Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедурно-методический раздел программы





Вторая часть исследовательской программы состоит, как минимум, из:

1) стратегического плана исследования;

2) обоснования типа выборки и ее репрезентативности;

3) обозначения методики сбора социологической информации;

4) инструментария получения информации;

5) указаний на методы обработки и анализа полученной информации;

6) рабочего плана исследования.

Стратегический план. Определение исследовательской стратегии зависит от глубины знаний социологов об изучаемом объекте и предмете, а также выдвинутых гипотез. Различают три основные исследовательские стратегии и разные варианты их комбинаций.

Первая стратегия называется — разведывательная. Она используется в случаях недостатка знаний для формулирования должной системы гипотез. Разведывательный план предполагает:

• изучение имеющихся по данной теме литературных источников;

• беседы с компетентными по данной проблеме людьми (их называют экспертами);

• наблюдение за изучаемым объектом по специальной методике, которая будет описана ниже.

В итоге исследовательских процедур появляется информация, позволяющая уточнить формулировки гипотез, а иногда, и предмет, и задачи исследования.

Вторая стратегия — описательная. Она нацелена на получение информации, позволяющей дать достаточно полное описание объекта, всех его важных количественных и качественных характеристик. Эта, безусловно, более ценная стратегия возможна при условии такого знания объекта и предмета, которое позволяет определить всю систему гипотез без предварительной разведки.

Третья стратегия — экспериментальная. Ее целесообразно применять лишь тогда, когда, во-первых, — цель исследования сводится к выяснению причинно-следственных связей внутри изучаемого объекта; во-вторых, - гипотезы имеют объяснительный характер, т.е. содержат обоснованные предположения о причинах и следствиях явлений и процессов, происходящих в объекте. Социологические эксперименты проводятся по особым и довольно сложным методикам, о которых речь пойдет позже.

Зачастую социологи используют не один, а несколько путей исследовательского поиска, комбинируя элементы разных исследовательских стратегий. Об этом они обязаны сказать, характеризуя свой стратегический план.

Обоснование выборки и ее репрезентативность. Это весьма сложный компонент исследовательской программы. Его разработка по силам только квалифицированным социологам, умеющим использовать разные виды выборок — вероятностную, неслучайную, квотную, гнездовую, стратифицированную (районированную), многоступенчатую и другие.

Знание техник этих видов выборки Вам, скорее всего, не потребуется. Но иметь общее представление о социологической выборке и правиле ее репрезентативности Вам нужно.

Объект и предмет нашего исследования, выдвинутые гипотезы (малая часть которых означена выше) и сжатые сроки делают резонным использование квотной выборки. Ее суть состоит в построении микромодели объекта, проявляющей те его признаки, которые входят в предмет нашего анализа. Когда надо узнать химический состав какой-то жидкости, находящейся в неизвестной бутылке, на анализ берут одну ее каплю, а вывод делают о содержимом всей бутылки. Примерно также поступают социологи, используя квотную выборку.

Чтобы установить интересующие нас мнения и настроения всех «трудных» подростков в городе, районе или микрорайоне, можно обследовать их половину, треть, четвертую часть и даже только 10%. Но при этом обязательно, чтобы опрашивались не первые встречные, не случайно подвернувшиеся люди, а те, мнения и настроения которых репрезентируют (т.е. полно представляют, адекватно выражают) мнения и настроения всех «трудных» подростков (генеральной совокупности). Степень репрезентативности квотной выборки тем выше, чем больше параметров, по которым она воспроизводит признаки генеральной совокупности.

Обозначение методов сбора информации. Социологическая наука имеет много методов выработки научной информации и реализующих их методик. Их характеристике будут посвящены следующие главы. Сейчас отметим лишь следующее.

Каждый метод имеет свое предназначение и ограничение. Выбор методов исследования зависит не от желания исследователя, не от его прихоти или произвола, а от решаемых им задач и содержания проверяемых гипотез. Например, выше мы установили, что для изучения определенной категории детей и подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних (ИДН) целесообразен метод опроса. Но у этого метода есть много разновидностей. Опрос может производиться в форме анкетирования, визуального интервьюирования, телефонного интервью, пресс-опроса, почтового опроса и др. Какой опросный метод будет нами применен? Ответ на этот вопрос нужно отразить в данном пункте программы исследования.


Но если мы ограничимся указанием на использование только какой-то формы опроса (в нашем примере более уместно стандартизированное интервью — лицом к лицу), то покажем свою социологическую некомпетентность. Решение всего набора исследовательских задач, встающих перед нами в связи с целью выявления причин подростковой девиации, требует не только указанного, но и других методов. Таких, как:

• изучение документации (личных дел);

• наблюдение за поведением подростков;

• получение экспертных оценок и их интегрирование;

• БОУ (быстрая оценка ситуации ее участниками);

• проведение фокус-групповых обсуждений.

В характеризуемом пункте программы должны быть названы все методы сбора информации и указано, какие исследовательские задачи и гипотезы ими будут проверены. При этом не должно получиться так, что какая-то гипотеза оказалась без проверочного метода. Для исключения возможности данного просчета здесь, как правило, помещается таблица-матрица, в левой колонке которой дается нумерация задач исследования (в той последовательности, которую они получили в пункте 3.2.1.4), в средней — нумерация соответствующих этим задачам рабочих гипотез (в последовательности, определенной в пункте 3.2.1.9), а в правой — обозначение проверяющих гипотезы методов (см. таблицу 1).







Date: 2015-09-18; view: 429; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию