Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема №3. Греция в XI-IX вв. до н.э. Социально-экономический строй древней Греции по данным гомеровских поэм





1. Экономическое развитие древней Греции в XI-IX вв. до н.э.

2. Социальная структура общества.

 

К концу II тыс. до н.э. наступает упадок ахейских государств. По времени этот процесс совпадает с началом новой миграции греческих племен (дорийцев) из северных районов Балканского полуострова. Рассе­ление дорийских племен совпало с началом распространения железа в егионе. В ходе пою переселения была разрушена большая часть суще­ствовавших здесь ахейских государств. Часть ахейского населения была истреблена, часть переселилась в Аттику, на острова, Малоазийское и даже Финикийское побережье, часть смешалась с завоевателями. Дорий­ское переселение как единственная причина гибели ахейских государств не подтверждается, так как упадок и гибель этих государств, их дворцо­вых хозяйств происходит и там, куда дорийские племена не проникали (например, в Аттику). Общепризнанно, что результатом дорийского пере­селения был регресс социально-политических отношений, гибель классо­вого общества и государства и возврат к первобытнообщинным отноше­ниям. Родовой строй дорийских племен был не совместим с имеющимися городами и развитым рабовладельческим хозяйством. Все то, что не впи­сывалось в схему социально-экономического развития дорийских племен, было уничтожено. Однако нельзя говорить о полной гибели ахейской культуры. Бели говорить об экономике, то, несмотря на урон, который был нанесен дорийским переселением, уровень сельского хозяйства и земледелия не понизился. Сохранились все ремесла, которые обслужива­ли нужды рядового ахейского населения.

Дорийское завоевание разрушило микенскую цивилизацию. Люди покидают крепости, поселяются в деревянных или из необожжённого кирпича домах. Исчезает письменность, торговля. Всё намного примитивней, но появляется железо (сначала оружие, потом – орудия)

Темные века. XI-IX вв. до н.э. Источники – Илиада и Одиссея, т. к. современную ему действительность Гомер накладывает на древнюю легенду. В основном маленькие примитивные изолированные сельские общины – демосы. Центр общины – полис (место с компактной застройкой, иногда обнесённое стенами или, скорее всего, валом с частоколом). Общин таких множество, между ними постоянные столкновения (из-за скота – главного богатства).

Вся земля принадлежит общине, распределяется жребием. Очень сильны пережитки родового строя – основные единицы – филы и фратрии. Они по сути самостоятельны, союз их только для совместной обороны. Сильна кровная месть и вражда между фратриями. Уже тогда появляются поликлеры (многонадельники) и аклеры (безземельные). Аклер вынужден становится батраком-фетом.

Выделяется родовая аристократия, которая стремится сакрализировать своё господство, «роднясь» с богами. Аристократия имущественная становится аристократией военной. Она занимает первые ряды в ополчении, от нее зависит исход боя. Промаха – поединки тяжеловооружённых аристократов чаще всего решала исход сражения, а потому у нее и наибольшее политическое влияние. Со временем, выделяются «басилеи» или «скипетродержцы» - гомеровские цари (царь – очень условно, т. к. власть басилея не настолько сильна. Нет отделения от филы или фратрии). Они – фигуры сакральные, первые воины, им обязаны преподносить дары. У совета басилеев общины – главная исполнительная власть и суд. Другая общинная власть – «старцы градские», за ними – суд.

Греческое общество XI—IX вв. до н.э. - это общество, переживающее период разложения первобытнообщинного строя и зарождения рабовла­дельческого общества.

Для Греции данного периода характерно развитие земледелия и ско­товодства. Греки в это время выращивали пшеницу, ячмень, полбу. Поля отводили под пар, удобряли навозом. Греки использовали трехпольную систему землепользования. Урожай собирали серпами, обмолот произво­дили на гумне при помощи волов. Зерно ручными мельницами превраща­ли в муку.

Развитыбыли скотоводство и огородничество. Известно, что основу скотоводства составлял мелкий рогатый скот - козы и овцы. Однако древ­ние греки разводили и лошадей, ослов, мулов, лошаков и свиней.

Греческое общество XI -IX вв. до н.э. было знакомо с железом, из которого изготавливались сельскохозяйственные орудия.

Строгогоразделения труда в сфере ремесла и производства пока не наблюдалось, хотя уже были плотники, кузнецы, кожевенники, горшеч­ники, ткачи, ювелиры и другие ремесленники. В это время ремесло носи­ло характер бродяжничества. Стационарных мастерских было очень мало. Ремесло кустарное, профессиональные ремесленники – «демиурги» - вынуждены скитаться, т.к. в одной деревне постоянной работы недостаточно.


Таким образом, здесь мы еще не видим окончательного отделения ремес­ла от сельского хозяйства.Это связано еще с натуральным типом хозяй­ства гомеровской Греции. Меновая торговля носила эпизодический ха­рактер. Большую роль в торговле играли финикийские купцы. В основе общественной организации лежали родоплеменные связи: рол фратрия - фила. Община являлась коллективным собственником земли. Земельный надел носил название «клер», что означаетжребий, так как первоначально земельные участки между общинниками распределялись по жребию, и владение ими носил периодический характер. К концу пе­риода начинается процесс социального расслоения. Об этом свидетельст­вуют данные о появлении «многоклерных» и «бесклерных» членов об­щины. Появление двух социальных категорий населения в общине от­крывает возможности для выделения знати и свободного общинника. При этом основным мерилом богатства выступает не земля, а скот.

При общинно-родовом строе высшая власть в обществе считаласьпринадлежащей народу (демосу) в лице народного собрания агоры. Во главе племен стоял басилей, он выступал, скорее всего, военным предво­дителем, а не рассматривался как царь. В мирное время его властьограничиваласьсудом и религиозными делами. Власть басилея ограничивалась советом знати и народным собранием. Первоначально должность басилея была выборной. Им выделяли из общины землю под пашню и виноградники, они получали подарки и лучшую долю в общинной трапе­зе. В дальнейшем его власть начинает передаваться по наследству. В гомеровское время басилей уже сам собирал народное собрание, но при этом правом голоса на нем пользовались уже только представители родо­вой знати. Хозяйство басилея носило ярко выраженный натуральный характер. Оно могло обеспечивать всем необходимым только басилея и его семью.

Вторым органом общинного управления выступает совет старейшин или буле. Характер буле гомеровской эпохи отличается от периода разви­тых родовых отношений. В буле уже входят не самые пожилые и умуд­ренные опытом старцы, а знатные члены общины независимо от возраста. Членов буле называют - геронтами, то есть «старцами».

В целом строй гомеровской эпохи являл собой ярко выраженную «военную демократию», то есть политическую организацию, характер­ную для последнего этапа истории, родового строя и связанную с появле­нием прибавочного продукта. Желание накопления последнего способст­вовало развитию грабительских войн из-за богатств, рабов и земель, ко­торые, в свою очередь, стимулировали развитие классов и государства. Войны обогащали и политически усиливали военных предводителей, ко­торые постепенно приобретали больший вес в органах народовластия, отстраняя демос от участия в управлении. Однако институты народной демократии еще сохраняются в лице народного собрания и совета старейшин. К верхним слоям общества относятся басилей и родовая знать. Большую же часть населения составляют свободные земледельцы.

Единственная внешняя торговля – изредка наведывающиеся финикийцы – торгуют роскошью. Жизнь всех слоёв населения, включая аристократию, проста и лишена роскоши. С рабами и нищенствующими питаются за одним столом. Появляются рабы, но их мало, рабство патриархальное.







Date: 2015-09-18; view: 2474; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию