Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В)Массовая культура. Культурологическая мысль о массовой культуре





Термин масссовая культура (лат. massa ‘слиток, ком, глыба, кусок’) отражает неоднозначное и во многом негативное содержание этого культурного явления. Массовая культура – это тип культуры, рассчитанный на максимально широкий круг людей, преодолевающий благодаря своей шаблонности национальные и этнические границы, часто связанный с индустрией развлечений.

Проявления массовой культуры встречались еще в древние времена в виде грубых и массовых зрелищ в виде петушиных или гладиаторских боев, цирков и балаганов. В индустриальную эпоху, начиная с 19 в.по ходу развития рыночно-капиталистических отношений они приобретали ярко выраженную коммерческую окраску, масштабный характер и множество различных форм: эстрадные концерты, цирковые представления, спортивные мероприятия, в дальнейшем реалити-шоу и ток-шоу. В стадию наивысшего развития она вошла с середины 19 в. в связи с разбитием СМИ, особенно радио и телевидения. Это дало возможность транслировать массовую культуру на максимально широкие круги аудитории.

Чисто внешняя сторона определения массовая по отношению к доминирующей культурной ситуации современности характеризует культурную продукцию, производимую в огромном объеме, рассчитанные на большие аудитории (включая материальные продукты массового потребления.. Но содержание понятия массовая культура определяется не только количественными, но и качественными характеристиками. Прежде всего это формульность, ориентация на определенные шаблоны, заслужившие массовое внимание и одобрение. При этом сами шаблоны имеют очень широкое, часто общемировое распространение. Этим они отличаются от народной культуры, которая имеет региональную или этническую окраску и замыкаются в ней. Например, ситуация фильмов-экшенов, когда главный положительный героя находится на грани неминуемой гибели, но в последний момент чудесным образом спасается. Несомненно, в массовой культуре существуют моменты новаторства и динамики. Однако чаще всего они имеют циклический характер. То есть, заканчивается цикл новшеств и вновь происходит возврат к старому, как в случае с тенденциями индустрии моды. В плане содержания она предполагает зрелищность. Это авантюрность или/или грубоватый юмор, неожиданные повороты сюжета и сложность интриги в литературе и кино. Бьющие через край эмоции в музыке. Ярко выраженная актуальность ток-шоу и теленововстей. Яркая и неожиданная раскраска одежды или иных аксессуаров.

Массовая культура играет позитивную роль в жизни человека. Например, американский исследователь Дж.Кавелти указывал на то, что массовая литература благодаря своей зрелищности избавляет человека от угнетающих впечатлений повседневной жизни и выполняет рекреативную функцию. Более того, пусть и грубое, но утверждение высших ценностей (справедливость, любовь, взаимопомощь) компенсирует ощущение неудовлетворенности от реальной жизни (как в фильмах Д.Чана гонконговского периода).

Однако у массовой культуры есть и оборотная сторона. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку». Чтобы угодить большинству и иметь коммерческий эффект, массовая культура тяготеет к стереотипам, то есть к примитивным и односторонним, но широко распространенным представлениям. Для привлечения масс деятели массовой культуры апеллируют к низшим инстинктам, и, например, телевидение превращается в рассадник насилия и опошленной сексуальности. И самое главное, талант в массовой культуре, как правило, отдается в жертву коммерческому успеху. Например, талантливого и перспективного писателя заметила публика. Чтобы заработать больше денег, он начинает штамповать по роману в месяц. При этом используются ранее наработанные схемы и шаблоны, или даже литературные негры, и вместо творческого совершенствования происходит деградация. То же самое происходит с талантливым певцом. Чтобы не сорвать голос в ходе постоянных гастролей, дающих большие деньги, он начинает петь под фонограмму. Более того, непритязательные массы часто изначально предпочитают внешний блеск и лоск или сексуальные формы. В этой ситуации талант вообще не нужен.

Результатом господства массовой культуры стало так называемое массовое общество. Х. Ортега-и-Гасет одним из первых охарактеризовал массовое общество в работе “Восстание масс”. В образе человека-массы он представил преобладающий в западном обществе тип личности, не выделяющийся особыми качествами в отличие от избранного меньшинства. Для такого человека характерна безликость, некритичность, поверхностность, позволяющая им легко управлять и манипулировать вне зависимости от политического режима (будь то фашизм, тоталитаризм или демократия). Но при этом инертно плывущий по течению массовый человек ведет себя, как подобает хозяину жизни, словно в мире существуют только он и подобные ему. Именно такая масса склонна третировать или даже терроризировать в чем-то выдающихся и талантливых личностей, становясь причиной культурного застоя и деградации. Не случайно император тиран Нерон любил стимулировать активность и любовь масс зрелищами. Через практику доносительства массы становились орудием преследования выдающихся людей в сталинском СССР под лозунгом борьбы с вредительством. То же самое происходило в гитлеровской Германии и США 1950-х гг.под лозунгом борьбы с коммунизмом.

Итак, бытие и особенности жизнедеятельности массового человека часто определяются как низшие и неразвитые, так как массовая культура, предлагая человеку усвоение стандартов обеспечивающих его комфортное существование, одновременно помогает спрятаться от реальности и заблокироваться от мира живой духовности.

 

Date: 2015-09-03; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию