Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие мотивы поведения людей выделяют психологи?





 

Вопрос о мотивах, какими люди руководст­вуются в своих поступках, интересен для Кар­неги, поскольку он учит ими пользоваться. В книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" он перечисляет следующие восемь "основных" желаний: "Почти каждый нормальный возрослый человек хочет:

1)здоровья и сохранения жизни;

2) пищи;

3) сна;

4) денег и вещей, которые можно приобрести за деньги;

5) жизни в загробном мире;

6) сексуального удовлетворения;

7) благополучия своих детей;

8) сознания собственной значительности".

Не будучи специалистом ни в психологии, ни, тем более, в бого­словии, - Карнеги, как мы видим, с легкостью допускает смешение желаний, мотивированных страхом что-то потерять, с желаниями получить удовольствие, которые и наука, и богословие обычно чет­ко разделяют. Возможно, в своей книге, рассчитанной на некий сред­ний уровень восприятия, он стремился не перегружать читателя из­лишней четкостью дефиниций. Однако, если слегка подправить этот недостаток, то получается вполне ясная картина,

К желаниям, мотивированным страхом, из перечисленных им мотивов относятся: желание здоровья и сохранения жизни, которое приходит либо когда человека постигает болезнь, либо по причине страха потерять здоровье и жизнь - оно обусловлено телесно-биоло­гической природой человека; желание благополучия своим детям обусловлено страхом неблагополучия и связано с эмоциональной сферой души; наконец, желание жизни в загробном мире мотивиро­вано мистическим страхом смерти, являющимся ярко выраженным результатом первородного греха - оно возникает в высшей сфере проявлений человека, на уровне его духа и самосознания.

Те же три сферы человеческой жизни присутствуют и в желани­ях удовольствия, которое способно приносить удовлетворение ре­альных или мнимых потребностей человека. К уровню биологиче­ского функционирования относится желание сна, пищи, сексуального удовлетворения. К душевно-эмоциональному уровню - желание де­нег и вещей, которые можно приобрести за деньги. Наконец, к уров­ню духа и самосознания относится желание сознавать собственную значительность.

Фундаментальная наука и христианская аскетика не считают же­лания, мотивированные страхом, ведущими, подлинно руководящими поведением людей. Окружающая жизнь сплошь и рядом показывает, что, когда возникает коллизия между ними и желаниями удовольст­вия, люди легко приносят их в жертву последним. Но Карнеги, как уже было сказано, писал не научное исследование, а руководство "как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", ему важны не только ведущие, но и второстепенные мотивы.

Помимо собственной классификации мотивов человеческого по­ведения Карнеги приводит еще два варианта, принадлежащих уче­ным: психологу Зигмунду Фрейду и философу Джону Дьюи. Мы можем сравнить все эти варианты с тем, какой дает авва Дорофей. В общем плане классификация древнего нравоучителя основана на Но­вом Завете и соответствует христианской традиции: "Как всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия, так и ложь бывает от этих трех причин".

Авва Дорофей не рассматривает естественные потребности и мотивы, обусловленные страхом их реализовать. В его поле зрения -ситуация, когда целью становится не поддержание жизни, а исклю­чительно удовольствие при удовлетворении реальных или мнимых потребностей. Определив три типа страстей, он в точности следует евангелисту Иоанну Богослову: "Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (I Ин. 2, 16). В данном случае библейское понятие "мир" означает, совокупность мирового зла. Важно, что и у евангелиста, и у писателя VII в. мы встречаемся с тремя уже знакомыми нам уровнями человеческой жизни: телес­ный - похоть плоти, сластолюбие; душевно-эмоциональный - похоть очей, сребролюбие; духовно-умственный - гордость житейская, сла­волюбие.

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, сократил число моти­вов, лежащих в основе всех наших поступков, до двух: сексуальное влечение и желание стать великим. А цитируемый Д. Карнеги аме­риканец Д. Дьюи, один из основателей философии прагматизма, во­обще считает самым глубоким стремлением, присущим человече­ской природе, желание быть значительным. "Запомните это выра­жение: желание быть значительным, - подчеркивает Карнеги. - Это существенно. Вы много прочтете об этом в данной книге".

 

Самая безотказная "педаль"

 

 

Соотнесение классификаций мотивов поведения людей, предложенных аввой Дорофеем, Д. Карнеги, 3. Фрейдом и Д. Дьюи

 

Уровни структурной организации человека   Причины лжи по авве Дорофею   Основные желания человека по Карнеги   Мотивы, лежащие в основе всех поступков людей по Фрейду   Глубочайшее стремление, присущее человеческой природе по Дьюи  

 

Желания, мотивированные страхом потерять: жизнь, благополучие, здоровье...

 

духовно-умственный       жизни в загробном мире;          
душевно -эмоциональный       благополучия своих детей;          
телесно-природный       здоровья и сохранения жизни;          

 

Date: 2015-09-05; view: 206; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию