Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Революционное движение
I. Освободительное движение 1860-х гг.: всеобщий стихийный подъём. Фоновые события. Основной составляющей общественного движения рассматриваемого периода стало движение революционное. С него начнём и мы. Но для начала - несколько слов об общих условиях, в которых оно происходило. Ответ крестьян. 1861 год характеризовался резким обострением обстановки в деревне. Крестьяне, которым объявили Положение 19 февраля 1861 года, не верили, что это истинный царский закон, требуя земли. В отдельных случаях (как, например, в с. Бездна) дело доходило до десятитысячных собраний, заканчивавшихся применением войск и сотнями убитых. А.И. Герцен, изначально приветствовавший 19 февраля титулом "Освободителя" для Александра II, после этих расстрелов изменил мнение и заявил о том, что "старое крепостное право заменено новым". Студенческое движение. Одновременно развернулось студенческое движение (дело было ещё до введения автономии вузов, причём как раз в 1861 году вышли новые, ограничительные, правила в отношении студентов). Движение оказалось столь сильным, что университеты пришлось на некоторое время закрыть. Общество. В целом произошло значительное раскрепощение сознания широких кругов населения, что выразилось, например, в таком явлении, как нигилизм. Сами нигилисты так себя не называли (понятие это ввёл Тургенев в "Отцах и детях"), но действительно выступали за критическое отношение ко всему с опорой на науку; выступали за пропаганду материалистических идей в народе. Разночинцы. Демократизация общества отразилась и на составе участников общественного движения Если в первой половине XIX века среди оппозиционных деятелей (от декабристов до Герцена) преобладали представители дворян, то в 60-е годы активное участие в общественной жизни стали принимать люди самых разных "чинов" (то есть общественных групп). Это позволило советским исследователям, вслед за Лениным, говорить о переходе с 1861 года от дворянского к разночинскому этапу освободительного движения. Прокламационный период. В рамках этого этапа выделяются разные периоды. Первый именуется прокламационным, потому что первые три пореформенных года характеризуются массовым появлением разнообразных листовок ("прокламаций"). Листовки составлялись разными людьми, выступавшими с разных точек зрения (от вполне умеренных до резко радикальных вплоть до призывов к поголовному уничтожению царской семьи и ниспровержению всех существующих общественных устоев). Что их объединяло, так это стремление к более глубоким демократическим изменениям во всех отраслях, в частности - к передаче земли крестьянам. "Земля и воля". На волне этого подъёма по стране возник ряд подпольных кружков, в конце 1861 года объединившихся в организацию "Земля и воля". У руководства организацией стояли Александр и Николай Серно-Соловьевичи, Николай Обручев, Александр Слепцов, активное участие в её делах принимал Чернышевский, помогали из Лондона Огарёв и Герцен. Организация объединяла до 400 участников кружков центральной России и Польши. Название организации отражало основные, по мнению её участников, требования народа и было связано с программой: возврат отрезков, принудительный выкуп помещичьей земли государством, создание выборного местного самоуправления и центрального народного представительства. Программа, как видим, была по современным меркам вполне умеренной, однако на её осуществление при царском правительстве рассчитывать не приходилось. Поэтому участники "Земли и воли" готовились к вооружённому захвату власти. Его перспективу они связывали с весной 1863 года. Сейчас - думали они - крестьяне ещё не осознали грабительской сущности реформы 19 февраля, но когда, с 19 февраля 1863 года, начнётся заключение выкупных актов, по всей России начнутся крестьянские восстания, которые надо будет только объединить, чтобы свергнуть царя. Однако в 1862 году были арестованы Николай Серно-Соловьевич и Чернышевский; при этом последнего по недоказанному обвинению сослали в Сибирь, так что он сошёл с политической арены. Кроме того, внутри самой организации существовали разногласия по идеологическим вопросам. В итоге к весне 1864 года "Земля и воля"ликвидировалась. Повлияла на это и неудача польского восстания. Польское восстание. В Польше недовольство крестьян реформой наложилось на национальный вопрос (ведь до самого конца XVIII века Польша существовала как самостоятельное государство). Претензии к российским властям были, таким образом, не только у крестьян, но и у помещиков, в результате чего в январе 1863 года вспыхнуло восстание. По техническим причинам оно началось немного раньше, чем предполагалось, что неблагоприятно отразилось на его ходе. Но главной причиной поражения стало не это, а противоречия внутри восставших: одним нужна была земля, а другим - власть. В итоге уже к лету 1863 года потерпели поражение основные силы восставших, а ещё через год восстание было окончательно подавлено. Тем не менее, польские крестьяне добились для себя уступок: земля им была предоставлена без выкупа, помещиков же вознаградило государство. Ишутинцы. Революционное же движение в России продолжилось после распада "Земли и воли" в виде кружков. Не перечисляя все из них, выделю только наиболее значительные. В 1863 году возник кружок во главе с вольнослушателем МГУ Ишутиным. Участники кружка пытались воплотить на практике идеи коллективной организации жизни, изложенные Чернышевским в "Что делать?". Они создавали производственно-бытовые артели (переплётная, швейная мастерские), открыли воскресную школу, общество взаимного вспомоществования бедных студентов; намеревались приобрести фабрику под Москвой, освободить Чернышевского. В 1866 году они пришли к осознанию необходимости создать для более активной деятельности тайное общество. Однако общество это просуществовало очень недолго, ибо той же весной, в апреле 1866 года, один из его участников, Дмитрий Каракозов, по собственной инициативе совершил неудачное покушение на царя, имевшее следствием повешение его самого и осуждение на каторгу и ссылку его товарищей. Нечаевщина. Кружок Ишутина не был единственным в середине и второй половине 60-х годов. Однако мы не будем упоминать все их и остановимся ещё лишь на организации, прогремевшей на всю Россию. Её история связана с именем Сергея Геннадьевича Нечаева. Этот вольнослушатель Петербургского университета зимой 1868-1869 годов создал студенческий революционный кружок. Планировалось сначала с помощью пропаганды набрать сторонников среди столичных студентов, с весны 1869 года вести агитацию в среде учащихся уездных и губернских городов, затем переносить пропаганду в народ, а весной 1870 года поднимать всероссийское восстание. Однако уже в мате 1869 года этот кружок был разгромлен, Нечаеву удалось бежать из России. За границей он проник в высшие круги российской политической эмиграции, представляясь посланцем российского революционного центра. Вызвал недоверие у Герцена, энтузиазм у Бакунина и выманил 10 тысяч рублей у Огарёва. С Бакуниным вместе они составили собрание заповедей революционера, позже получившее от представителей полиции название "Катехизиса революционера". Вот некоторые выдержки: "Революционер - человек обречённый. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанности, ни собственности, ни даже имени... Революционер... презирает и ненавидит... нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него всё то, что способствует торжеству революции". Имея в кармане добытый Бакуниным мандат представителя I Интернационала (международной революционной организации), Нечаев вернулся в Россию и создал новую организацию, названную "Народной расправой". "Народная расправа" отличалась жёсткой конспиративной организацией: состояла она из пятёрок, рядовые члены каждой из которых знали только друг друга и должны были беспрекословно подчиняться старшему. Во главе этой пирамиды стоял сам Нечаев. Предполагалось создание боевых отрядов для террора и добывания денежных средств у богачей и государства. Однако до этого дело не успело дойти. В ноябре того же 1869 года Нечаев с несколькими товарищами убил отказавшегося беспрекословно ему подчиняться студента Иванова, одного из участников "Народной расправы". Начав расследовать это происшествие как обычное уголовное дело, полиция раскрутила всю организацию, и дело закончилось в 1871 году широко разрекламированным показательным судом над нечаевцами. Правда, главному организатору снова удалось скрыться за границей, однако в 1872 году он был выдан России Швейцарией и умер 10 лет спустя в Алексеевском равелине Петропавловской крепости (главной политической тюрьме империи, славившейся невозможностью убежать из неё). Дело Нечаева нашло отклик по всей России. С одной стороны, оно способствовало пропаганде революционных идей, так что в начале 70-х годов в Европейской России насчитывалось порядка 200 кружков. С другой стороны, жёсткость и фанатичность Нечаевской организации вызвали всеобщее осуждение, так что вновь создаваемые кружки отличались слабой конспирацией и большей свободой участников.
II. Хождение в народ. Идеология. Семидесятые годы выделяются в истории освободительного движения в России своеобразной тактикой, получившей название "хождения в народ"; соответственно, люди, его осуществлявшие, получили наименование народников. Для начала - несколько слов о том, с чем народники пошли в народ. Идеология их основывалась на так называемом русском (или общинном) социализме, первым идеологом которого выступил ещё Герцен. Герцен считал, что Россия вполне может прийти к социализму, минуя капитализм, благодаря наличию крестьянской общины, этой ячейки социализма. Подобных взглядов придерживался и Чернышевский, полагавший, что община как производственное объединение должна постепенно вытеснить капиталистическое хозяйство, утвердив коллективное производство и потребление. В течение 60-х годов XIX века эти взгляды получили развитие в теориях М.А. Бакунина и П.Л. Лаврова, в середине 70-х получили известность и взгляды П.Н. Ткачёва. Бакунин. Бакунин Михаил Александрович. Из тверских дворян, получил хорошее образование. В 1840 году выехал за границу. В 1844 году был заочно осуждён российским судом на каторгу за печатные выступления в революционно-демократическом духе и отказ вернуться. В 1848-49 годах принимал деятельное участие в европейских революциях (в Австро-Венгрии и Пруссии), был арестован, в 1851 году выдан России и посажен в Петропавловку. В 1857 году, поняв бесперспективность своего положения, написал покаянное письмо императору, после которого ему смягчили наказание, выслав на поселение в Сибирь. Отсюда он бежал через Америку в Европу, включился в мировое революционное движение. Участвовал в I Интернационале (международная революционная организация), поругался с Марксом на основе теоретических разногласий, вышел из Интернационала и создал собственный анархический союз. Известен как идеолог анархизма. Где есть государство,- говорил Бакунин,- там обязательно есть и неравенство, поэтому общество будущего должно являть собой федерацию небольших (100-200 человек) самоуправляющихся общин с коллективной собственностью на средства производства и народным ополчением вместо армии. Это - его видение будущего общественного устройства. Высказывался Бакунин и по поводу способа перехода к этому устройству, который ему виделся исключительно в форме революции. Народ,- говорил он,- не надо учить: народ - "социалист по инстинкту". Революционеры должны лишь сыграть роль искры, а затем объединить разрозненные крестьянские бунты, чтобы свергнуть существующую власть. Лавров. Другое, пропагандистское направление русского народничества представлял Лавров Пётр Лаврович. Сын богатого помещика, довольно быстро ставший профессором Артиллерийской академии. Но он участвовал в студенческом движении и был связан с различными социалистическими кружками, за что в 1866 году его сослали на север, в Вологодскую губернию. В 1870 году он бежал за границу, участвовал в международном революционном движении, в Интернационале, издавал собственный журнал "Вперёд". Лавров тоже рассматривал русскую общину как ячейку социализма и считал, что революция должна выйти не из города, а из деревни, но не считал крестьян готовыми революции. Надежды на революцию Лавров связывал с постепенным просвещением народа интеллигенцией, которую он рассматривал как ведущую силу в преобразовании общества. Ткачёв. Ещё одно направление народнической мысли, именуемое обычно заговорщическим, олицетворяет Ткачёв Пётр Никитич. Выходец из небогатых дворян, он в 1861году оказался исключён из университета за участие в волнениях. В 1869 - арестован по делу Нечаева; в 1872, по освобождении из тюрьмы, выехал за границу, участвовал сначала в лавровском "Вперёд"е, а в 1875-81 издавал собственный журнал "Набат". Подобно Лаврову, Ткачёв осознавал неготовность русских крестьян к революции, однако не считал пропаганду перспективной в силу дикой дремучести и невежества народа. Но в то же время он отмечал слабость самодержавия, не имеющего сильной общественной опоры. Поэтому для проведения необходимых преобразований Ткачёв полагал необходимым свергнуть царскую власть и проводить реформы сверху, для чего необходима сильная законспирированная организация. Как видим, разногласия народников касались прежде всего не целей, а средств их достижения. И происходили они из того, что никто не мог предложить бесспорных методов достижения общества всеобщего равенства. Практика. Первое хождение в народ. Теоретические разногласия оказались отодвинуты на второй план практическими действиями в 1874 году. Положение в деревне в том году усугубилось голодом в Поволжье, основном хлебопроизводящем районе. Туда-то в первую очередь и отправились несколько тысяч участников социалистических кружков. Они рассчитывали разъяснить крестьянам грабительский характер царской власти и поднять их на восстание. Однако пока народники показывали крестьянам несправедливость существующих порядков, те во всём соглашались; когда же из этого народники делали вывод о необходимости свержения царской власти - их тут же сдавали в полицию. Слишком сильны среди крестьян оказались монархические иллюзии, заставлявшие крестьян все свои беды приписывать генералам и чиновникам, но не царю. Больше четырёх тысяч агитаторов было арестовано и осуждено; в том числе проведено несколько крупных процессов. Второе хождение в народ. Это заставило народников изменить тактику. Они решили, что если крестьяне не готовы воспринять революционные идеи сразу, их надо переубедить постепенно. Для этого молодые люди устраивались в деревнях на постоянное поселение под видом ремесленников или писарей, стараясь познакомиться с крестьянами поближе и постепенно их привлечь на свою сторону. Однако и такая пропаганда оказалась едва ли более действенной, и народников по-прежнему легко вылавливали власти. В итоге примерно в 1878-1879 году и второе хождение в народ сошло на нет.
III. Вторая "Земля и воля" и убийство Александра II. Общая деятельность. На волне "хождения в народ" возникла новая сильная революционная организация, взявшая название революционеров 60-х годов: "Земля и воля". Среди наиболее известных её деятелей можно назвать Г.В. Плеханова, супругов Натансонов, братьев Михайловых, С. Перовскую. В отличие от кружков начала 70-х годов, вторая "Земля и воля" имела жёсткую организацию наподобие нечаевской "Народной расправы". Она объединяла до 200 человек, разбитых на пятёрки и отряды (по направлениям деятельности); в провинциях имелись автономные отделения. Как и полагается народникам, землевольцы выступали за передачу всей земли крестьянам в общинное пользование при развитом мирском самоуправлении, за утверждение демократических свобод. Ради объединения возможно более широких оппозиционных кругов вопрос о революционном захвате власти не ставился. Впрочем, это не помогло избежать раскола. По мере того, как становилась явной неудача "хождения в народ", обострялся вопрос о методах, и среди землевольцев обозначились два направления. Сторонники одного выступали за пропаганду, второго - за террор. Террористические тенденции отчётливо проявились уже в 1878-79 годах. В январе 1878 года на всю страну прогремел выстрел Веры Засулич, ранившей Петербургского губернатора Трепова за жестокие действия последнего во время разгона студенческих демонстраций. Самым удивительным в этом деле было даже не само покушение, а оправдание присяжными Веры Засулич, выступившей на суде с обоснованием своего поступка (вскоре после освобождения из-под стражи она выехала за рубеж). В апреле 1879 года один из сторонников террора, Александр Соловьёв, покушался на царя - как и Каракозов, неудачно. Это покушение настолько обострило споры внутри "Земли воли", что летом 1879 года произошёл раскол. Георгий Валентинович Плеханов, вместе с приверженцами пропаганды, создал "Чёрный передел", Андрей Желябов и сторонники террора - "Народную волю". "Народная воля". Организация эта значительно разрослась по сравнению с "Землёй и волей": она объединяла до 250 кружков (в 50 городах) с 2 тысячами человек, располагала 11 подпольными типографиями, издавала несколько газет. Вся эта машина должна была обеспечить захват народовольцами политической власти в стране. Предполагалось, что цареубийство вызовет массовые народные восстания, возглавив которые, народовольцы смогут взять власть. После этого будут введены демократические свободы при широком общинном самоуправлении, земля и фабрики будут переведены в народную собственность с передачей их в управление рабочим и крестьянским общинам, а для учреждения конституционного порядка будет созвано Учредительное собрание. В августе 1879 года народовольцы объявили в своих подпольных газетах о вынесении Александру II смертного приговора и начали приводить его в исполнение. В течение следующих полутора лет им удалось совершить ряд опасных покушений, после которых царь только по стечению случайностей остался жив. Полиция сидела у конспираторов на хвосте, и в начале 1881 года ей удалось арестовать Желябова, но Перовская довела его дело до конца. 1 марта 1881 года народовольцам под её руководством удалось подстеречь Александра II недалеко от центра Петербурга. Первая бомба разбила карету, а когда Александр II, по своему обыкновению, попытался заговорить с террористом, подоспел второй метальщик. Александр II скончался от полученных ранений через несколько часов. Участников покушения, разумеется, повесили, но главная трудность народовольцев оказалась не в этом, а в том, что крестьяне и не подумали восставать! Таким образом, весь план народовольцев разрушился, и эта организация себя исчерпала. В течение следующих двух лет она была почти полностью разгромлена полицией: аресту и дальнейшему наказанию (вплоть до смертной казни) подверглись более 6 тыс. человек. "Чёрный передел". Название этой организации кажется зловещим только на взгляд человека XXI века. Перевести это название на современный язык можно было бы как "крестьянский передел" или "всеобщий (уравнительный, справедливый) передел". По сути, эта организация стала продолжателем лавровской линии революционного движения. Поднять крестьян на революцию её участники считали возможным только с помощью длительной пропаганды, постепенного развития народа. Чёрный передел" не принимал никакого участия в терактах, но после убийства Александра II и эта организация попала под правительственные репрессии. Те, кто не успел скрыться за границу, были арестованы.
IV. Рабочее движение. Начало рабочего движения. Незначительное в начале 1860-х годов, рабочее население России значительно увеличилось в течение следующих двух десятилетий. Ввиду нечеловеческих условий жизни и труда росло и рабочее движение, ставшее на исходе 70-х годов вполне обычным явлением. Число забастовок измерялось десятками в год, временами случались и крупные стачки, для разгона которых применялись войска. К 1875 году относится создание в Одессе Южнороссийского союза русских рабочих. Раскрытый полицией уже через несколько месяцев, Союз примечателен тем, что это - первая рабочая организация в России. Через три года, в 1878 году, в Петербурге появился Северный союз русских рабочих. Цель его была достаточно очевидной - "ниспровержение существующего политического и экономического строя как крайне несправедливого". Непосредственные требования - введение демократических свобод, развитие трудового законодательства и т.п. А вот на что стоит обратить внимание, так это на идеал организации: "учреждение свободной народной федерации общин на началах русского обычного права". Таким образом, разворачивающееся рабочее движение основывалось на народнической, крестьянской идеологии! Да и в числе организаторов были преимущественно народники - тот же Северный союз русских рабочих создавал народоволец Степан Халтурин, в начале 1880 года устроивший покушение на царя в Зимнем дворце. Марксизм в России. Однако, как мы видели, начало 1880-х годов явило кризис народнического движения, стремившегося опереться на крестьян в борьбе за смену строя. "Свято место пусто не бывает", и на смену народничеству пришёл уже надёжно укрепившийся к тому времени в Европе марксизм. Революционные идеи Карла Маркса основывались на его экономических взглядах, провозглашавших капитализм передовой стадией развития общества, которой, однако, присущи серьёзные внутренние противоречия между капиталистами и непосредственными производителями. Соответственно, Маркс предсказывал, что капитализм должен смениться иным общественным строем, основанном на более справедливом распределении, и произойти это должно именно с опорой на пролетариат. Естественно поэтому, что именно с пролетарским (рабочим) движением и связано развитие марксизма в России. Проникновению в Россию марксизма сильно способствовали оказавшиеся на Западе в изгнании народники: Плеханов, Засулич, Аксельрод и другие. Признав ошибочность своих прежних взглядов, они приняли идеи Маркса. Перемену эту наглядно характеризуют слова Плеханова: "Историческая роль русского пролетариата настолько же революционна, насколько консервативна роль мужика". Сложившаяся на основе названных революционеров группа "Освобождение труда" стала переводить и издавать Маркса, что способствовало распространению в России марксистских кружков. Таким образом, революционное движение в России вступило в конце XIX века в новый этап. Правительственная альтернатива революционерам. Видя рост рабочего движения, с которым не могли справиться ни кнут (в виде репрессий против забастовщиков), ни пряник (скудное фабричное законодательство), правительство попробовало поставить рабочее движение под свой контроль. Если быть точным, инициатива создания полицейскими агентами рабочих организаций принадлежала начальнику Московского охранного отделения Сергею Васильевичу Зубатову, почему революционеры и стали называть это движение зубатовщиной; другое название, данное ими же - "полицейский социализм". Зубатовские организации предоставляли рабочим возможность выплеснуть лишнюю энергию, участвуя в различных верноподданнических шествиях, поднесении адресов царю по случаю праздников и т.д. Одновременно рабочим разрешалось отстаивать свои экономические интересы (требовать, к примеру, повышения зарплаты, сокращения рабочего дня). Первая зубатовская организация возникла в 1901 году, а уже в 1903 Зубатов потерял свой пост, поскольку, во-первых, обнаружилась его интрига против министра внутренних дел Плеве, а во-вторых, на юге зубатовские организации приняли участие в мощном забастовочном движении. Впрочем, политика "полицейского социализма" не прекратилась. Только теперь во главе этого дела поставили священника Гапона, запретив подобным организациям экономическую борьбу в любом виде. "Полицейский социализм" сохранился, но в целом выполнить свою основную задачу он не смог - рабочее движение по-прежнему оставалось радикально-революционным.
Date: 2015-09-18; view: 1657; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|