Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И методов сбора информации
Таблица 1
Инструментарий получения информации. Социологическим инструментарием называют набор исследовательских документов, с помощью которых проводится исследование. Вид социологических инструментов задается избранными методами сбора информации. Но их конкретное содержание определяется исследователем. Каждый метод реализуется серией инструментов. Инструментами, например, анкетного опроса являются: • текст анкеты и его тираж; • кодировочный лист; • инструкция анкетерам; • другие приложения. Вновь обратимся к помощи нашего условного исследования определенной категории детей и подростков, состоящих на учете в ИДН. Поскольку мы посчитали целесообразным использовать шесть методов, постольку мы обязаны разработать и привести в программе, как минимум, шесть наборов инструментов. А именно: - текст стандартизированного интервью; - программу изучения документации; - план наблюдения; - образец карточки эксперта; - сценарий БОУ; - концептуально-логическую схему фокус-группового обсуждения. Это крайний минимум содержания описываемого компонента исследовательской программы. Дополняющая основной инструментарий документация (инструкции интервьюеру, наблюдателю, кодировщику, ведущим БОУ и фокус-группы, их ассистентам, образцы дневника наблюдателя, кодировочных карт, матричных таблиц и т.п.) приводится в приложении к исследовательской программе. В случаях, когда основной инструментарий получается громоздким, он тоже переносится (целиком или частично) в приложение. Указание на методы обработки и анализа полученной информации. Данные, произведенные на основе охарактеризованного инструментария, могут быть обработаны вручную, с применением примитивных счетных устройств (типа калькуляторов или арифмометров) либо компьютерами разных поколений. Поэтому нужно назвать средства, с помощью которых предполагается обрабатывать полученную информацию. Если используется ЭВМ, то следует указать наименование пакета программ машинной обработки. Грамотному заказчику и социологу это скажет о многом. В данном фрагменте исследовательской программы следует оговорить и то, какими математическими («жесткими») методами планируется анализировать обработанную информацию. Таких методов много. Раскрытие их сути требует специального разговора, который будет продолжен позже. Рабочий план исследования. В нем намечаются этапы реализации исследовательской программы, определяются основные виды работы, указываются их календарные сроки, а также затраты (людские и финансовые), необходимые для их выполнения. Содержание этого плана зависит от условий договора, выбранных методов, степени готовности инструментария, квалификации исполнителей и многих других обстоятельств. Если главным методом исследования будет, скажем, анкетирование, то основные виды работы выстроятся в следующей последовательности: • разработка макета анкеты; • определение модели выборки; • формирование выборки, составление карт репрезентации или списков опрашиваемых; • размножение анкет для пилотажного этапа исследования; • подготовка инструкций для анкетеров; • определение групп респондентов для пилотажа (апробации) анкеты; • пилотаж анкеты; • обработка данных пилотажного опроса; • доработка анкеты с учетом данных пилотажа; • подготовка текста анкеты к тиражированию; • тиражирование анкеты и инструкций анкетерам, отбор и подготовка анкетеров к работе; • проведение основного опроса; • контроль за работой анкетеров; • выбраковка испорченных анкет; • кодирование оставшихся анкет; • ввод информации в ЭВМ; • постановка задач для обработки данных на ЭВМ; • обработка данных, составление таблиц по итогам обработки; • анализ полученных данных, подготовка отчета по итогам исследования; • сдача отчета заказчику. При использовании иных методов появится потребность в других видах работы, которые могут накладываться на обозначенные. Поэтому желательно разрабатывать временный сетевой график выполнения исследования. На его основе определяются наиболее слабые звенья планируемых операций и находятся способы их усиления (скажем, за счет сокращения времени на выполнение более простых видов работ). Сетевой график включается в завершающий исследовательскую программу пункт. Итак, теперь Вы знаете, что такое программа социологического исследования, зачем она нужна и о чем в ней должно говорить. Если этого основополагающего в исследовании документа нет, то нет и самого исследования. Использование без программы отдельных методов сбора информации (опросов, наблюдения, тестирования, экспериментов и др.) - не исследования, а пародия на них. Это занятие не для социологов и вообще не для серьезных людей. Теперь Вы в состоянии отличить настоящую исследовательскую программу от подделок под нее, социологов-специалистов от лжесоциологов («социолухов»). Иметь дело с последними — значит зря терять деньги и время, наносить урон своему делу и предприятию. Теперь Вы сможете в случае необходимости поучаствовать в разработке программы эмпирического социологического исследования. Но обязательно под руководством квалифицированного социолога. Date: 2015-09-18; view: 366; Нарушение авторских прав |