Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теперь и тогда





ПРОТ. МИХАИЛ ДРОНОВ. ТАЛАНТ ОБЩЕНИЯ: ДЕЙЛ КАРНЕГИ ИЛИ АВВА ДОРОФЕЙ? // ЧЕЛОВЕК. 1998

На книжных полках практически каждого магазина сегодня у нас не­пременно присутствуют объемистые тома американца Дейла Карне­ги. Кто же этот автор, которого так много печатают и, по-видимому, много читают? В одной из первых массовых публикаций на русском языке книг Дейла Карнеги (1888-1955) он представлен читателям как "специалист в области человеческих отношений". Он - практик, который осмыслил составляющие собственного успеха во "влиянии на людей" для удачного бизнеса, и, таким образом, оказался на зна­мени "американского образа жизни".

Если учитывать, что вторая половина XX века - период тоталь­ной американизации земного шара, то, можно сказать, Карнеги -один из идеологов нынешней цивилизации вообще.

 

 

Истоки отчуждения людей

 

Теперь и тогда

 

Главный девиз Карнеги: "избегайте конфликтов"; однако многие психологи считают, что сегодня конфликты и конфликтные ситуа­ции отступают на задний план перед другой, куда более пугающей проблемой современности. Конфликты - это неудача общения; они происходят оттого, что человек не хочет принимать людей такими, какие они есть. Еще страшнее противоположная крайность: заведо­мый отказ от подлинного межличностного контакта и подмена его формальными поверхностными отношениями. Вместо глубоко­го искреннего общения - заученный ритуал вежливости, да и то - в лучшем случае. Человек всем своим видом и поведением как бы пре­дупреждает другого: "Ты мне интересен лишь как объект, выполня­ющий свои социальные функции, меня не интересует, чем ты жи­вешь на самом деле! и ты тоже не переступай порога моего внутрен­него мира". Как следствие - глубочайшее одиночество и отчужден­ность современного человека, что в развитых "постиндустриаль­ных" странах подает повод для серьезной озабоченности врачам-пси­хиатрам.

Внутренняя установка на уклонение от личностного контакта, по сути дела, приводит к тому же результату, что и всякая ложь, раз­рушающая прежде всего подлинные взаимоотношения людей. Более того, перестав видеть в окружающих людях их личностную глубину, человек просто теряет чувство реальности: он уже не понимает, по­чему ложь хуже правды. Ведь это, когда люди общаются с глубокой душевной открытостью друг другу, правдивость сближает их, а лю­бая попытка покривить душой - отдаляет. Когда же их общение поверхностно-формально, то правдивость обесценивается, а ложь, на­против, перестает страшить потерей взаимной близости - нельзя по­терять то, чего нет...

Христианские отцы Церкви всегда подчеркивали эту главную опасность лжи, которая обрывает межличностную связь между людьми и связь человека с Богом. Разумеется, проблема лжи тогда не стояла так остро, как теперь, ложь не была настолько общепри­нятой формой общения, как в наши дни. Тем не менее, по своей вну­тренней структуре этот порок одинаков во все времена.

В данной связи представляет интерес поучение О том, что не должно лгать преподобного аввы Дорофея1 (Поучение 9). Поэтому прежде чем подойти к анализу этической системы Д. Карнеги, имеет смысл уточнить позиции, на которых стоит христианское святоотеческое нравоучение. Преподобный Дорофей жил в конце VI - нача­ле УП веков, и его беседы адресованы монахам, находившимся в об­щем жительстве обители. Для нас ценно, что они рассчитаны на лю­дей, связанных общим образом жизни и общим трудом, и поэтому беседы достаточно близки большинству наших современников, рабо­тающих или учащихся в тесном соприкосновении с окружающими их людьми.

Патриархальный быт стал подавать явные признаки своего от­мирания лишь каких-то 100-150 лет назад. Жизнь людей при подоб­ном укладе была полностью замкнута внутрисемейным кругом и ха­рактеризовалась известным афоризмом: "Мой дом - моя крепость". Социальные отношения в "киновиях" и "лаврах", населенных со­бравшимися туда для совместного духовного и телесного труда мона­хами, тогда были исключением. Теперь подобный тип социальных отношений стал повсеместной реальностью жизни. Теперь каждый человек не меньше половины своего времени проводит в "коллекти­ве" людей, случайно оказавшихся вместе: группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, больничная палата, очередь, туристическая группа, - да мало ли еще что! И везде чело­век так или иначе общается с окружающими "случайными" людьми, с которыми его сближает лишь общее дело или место. Как это ни покажется странным человеку, вступающему в XXI век, наша стре­мительная жизнь, очень далекая по характеру социальных связей от патриархального уклада, достаточно близка к монашеским "респуб­ликам" IV или VII веков. Тогда только монастырь представлял собой сообщество не связанных родственными узами людей, или людей, не являющихся со-рабами, со-ратниками, но в то же время строящих свои весьма тесные взаимоотношения на принципах полного взаим­ного равенства.

"Хочу вам, братия, воспомянуть несколько о лжи, ибо я вижу, что вы не очень стараетесь удерживать язык свой, от чего мы легко увлекаемся во многое зло", - начинает девятое поучение авва Доро­фей. И далее, со свойственной ему ясностью мышления и склонно­стью к классификациям, он разделяет ложь на типы: "Есть три раз­личных вида лжи: иной лжет мыслею, другой лжет словом, а иной лжет самою жизнею своею".

Совсем кратко учение о трех видах лжи аввы Дорофея можно охарактеризовать так: ложь мыслью — это когда человек собствен­ные мечтания принимает за реальность. Ложь словом - искажение действительности с какой-то корыстной целью. И, наконец, ложь жизнью - сознательное сокрытие порока под видом добродетели.

 

Date: 2015-09-05; view: 201; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию