Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема №3. Греция в XI-IX вв. до н.э. Социально-экономический строй древней Греции по данным гомеровских поэм
1. Экономическое развитие древней Греции в XI-IX вв. до н.э. 2. Социальная структура общества.
К концу II тыс. до н.э. наступает упадок ахейских государств. По времени этот процесс совпадает с началом новой миграции греческих племен (дорийцев) из северных районов Балканского полуострова. Расселение дорийских племен совпало с началом распространения железа в егионе. В ходе пою переселения была разрушена большая часть существовавших здесь ахейских государств. Часть ахейского населения была истреблена, часть переселилась в Аттику, на острова, Малоазийское и даже Финикийское побережье, часть смешалась с завоевателями. Дорийское переселение как единственная причина гибели ахейских государств не подтверждается, так как упадок и гибель этих государств, их дворцовых хозяйств происходит и там, куда дорийские племена не проникали (например, в Аттику). Общепризнанно, что результатом дорийского переселения был регресс социально-политических отношений, гибель классового общества и государства и возврат к первобытнообщинным отношениям. Родовой строй дорийских племен был не совместим с имеющимися городами и развитым рабовладельческим хозяйством. Все то, что не вписывалось в схему социально-экономического развития дорийских племен, было уничтожено. Однако нельзя говорить о полной гибели ахейской культуры. Бели говорить об экономике, то, несмотря на урон, который был нанесен дорийским переселением, уровень сельского хозяйства и земледелия не понизился. Сохранились все ремесла, которые обслуживали нужды рядового ахейского населения. Дорийское завоевание разрушило микенскую цивилизацию. Люди покидают крепости, поселяются в деревянных или из необожжённого кирпича домах. Исчезает письменность, торговля. Всё намного примитивней, но появляется железо (сначала оружие, потом – орудия) Темные века. XI-IX вв. до н.э. Источники – Илиада и Одиссея, т. к. современную ему действительность Гомер накладывает на древнюю легенду. В основном маленькие примитивные изолированные сельские общины – демосы. Центр общины – полис (место с компактной застройкой, иногда обнесённое стенами или, скорее всего, валом с частоколом). Общин таких множество, между ними постоянные столкновения (из-за скота – главного богатства). Вся земля принадлежит общине, распределяется жребием. Очень сильны пережитки родового строя – основные единицы – филы и фратрии. Они по сути самостоятельны, союз их только для совместной обороны. Сильна кровная месть и вражда между фратриями. Уже тогда появляются поликлеры (многонадельники) и аклеры (безземельные). Аклер вынужден становится батраком-фетом. Выделяется родовая аристократия, которая стремится сакрализировать своё господство, «роднясь» с богами. Аристократия имущественная становится аристократией военной. Она занимает первые ряды в ополчении, от нее зависит исход боя. Промаха – поединки тяжеловооружённых аристократов чаще всего решала исход сражения, а потому у нее и наибольшее политическое влияние. Со временем, выделяются «басилеи» или «скипетродержцы» - гомеровские цари (царь – очень условно, т. к. власть басилея не настолько сильна. Нет отделения от филы или фратрии). Они – фигуры сакральные, первые воины, им обязаны преподносить дары. У совета басилеев общины – главная исполнительная власть и суд. Другая общинная власть – «старцы градские», за ними – суд. Греческое общество XI—IX вв. до н.э. - это общество, переживающее период разложения первобытнообщинного строя и зарождения рабовладельческого общества. Для Греции данного периода характерно развитие земледелия и скотоводства. Греки в это время выращивали пшеницу, ячмень, полбу. Поля отводили под пар, удобряли навозом. Греки использовали трехпольную систему землепользования. Урожай собирали серпами, обмолот производили на гумне при помощи волов. Зерно ручными мельницами превращали в муку. Развитыбыли скотоводство и огородничество. Известно, что основу скотоводства составлял мелкий рогатый скот - козы и овцы. Однако древние греки разводили и лошадей, ослов, мулов, лошаков и свиней. Греческое общество XI -IX вв. до н.э. было знакомо с железом, из которого изготавливались сельскохозяйственные орудия. Строгогоразделения труда в сфере ремесла и производства пока не наблюдалось, хотя уже были плотники, кузнецы, кожевенники, горшечники, ткачи, ювелиры и другие ремесленники. В это время ремесло носило характер бродяжничества. Стационарных мастерских было очень мало. Ремесло кустарное, профессиональные ремесленники – «демиурги» - вынуждены скитаться, т.к. в одной деревне постоянной работы недостаточно. Таким образом, здесь мы еще не видим окончательного отделения ремесла от сельского хозяйства.Это связано еще с натуральным типом хозяйства гомеровской Греции. Меновая торговля носила эпизодический характер. Большую роль в торговле играли финикийские купцы. В основе общественной организации лежали родоплеменные связи: рол фратрия - фила. Община являлась коллективным собственником земли. Земельный надел носил название «клер», что означаетжребий, так как первоначально земельные участки между общинниками распределялись по жребию, и владение ими носил периодический характер. К концу периода начинается процесс социального расслоения. Об этом свидетельствуют данные о появлении «многоклерных» и «бесклерных» членов общины. Появление двух социальных категорий населения в общине открывает возможности для выделения знати и свободного общинника. При этом основным мерилом богатства выступает не земля, а скот. При общинно-родовом строе высшая власть в обществе считаласьпринадлежащей народу (демосу) в лице народного собрания агоры. Во главе племен стоял басилей, он выступал, скорее всего, военным предводителем, а не рассматривался как царь. В мирное время его властьограничиваласьсудом и религиозными делами. Власть басилея ограничивалась советом знати и народным собранием. Первоначально должность басилея была выборной. Им выделяли из общины землю под пашню и виноградники, они получали подарки и лучшую долю в общинной трапезе. В дальнейшем его власть начинает передаваться по наследству. В гомеровское время басилей уже сам собирал народное собрание, но при этом правом голоса на нем пользовались уже только представители родовой знати. Хозяйство басилея носило ярко выраженный натуральный характер. Оно могло обеспечивать всем необходимым только басилея и его семью. Вторым органом общинного управления выступает совет старейшин или буле. Характер буле гомеровской эпохи отличается от периода развитых родовых отношений. В буле уже входят не самые пожилые и умудренные опытом старцы, а знатные члены общины независимо от возраста. Членов буле называют - геронтами, то есть «старцами». В целом строй гомеровской эпохи являл собой ярко выраженную «военную демократию», то есть политическую организацию, характерную для последнего этапа истории, родового строя и связанную с появлением прибавочного продукта. Желание накопления последнего способствовало развитию грабительских войн из-за богатств, рабов и земель, которые, в свою очередь, стимулировали развитие классов и государства. Войны обогащали и политически усиливали военных предводителей, которые постепенно приобретали больший вес в органах народовластия, отстраняя демос от участия в управлении. Однако институты народной демократии еще сохраняются в лице народного собрания и совета старейшин. К верхним слоям общества относятся басилей и родовая знать. Большую же часть населения составляют свободные земледельцы. Единственная внешняя торговля – изредка наведывающиеся финикийцы – торгуют роскошью. Жизнь всех слоёв населения, включая аристократию, проста и лишена роскоши. С рабами и нищенствующими питаются за одним столом. Появляются рабы, но их мало, рабство патриархальное. Date: 2015-09-18; view: 2474; Нарушение авторских прав |