Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суждение и осуждение





Стоит начать с явления, знакомого всем, с радости осуждения. "Плохаякнига", говорит кто-нибудь, или "плохая картина", и кажется, будто онвысказывается о сути дела. Между тем выражение его лица свидетельствует, чтоговорит он с удовольствием. Ибо форма выражения обманывает, и скоровысказывание переносится на личность. "Плохой поэт" или "плохой художник",следует тут же, и это звучит, как будто говорят "плохой человек". Каждомунетрудно поймать знакомых и незнакомых, себя самого на атом процессеосуждения. Радость отрицательного суждения всегда очевидна. Это жесткая и жестокая радость, ее ничем не собьешь. Приговор лишьтогда приговор, когда в нем звучит этакая зловещая уверенность. Он не знаетснисхождения, как не знает осторожности. Он выносится быстро; по своей сутион больше подходит к случаям, когда не требуется размышления. Его быстротасвязана со страстью, которая в нем чувствуется. Безусловный и быстрыйприговор это тот, который вызывает на лице произносящего его выражениеудовольствия. В чем суть этого удовольствия? Ты что-то от себя отстраняешь к худшийразряд, причем предполагается, что сам ты принадлежишь к разряду лучшему.Унижая других, возвышаешь себя. Естественным и необходимым считается наличиедвоякого рода ценностей, противопоставленных друг другу. Хорошее существуетвсегда постольку, поскольку оно возвышается над плохим. Что считать хорошим,а что плохим, определяешь ты сам. Таким образом ты присваиваешь себе власть власть судьи. Ибо это лишькажется, что судья стоит между двумя лагерями, на границе, разделяющей доброи зло. Сам-то он в любом случае относит себя к лагерю добра; право исполнятьату должность основано в значительной мере на его безусловной принадлежностик царству добра, как будто он там и родился. Он, так сказать, судья поприроде. Его приговор имеет обязательную силу. Судить он должен о вполнеопределенных вещах на основании приобретенного опыта. Он много знает о добреи зле. Но и те, кто не являются судьями, кому никто не поручал эту роль, дапри здравом рассудке и не поручил бы никогда, постоянно позволяют себеизрекать приговоры о чем угодно. Для этого отнюдь не требуется бытьспециалистом: по пальцам можно пересчитать тех, кто воздержался бы отприговора из чувства стыда. Болезнь осуждения одна из самых распространенных среди людей, ейподвержены практически все. Попытаемся вскрыть ее корни. Человеку присуща глубокая потребность разделять всех, кого он себетолько может представить, на группы. Подразделяя неопределенную, аморфнуюсовокупность людей на две группы, он придает им нечто вроде плотности. Онгруппирует их, как будто они должны друг е другом бороться, он их обособляети наделяет враждебностью. Такими, как он их себе представляет, какими онхочет их видеть, они могут друг другу только противостоять. Суждение о"добре" и "зле" древнейшее средство дуалистической классификации, отнюдь несовсем, однако, абстрактной и не совсем мирной. Между тем и другимпредполагается напряжение, и судящий создает и поддерживает это напряжение. В основе этого процесса тенденция образовывать враждебные орды.Конечным же результатом должна стать военная орда. Распространяясь на другиевсевозможные сферы жизни, тенденция как бы разбавляется. Но даже если онапроявляет себя мирно, даже если она выражается всего в одном-двух осуждающихсловах, все равно всегда существует потенциальная возможность довести ее доактивной и кровавой вражды двух орд. Каждый, будучи связан в жизни тысячью отношений, принадлежит кмногочисленным группам "добра", которым противостоит столько же групп "зла".Нужен только повод, чтобы та или другая из них, распалившись, стала ордой инабросилась на враждебную орду, пока та се не опередила. Тогда мирные на вид суждения оборачиваются смертными приговорами врагу.Тогда границы добра четко обозначаются, и горе носителю зла, который ихпереступит. Ему нечего делать среди носителей добра, он должен бытьуничтожен.

Date: 2015-09-18; view: 214; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию