Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Казахский Национальный университет имени аль-Фараби





Казахский Национальный университет имени аль-Фараби

Факультет философии и политологии

Кожамкулова Л.Т.

Методика и методология социологических исследований

(МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ)

Алматы 2005

Казахский Национальный университет имени аль-Фараби

Факультет философии и политологии

Кожамкулова Л.Т. Методика и методология социологических исследований

(МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ). Учебное пособие. – Алматы, 2005. - 79 с.

 

Рецензенты:доктор социологических наукШаукенова З.К.

доктор социологических наук Джаманбалаева Ш.Е.

доктор социологических наук, профессор Садырова М.С.

Учебное пособие подготовлено при поддержке Программы «Центрально-Азиатские Исследовательские Инициативы» (CARI) Института Открытого Общества (Будапешт, Венгрия).

Учебное пособие содержит рассмотрение таких вопросов, как организация социологического исследования социальной работы, количественные и качественные методы социологических исследований в социальной работе, контрольно-обучающие вопросы и литературу и ориентировано на освоение методики исследования социальной работы.

Рекомендуется преподавателям и студентам отделения социологии, политологии, социальной работы высших учебных заведений.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................……………………… 4

Глава 1. Организация социологического исследования

социальной работы...........................................…………………………………….. 5

§1. Формы организации эмпирических социологических

исследований в современном Казахстане...........................………………………5

§2. Программа социологического исследования.................………………………7

2.1. Теоретико-методологическая часть программы......……………………….8

2.2. Процедурно-методический раздел программы........………………………13

§3. Этапы исследования..........….............................................…………………….18

3.1. Пилотажный этап........................................................…………...……………18

3.2. Полевой этап...............................................................…………..….…………20

3.3. Обработка первичной информации...........................……………..…………21

3.4. Формулирование выводов и рекомендаций..............……………..…………23

3.5. Подготовка отчета о результатах исследования........…………….…………25

Контрольно-обучающие вопросы и задания...........................……………………26

Рекомендуемая литература.......................................................……………………27

Глава 2. Количественные методы социологических исследований....................29

§1. Контент-анализ..................................................................……………………..29

§2. Социологическое наблюдение..........................................…………………….32

§3. Социологический эксперимент.....................................……………………….36

§4. Опросные методы...........................................................……………………….40

4.1. Анкетирование.........................................................…………………………..42

4.2. Интервьюирование.....................................................………………………...44

§5. Выявление экспертных оценок....................................………………………..46

§6. Социометрические методики.......................................………………………..47

Контрольно-обучающие вопросы и задания....................………………………...51

Рекомендуемая литература................................................………………………...52

Глава 3. Качественные методы социологических исследований

и социальная работа....................................................................………………….53

§1. Общая характеристика качественного анализа

социальных явлений........................................................…………………………..53

§2. Фокус-групповая методика…………………………………………………….57

§3. Метод БОУ.......................................……………………………………………62

§4. «Проблемное колесо»...........................………………………………………...72

§5. Интеграция экспертных оценок..........………………………………………...74

Контрольно-обучающие вопросы и задания……………………………………...77

Рекомендуемая литература...............……………………………………………...78

Заключение………………………………………………………………………...79

ВВЕДЕНИЕ

Социальная работа как явление общественной жизни выступает в качестве объекта изучения различных научных дисциплин.


Социология и социальная работа используют сходные методы внедрения результатов своего осмысления происходящего: методика прогнозирования в виде нахождения социальных альтернатив, понимание возможностей и границ применения существующих методов, прогнозов и научных рекомендаций. Социология социальной работы своим объектом имеет взаимозависимость взаимодействие различных социальных групп и общественных институтов по поводу оказания социальной помощи «слабым» социальным слоям, по поводу использования ими для поддержания своих жизненных сил действующей в обществе системы социальной работы.

В последние годы в Казахстане и за его рубежами активизируется деятельность ученых социогуманитарного профиля по проведению комплексных междисциплинарных исследований. В этой связи резко возрос их интерес к нетрадиционным методам анализа социальной жизни, прежде всего к качественным методам сбора, анализа и интерпретации социальной информации. К сегодняшнему дню казахстанские исследователи социальной сферы успешно усвоили зарубежный опыт применения качественных методов и создали собственные, оригинальные методические разработки.

Социальные работники, как и все прочие специалисты социогуманитарного профиля - активные потребители информации, вырабатываемой путем проведения эмпирических социологических исследований. Используя ее, они решают свои профессиональные проблемы как практического, так и теоретического характера. Поэтому специалистам по социальной работе важно знать, как социологические исследования организуются и проводятся, что они могут дать, а чего дать не могут, насколько им можно верить, каковы их возможности и ограничения, когда целесообразно проводить социологические исследования, каким образом они используются в практической работе.

К стандартным требованиям относительно навыков и умений специалиста по социальной работе[1] относится овладение методами аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы в практическом плане. Выпускник по специальности «521500- Социальная работа» может выполнять такой вид профессиональной деятельности, как научно-исследовательская – деятельность по разработке программно-методического обеспечения исследовательского проекта и использованию методов обработки, обобщения и анализа социологических данных[2].







Date: 2015-09-18; view: 414; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию