Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристики этапов изучения восприятия теста документа
На первом этапе восприятие рассматривалось как часть процесса чтения, однако при этом в большей степени изучалась читательская деятельность: мотивы, цели чтения, выбор литературы и т.д. [31]. Данный этап связан с библиопсихологической теорией Н.А. Рубакина, идеи которого были использованы в дальнейших исследованиях психолингвистов. Н.А. Рубакин рассматривал влияние различных «психических особенностей» на выбор книги, на отношение к ней в процессе чтения и на её оценку, а также формирование читательских интересов [29]. Он один из первых обозначил проблему соотношения субъективного и объективного в восприятии художественной литературы, которая тесно связана с вопросами активности восприятия. Книга, по мнению Н.А. Рубакина, является возбудителем реакций и предполагает активную роль субъекта в процессе чтения. Актуальное содержание разворачивается при восприятии произведения, читатель должен сам создать произведение исходя из жизненного опыта. Таким образом, по мнению Н.А. Рубакина, субъективность в восприятии художественного произведения выражается в том, что каждый читатель имеет собственную проекцию книги, не осваивая объективного содержания произведения. Объективность содержательного художественного произведения обусловлена чередой прошлых, настоящих и будущих субъективных моментов восприятия. Объективность, по Рубакину - это совокупность читательских осознаваемостей, средняя величина которых будет представлять собой объективное содержание произведения [29]. Н.А. Рубакин внёс значительный вклад в процесс изучения восприятия текста. Он один из первых обозначил проблему соотношения субъективного и объективного в восприятии художественного произведения, проблему активности восприятия, а также предпринял попытку теоретического осмысления проблемы взаимодействия автора и читателя. Эти проблемы нашли своё отражения в исследованиях других авторов. В исследования текста была обнаружена зависимость обработки текста от его структуры: предыдущие предложения создают контекст для последующих, что облегчает его обработку. Экспериментально было выявлено значение позиции предложения в тексте. Структуру теста стали обозначать как содержательную связность между предложениями, образующими данный текст. Идея внутреннего строения текста Н.И. Жинкина также повлияла на исследования текста. По его мнению, в каждом тексте существует главный предмет описания, воспринятый из действительности. Его описание в тексте принципиально отличается от непосредственного восприятия тем, что в восприятии разнообразные признаки предмета даны слитно, а при описании должны быть выделены и объединены по грамматическим правилам связи слов в предложении. Всё это должно быть произведено таким образом, чтобы воспринимающий человек мог восстановить то содержание, которое было у автора [12]. По мнению исследователей, при обработке текста важную роль играет экстралингвистические знания индивида. В соответствии с общими закономерностями психической деятельности, индивид видит в тексте в первую очередь то, что он ожидает или хочет видеть, на что его нацеливают мотивы ситуация, акцентирование внимания, личностные ориентиры и т.д. Особую роль здесь играет способность опираться на схемы знаний о мире (сценарии, схемы, карты), позволяющие ориентироваться в ситуации, достраивать её, судить о нереальности, описываемой в тексте. В рассмотрении проблемы активности восприятия отечественными психологами выделяется идея предвосхищения или вероятностного прогнозирования [21, 5]. Ожидание, возникающие у читателя, влияют на процесс восприятия и переработки текста, особенно научного. И.А. Зимняя выделяет факторы, обуславливающие сложность и неоднородность процесса смыслового восприятия. К объективным факторам относятся особенность протекания самого речевого сообщения, способ передачи внутренней структуры, а также общие закономерности процесса восприятия. К субъективным или функциональным факторам относятся особенности протекания самого процесса восприятия у реципиента: осмысленность восприятия, дискретность, обусловленность восприятия прошлым опытом и опережающий характер восприятия [16]. Проблема адекватного восприятия, понимания и оценки текста является, по мнению Ю.А. Сорокина, одной из существенных проблем, от решения которой во многом зависит оптимальное функционирование видов массовой коммуникации, а также эффективность преподавания гуманитарных дисциплин. Ю.А. Сорокин ставит задачу выяснения закономерностей взаимодействия реципиента и текста, что даёт возможность, с одной стороны, уточнить психолингвистическую структуру текстов, удовлетворяющих лингвистические и психологические ожидание реципиентов, с другой стороны, функционально ориентировать тексты на определённые социальные группы реципиентов [33]. Таким образом, второй этап изучения восприятия текста характеризуется широким спектром исследований. Получены знания об особенностях функционирования текстов разных жанров и функциональных стилей, зависимость восприятия текста от его структуры. На третьем этапе главными задачами в исследованиях текста являются изучение основных закономерностей механизмов восприятия, разработка модели восприятия текста, описание результата восприятия текста [19]. Началом данного периода в изучении восприятия текста считается постановка проблемы восприятия как проблема построения в сознании индивида многомерного образа реальности [19]. А.Н. Леонтьев вводит понятие квазиизмерения, в котором человеку открывается объективный мир. Это смысловое поле, система значений. Исходя из этого, А.А. Леонтьев видит сущность восприятия текста в сознании реципиентом образа его содержания [19]. Он предлагает модель восприятия текста, описывая поэтапный синтез смыслового содержания текста на базе перцептивного анализа речевой цепи. В этой модели восприятие представлено как система процессов, происходящих в микроинтевалах времени. У реципиента они стираются в сознании и можно наблюдать только результат - образ текста [19]. Исследование данного периода носят комплексный характер: учитывается не только особенности структуры изучаемого текста, но и особенности социальной личности, её отношение к данному воспринимаемому объекту, её установки, потребности, желания, присущие ей психические особенности, прошлый опыт и знание о предмете [4, 7]. Подводя итоги вышесказанному, следует ещё раз подчеркнуть. Изучение проблемы восприятие текста в отечественной психологии началось в 20-е годы XX века. Исследователи отмечали активную роль читателя при восприятии текста и рассматривали восприятие художественной литературы «как акт творчества читателя». При анализе работ отечественных лингвистов и психологов, посвящённых исследованию восприятие текста, были выделены три этапа изучения данной проблемы. Критериями выделения этапов явились доминирующий предмет исследований, решаемая в рамках исследований проблема, место восприятия текста в исследованиях текста и научная область, в которой проводилось преобладающее число исследований восприятия текста. Первый этап в изучении восприятия текста связан с библиопсихологической теорией Н.А. Рубакина. Он обозначил проблему соотношения субъективного и объективного в восприятии художественного произведения, активности восприятия, а также предпринял попытку теоретического осмысления проблемы взаимодействия автора и читателя. Поставленные Н.А. Рубакиным вопросы разрабатывались в дальнейших исследованиях. На втором этапе исследования носят комплексный характер. В исследованиях была обнаружена зависимость восприятия текста от его структуры, экстралингвистических знаний реципиента, жанровых особенностей текста. Третий этап в изучении восприятии текста характеризуется более чёткой постановкой проблемы восприятия текста. Результатом восприятия текста является создание реципиентом образа его содержания. А.А. Леонтьевым была предложена модель восприятия текста, в которой восприятие представлена как система процессов, происходящих в микроинтервалах времени. В эмпирических исследованиях учитывались особенности текста и особенности социальной личности, её отношение к тексту, прошлый опыт и знание о предмете.
Date: 2015-09-18; view: 420; Нарушение авторских прав |