Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подходы к определению текста документа
Анализ 30 определений текста научной и справочной литературы показал, что в них, как правило, в явном или же неявном виде отображается отношения «человек-текст». В последнее время появился ряд работ, в которых авторы теоретически обосновывают идею «внутренней жизни» текста, не зависящей от автора и читателя. Данный подход уже был представлен в истории изучения текста. В современных текстах Н.Л. Мышкина трактует текст как любое двухстороннее языковое образование, функционирующее как саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система [24, с.56]. Иллюзия «саморазвития» текста, по мнению А.А. Залевской, создаётся за счёт выполнения требований к языковому оформлению содержания высказывания (текста) принятых данной культурой [13]. Анализ определений текста подтвердил ранее отмеченную в зарубежной лингвистике оппозицию объективности и субъективности в понимании текста, приведшую к оформлению двух направлений. Первое направление находится под влиянием идей структурной лингвистики и генеративной трансформационной грамматики. В его рамках текст определяется бессубъективно - как когерентная последовательность предложений, а предложение - как структурная единица текста. Второе направление - это коммуникативно-ориетированная лингвистика текста, где текст рассматривается в конкретном коммуникативном процессе. Текст не может изучаться объективно, отстраненно - как изолированный от субъектов его порождения и восприятия [35]. Текст, всегда находится в коммуникативной ситуации, в конкретном коммуникативном процессе. С точки зрения единиц анализа и с точки зрения внутренней и процессуальной сторон текста выделяются два подхода, которое условно обозначили как «лингвистический» и «психологический» [26]. Подход к тексту как статическому образованию свойственен лингвистике, которая преимущественно рассматривает способы организации текста на уровне его внешней формы, т.е. языковых единиц. Этот подход к исследованию текста можно назвать направлением от текста к его единице и смыслу [35]. Лингвистический подход ориентирован на выявление таких характеристик, которые можно назвать внутритекстовыми, так как они описывают способы внутренней организации структуры текста [26]. В настоящее время внимание исследователей всё больше сосредотачивается на втором подходе к рассмотрению текста. Текст создаётся в ходе коммуникации, а не является чем-то заранее данным. Соответственно, исследованию подвергается сам процесс формирования текста в его динамике, изучаются «правила текстообразования» и функциональная значимость языковых единиц в процессе формирования текста, значимость человеческого фактора в этом процессе. В центре внимания при этом находится процесс объективизации мысли говорящего по поводу предмета речи в направлении от смысла к тексту, от элементарной единицы к текстовому образованию [7]. «Процессуальная сторона текста находится в компетенции психологии, которая исследует не результат речемыслительной деятельности, а саму эту деятельность». Данный подход был обозначен как психологический [33]. Таким образом, одни авторы указывают на некоторую статичность, пассивность текста, другие же подчёркивают активность, динамичность текста и его непосредственное участие в человеческой деятельности. Следовательно, в определениях текста может быть либо представлен как некий безличный, бессубъективный объект восприятия, либо он наделяется активностью - собственной или того субъекта, результатом деятельности которого текст является. Лингвистически подход представлен в тех определениях, где текст описан следующим образом: . как некоторая последовательность языковых средств, знаковых единиц [33]; . некоторым образом организованная форма [32]; . система смысловых элементов [9]; . часть печатного набора; . типографический шрифт. Психологический подход можно продемонстрировать, приведя следующие определения текста: . это способ отражения некоторого фрагмента действительности [8]; . феномен человеческой культуры [33]; . выражение, способное выполнять коммуникативную функцию [23]; . произведение, продукт, речь [8]. В этимологии слова «текст» отсутствует однозначная интерпретация. В литературе предлагаются варианты его происхождения от двух слов: 1. Textus - лат. - ткань, соединение слов [29]; 2. Textum - лат. - связь, соединение [29]. Таким образом, в зависимости от задач исследования текст может рассматриваться с позиции субъекта или объекта, как статическое или динамическое образование. Он состоит из ряда единиц, связанных между собой. Текст функционирует лишь в деятельности человека.
Date: 2015-09-18; view: 336; Нарушение авторских прав |