Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II. Сельское хозяйство. Крестьяне
1. Община: её функции, сдерживающее влияние и проникновение буржуазных тенденций. Функции. Характеристику крестьянского хозяйства необходимо начать с общины как важнейшего явления, проникавшего во все стороны крестьянской жизни. Землепользование. Первую важнейшую задачу общины составляло распоряжение крестьянской землёй. Именно в общинную собственность поступала земля по реформе 1861 года; крестьяне, правда, могли покупать землю в частную собственность, но в среднем в Европейской России общинное землевладение составляло 80 % крестьянского землевладения. Распределение земли между крестьянами производилось на сельском сходе, в котором участвовали все дворохозяева. Тот же сельский сход время от времени устраивал переделы земли в соответствии с изменением экономических сил каждого двора. Переделялась только пашня; выгоны и сенокосы оставались в общем пользовании. С земельными переделами связано понятие чересполосицы. Стараясь разделить землю на равноценные участки (с учётом качества земли), сход отводил надел каждому крестьянину не в виде одного куска земли, а в виде большого числа мелких полосок в разных частях общинных владений. Число этих полосок могло достигать нескольких десятков; каждая из них была втиснута между полосками других крестьян, и это сдерживало развитие крестьянской агротехники. Даже если крестьянин видел возможность более производительного использования доставшегося ему участка (например, сеять лён вместо ржи), он вынужден был сеять то же, что и его соседи. Таким образом, чересполосица тормозила развитие самостоятельного крестьянского хозяйства. Круговая порука. Вторая важнейшая задача общины - коллективная материальная ответственность перед государством. Она распространялась на все платежи и натуральные повинности, причитавшиеся с крестьян. Уже упоминавшаяся отмена круговой поруки по налоговым платежам в 1903 году стала важным шагом вперёд, но и после этого община осталась низовым налоговым органом государства, производившим распределение налогов в своём селении. К тому же сохранялись выкупные платежи, за взнос которых тоже отвечала община. Круговая порука служила важным препятствием на пути ухода разорившихся крестьян в город, в рабочие, что сдерживало рост пролетариата, а значит, и развитие капитализма. Дела семейные. Раз уж было сказано о проникновении общины "во все стороны крестьянской жизни", надо отметить и то, что сельский сход мог вмешиваться в, казалось бы, личную крестьянскую жизнь - вопросы наследования, опеки, семейных разделов. Все эти вопросы затрагивали интересы общины постольку, поскольку оказывали влияние на платёжеспособность отдельных хозяев. На общине лежало и общественное призрение (по-современному, "социальная защита"): содержание тех, кто не мог сам себя обеспечить, будь то одинокие старики или сироты. Община под воздействием капитализма. Однако расчёты Плеве и других консерваторов, рассматривавших общину как гарантию против "язвы пролетариатства", то есть проникновения в крестьянскую среду капитализма, были неверны. Община сдерживала развитие капитализма, но не могла ему противостоять и сама была вынуждена подстраиваться под новые условия. В частности, воздействие капитализма на общину видно на примере земельных переделов. В дореформенный период они были связаны с проводившимися раз в 10-20 лет правительственными ревизиями. Ревизия учитывала изменения в числе душ мужского пола, в соответствии с чем изменялась сумма налогов с общины и их раскладка между дворохозяевами. Соответственно, по числу душ мужского пола переделивалась и земля. После реформы 1861 года передел стал производиться в зависимости от цикла землепользования, не чаще чем раз в 12 лет, а в каждой четвёртой общине переделов после 1861 года вообще не было. Причём там, где переделы производились, в качестве основания брались не души мужского пола, а платёжеспособность каждого хозяина. Таким образом, переделы стали проводиться не уравнительно, а на капиталистических принципах. Круговая порука тоже потеряла изначальный уравнительный оттенок. Теперь уплата богатым крестьянином налоговой недоимки за бедного односельчанина принимала характер не помощи, а ссуды, которую бедняк должен был отработать. Таким образом, община не смогла воспрепятствовать расслоению крестьян, а напротив, начала подстраиваться к новым отношениям. Однако до полного уничтожения сдерживающего влияния общины было ещё далеко. Не случайно даже столыпинская реформа, специально направленная против общины (об это речь впереди) не смогла её разрушить. 2. Крестьянское хозяйство. Малоземелье. Переходя непосредственно к крестьянскому хозяйству, следует в первую очередь упомянуть земельный голод, ставший к началу XX века важнейшей проблемой для крестьян. Отрезки в целом по реформе 1861 года составили 20 %, и это значит, что даже для поддержания хозяйства в прежнем объёме крестьяне получили земли недостаточно. В дальнейшем положение стало быстро ухудшаться ввиду естественного прироста крестьянского населения, почти двукратного за четыре пореформенных десятилетия. К концу XIX века размер надела в расчёте на душу мужского пола сократился с 5,1 до 2,6 десятины. Между тем для ведения хозяйства, позволяющего прокормиться крестьянской семье, требовалось не менее 6-8 десятин, а при переселении в Сибирь в начале века крестьянам вообще выделяли участки по 15 десятин. Рассматриваемый период характеризуется нарастанием тенденции покупки земли крестьянами, однако даже к 1915 году в собственности крестьян находилось лишь около 33 млн десятин, что выглядит не очень впечатляюще в сравнении со 136 млн десятин надельной земли. Аренда. Вследствие малоземелья крестьяне вынуждены были арендовать значительную часть земли у помещиков. На конец XIX века эта цифра составила 37 млн десятин. Часть составляла так называемая предпринимательская аренда - аренда земли богатыми крестьянами, стремившимися расширить производство. Показателем предпринимательской аренды служил расчёт деньгами. Однако основная часть крестьянской аренды оплачивалась отработками в помещичьем хозяйстве. Поскольку в помещичьих и крестьянских хозяйствах выполнялись одни те же работы, отработки отрывали крестьян от работы в своём хозяйстве и поэтому являлись очень невыгодными. Значит, на отработки крестьянин соглашался только в том случае, если не мог оплатить аренду деньгами. Стало быть, отработки - отличительная черта бедняцкой аренды. Такая аренда была невыгодна самим крестьянам, но отказаться от неё они не могли. Вести хозяйство без арендуемой помещичьей земли они не могли ввиду незначительности надела. Совсем отказаться от земледелия и уйти работать в город было трудно ввиду сопротивления общины, которой иначе пришлось бы платить налоги и выкупные платежи за ушедшего крестьянина. Эта система искусственно удерживала в деревне многих крестьян, которые иначе ушли бы в город и пополнили ряды рабочих. Искусственный характер привязки крестьян к земле ярко иллюстрирует такой факт, как распространение аренды за повинности. Некоторые бедные крестьяне сдавали свои наделы в аренду богатым соседям с единственным условием - уплаты всех причитающихся с него платежей. В нормальных рыночных условиях крестьянин, не получающий со своего надела никакого дохода, продал бы его и ушёл в город, однако в России крестьяне не могли этого сделать, поскольку им мешала община. Отходничество. Говоря об аренде, мы вплотную подошли к понятию отходничества. Отходник - это крестьянин, живущий в деревне, но работающий где-либо в другом месте; для нашего периода таким "другим местом" обычно являлась фабрика. Сначала отходник трудился на фабрике только в свободное от сельскохозяйственных работ время, затем - круглый год, а потом и вовсе перебирался с семьёй в город, превращаясь в рабочего. Расслоение крестьян. Развитие отходничества связано с процессом расслоения крестьян. Суть расслоения заключалась в размывании слоя середняков. Кто такой середняк? Не бедствующий, но и не богатый крестьянин, при первом же неурожае рискующий оказаться перед лицом голода (раз примерно в десять лет в России действительно случался сильный голод). Землю свою он обрабатывает сам, не нанимая дополнительных работников, но и сам ни к кому не нанимается. Основным орудием середняка остаётся соха, тогда как зажиточные крестьяне применяют плуг, а то и российские или даже импортные машины. Одним словом, хозяйство середняка предельно приближено к натуральному. Вот этот-то патриархальный середняк и исчезал в течение второй половины XIX - начала XX века. Меньшая часть выбивалась в зажиточные крестьяне, большая переходила в разряд бедняков. Классическая разбивка, выдвинутая ещё на исходе XIX века Лениным на основе подробного анализа обширной статистики, такова: 20 % крестьян составляли зажиточны (или богачи), 30 % - середняки, 50 % - бедняки. В рамках двух крайних групп выделяются ещё с одной стороны кулаки, с другой - батраки; каждая из этих групп составляла не более 5 % всех крестьян. Понятие "кулак" не является измышлением советской историографии и широко использовалось в XIX веке, в том числе и самими крестьянами. В качестве характеристики значения слова "кулак" можно привести распространённый в то время его синоним - "мироед" (под миром имеется в виду община). Классический кулак - богатый крестьянин, разбогатевший настолько, что может себе позволить не участвовать непосредственно в сельскохозяйственных работах. Он или занимается ростовщичеством (кредитованием односельчан), или ведёт хозяйство, нанимая батраков. Соответственно, классический батрак - разорившийся крестьянин, уже не ведущий своего хозяйства, а работающий по найму на богатых крестьян. Получается, кулака и батрака можно иначе назвать сельскохозяйственным капиталистом и сельскохозяйственным пролетарием. Надо, однако, учитывать, что на практике провести чёткую границу между батраком и просто бедным крестьянином или кулаком и зажиточным крестьянином труднее, чем в теории. Многие богатые крестьяне основные работы производили силами батраков, но и сами принимали участие в работе. Многие батраки, работая по найму, всё-таки сохраняли и небольшое собственное хозяйство, иной раз нанимая более сильных (в экономическом смысле) крестьян для его обработки. Такой же, если не более, приблизительный характер имеют и границы между середняками и бедняками, середняками и богачами. Поэтому распределить крестьян по разным группам с точностью до процента невозможно. Однако господствующая тенденция проявляется однозначно - это увеличение крайних групп за счёт середняков, то есть расслоение крестьян. Вывод. Всё более очевидно становилось, что сохранение существующих тенденций в более или менее обозримом будущем не оставляет для большинства крестьян шансов сохранить привычные условия жизни. Сами крестьяне воспринимали эту проблему, вызванную всем ходом экономического развития страны, через призму земельного голода, видя главную проблему в нехватке земли. Соответственно, решением проблемы им виделся передел помещичьих и государственных владений.
Date: 2015-09-18; view: 726; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|