Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Либералы
. Революционное движение, при всей его значимости, не исчерпывало всего общественного движения второй половины XIX - начала XX века. Либеральные традиции, идущие от западников и славянофилов 30-40-х годов, сохранились и в этот период. Общая характеристика либералов - несогласие с существующим порядком вещей (что отличает их от консерваторов) в сочетании с категорическим неприятием насильственных противозаконных действий (в отличие от революционеров).
I. 1860-е годы. Общий подъём общественного движения после крестьянской реформы захватил и либеральные круги. Наиболее ярким проявлением в этом отношении стал состоявшийся в декабре 1861 года съезд тверских мировых посредников во главе с губернским предводителем дворянства Унковским (тем самым, представившим самый либеральный проект освобождения крестьян накануне 1861 года). Съезд признал Положение 19 февраля не удовлетворившим народных потребностей и заявил о необходимости немедленного обязательного выкупа крестьянских наделов при помощи государства, а также разносторонних демократических реформ. В других губерниях перечисленные предложения получили поддержку меньшинства дворян. В итоге инициаторы составления "Всеподданнейшего адреса", которым были оформлены эти предложения, попали на несколько месяцев в Петропавловскую крепость, а затем были отданы под надзор полиции.
II. Земские либералы. 1870-е годы. Такой крутой отпор несколько умерил пыл либералов. Тем не менее, и в 1860-х, и в 1870-х годах либералы продолжали высказывать свои взгляды, используя для этого свои печатные органы и земскую трибуну. В основном предложения сводились к совершенствованию проведённых реформ без постановки вопроса о введении парламентской системы, для которой многие из либералов считали Россию ещё не готовой. Однако вместе в обострением внутриполитической обстановки на рубеже 1870-80-х годов активизировалось и земское либеральное движение. К царю потекли адреса и записки, ходатайствующие о расширении прав местного самоуправления и создание Земского собора (парламента). Либералы пытались убедить правительство, что только развитие начаты реформ может предотвратить революцию. Одновременно революционеров они призывали отказаться от террора, объясняя, что это не заставит правительство пойти на уступки. Максимум, до чего дошли либералы - это подпольный съезд в 1879 году представителей некоторых земств, профессоров Москвы и Киева (участники съезда не получали в полиции разрешения на его проведение). Участники съезда решили распространять на местах конституционные идеи с тем, чтобы в итоге предъявить правительству требования о создании конституции. Однако все эти оппозиционные поползновения были прерваны убийством Александра II. 1 марта 1881 года перевело вопрос об оппозиционности в плоскость "кто не с нами, тот против нас". Либералы, конечно, оказались с правительством. Царскую семью засыпали сочувственными телеграммами, а предложения о конституции пришлось отложить в долгий ящик. Новое оживление. Только с конца 80-х годов XIX века началось некоторое оживление земского либерального движения. В 1889 году образовался кружок "Беседа", объединивший несколько десятков земских деятелей (включая и представителей аристократии). "Беседа" решила бороться за расширение прав местного самоуправления и против засилья бюрократии. Дополнительным толчком для активизации либералов стал голод 1891 года, вызвавший критику в адрес правительства, немало способствовавшего голоду выколачиванием недоимок.
III. На стыке с революционной теорией. После кризиса революционно-террористического движения теории, использовавшиеся революционерами, стали применяться и либералами. Либеральные народники. Прежде всего, речь идёт о народничестве, после разгрома "Народной воли" и "Чёрного передела" выжившем лишь в форме так называемого либерального народничества. Признанным вождём либеральных народников выступал Николай Константинович Михайловский, выдвигавший теорию малых дел. Согласно теории малых дел, совершенствование общества возможно лишь в случае развития граждан, из которых оно состоит. А это развитие достигается постепенным воспитанием. Революция может передать власть из одних рук в другие, но не в силах изменить общество. Поэтому единственный верный путь прогресса - путь постепенных реформ. Таково содержание либеральной составляющей данного течения. Что же касается народничества, то Михайловский и его товарищи разделяли упования на крестьянскую общину, которая должна была помочь перейти к социализму, минуя капитализм. Поскольку либеральные народники выступали против революций, им вполне дозволялось пропагандировать свои взгляды через печатные издания. Легальные марксисты. Равным образом открыто выражали свои взгляды и сторонники легального марксизма - философы и экономисты Бердяев, Булгаков, Туган-Барановский. Они соглашались с либеральными народниками в постепенных, нереволюционных методах, но расходились с ними в оценке перспектив развития страны. Рассматривая, в согласии с теорией Маркса, капитализм в качестве прогрессивной и неизбежной стадией, они считали, что община обречена на исчезновение, а крестьяне должны в большей своей части превратиться в рабочих.
И способы пропаганды (через печатные органы, иной раз заграничные), и умеренность взглядов объективно делали либеральное течение уделом образованных кругов общества. Не имея массовой народной поддержки и не стремясь её любой ценой завоевать, оно неизбежно должно было оставаться по силе влияния в обществе на вторых ролях по сравнению с революционным движением.
Вывод. Важнейшим явлением общественно-политической жизни, оказывавшим наибольшее влияние на развитие страны, во второй половине XIX века являлось революционное движение. В своём развитии оно прошло несколько форм, различавшихся организацией, тактикой и идеологией. Будучи в наиболее ярких своих проявлениях основано на идеологии народничества, революционное движение в конце концов перешло к марксистским взглядам. Именно в конце XIX и первые годы XX века и власть, и общество осознали появление в России рабочего вопроса, в недалёком будущем сыгравшего столь важную роль в развитии событий. Вопрос для самостоятельного размышления: революционеры-народники - герои или преступники?
Date: 2015-09-18; view: 462; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|