Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Празднование успеха
Самое сложное для любой организации – правильно настроить и согласовать систему вознаграждения. Похоже, что никто и никогда не бывает полностью доволен этой системой. И хотя в А.Б.Комбс понимали, что это будет непросто, здесь также твердо знали, что придется приводить систему вознаграждений в соответствие с лейтмотивом лидерства – только так она будет служить его поддержке и укреплению. И в этой области творчество учителей засияло с новой силой. Позвольте привести пример. Учителя стремятся развить в детях такие лидерские черты, как творчество и трудолюбие. Один из придуманных ими методов представляет собой оценочную шкалу под названием «Шкала гамбургера». Ее используют следующим образом. Учитель, ведущий тот или иной проект, ставит за участие в нем баллы по шкале от одного до четырех. В своих оценках он руководствуется следующей метафорой: человек приходит в ресторан и заказывает гамбургер. Потом его просят оценить уровень обслуживания по четырехбалльной шкале. УРОВЕНЬ 1. Заказ пришлось ждать дольше обычного, и принесли вам не то, что вы просили. Вместо гамбургера вы получили порцию несоленой плавающей в масле жареной картошки. УРОВЕНЬ 2. Гамбургер принесли вовремя, но он чуть теплый, и в нем нет сыра и начинки, которую вы просили. УРОВЕНЬ 3. Вы получили горячий, только что с гриля, гамбургер со всей заказанной начинкой. Вам принесли все, о чем вы просили. УРОВЕНЬ 4. Гамбургер ровно такой, как вы заказывали, и официантка с улыбкой сообщила вам: «Сегодня вы получаете картофель фри и коктейль бесплатно». Это, очевидно, превосходит ваши ожидания. Если учитель использует такой метод оценки работы, то дети знают, что 3 – достаточно хороший балл, но блеск в их глазах появляется, когда им ставят 4, потому что в этом случае они превзошли ожидания как по трудолюбию, так и по проявлению творчества. И им приятно, что это заметил учитель. Вот еще одна система вознаграждения, созданная в школе. Один из образовательных стандартов штата Северная Каролина требует, чтобы школа научила детей хорошим манерам. Конечно, под этот предмет можно отвести специальный урок, где дети будут сидеть, сложа руки на парте, и молча слушать учителя. Но в А.Б.Комбс принят альтернативный подход. В начале года ученикам дают сложное задание и говорят им, что за его успешное выполнение в течение всего учебного года их класс пригласят на светский обед в кафе, где для них будут приготовлены самые лучшие блюда из когда‑либо подаваемых в этом заведении. Конечно, у учеников начинают течь слюнки, и они следят за тем, чтобы все в классе соответствовали поставленным требованиям. Они много работают, чтобы получить награду, и когда наконец приходят на обед, оказывается, что прежде чем сесть за стол, они должны узнать, для чего служат все эти вилочки, что делать с салфетками, когда принято начинать есть и т. д. Я прекрасно представляю себе этих пятиклассников: вот они сидят за столом и уплетают за обе щеки. Они, скорее всего, и не догадываются, что таким образом учатся хорошим манерам, чтобы соответствовать стандартам штата. Они уверены, что их наградили – и это так и есть, к тому же это вознаграждение органично вписывается в то, что делает школа. Учителя стремятся вознаграждать учеников за проявления лидерства, а не только за успехи в учебе. Например, Дебби Пауэлл, лидер школы по физической подготовке, поощряет учеников, показывающих примеры использования 7 Навыков на уроках физкультуры. В этом учебном округе ежегодно проводятся соревнования для лучших спортсменов под названием «Самый спортивный». Учительница выбрала 40 учеников, которые будут представлять на этих соревнованиях А.Б.Комбс. Но дети знают, что за одни только спортивные успехи они не попадут в список участников. Они должны являться примером использования навыков: проявлять проактивность, удерживая эмоции под контролем, начиная, представлять конечную цель и сначала делать то, что необходимо делать сначала, находя время и для тренировок, и для отдыха. В школе используют множество других методов вознаграждения учеников. В классах по очереди каждому ученику дают звание «Лидер недели». Достижения учеников отмечаются в ежедневных общешкольных утренних выпусках теленовостей. Проводятся регулярные общешкольные и внутриклассные церемонии награждения. Но помимо празднований и наград реальная суть системы вознаграждения в школе заключается в том, что она возвращает нас к четырем источникам, позволяющим жить в мире с собой, к четырем основным потребностям человека – физической, социальноэмоциональной, интеллектуальной и духовной. Ученики А.Б.Комбс практически ежедневно получают вознаграждения в каждой из этих четырех областей. Пять раз в неделю они приходят в то место, где чувствуют себя в безопасности, где их ценят и любят, развивают их творческие способности, где они участвуют в полных глубокого смысла проектах, где учителя, администрация, родители и друзья называют их по имени и подчеркивают их сильные стороны и где, они знают, их готовят к дальнейшей жизни, учат тому, что будет нужно всегда. Какой еще награды может желать ребенок? Поэтому само посещение школы каждый день может стать наградой. Вот что говорит об этом Мюриэл: «Вы услышите, что мы все время хвалим детей. Вы услышите, как мы благодарим их. Каждый день мы говорим, что любим их и высоко ценим. У нас 900 учеников, и для нас важно ежедневно обращаться к каждому, пусть даже это будет телевизионное обращение в утренних новостях. Это часть нашей базовой системы ценностей. Мы сообщаем детям, что верим в них». Вознаграждение, которое получают учителя и работники школы, в основном внутреннего характера. А.Б.Комбс получила несколько наград, Мюриэл назвали лучшим директором года, несколько учителей также удостоились почетных званий. Но каждый учитель будет говорить с вами не об этом, а об учениках, чья жизнь изменилась благодаря лейтмотиву лидерства, или о том, что было сделано для реализации принципов лидерства. У каждого учителя есть такие истории, и они для него являются настоящим внутренним вознаграждением. То же можно сказать и о родителях. Они видят вознаграждение не в том, что им что‑то вручили на собрании, и не в годовых оценках, а в том, что происходит в умах и сердцах их детей.
Когда эту девочку перевели в нашу школу, она была очень застенчива. Всего за неделю она набралась уверенности в себе, нашла в себе силы выступить перед всей школой. Ее отец все повторял: «Не могу поверить, что это моя дочь!» Все дело в том, какие ожидания мы формируем в отношении школы и учеников. Ведь они растут и развиваются до уровня наших ожиданий. Карен Девосс, учительница начальной школы Дюуи, Куинси, штат Иллинойс
Перед тем, как я закончу эту главу, считаю важным отметить, что существуют две стороны системы вознаграждения: 1) поддержание, закрепление хорошего поведения; 2) дисциплинарное воздействие при неприемлемом поведении. Вы наверняка слышали, как о наказанном «плохом» человеке говорят: «Он получил по заслугам». Дисциплинарное воздействие на учеников и поддержание дисциплины в классах – проблемы, с которыми имеет дело любая школа. Хорошая новость заключается в том, что самое первое, что отмечают школы, внедрившие лейтмотив лидерства, – значительное уменьшение проблем с дисциплиной. Об этом говорит практически каждая школа, начавшая использовать методику лидерства. Многие учителя утверждают, что самое главное преимущество лейтмотива лидерства состоит именно в том, что он помогает поддерживать дисциплину в классе. Каждый день кто‑то из учеников сталкивается со стрессом дома и приходит в школу в возбужденном состоянии, поэтому никто в А.Б.Комбс не пытается скрыть тот факт, что учителям порой приходится иметь дело с дисциплинарными проблемами. Но на самом деле этих случаев стало гораздо меньше, хотя количество учеников в школе, напротив, намного увеличилось. Учителя всех школ в один голос скажут вам, как сильно изменилась ситуация в классах. Вот что говорит по этому поводу один из преподавателей: «Сэкономив всего десять минут в день, поскольку урок не приходится прерывать из‑за плохого поведения учеников, вы достигаете очень важного результата. И дело не только в том, что больше времени посвящено учебному процессу, но и в атмосфере, которая способствует обучению детей». Очень трудно мотивировать ребенка на обучение, если он чувствует угрозу – физическую или эмоциональную, потому‑то в А.Б.Комбс так уверены, что в случае возникновения дисциплинарной проблемы с ней нужно работать проактивно (неэмоционально), представляя себе конечную цель, делая сначала то, что необходимо делать сначала, думать в духе «Выиграл‑Выиграл», стремясь сначала понять и достигая синергии в виде третьей (лучшей) альтернативы. И поскольку детей научили этим принципам, во многих случаях они сами разрешают возникающие проблемы, используя при этом модель 7 Навыков.
Date: 2015-09-18; view: 327; Нарушение авторских прав |