Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б)Обыденная и специализированная культуры





Следующим структурным основанием для выделения типов культур является степень их упорядоченности. Обыденный уровень культуры включает обычную повседневную практику и связан с привычным образом жизни людей. Повседневная культура не предусматривает специально организованного усвоения знаний и умений. Ею овладевают в процессе повседневных социальных контактов и воспитательной практики не связанной с четкой системностью и устойчивой системой методов. Она в основном связана с элементарными правилами поведения, задается обычаями, нормами морали, в меньшей степени – корпоративными и правовыми нормами. К этой области, например, относятся правила личной гигиены, основополагающие нормы этикета (например, здороваться с незнакомыми людьми), навыки поведения в повседневных ситуациях (внимательно смотреть по сторонам при переходе проезжей части, постоянно следить за молоком на плите, чтобы не убежало, запирать, или наоборот, не запитать дверь, когда уходишь из дома и др.). Механизмы обыденной культуры действуют в основном в близком социальном окружении конкретного человека. Несистематическое нарушение норм и правил обыденной культуры может не замечаться окружающими либо не влечет за собой ярко выраженной реакции. Например, мало кто обратит внимание на то, что человек один раз не помыл руки перед едой или забыл поздороваться. Систематическое (либо личностно значимое для других) нарушение влечет за собой неформальные санкции. Например, соседи судачат, если вы перестали здороваться с ними, муж выразит недовольство жене за небрежно приготовленный обед, отец отчитает сына захотевшего перебежать через оживленную дорогу.

Специализированная культура – это тип и уровень культур, который является результатом профессиональной деятельности, требует специальных средств для подготовки специалистов и отличается максимальной упорядоченночтью. культуры является результатом профессиональной деятельности. Если обыденная культура была изначально присуща человеку как виду живых существ, то рассматриваемый вид (уровень) стал приобретать самостоятельность и значимость в процессе социально-профессиональной дифференциации людей, когда появлялись специфические и в то же время общественно значимые сферы деятельности. Яркие примеры ранней профессиональной культуры – культура писцов в древнем Египте или воинская культура в Спарте. Рассматриваемый уровень культуры предполагает специальные и систематизированные методики, долговременное совершенствование в определенной деятельности и усилия по сохранению высокого уровня навыков. Специализированная культура по преимуществу связана с корпоративными и правовыми нормами. Санкции за систематическое и явное нарушение этих норм чаще имеют формальный и жесткий характер. Например, проявившее трусость подразделение римского легиона проходит через позорные ритуалы, предшествующие его частичной или тотальной казни. Систематически опаздывающий и выпивающий работник увольняется по статьям трудового кодекса о профессиональном несоответствии с записью в трудовой книжке. Дальнейшее развитие общества сопровождалось усилением роли специализированной культуры. Большинство людей в современных развитых странах являются специалистами в какой-либо области и носителем соответствующей профессиональной культуры: педагогическая культура, культура предпринимательства, культура сервисного обслуживания, культура различных отраслей материального производства и связанная с ней техника безопасности. Этот уровень накладывает отпечаток профессионализма и на области, ранее связанные с обыденной культурой. Это строго организованная подготовка подрастающих поколений в системе начального и общего среднего образования, это получение прав на вождение транспорта (раньше для управления конем или бричкой этого не требовалось), это формализованные и иногда жесткие санкции за нарушение ПДД простым пешеходом. Однако при этом не следует принижать значимость обыденной культуры. Без ее основополагающих навыков невозможна и специализированная культура. Например, человек вряд ли станет ученым, если повседневное воспитание не раскрыло и не сформировало в нем усидчивость, привычку глубоко мыслить.

 

Структура культуры по Орловой Э.А. (Орлова Э.А. Морфология культуры / Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. С. 293).

 

культура
Специализированный уровень (специальный, элитарный) Обыденный уровень (культура повседневности)
Кумулятивный уровень   Трансляционный уровень (каналы связи)      
Экономическая культура   Сфера образования   СМК   Учреждения культуры Домашнее хозяйствование  
Политическая культура Нравы и обычаи
Правовая культура мораль
Философская культура Обыденное мировоззрение
Научно-техническая культура Практические технологии
Художественная культура Обыденная эстетика
   

 

Специализированный уровень подразделяется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности социума) и трансляционный. Исходя из антропологической модели человека, на кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К ним относятся: хозяйственная культура, политическая культура, правовая культура, философская культура, религиозная культура, научно-техническая культура, художественная культура.

Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Это взаимное влияние происходит на трансляционном уровне. Он включает в себя следующие элементы: сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям; средства массовой коммуникации (СМК) — телевидение, радио, печать, — где осуществляется взаимодействие между "высокими" ценностями и ценностями повседневной жизни, нормами, традициями, произведениями искусства и массовой культурой; социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т.п.).

Наконец, можно выделить ценностный уровень, который надстраивается над рассмотренными уровнями. Это главные ценностные ориентиры индивида и социума, направленные на гармоничное и продуктивное взаимодействие с окружающим миром. Их нарушение влечет за собой самые жесткие санкции или саморазрушение. За убийство (попрание ценности человеческой жизни) в большинстве социумов следовала и следует суровое наказание. Общество, в котором культивируются антиценности, обречено на деградацию и гибель (к подобным примерам нам еще предстоит обращаться).

Структурные типы культуры выделяют и с точки рения социальной дифференциации. То есть, в обществе существуют общности и группы, которые являются носителями специфических признаков и соответствующих им типов культуры. Это пожалуй, самая многосоставная типология культур, поскольку эти дифференцирующие признаки самые разнообразные, их мы рассмотрим далее при осмыслении феномена субкультуры.

 

Date: 2015-09-03; view: 3431; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию