Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Властитель как переживший других
Параноическим типом властителя можно назвать такого, который любымисредствами стремится избавить себя от опасности. Вместо того чтобы броситьвызов и выступить против псе, вместо того чтобы в борьбе с ней прийти ккакому-то результату, пусть он даже окажется и неблагоприятным, он стараетсяпреградить ей путь хитростью и осторожностью. Он создает вокруг себясвободное, хорошо обозримое пространство, чтобы заметить любой знак ееприближения и принять нужные меры. Так, он будет озираться по сторонам,поскольку сознание, что ему грозит множество врагов, которые могут выступитьпротив пего все одновременно, заставляет бояться окружения. Опасность грозитотовсюду, не только спереди. Она даже больше за его спиной, где он не можетувидеть се достаточно быстро. Поэтому он оглядывается, прислушивается даже ксамому тихому шороху, ибо зa ним может крыться враждебный умысел. Воплощение всех опасностей это, конечно, смерть. Важно знать точно,откуда ее можно ждать. Первый и решающий признак властителя это его правораспоряжаться жизнью и смертью- К нему никто не вправе приблизиться; ктоявится к нему с известием, кто должен к нему подойти, того необходимообыскать, ведь он может быть вооружен. Смерть старательно отдаляется отнего: он сам может и должен ею распоряжаться. Вынесенный им смертныйприговор всегда исполняется. Это знак его власти; она абсолютна лишь до технор, пока остается неоспоримым его право приговаривать к смерти. Ибо по-настоящему подвластен ему лишь тот, кого он может послать насмерть. Именно к этому сводится при необходимости последнее испытаниепокорности. Солдаты воспитываются в двоякого рода готовности: их посылаютубивать его врагов и они сами готовы принять за него смерть. Но не толькосолдаты, все другие его подданные также знают, что в любой момент от негозависит их жизнь или смерть. Страх, который он внушает, одно из его свойств;этот страх его право, и за это право его больше всего почитают. Поклонениеему принимает самые крайние формы. Так сам Господь Бог держит' в своих рукахсмертный приговор всем живущим и тем, кто еще будет жить. От его прихотизависит, когда он будет приведен в исполнение. Протестовать никому неприходит в голову "это бесполезно. Однако земным властителям не так просто, как Господу. Они не вечны; ихподданные знают, что их дни тоже сочтены. И конец этих дней можно дажеускорить. Как всегда, это делается с помощью насилия. Кто пересталповиноваться, тот решается на борьбу. Ни один властитель не может быть раз инавсегда уверен в покорности своих людей. Покуда они позволяют ему себяубивать, он может спать спокойно. Но едва кому-то удастся избежатьприговора, властитель оказывается в опасности. Чувство этой опасности никогда не покидает обладателя власти. Позднее,когда речь зайдет о природе приказа, будет показано, что его страхи должны становиться тем сильней, чем больше его приказов выполнено. Он можетуспокоить их, лишь преподав урок. Ему нужна будет казнь ради самой казни,даже если жертва не так уж виновата. Время от времени ему придется повторятьказни, тем чаще, чем быстрее растут его сомнения. Самые надежные, можносказать, самые желанные его подданные это те, кто посланы им на смерть. Ибо каждая казнь, за которую он ответствен, прибавляет ему немногосилы. Это сила пережившего других, которой он таким образом набирается. Егожертвы вовсе не собирались на самом деле выступить против него, но они моглибы это сделать. Его страх превращает их может быть, только задним числом воврагов, которые против него боролись. Он их осудил, они побеждены, он ихпережил. Право выносить смертные приговоры в его руках становится оружиемнаподобие любого другого, только гораздо действенней. Варварские и восточныевластители нередко очень любили собирать свои жертвы где-нибудь возле себя,так, чтобы они всегда были перед глазами. Но и там, где обычаи этого непозволяли, властители все-таки подумывали, как бы такое сделать. Зловещуюзабаву в подобном духе устроил, как рассказывают, римский император Домициан*. Пир, который он придумал и подобного которому наверняка никогдабольше не было, дает самое наглядное представление о глубинной сутипараноического властителя. Вот что сообщает об этом Кассий Дио*: "В другой раз Домициан поступил с благороднейшими сенаторами ивсадниками следующим образом. Он оборудовал зал, в котором потолки, стены иполы были совершенно черными, и приготовил непокрытые ложа такого же цвета,которые находились на голом полу. Гостей к себе он пригласил ночью и безсопровождающих. Возле каждого он велел сначала поставить пластинку в форменадгробия с именем гостя, тут же был и маленький светильник, какие висят всклепах. Затем в зал вошли хорошо сложенные нагие мальчики, тожераскрашенные черным, словно призраки. Они совершили вокруг гостей зловещийтанец, после чего расположились у их ног. Затем гостям были предложеныугощения, какие обычно приносят в жертву духам умерших, сплошь черные наблюдах того же цвета. Гости же дрожали от страха, ожидая, что в следующиймиг им перережут горло. Все, кроме Домициана, онемели. Царила мертваятишина, как будто они уже находились в царстве мертвых. Император жепринялся громко рассуждать о смерти и об убийствах. Наконец он их отпустил.Но сперва он удалил их рабов, которые их ждали в передней. Он поручил гостейдругим рабам, им незнакомым, и велел препроводить их в повозки или носилки.Таким образом он внушил им еще больше страха. Едва гости оказались у себядома и перевели дух, как к каждому стали являться посыльные императора.Теперь каждый из них был уверен, что тут-то и настал его последний час.Между тем один из них принес пластинку из серебра. Другие пришли с разнымипредметами, среди них блюда из драгоценного материала, которые подавались вовремя еды. Наконец у каждого из гостей появился мальчик, прислуживавший емукак его особый дух, но теперь вымытый и украшенный. После ночи, проведеннойи смертельном страхе, теперь они получали подарки" '. Таков был "Пир покойников" у Домициана, как это назвал народ. Непрерывный страх, в каком он держал своих гостей, заставил ихзамолкнуть. Говорил только он, и он говорил про смерть и умерщвление.Казалось, будто они мертвы, а он один еще жив. На это угощение он собралвсех своих жертв, ибо именно жертвами они должны были себя чувствовать.Наряженный, как хозяин, но на самом деле словно переживший их, он обращалсяк своим жертвам, наряженным гостями. Ситуация подчеркивалась не толькоколичеством тех, кого он пережил, в ней была особая утонченность. Хотя онибыли как будто мертвы, он мог в любой момент умертвить их на самом деле. Всущности, так был начат процесс, позволявший ему пережить других. Отпускаяэтих людей, он их милует. Еще раз он заставляет их дрожать, поручая чужимрабам. Они добираются до дому -он вновь посылает к ним вестников смерти. Ониприносят им подарки, в том числе самый большой--жизнь. Он может, таксказать, послать их из жизни в смерть, а затем опять возвращать из смерти вжизнь. Этой игрой забавляется он не раз. Она дает ему высшее чувство власти- выше уже не придумаешь. Dio. Romische Geschichte. Epitome von Buch LXVII, Cap. 9.
Date: 2015-09-18; view: 273; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|