Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовка отчета о результатах исследования
Содержание завершающего этапа зависит от формы организации исследования и вида отчета. Если исследование проводилось по инициативе и на средства самих исследователей, то отчет выполняется в виде: а) диссертации на соискание ученой степени, б) публикации научной монографии или статей, в) доклада на каком-либо собрании социологов (конференции, симпозиуме, конгрессе и т.п.). Плановые госбюджетные исследования завершаются написанием полного отчета о проделанной работе, включающего в себя: • исследовательскую программу; • описание всех операций и процедур на каждом этапе исследования; • все выводы и рекомендации; • обширные приложения (образцы всех инструментов, итоговые таблицы, схемы, графики и т.п.). При этом отчет оформляется в полном соответствии с требованиями к оформлению научных работ. Вид отчетов за заказное исследование определяется договором на его проведение. Заказчик и социологи вправе договориться об отчете: • по полной форме (что бывает крайне редко), • в виде аналитической записки, содержащей выводы и рекомендации (что бывает чаще всего), • в любой иной форме, находящейся между двумя вышеназванными. Понятно, что в разных случаях подготовка отчета требует разных затрат времени, средств, интеллектуально-творческого и технико-оформительского труда. Назовем проблемы, которые чаще всего возникают в связи с приемом-сдачей отчетов о социологических исследованиях. Первая связана с соблюдением конфиденциального характера содержащейся в отчетах информации. Заказчик, как правило, кровно заинтересован в том, чтобы эта информация не попала в чужие руки, особенно конкурентам. Исполнители обязаны уважать этот интерес, ни в коем случае не предоставлять полученную информацию никому, кроме заказчика (даже если кто-то заплатит за нее больше, чем заказчик). Боязнь огласки — одна из весомых причин нежелания руководителей проводить социологические исследования в подведомственных им структурах. Суть второй проблемы заключается в определении собственника информации, полученной в процессе исследования. Кому она принадлежит — заказчику, оплатившему расходы на ее производство, или социологам, непосредственно ее получившим? Если в договоре нет никаких специальных условий на этот счет, то заказчик и исполнители выступают равноправными собственниками информации, содержащейся в отчете. Это значит, что ни та, ни другая сторона не имеет права распоряжаться ею без согласия другой стороны. В ситуации, когда, скажем, социологи решили опубликовать эту информацию (или ее часть), они обязаны получить на это разрешение заказчика. В противном случае возникает их ответственность перед судом, естественно, если в суд поступит соответствующий иск. Возможно и иное решение данной проблемы. В договоре может быть специально оговорено то, что исполнители отказываются от своей интеллектуальной собственности, продают ее заказчику за какую-то сумму. В такой ситуации заказчик становится единственным владельцем информации и может распоряжаться ею так, как ему заблагорассудится (вплоть до ее уничтожения). Социологи при этом полностью лишаются возможности использовать полученные ими данные в любых целях. Проблема собственности на социологическую информацию имеет еще один аспект, который должен быть отражен в отчете. Эмпирическое социологическое исследование — коллективное дело. В его проведении участвует много людей, выполняющих разнообразные функции — организаторов, сборщиков информации, кодировщиков, аналитиков и др. Каждый из них вносит свою лепту в производство нового знания. Поэтому вклад каждого определяется научным руководителем исследования, утверждается на общем собрании исследовательского коллектива и фиксируется в отчете. Таким образом, в данной главе охарактеризованы только основные вопросы организации, подготовки и проведения социологических исследований. Но и этого достаточно, чтобы сделать явной несостоятельность распространенной мнения о труде социологов, согласно которому они занимаются лишь тем, что пристают к людям с просьбой заполнить анкетку. На самом деле их работа намного сложнее, содержательнее и нужнее обществу. Видимая деятельность социологов — надводная часть айсберга, основная масса которого, как известно, находится под водой. Разработка исследовательской программы, пилотаж инструментария, полевые работы, обработка первичной информации, анализ вторичных данных, формулирование выводов и рекомендаций, оформление отчетов за сделанное - главные вехи любого социологического исследования, реализация которых требует выполнения многих специальных процедур. Большая часть исследовательских операций социологов в завершенной главе не только не раскрыта, но даже не названа. Разговор о них занял бы много места, а понимание их требует специфических знаний и социологических навыков. Первичные социологические навыки социальным работникам можно получить, участвуя в эмпирических исследованиях на вспомогательных ролях - в качестве анкетеров, интервьюеров и других технических исполнителей. Контрольно-обучающие вопросы и задания 1. Назовите случаи целесообразности проведения эмпирических социологических исследований, которые не названы. 2. Предположим, что Вы руководитель Фонда поддержки молодежной инфраструктуры, решивший провести социальное исследование. Что Вам нужно сделать для этого? Опишите все операции организации такого исследования. 3. Допустим, что Вы руководитель Территориального Центра по обслуживанию населения вашего района, к которому пришел социолог с программой исследования Вашего коллектива. По каким параметрам Вы будете оценивать качественность этой программы? 4. Назовите обязательные компоненты исследовательской программы и охарактеризуйте их. 5. Определите понятие «учебная дисциплина студента» и опe-рационализируйте его. 6. Сформулируйте гипотезы, объясняющие причины нарушений студентами учебной дисциплины. 7. Определите все возможные методы проверки этих гипотез. 8. Что такое социологическая выборка и репрезентативность выборки? 9. Какова цель пилотажного этапа исследования и технология ее достижения? 10. Назовите основные задачи полевого этапа исследования. 11. Что такое валидность исследования? Зачем и каким образом она определяется? 12. Охарактеризуйте критерии добротности социологических рекомендаций? 13. Какие виды отчетов за проведённые социологические исследования Вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? Каковы общие требования к ним? Рекомендуемая литература 1. Агафонов А.Н., Бурганова Р.И. Подготовка соционома к работе с молодежью девиантного поведения: учебно-методическое пособие. – Караганда: ТОО «Санат - Полиграфия», 2003 – 123 с. 2. Белановский С.А. Метод фокус-групп:учебное пособие. – М.: Никколо - Медиа, 2001. – 280 с. 3. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы: учебное пособие для студентов вузов и практических работников, 2-е изд., доп., перераб. – М.: Магистр Пресс, 2002 – 164 с. 4. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 256 с. 5. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург, 1998. Гл. I. - С. 5-14. 6. Джаманбалаева Ш.Е. Общество и подросток: социологический аспект девиантного поведения. - Алматы: Қазақ университеті, 2002. – 278 с. 7. Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2-х кн. / Под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой). М., 1994. – С.56-98. 8. Немировский В.Г. Общая социология: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004 – 320 с. 9. Патронат. Законодательство и практика / А.Хайруллина, Т.Карпушина, К.Айдарбеков. – Алматы, Дом печати АТАТЕК, 2003 – С. 72-98. 10. Растов Ю.Е., Трофимова Р.А. Методология и методика эмпирических социологических исследований конфликтности локальных социумов: Учебное пособие. Барнаул, 1997. 11. Социология. Основы общей теории: Учеб. Пособие / Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев, А.В. Кабыща и др./ Под ред. Г.В.Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996 – С.353-453 12. Страус А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001.- 256 с. 13. Студенческая жизнь: социальные проблемы: научно-аналитическое издание / под ред. Т.А. Кожамкулова. Алматы: Қазақ университеті, 2004 – 78 с. 14. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: учебное пособие. -–М.: Академический Проект, 2003 – 496 с. 15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 1999. – С.320-347.
Date: 2015-09-18; view: 415; Нарушение авторских прав |