Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Какие мотивы поведения людей выделяют психологи?
Вопрос о мотивах, какими люди руководствуются в своих поступках, интересен для Карнеги, поскольку он учит ими пользоваться. В книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" он перечисляет следующие восемь "основных" желаний: "Почти каждый нормальный возрослый человек хочет: 1)здоровья и сохранения жизни; 2) пищи; 3) сна; 4) денег и вещей, которые можно приобрести за деньги; 5) жизни в загробном мире; 6) сексуального удовлетворения; 7) благополучия своих детей; 8) сознания собственной значительности". Не будучи специалистом ни в психологии, ни, тем более, в богословии, - Карнеги, как мы видим, с легкостью допускает смешение желаний, мотивированных страхом что-то потерять, с желаниями получить удовольствие, которые и наука, и богословие обычно четко разделяют. Возможно, в своей книге, рассчитанной на некий средний уровень восприятия, он стремился не перегружать читателя излишней четкостью дефиниций. Однако, если слегка подправить этот недостаток, то получается вполне ясная картина, К желаниям, мотивированным страхом, из перечисленных им мотивов относятся: желание здоровья и сохранения жизни, которое приходит либо когда человека постигает болезнь, либо по причине страха потерять здоровье и жизнь - оно обусловлено телесно-биологической природой человека; желание благополучия своим детям обусловлено страхом неблагополучия и связано с эмоциональной сферой души; наконец, желание жизни в загробном мире мотивировано мистическим страхом смерти, являющимся ярко выраженным результатом первородного греха - оно возникает в высшей сфере проявлений человека, на уровне его духа и самосознания. Те же три сферы человеческой жизни присутствуют и в желаниях удовольствия, которое способно приносить удовлетворение реальных или мнимых потребностей человека. К уровню биологического функционирования относится желание сна, пищи, сексуального удовлетворения. К душевно-эмоциональному уровню - желание денег и вещей, которые можно приобрести за деньги. Наконец, к уровню духа и самосознания относится желание сознавать собственную значительность. Фундаментальная наука и христианская аскетика не считают желания, мотивированные страхом, ведущими, подлинно руководящими поведением людей. Окружающая жизнь сплошь и рядом показывает, что, когда возникает коллизия между ними и желаниями удовольствия, люди легко приносят их в жертву последним. Но Карнеги, как уже было сказано, писал не научное исследование, а руководство "как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", ему важны не только ведущие, но и второстепенные мотивы. Помимо собственной классификации мотивов человеческого поведения Карнеги приводит еще два варианта, принадлежащих ученым: психологу Зигмунду Фрейду и философу Джону Дьюи. Мы можем сравнить все эти варианты с тем, какой дает авва Дорофей. В общем плане классификация древнего нравоучителя основана на Новом Завете и соответствует христианской традиции: "Как всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия, так и ложь бывает от этих трех причин". Авва Дорофей не рассматривает естественные потребности и мотивы, обусловленные страхом их реализовать. В его поле зрения -ситуация, когда целью становится не поддержание жизни, а исключительно удовольствие при удовлетворении реальных или мнимых потребностей. Определив три типа страстей, он в точности следует евангелисту Иоанну Богослову: "Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (I Ин. 2, 16). В данном случае библейское понятие "мир" означает, совокупность мирового зла. Важно, что и у евангелиста, и у писателя VII в. мы встречаемся с тремя уже знакомыми нам уровнями человеческой жизни: телесный - похоть плоти, сластолюбие; душевно-эмоциональный - похоть очей, сребролюбие; духовно-умственный - гордость житейская, славолюбие. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, сократил число мотивов, лежащих в основе всех наших поступков, до двух: сексуальное влечение и желание стать великим. А цитируемый Д. Карнеги американец Д. Дьюи, один из основателей философии прагматизма, вообще считает самым глубоким стремлением, присущим человеческой природе, желание быть значительным. "Запомните это выражение: желание быть значительным, - подчеркивает Карнеги. - Это существенно. Вы много прочтете об этом в данной книге".
Самая безотказная "педаль"
Соотнесение классификаций мотивов поведения людей, предложенных аввой Дорофеем, Д. Карнеги, 3. Фрейдом и Д. Дьюи
Желания, мотивированные страхом потерять: жизнь, благополучие, здоровье...
Date: 2015-09-05; view: 242; Нарушение авторских прав |