Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теперь и тогдаСтр 1 из 8Следующая ⇒ ПРОТ. МИХАИЛ ДРОНОВ. ТАЛАНТ ОБЩЕНИЯ: ДЕЙЛ КАРНЕГИ ИЛИ АВВА ДОРОФЕЙ? // ЧЕЛОВЕК. 1998 На книжных полках практически каждого магазина сегодня у нас непременно присутствуют объемистые тома американца Дейла Карнеги. Кто же этот автор, которого так много печатают и, по-видимому, много читают? В одной из первых массовых публикаций на русском языке книг Дейла Карнеги (1888-1955) он представлен читателям как "специалист в области человеческих отношений". Он - практик, который осмыслил составляющие собственного успеха во "влиянии на людей" для удачного бизнеса, и, таким образом, оказался на знамени "американского образа жизни". Если учитывать, что вторая половина XX века - период тотальной американизации земного шара, то, можно сказать, Карнеги -один из идеологов нынешней цивилизации вообще.
Истоки отчуждения людей
Теперь и тогда
Главный девиз Карнеги: "избегайте конфликтов"; однако многие психологи считают, что сегодня конфликты и конфликтные ситуации отступают на задний план перед другой, куда более пугающей проблемой современности. Конфликты - это неудача общения; они происходят оттого, что человек не хочет принимать людей такими, какие они есть. Еще страшнее противоположная крайность: заведомый отказ от подлинного межличностного контакта и подмена его формальными поверхностными отношениями. Вместо глубокого искреннего общения - заученный ритуал вежливости, да и то - в лучшем случае. Человек всем своим видом и поведением как бы предупреждает другого: "Ты мне интересен лишь как объект, выполняющий свои социальные функции, меня не интересует, чем ты живешь на самом деле! и ты тоже не переступай порога моего внутреннего мира". Как следствие - глубочайшее одиночество и отчужденность современного человека, что в развитых "постиндустриальных" странах подает повод для серьезной озабоченности врачам-психиатрам. Внутренняя установка на уклонение от личностного контакта, по сути дела, приводит к тому же результату, что и всякая ложь, разрушающая прежде всего подлинные взаимоотношения людей. Более того, перестав видеть в окружающих людях их личностную глубину, человек просто теряет чувство реальности: он уже не понимает, почему ложь хуже правды. Ведь это, когда люди общаются с глубокой душевной открытостью друг другу, правдивость сближает их, а любая попытка покривить душой - отдаляет. Когда же их общение поверхностно-формально, то правдивость обесценивается, а ложь, напротив, перестает страшить потерей взаимной близости - нельзя потерять то, чего нет... Христианские отцы Церкви всегда подчеркивали эту главную опасность лжи, которая обрывает межличностную связь между людьми и связь человека с Богом. Разумеется, проблема лжи тогда не стояла так остро, как теперь, ложь не была настолько общепринятой формой общения, как в наши дни. Тем не менее, по своей внутренней структуре этот порок одинаков во все времена. В данной связи представляет интерес поучение О том, что не должно лгать преподобного аввы Дорофея1 (Поучение 9). Поэтому прежде чем подойти к анализу этической системы Д. Карнеги, имеет смысл уточнить позиции, на которых стоит христианское святоотеческое нравоучение. Преподобный Дорофей жил в конце VI - начале УП веков, и его беседы адресованы монахам, находившимся в общем жительстве обители. Для нас ценно, что они рассчитаны на людей, связанных общим образом жизни и общим трудом, и поэтому беседы достаточно близки большинству наших современников, работающих или учащихся в тесном соприкосновении с окружающими их людьми. Патриархальный быт стал подавать явные признаки своего отмирания лишь каких-то 100-150 лет назад. Жизнь людей при подобном укладе была полностью замкнута внутрисемейным кругом и характеризовалась известным афоризмом: "Мой дом - моя крепость". Социальные отношения в "киновиях" и "лаврах", населенных собравшимися туда для совместного духовного и телесного труда монахами, тогда были исключением. Теперь подобный тип социальных отношений стал повсеместной реальностью жизни. Теперь каждый человек не меньше половины своего времени проводит в "коллективе" людей, случайно оказавшихся вместе: группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, больничная палата, очередь, туристическая группа, - да мало ли еще что! И везде человек так или иначе общается с окружающими "случайными" людьми, с которыми его сближает лишь общее дело или место. Как это ни покажется странным человеку, вступающему в XXI век, наша стремительная жизнь, очень далекая по характеру социальных связей от патриархального уклада, достаточно близка к монашеским "республикам" IV или VII веков. Тогда только монастырь представлял собой сообщество не связанных родственными узами людей, или людей, не являющихся со-рабами, со-ратниками, но в то же время строящих свои весьма тесные взаимоотношения на принципах полного взаимного равенства. "Хочу вам, братия, воспомянуть несколько о лжи, ибо я вижу, что вы не очень стараетесь удерживать язык свой, от чего мы легко увлекаемся во многое зло", - начинает девятое поучение авва Дорофей. И далее, со свойственной ему ясностью мышления и склонностью к классификациям, он разделяет ложь на типы: "Есть три различных вида лжи: иной лжет мыслею, другой лжет словом, а иной лжет самою жизнею своею". Совсем кратко учение о трех видах лжи аввы Дорофея можно охарактеризовать так: ложь мыслью — это когда человек собственные мечтания принимает за реальность. Ложь словом - искажение действительности с какой-то корыстной целью. И, наконец, ложь жизнью - сознательное сокрытие порока под видом добродетели.
|