что «цивильных» пассажиров было тоже человек пять, а последние сто километров огромный автобус вез лишь шестерых (нашу команду да водителя со сменщиком). Первоначально мы собирались заночевать где‑нибудь в лесочке перед городом, но… – Может, до Ульяновска доедем? – предложил Сергей. – Там, на берегу Волги заночуем. В первый раз, что ли, палатку при свете фонариков ставить?! – Конечно, езжайте – как раз на последний трамвай успеете, он вас за город вывезет, – поддержал водитель. Про себя я подумал, что чертыхаться, теряя в темноте колышки и путаясь в оттяжках, нам действительно не впервой, но вслух идею поддержал – велик был соблазн оказаться в городе с утра, сэкономив полдня. Увы – получилось «как всегда» и даже хуже: слева от дороги по выходе из города обнаружилась не показанная на карте огороженная колючкой некая‑ «зона», отделявшая привлекательный волжский берег, справа потянулись дачные участки, так же ограниченные забором… А с неба полил дождь – явно обещавший стать затяжным! Пройдя километра два и основательно промокнув, заметили на обочине будку, оказавшуюся автобусной остановкой. – А давайте в ней палатку поставим? Чего еще желать мокрым сталкерам в час ночи? – выдвинул оригинальное предложение Каминский, и оно было принято. Устроились вполне уютно – хотя и пришлось обойтись без горячего ужина. Да и заснуть не могли еще долго – как всегда бывает в трудных ситуациях, началась «туристская ржачка»: каждый почему‑то решил представить реакцию на наш бивуак милиционеров, психиатров и особенно – английских знакомых Тани Джеймс. Разумеется, вообразивший картины это при себе держать их не хотел, а щедро описывал собратьям… Проснувшись и под удивленными взорами первых пассажиров собрав палатку, на первом автобусе едем в город. От пассажиров узнаем, что как раз по пути дом‑музей Ульяновых, и, конечно, решаем его посмотреть. Бродя по его комнатам, я наконец понял, отчего вождь пролетариата не вышел ростом: потолки в особняке Ильи Николаевича такие низкие, что при своих 1,9 м чувствовал я себя несколько пришибленным… А вот отыскать археологов в миллионном Ульяновске оказалось совсем не просто. Из краеведческого музея нас посылают в университет, там тоже несколько раз посылают… из корпуса в корпус. Наконец созваниваемся с А. И. Семыкиным. С ходу ученый не вспомнил о каком‑либо городище в районе «Худоярова городка» – значит тем более надо туда ехать! Мало того, нашлась и еще причина. Когда мы уже собирались было покинуть университет, один из собеседников осознает: – А ведь в том же районе, куда вы «городок» едете искать, несколько дней назад загадочная яма появилась в поле – ходят слухи, что инопланетяне пробу земли взяли! Об этом уже областные газеты сообщили. Серьезно, буквально вчера туда наш геолог Геннадий Рачинский выезжал, так вот, он к определенным выводам прийти не смог, скорее всего, по его мнению, яма является природным образованием, но процентов 40 вероятности остается и за аномальное объяснение. Заверните туда, раз интересуетесь, может, что и обнаружите, взглянув «со своей колокольни». Уговаривать нас не требовалось – вскоре мы уже изучали расписание на вокзале, а узнав, что электричек до вечера не будет, пошли на трассу. Возле нужного поворота высилась огромная куча песка для посыпки дороги в гололед, а рядом с ней – небольшая эстакада для погрузки его в кузова автомашин, на потолке коей выросли… сталактиты! Самые настоящие, как в пещере. Как они могли образоваться за пару месяцев? Отламываем один, и приходит разгадка: «сосульки» состоят из добавляемой в песок соли… Горазда природа на выдумки. До расположенного в трех километрах от искомого «городка» села добираемся засветло – так что время на опрос есть. Сергей с Таней Джеймс идут по одной стороне улицы, мы – по другой. Стучась во все дома, проходим по населенному пункту, в итоге в блокноте и на диктофонной ленте появилось несколько интересных быличек о встречах с русалками, наблюдениях НЛО, домовых‑барабашках и деревенских колдунах – но о Кудеяровом городке никто не знал! Кстати, на вопрос о необычно больших змеях многие отвечали положительно и называли (или показывали руками) размеры виденных ими гадюк‑«монстров»: метр, метр двадцать… Это я упоминаю к тому, что часто нам говорят: «Сами вопросами подсказываете респондентам, что вас интересует, вот они и сочиняют». Фигушки! Очевидцы, видевшие русалок (о которых мы специально и не спрашивали), нашлись – но об «анакондах» никто и не слыхивал! Татьяна Джеймс, новичок в таких делах, готова уже была отказаться от дальнейших расспросов, остальные же члены экспедиции, немало походившие по сельской России, особо не волновались. Вопреки распространенному мнению наши крестьяне хорошо знают лишь самые ближайшие окрестности своих сел и деревень, в радиусе от силы километра два, а до Кудеярова городка побольше будет. И в самом деле – когда утром мы пришли в следующее село, ситуация сразу изменилась. Уже на въезде в него тракторист, совершавший на своей машине какие‑то сложные маневры, снабдил нас точными сведениями. Правда, тоже не сразу. – Никогда про Кудеяров городок не слышал, – сказал он и, когда мы уже отошли было, вдруг добавил: – А вот Разинский городок здесь есть, где Стенька когда‑то стоял. Это на вершине холма – там два вала остались. Разинцы, когда нападения ждали, соорудили – но это их не спасло, царские войска с тыла зашли. Рядом землянки разинские есть, там ребята наши кинжал как‑то нашли. – Да, – поддерживает коллегу более пожилой крестьянин, – раньше этот «городок» пахали – там около ста гектаров. На комбайне въезжать в гору сущим мучением было, а сейчас‑то все лесом зарастает… Судя по всему, городок был «тем самым». Но почему у Садовникова он назван Кудеяровым? Не знаю до сих пор. Еще больше разочаровывало то, что и про «каменные постройки» нам никто не рассказал. Зато поведали про некие «котлы» в земле рядом с ним: – Это три такие ямы, огромные такие воронки, с мой двор (метров 10 в диаметре. –А.П.). У Стеньки Разина там землянки были, его воинство зимовать готовилось… – Не землянки, склады, – оспаривает гипотезу другой местный житель, – я пробовал туда лазить. Еще говорят, раньше подземный ход там был, в котором Разин убил свою жену. Что же касается «мощеной дороги», один информатор про нее рассказал, но вовсе не «по Садовникову»: – Говорили, была подземная дорога до Сенгилея, – степенно вступает в разговор солидный мужик, одетый в остатки милицейской формы. – Как‑то две женщины пошли в лес за ягодами – и наткнулись на что‑то вроде погреба, какой‑то вход в подземелье, закрытый железной дверью. Но они испугались и ушли, и где это место – неизвестно. – А мощенной камнем старинной дороги в лесу у вас нет? – задаю наводящий вопрос – А вот она и есть, подземная – мне отец рассказывал. Было бы странно, если бы с городищем не было связано предание о хотя бы одном подземном ходе, – это типичное поверье. И смеяться над ним не стоит – такого рода спелеообъекты, пусть и короче, чем в легендах, в крепостях были необходимы. Вот только входы в них обычно замыты и завалены, и для поисков их пришлось бы использовать геофизические методы вроде электроразведки, что выходит за рамки возможностей любителей. Выяснив путь к «городку», спрашиваем об «инопланетной яме». Она, оказывается, рядом, в поле. Найти ее с помощью пахавших рядом трактористов оказалось несложно – нам указывают на клочок зеленой земли на черном фоне свежев‑спаханного поля. Приходится объезжать «дыру» – того и гляди, трактор свалится. Подходим. Отвесные стенки идеально круглого, почти четырехметрового диаметра котлована действительно производили сильное впечатление, но – дно его устилали комья земли, поблизости имелся овраг… В общем, все наводило на мысль о чисто природном происхождении котловины. Однако открывший ее для широкой публики деревенский активист Б. Федин оказался сторонником внеземной версии. – Я накануне вечером в поле огни видел, – говорит он, – вначале подумал: зачем трактора на одном месте целый час вертятся? А когда утром пастух воронку нашел, смекнул: инопланетяне садились! Эх, догадался бы сразу – обязательно бы к ним пошел, сказал бы: «Откуда вы, ребята, и зачем пожаловали?..» И не только он. Большинство сельчан также убеждены в инопланетном происхождении загадочных воронок, а к мнению геолога относятся с недоверием: – Несерьезный человек – все у него хиханьки да хаханьки… Для чего, однако, инопланетянам красть землю – да еще и в таком количестве? Для анализа вполне достаточно считаных граммов… Мало того, в беседах выяснилось, что яма эта – отнюдь не первая. В последнее десятилетие их здесь появилось минимум три (просто у последней нашелся собственный корреспондент, сообщивший в газету). Очень возможно, появлялись они и до того. – Здесь у дороги в лесу еще три глубокие воронки есть, с незапамятных времен их знаем, – говорит один из старожилов. – Деды говорили, раньше тут тракт был, в Сибирь по этапу заключенных гоняли, так на ночь каторжников в те ямы сажали, а вокруг стражу ставили, чтоб, значит, не разбегались. Словом, скорее всего, суффозионные провалы над пустотами, образовавшимися при выносе грунта подземными водами. И все же я привык в проверке всех предположений идти до конца. Может быть, здесь аномальная зона, подобная тем, о коих уже рассказывалось? Ответ может дать только статистика. Необходимо выяснить, происходят ли здесь другие аномальные явления, помимо провалов. Но вопрос пришлось отложить на следующий день – смеркалось, пора было ставить лагерь. Когда укладывались, обнаружил у себя на ноге пару красных пятен – обычная реакция моего организма на укусы мошки, а ее здесь хватает. Однако, все же заволновавшись, зачем‑то сказал о проблеме друзьям, и Татьяна Джеймс, имевшая отчасти медицинское (ветеринарное) образование, заподозрила рожистое воспаление! Тут же болячка была чем‑то намазана, нога забинтована, и с уже серьезной тревогой я стал ждать развития заболевания, прикидывая, обращаться ли к райцентровским эскулапам или срочно возвращаться домой… А в итоге все же оказалось – мошка. Да, присутствие в экспедиции медицинского работника не всегда благо… Утром снова моросит дождь, тем не менее, оставив друзей в лагере кашеварить, вдвоем с Таней Джеймс идем собирать статистику. …И виденные еще вчера сельские населенные пункты произвели печальное впечатление, но это село колхоза «Рассвет» показалось нам особенно убогим. Мало знакомая с жизнью российской провинции, Татьяна была просто шокирована – на улицах грязь, в поваленных заборах и давно не ремонтировавшихся постройках проглядывает нищета. Аборигены тоже одеты не от Кардена – да еще, как правило, «выпимши» (обоего пола). По признанию спутницы, глаза ее радовали только лошади – их здесь довольно много, все породистые и ухоженные (Татьяна в коневодстве разбирается). Глядя на все это, решили войти к местным властям с предложением переименовать «Рассвет» в «Закат»… Помимо упавшего настроения, вести опрос мешали и объективные причины. Как обычно, мы специально пошли с рюкзаками за спиной, надеясь, что благодаря туристскому облику будем вызывать у сельчан большее доверие. Увы, деревенские нас постоянно принимали за цыган коммивояжеров и не хотели выходить. Дошло до того, что, постучав в ворота, Татьяна стала кричать: «Не бойтесь, мы не цыгане»! Впрочем, докричаться до обитателей домов тоже было не просто. Несмотря на все эти препятствия, опросили двадцать человек. Аномальные атмосферные явления видели пятеро – число очевидцев чуть выше обычных 10 процентов, но говорить о том, что здесь аномальная зона, в коей чудеса наблюдаются значительно чаще обычного, не приходится. Большинство наших респондентов прожили здесь всю жизнь и ни разу не видели ничего необычного. Остается вернуться к археологическому вопросу, то бишь выдвигаться к «городку», благо, дождь к обеду поутих. Переходим вброд речушку и – приятная находка: мощный родник. Сергей резко останавливается. – Потом за водой налегке спустимся, – говорю завхозу, однако он машет рукой вверх. – Посмотри, тебе это ничего не напоминает?! Действительно, точно над родником (то бишь над водяной жилой) видна свежая воронка, отличающаяся от виденной недавно «инопланетной» только размерами да расположением. Таким образом – налицо еще один аргумент в пользу чисто природного, провального ее происхождения. Пыхтя, поднимаемся в гору. Как сюда въезжали на комбайнах, для нашего равнинного ума непостижимо… На вершине, Однако, оказывается, действительно давно заброшенное поле, оно же и место древнего укрепленного города – об этом ясно говорят два параллельных вала, пересекающие дорогу, и керамика (а проще говоря, черепки) в кротовых кучах. Городище оказалось классическим: расположение на высотке, система валов, деление на посад и дополнительно обнесенный тремя валами детинец (так называется часть городища, в которой располагалась «местная администрация», то есть замок феодала). От знакомых нам по своему региону поселений славян и балтов его отличали только большая площадь – около 100 гектаров – и валы, их два, идущих параллельно, удивительно низких, всего по одному метру высотой. Непонятно, от кого они могли прикрывать поселение – от кабанов? Похоже, что на валах или между ними имелись, но не сохранились до настоящего времени еще какие‑то детали, может быть, деревянные стены… Впрочем, я не специалист, и даже дилетантский мой' опыт применим к другим регионам… Разумеется, памятуя телефонный разговор в педуниверситете, я бросился, отсчитывая шаги и глядя на компас, составлять план археологического памятника. Открытого нами, как думалось… но нет: по приезде я получил от А. Семыкина письмо – оказывается, городище все же археологам известно, по их данным, здесь существовал город Волжской Булгарии. Закончив топосъемку, возвращаюсь к лагерю, разбитому в лесополосе за городищем, и вижу: оставленная без присмотра палатка (спутники отправились искать «котлы Степана Разина») вдруг на глазах исчезла! В панике подбегаю («Хулиганы или мародеры пожаловали?») – слава богу, причина в ветре и песчаном грунте… Тут же подошли и друзья. По докладу Каминского, им удалось найти лишь одну яму (лес густой), вроде бы тоже похожую на провальную воронку, однако в ней оказались остатки явно обработанных деревянных конструкций, в самом деле напоминающих стропила землянки. А проезжавший мимо тракторист заявил, что «котлы» представляют собой угольницы, что, впрочем, сомнительно, слишком глубоки «котлы» для классических ям выжигания древесного угля… Словом, окончательно этот вопрос нами не решен. Да и вообще, твердо уверен – значимые археологические открытия на берегах Волги еще возможны и более того – вероятны. И леса здесь густые, и… между прочим, рассказывали нам при беседах местные жители и о других памятниках прошлого, затерянных в здешних лесах и явно способных открыть много неизвестных страниц истории. Вот их беглое перечисление: остатки деревянной сторожевой вышки Степана Разина, городище с валом прямоугольной формы на месте заставы Степана Разина, курган Степана Разина, две пещеры, облицованные камнем, в которых скрывался Степан Разин… Само собой разумеется, что к знаменитому атаману большинство этих объектов отношения, скорее всего, не имеют, налицо типичная ситуация – включение пришлым в этих краях русскоязычным населением чужих памятников в свою мифологию. Но это уже задачи для серьезной поисковой экспедиции. Нас же ждал Урал. Точнее, это мы ждали встречи с ним с нетерпением. Но туда еще надо было доехать… При движении автостопом из Ульяновска вариант только один – по «трассе всероссийского значения» М5 (Москва – Уфа – Челябинск), проходящей через Башкирию. Этот «ноль второй» регион – притча во языцех у всех автостопщиков: автостопом здесь ездить общепринято, но также… принято платить за подвоз. Не слишком стоит надеяться и на дальнобойщиков: за Башкирией начинается Челябинская область – по их мнению, один из самых криминализированных регионов, где до сих пор процветает дорожный бандитизм… Случились за время пути, как сейчас говорят, «траблы», и у нас. Началось все с пешего марш‑броска в тридцать километров от «Рассвета» – «Заката» до трассы, дорога местная, воскресенье, движения никакого, ну и, конечно, после дня ходьбы в конце пути застопили уазик, провезший нас последний километр, причем, как, смеясь, сказал шофер, ехал он через тот самый «Рассвет»… Едва достигли магистрали, начался сильнейший ливень, продолжавшийся всю ночь… На следующий день вся четверка встретилась на очередной объездной у поселка Октябрьский, где «зависли» на четыре часа (говорят, для этого региона не так уж и много)… Последний казус произошел под вечер: подвозивший нас с Таней Янчук от Уфы автобус с призывниками свернул в тридцати километрах от Юрюзани – места назначенной встречи. Конечно, ночевать по раздельности не хотелось, и я подошел к колонне легковушек с транзитными номерами. Казахские водители‑перегонщики согласились выручить, но ни в одной машине места для двоих не нашлось, пришлось и нам разделиться. И, попав в более скоростную машину, я проскочил нужный поворот – указатель «Юрюзань» оказался каким‑то незаметным… Да и заболтался – за несколько минут я успел получить приглашение посетить Алма‑Ату и выслушать вполне справедливые (судя по всему), жалобы на наших гаишников и таможенников, дерущих с «узкоглазых чушек» чуть не на каждом посту мзду. Спохватился только через три километра… Вернуться водитель отказался – примета плохая. А Татьяна вышла в нужном месте. Три километра – для туриста не расстояние, если бы… я был с одним рюкзаком. А их было два – рюкзак спутницы в «ее» машину, как и положено у перегонщиков, забитую барахлом, не поместился… К удивлению, уже в сумерках меня с двумя баулами подобрали молодые ребята на «Ладе», ехавшие как раз в Юрюзань. По дороге забрали и успевшую прошагать с километр Танюшку, а потом толково объяснили путь к условленной точке встречи. Пока дошагали туда, совсем стемнело. Где искать лагерь друзей? Сотовых телефонов тогда еще у нас не было… Выручил наш традиционный крик «Гой!». Поорали – и вскоре послышался отклик… Как, смеясь, рассказывали обрадовавшиеся нашему появлению из темноты друзья, сначала Джеймс опасалась отзываться: «Вечер, поселок недалеко, может, алкаши‑хулиганы бродят», – но потом сообразила, что таковые вряд ли будут использовать боевой клич древних славян. Date: 2015-09-18; view: 396; Нарушение авторских прав |