Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение субъективного и объективного при восприятии текста документа





При изучении смыслового восприятия художественного текста были выявлены следующие психолингвистические закономерности: зависимость восприятия от прошлого опыта, учёт жанровой специфики и значение всего текста при восприятии [35]. М.Л. Корытная экспериментально доказала влияние комплекса «заголовок - подзаголовок - ключевые слова» на формировании читательских проекций художественного текста. Заголовок инициирует процесс обработки текста реципиентом. У реципиента формируется первичная проекция текста, которая выводит его через знание на многообразную картину мира.

Восприятие обусловлено особенностями социальной личности, её отношением к данному воспринимаемому объекту, её установками, потребностями, желаниями, присущими её психическими особенностями, прошлым опытом и знанием о предмете. Из этого следует, что восприятие как совокупность процессов, обеспечивающих субъективное и, вместе с тем, объективное содержание действительности, является результатом взаимодействия реальной предметной среды и внутреннего опыта индивида [17].

Для решения проблем соотношения субъективного и объективного в восприятии А.М. Левидов вводит понятие образ. В образе соединяются объективная действительность, субъективно описанная автором и воспринятая читателем [18].

Взаимодействия автора и читателя, по мнению А.М. Левидова, представляет собой единую систему, в центре которой находится образ. Он является важнейшей промежуточной инстанцией в общении читателя с автором. Художественный образ, с точки зрения А.М. Левидова, - это точка соединение субъективного и объективного [18]. Восприятие художественного образа представляет собой ответ не процесс усвоения готового продукта мысли, а ответ на художественную мысль автора аналогичными движениями художественной мысли, которая при всей своей слабости или незначительности, всё-таки соответствует мысли художника [18]. Несколько иную точку зрения высказывает А.А. Леонтьев. Образ содержания текста, по мнению А.А. Леонтьева, связан с предметностью особого рода: «мы оперируем с самого начала с тем, что стоит за текстом» [18, с. 142]. Восприятие текста - процесс соотнесения структуры текста со структурой ситуации, а содержание текста воспринимается через соотнесения смыслового поля читателя с системой смыслов текста [18].

Таким образом, практически все исследования, посвящённые изучению восприятия, понимания и обработки текста, являются показателем сложности данной проблемы. Восприятие текста рассматривается как акт совместной работы автора и читателя. Механизмом восприятия творческой индивидуальности автора является, по мнению Л.Г. Жабицкой, механизмом образных обращений [11]. Выделяется три вида образных обобщений: обобщение материала, обобщение мотивов стиля, обобщения языка и особенностей формы.

В исследованиях, посвящённых проблемам активности субъекта восприятие текста, основной акцент делается на идею предвосхищения или вероятностного прогнозирования. Вероятностное прогнозирование включает в себя апперцепцию, антиципацию и установку. Исследователями подчёркивается разноуровневый характер ожиданий, возникающих у реципиента по ходу восприятия текста. Уровни предвосхищения находятся в определённой иерархической связи между собой. То, что оказывается неожиданным на одном уровне, является предсказуемым на другом, более высоком уровне иерархии ожиданий. Таким образом, регулируется процесс восприятия содержания текста

Вывод по главе 1:

Текст как объект исследования существует в различных направлениях его изучения. Текст рассматривается в содержательном и процессуальном плане, это находит своё подтверждения в вопросах понимания текста и рассматривается в рамках двух подходов: лингвистического и психологического. В рамках лингвистического подхода текст изучается бессубъктно, а в рамках психологического подхода - рассматривается в процессе коммуникации, где важнейшим факторам являются особенности субъектов, порождающих и воспринимающих его.

Характеристики текста, которые выделяют исследователи, могут быть рассмотрены с позиции как самого текста, как объекта восприятия, так и с позиции субъекта, воспринимающего текст.

Наблюдается всё больший интерес исследователей к проблеме понимания текста, и всё меньше в научной литературе встречаются исследователи восприятия текста.

В эмпирических исследованиях восприятия текста просматриваются три проблемных вопроса: взаимодействие автора и читателя, активность субъекта восприятия текста, соотношение субъективного и объективного в восприятии текста.


 


Заключение

В данной курсовой работе подробно описано, что в ходе понимания реципиент устанавливает между словами смысловые связи, которые составляют в совокупности смысловое содержание высказывания. Начальный, самый общий уровень понимания свидетельствует о понимании только основного предмета высказывания - того, о чем идет речь. Второй уровень - уровень понимания смыслового содержания - определяется пониманием всего хода изложения мысли автора, ее развития, аргументации. Этот уровень характеризуется пониманием не только того, о чем говорилось, но и того, что было сказано. Высший уровень понимания определяется пониманием не только того, о чем и что было сказано, но самое главное - пониманием того, зачем это говорилось и какие языковые средства использованы. Такое проникновение в смысловое содержание позволяет читателю понять мотивы, побуждающие писателя писать так, а не иначе, понять все, что подразумевает писатель, внутреннюю логику его текстового сообщения. Этот уровень понимания включает и оценку языковых средств выражения мысли, использованных писателем.

Текст как объект исследования существует в различных направлениях его изучения. Текст рассматривается в содержательном и процессуальном плане, это находит своё подтверждения в вопросах понимания текста и рассматривается в рамках двух подходов: лингвистического и психологического. Понятие текст определяется исследователями в широком и узком смыслах. В широком смысле текст - любая форма передачи информации, в узком смысле - письменная фиксация звуковой речи. В определениях текста подчёркивается принадлежность его к человеческой деятельности. Но при этом существует мнение о тексте как самостоятельной системе, подчиняющейся специфическим правилам существования. Среди характеристик текста исследователям выделяются коммуникативная направленность, информативность, завершённость, целостность, связность.

 

Список литературы:

1. Андросюк, В.Г. Психолингвистические особенности конспектирования научно-технических текстов / В.Г. Андросюк. - Киев: о-во «Знание» УССР, 2010. - 22 с.

2. Апухин, В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста / В.Б. Апухин. - АНСССР. Ин-т языкознания. - М.:2013. - 29 с.

3. Артемьева, В.А Психология обучения иностранными языками / В.А. Артемьева // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. - 1991. - №1. - С.61-72.

4. Барабанщиков, В.А Динамика зрительного восприятия / В.А. Барабанщиков. - М.,2009. - 231 с.

5. Божко, Н.М. Восприятие и оценка психолого-педагогических текстов разными категориями взрослых людей / Н.М Божко. - Л.:2011. - 17с.

6. Брудный, А.А. Проблема языка и мышления - это прежде всего проблема понимания / А.А. Брудный // Вопросы философии. - №10. - С. 109-117.

7. Васильев, Л.Г. Текст и его понимание / Л.Г. Васильев. - Тверь гос. ун-т. - Тверь: ТГУ, 2011. - 67с.

8. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - Изд. 3-е стереотипное - М.: Едиториал УССР, 2008. - 132 с.

9. Дридзе, Т.М. Язык и социальная психология / Т.М. Дридзе. - М.: Книга,2012. - 189 с.

10. Ерчак, Н.Т. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми / Н.Т. Ерчак // Вопросы психологии. Сер. 4. -2008. - № 3. - С.82-87.


11. Жабицкая, О Г. О психолингвистическом походе в исследовании восприятия художественной литературы / О.Г. Жабицкая. - М.,2008. - С. 130-132.

12. Жинкин, Н.И Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М: Дело, 2009. - 156 с.

13. Залевская, А.А. Понимание текста: психолингвистический подход / А.А. Залевская. - Калинин. гос. ун-т. - Калинин, 1988. - 95 с.

14. Запорожец, А.В. Восприятие и действие / Запорожец А.В. - М.: Просвещение, 2010. - 323 с.

15. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. - М.: Дело, 2011.-. 123 с.

16. Зимняя, И.Я. Психологическая характеристика понимания текста / И.Я. Зимняя. - М: Слово,2011. - 324 с.

17. Корниенко, Е.Р. Смысловое восприятие и понимание иноязычного текста (при чтении) / Е.Р. Корниенко. - М.: ГПИ, 1999. - 156 с.

18. Левидов, А.М. Автор - образ - читатель / А.М. Левидов. - Л.: ЛГУ, 1977. - 137 с.

19. Леонтьев, А.А. Восприятие текста как психологический текст / А.А. Леонтьев. - Киев: КГУ,2008. - С. 18-30.

20. Луньков, А.И. Учебный текст как объект восприятия и усвоения / А.И. Луньков. - АН СССР, Ин-т психологии. - М.,2011. - 20 с.

21. Моршинская, Л.Р. Об учёте факторов, оптимизирующих восприятие документа / Л.Р. Моршинская; Текст: восприятие и обработка; под общ. ред. Л.Р. Моршинской. - М.,2010. - С. 8-12.

22. Мурзин, Л.Н. Текст и его восприятие / Л.Н Мурзин, А.С. Штерн: под ред. Л.Н. Мурзина - М.: Книга,2010. - 243 с.

23. Мусхелишвили, Н.Л. Значение текста как внутренний образ / Н.Л. Мусхелишвили // Вопросы психологии. - М. - №3. - С. 79-91.

24. Мышкина, Н.Л. Внутренняя жизнь текста / Н.Л. Мышкина. - Спб.: Речь, 2009. - 114 с.

25. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова - М.: Книга,2010. - 152 с.

26. Новиков, А.И. Смысл текста как результат его понимания / А.И. Новиков. - М.: Наука,2000. - 144 с.

27. Овсянико-Куликовский, Д.Н. Стратегии установления сходства текста носителям языка / Д.Н. Овсянико-Куликовский. - М.: Луч, 2009. - С. 123-234.

28. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. - Киев,2009. - 134-238.

29. Рубакин, Н.А. Психология читателя книги / Н.А. Рубакин. - М: Книга, 2010. - С. 84-100.

30. Рубо, И.И. Психологический анализ стратегий чтения научного текста: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / И.И. Рубо; МГУ. - М.:2011. - 26с.

31. Румянцева, Э.В. Взаимодействие автора и читателя научного текста / Э.В. Румянцева. - СПб: Речь, 2009. - С.90-97.

32. Сахарный, Л.В. Деривация и семантика: слово - предложение - текст / Л.В. Сахарный. - Пермь: Луч,2009. - 74 с.

33. Сорокин, Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста / Ю.А. Сорокин. - М.: Наука,2013. - 168 с.

34. Сухобская, Г.С. Восприятие научно-популярного текста взрослыми как проблема психологического исследования / Г.С Сухобская // Психологический журнал. Вып. 62. -2012. - №8. - С. 97-109.

35. Ширинкина, Л.В. Восприятие текста как психологический феномен: дис.... канд. психол. наук: 19.00.01 / Л.В. Ширинкина. - Пермь, 2004. - 235 c.

36. Brinker, K. Linguistiche Textanalyse: eine Einfuehrung in Grundgriffe and Methoden / K. Brinker. - Berlin.: Erich Schmidt, 2012. - 112 p.

37. Grimm, H. Handbook Lexicon Psycholinguistic / H. Grimm. - Berlin,2010.

38. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник./ Ю.Г. Волков - М., 2008, Просвещение – С. 168.


[1] Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник./ Ю.Г. Волков - М., 2008, Просвещение – С. 168.

 

[2] Румянцева С.А. Информационное обеспечение руководителя. реферирование//Справочник секретаря и офис-менеджера.–№2.–2007.–20–25 [С. 20–21].

 







Date: 2015-09-18; view: 674; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию