Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия как мировоззренческая система и как область знания





Белорусский государственный университет

Кафедра философии и методологии науки

С.А.Поваляев, С.Г.Савина

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

(С фрагментами оригинальных текстов)

(Для студентов вузов гуманитарных специальностей)

МИНСК

Г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Философия как мировоззренческая система

и как область знания ………………………………………………..……3

2. Философская система Древней Индии (Индуизм)……………………..6

3. Философия Древнего Китая (Даосизм и Конфуцианство)……………..8

4. Античная философия…………………………………………………….11

5. Средневековая философия…………………………………………….…16

6. Философия эпохи Возрождения……………………………….………...19

7. Философия Нового времени. Проблемы источника знания и метода познания…………………………………………………………………...21

8. Немецкая классическая философия……………………………………..24

9. Марксистская философия………………………………………………..26

10. Поздние направления развития философской

мысли……………………………………………………………………...29

11. Основополагающие категории философии………………………….…32

12. Человек как философская проблема…………………………………....39

13. Общество как развивающаяся система …..……....................................41

Краткий словарь философских терминов………………….………….…45

Фрагменты биографий известных философов

и их произведения….……………………….…………………………..…49

Контрольно-проверочный тест. ………………………………………….54

14. Приложение: фрагменты текстов с комментариями...... …………58

Литература............................................... 115

3.

Философия как мировоззренческая система и как область знания.

Философия (в, переводе с греческого, – «любовь к мудрости») является наиболее древней мировоззренческой системой (если не брать во внимание мифологию и первобытные религии). Сам термин «философия» принадлежит древнегреческому философу и математику Пифагору и был введен обиход в VI1 веке до н.э.

Сама философия естественно не отождествляется с самой мудростью. Главное предназначение философии – поиск мудрости, удовлетворение извечной человеческой потребности в совершенном знании.

Можно сказать, что философия – знание особого рода, которое необходимо должно быть системным, логическим, предельно широким.

Именно поэтому философия выступает как наука о всеобщих законах природы, общества и мышления, общая методология научного познания

Как предельно общее теоретическое мировоззрение философия исторически в качестве центрального вопроса выделяла вопрос о природе абсолютного и отношение к нему человека.

Данное абсолютное может занимать следующие позиции:

• Абсолютное есть материя;

• Абсолютное есть дух, мышление;

• Абсолютное есть Бог (Высшее Совершенство).

Философия как мировоззренческая система и как особая форма мышления постигает всеобщее, предметная область которого включает сущее и бытие, реальность и причинность мироздания, смысл и ценность жизни, место человека в мире.

Таким образом, философское познание реализует себя в форме мысли, заключающей в себе существенное, всеобщее и необходимое, обнаруженное в предмете и отраженное в понятии.

Цель философии – познание законов в пределах своей предметной области, которые носят всеобщий характер.

Какие это законы?

4.

1.Закон причинности (всякое явление имеет свою причину и следствие).

2. Закон противоречия (или отношения противоположностей). Противоречие есть источник всякого развития.

3. Закон меры (или единства количественных и качественных изменений, связанных через отношение меры).

4. Закон отрицания (всякая последующая ступень в процессе развития является частичным или полным отрицанием предыдущей).

5. Закон свободы воли как основание всякой деятельности.

Касаясь природы Абсолютного, мы выделили как минимум два аспекта, в рамках которых философские системы разделились на два направления.

Материализм – направление, которое в природе Абсолютного главным выделяет природу, материю. Идеализм – направление, которое в природе Абсолютного главным выделяет дух, сознание, разум.

В философской системе существует и такое направление как дуализм, который рассматривает материю и сознание как первоосновы бытия, существующие независимо друг от друга.

Но вопрос о природе Абсолютного – это только одна сторона основного вопроса философии. Вторая сторона заключается в ответе на вопрос о познаваемости мира. Если первая сторона основного вопроса философии имеет онтологическую форму, то вторая – гносеологическую.

Гносеология – учение о познании является необходимой составной частью философского мировоззрения.

Философская система, которая стоит на позиции ограниченных возможностях познания вещей и явлений или в принципе их непознаваемости получила название агностицизм.

Философское познание специфическое и по своему методу отличается от методов конкретных наук. Метод – это способ теоретического или практического овладения предметом. Философский метод – это способ познания всеобщего и необходимого в природе, обществе и мышлении.

В истории философии сложилось два основных метода философского познания – метафизический и диалектический.

 

5.

Метафизический метод состоит в предположении неизменной жизненной сущности предметов (вещей, явлений, процессов). Сам же предмет рассматривается вне его всеобщих (универсальных) связей, противоречий и развития.

Диалектический метод прямо противоположен метафизическому. Его существенные черты можно выразить следующим образом:

1. Не существует никакой вечной неизменной сущности предмета, поэтому нет ничего раз и навсегда данного и неизменного.

2. Предмет исследуется не односторонне, а в его всеобщих связях и в развитии, путем превращения противоположностей.

3. Противоречия рассматриваются как источник и движущаяся сила развития.

Философское знание имеет свои исторические формы, на которые откладывает свой отпечаток мировоззренческие, культурологические, интеллектуальные составляющие конкретной эпохи.

Поэтому в рамках исторической хронологии можно выделить философские системы Античности (Космоцентризм – мир рассматривается как единый космос, а человек как микрокосмос), Средневековья (Теоцентризм – господство идеи Боготворения), эпохи Возрождения (Антропоцентризм – возрастание ценности человека), Нового времени (Рационализм – рост научно-естественного знания, становление методов научного познания), Новейшего времени (Техноцентризм – определяющая роль техники, технологий, информации в развитии общества).

Естественно, в рамках обозначенных исторических периодов, существует более детальная классификация философских систем, содержание которых мы и рассмотрим далее.

 

 

6.

Date: 2015-09-18; view: 826; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию